г. Москва |
|
11 сентября 2019 г. |
Дело N А40-234317/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Республики Калмыкия
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2019 по делу N А40-234317/18
принятое судьей Сизовой О.В.,
по заявлению: Правительства Республики Калмыкия
к Министерству финансов Российской Федерации
третьи лица: 1.Федеральное казначейство,
2.Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия,
3.Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
о признании недействительным Приказа,
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Шиляев А.П. по дов. от 10.03.2017; |
от третьих лиц: |
1. не явился, извещен; 2. не явился, извещен; 3. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.04.2019, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований Правительства Республики Калмыкия о признании недействительным приказа Минфина России от 11.05.2018 г. N 496 отказано.
Отменены обеспечительные меры принятые, определением Арбитражного суда Республика Калмыкия от 19.07.2018 г.
В остальной части, дополнительным решением от 26.06.2019 производство по делу N А40-234317/18 прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Правительство Республики Калмыкия (далее - заявитель, Правительство РК) обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Основанием для обращения Правительства Республики Калмыкия в суд явилось списание Управлением Федерального казначейства по Республике Калмыкия из бюджета республики денежных средств в доход федерального бюджета во исполнение приказа Минфина России от 11.05.2018 N 496 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета" (далее - приказ N 496).
В обоснование апелляционной жалобы Правительство РК привело доводы, аналогичные доводам, указанным в заявлении об обжаловании ненормативных правовых актов.
В частности, заявитель указал, что Правительство Республики Калмыкия не является получателем средств субсидии из федерального бюджета, не имеет счета в УФК по Республике Калмыкия, следовательно, не могло совершить бюджетных нарушений, а также не было объектом контроля, в связи с чем в отношении Правительства Республики Калмыкия необоснованно применены бюджетные меры принуждения. Условия предоставления субсидий, по мнению заявителя, соблюдены.
В судебное заседание не явился представители заявителя, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Минфина России доводы апелляционной жалобы отклонили за необоснованностью. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Суд, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, установил, что в период с 18.01.2018 по 14.02.2018 Управлением Федерального казначейства по Республике Калмыкия (далее - контрольный орган) в отношении Минсельхоза РК проведена внеплановая камеральная проверка по соблюдению условий софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации с использованием субсидий из федерального бюджета, предоставленных Республике Калмыкия в 2015 году.
По результатам контрольных мероприятий контрольными органам оформлены акт проверки, уведомление о применении бюджетных мер принуждения (Федеральное казначейство) и Минфином России оспариваемый приказ
Из акта камеральной проверки от 14 февраля 2018 года Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия следует, что Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия нарушены положения пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанные контрольные мероприятия проведены в рамках предоставленных пунктом 3 статьи 166.1 и статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляемых Федеральным казначейством, в том числе через свои территориальные органы, в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ и пунктами 39-43 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092).
Согласно Акту проверки УФК по Республике Калмыкия в деятельности Министерства сельского хозяйства Калмыкия выявлены бюджетные нарушения в виде нарушения условий софинансирования (сокращение размера финансирования расходов за счет средств республиканского бюджета), установленных Соглашением 22.07.2015 N 1151/20-с, при исполнении расходных обязательств Республики Калмыкия на реализацию мероприятий в отрасли сельского хозяйства, софинансируемых за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета, в частности, на мероприятие по мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в рамках федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 922, далее - Программа N 922).
Акт проверки и прилагаемые к нему материалы направлены в Федеральное казначейство для принятия Руководителем Федерального казначейства решения о направлении в Минфин России уведомления о применении бюджетных мер принуждения (пункты 46, 47 и 71 Правил N 1092).
Рассмотрев акт проверки и представленные материалы, руководитель Федерального казначейства направил в Минфин России уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 12.04.2018 N 07-04-04/09-6733 (далее -Уведомление о БМП N 6733), в котором в краткой форме отражены обстоятельства бюджетных нарушений, указанные в Акте проверки, и суммы средств субсидий, использованных с нарушением условий софинансирования, подлежащие бесспорному взысканию.
На основании указанного Уведомления о БМП министр финансов Российской Федерации издал оспариваемый приказ N 496 (пункт 1 статьи 306.2 БК РФ), на основании которого из бюджета Республики Калмыкия (публичного-правового образования) бесспорно взыскана сумма средств в размере, указанном в приказе.
Приказ N 496 издан министром финансов Российской Федерации в пределах полномочий, предусмотренных пунктом 6 статьи 166 (до 18.07.2018) и пунктом 1 статьи 306.3 БК РФ, согласно которым министр финансов Российской Федерации имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат, а также в соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329.
Суд не усмотрел нарушений сроков при направлении акта проверки, Уведомления о применении бюджетных мер принуждения и издании приказов. Следовательно, указанные мероприятия в процедурной части не нарушают бюджетного законодательства.
Указывая на данные обстоятельства, суд правомерно сослался на положения пунктов 1 и 5 статьи 306.2 БК РФ.
Суд отметил, что заявителем не оспаривались обстоятельства в части порядка принятия указанных приказов, полномочий должностного лица, принявшего приказы, порядка проведения контрольных мероприятий УФК по РК и действия Федерального казначейства по оформлению и направлению Уведомления о БМП в Минфин России, а также сроки направления указанных документов и принятия приказа заявителями не оспариваются, из заявления не следует таких доводов.
Руководствуясь частью 3.1 статьи 70 АПК РФ суд обоснованно признал указанные обстоятельства признанными стороной заявителя, поскольку данные обстоятельства им прямо не оспаривались в заявлении.
Исследуя фактические обстоятельства бюджетного нарушения, указанного в акте проверки и Уведомлении о применении бюджетных мер принуждения, которые оспаривались заявителем, суд указал на следующее.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения пункт 1 статьи 132 БК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 132 БК РФ (в редакции на момент предоставления субсидии) установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Среди межбюджетных трансфертов, указанных в статье 129 БК РФ, предусмотрены субсидии.
Частью 3 статьи 7 Закона N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее -Закон N 264-ФЗ) установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 26.19 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), из федерального бюджета могут предоставляться субсидии бюджету субъекта Российской Федерации для долевого финансирования расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из указанных норм БК РФ и Закона N 264-ФЗ в их системном взаимодействии, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления (расходования) субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также определять уровни объемов и порядок расчета таких объемов предоставляемых субсидий, субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования (то есть софинансирования).
Согласно пункту 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации и абзацу четвертому статьи 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Следовательно, Правила предоставления субсидий должны соблюдаться всеми без исключения участниками межбюджетных отношений, получающими субсидии из федерального бюджета. Такие участники межбюджетных отношений в соответствии со статьёй 6 БК РФ именуются получателями средств федерального бюджета.
Согласно части 4 статьи 7 Закона N 264-ФЗ средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.
Таким образом, субсидии имеют целевой характер, в силу которого они не могут произвольно органами субъектов Российской Федерации перенаправляться на иные цели либо израсходованы в избыточном размере.
Указанными Правилами предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнениирасходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации в области мелиорации либо подпрограмм, которые реализуются в составе государственных программ субъектов Российской Федерации соответствующей отрасли или мероприятий в других государственных программах субъектов Российской Федерации (далее - региональные программы), предусматривающих возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, произведенных ими в рамках соответствующих мероприятий (пункт 2 Правил N 922).
При этом для целей софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации перечень мероприятий, предусмотренных правовыми актами (программами) субъектов Российской Федерации, должен соответствовать нормативным правовым актам Российской Федерации (то есть программам, утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации, подпункт "а" пункта 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999).
Указанное требование названных Правил является одним из условий предоставления субсидий из федерального бюджета, вытекающее из принципа целевого и адресного назначения субсидий, установленного статьёй 38 БК РФ.
Помимо указанного условия, названные Правила содержат также ряд обязательных условий, к которым отнесены такие как (пункт 3 Правил N 922):
наличие утвержденной государственной программы субъекта Российской Федерации (муниципальной программы) (содержащих соответствующие мероприятия), на софинансирование которых предоставляется субсидия;
наличие средств в бюджетах субъектов Российской Федерации (местных бюджетах) на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации (расходных обязательств муниципальных образований) (на реализацию мероприятий программ);
обязательство субъекта Российской Федерации не принимать расходные обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках региональных программ, которые могут повлечь необходимость увеличения расходов федерального бюджета на софинансирование принимаемых расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
Одним из условий предоставления субсидий является участие конкурсном отборе, для чего должно быть предусмотрено наличие в региональной программе средств бюджета субъекта Российской Федерации, направляемых на реализацию мероприятий, указанных в пункте 2 Правил, доля которых в общем объеме финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации составляет не менее 10 процентов (подпункт "з" пункта 5 Правил N 922).
При этом подпункт "ж" предусматривает наличие в региональной программе средств внебюджетных источников не менее 30 процентов от общего объема расходных обязательств, за исключением агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий, доля средств внебюджетных источников финансового обеспечения которых в общем объеме составляет не менее 10 процентов.
Следовательно, указанным пунктом Правил определена долевая составляющая средств бюджета субъекта Российской Федерации в общем объеме расходных обязательств субъекта Российской Федерации на осуществление мероприятий Программы N 922 и региональной программы.
Абзацем третьим пункта 12 Правил N 922 установлено, что в случае если доля средств бюджета субъекта Российской Федерации в общем объеме финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации менее уровня, предусмотренного подпунктом "з" пункта 5 Правил, и (или) доля средств внебюджетных источников финансового обеспечения региональной программы менее уровня, предусмотренного подпунктом "ж" пункта 5 Правил, размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, подлежит уменьшению в целях обеспечения соответствующего уровня софинансирования, а высвобождающиеся средства перераспределяются между бюджетами других субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение субсидии в соответствии с Правилами N 922.
Указанное условие Правил N 922 свидетельствует о том, что Правилами установлено долевое финансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации или софинансирование за счет средств двух бюджетов (федерального и субъекта РФ), находящихся в пропорциональном соотношении (в данном случае -за счет средств бюджета субъекта РФ - 30 %, за счет средств федерального бюджета - 70%).
Указанное соотношение (пропорция) является ориентировочным, окончательное соотношение объемов средств бюджетов стороны межбюджетного соглашения о предоставлении субсидии устанавливают в таком соглашении, указывая конкретные объемы средств в рублях, которые являются расходными обязательствами.
Пункты 14 и 15 Правил N 922 устанавливают, что субсидии из федерального бюджета предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидии бюджету субъекта, форму которого утверждает Минсельзхоз России. При этом Соглашение должно содержать условия, соответствующие пункту 10 Правил N 999 (за исключением подпунктов "в" - "д" пункта 10 данных Правил).
Термин "уровни софинансирования" по смыслу означает пропорцию (процентное соотношение либо соотношение между конкретными суммами средств в рублях либо в десятичных дробях (например: 30% + 70%, 300 руб. * 700 руб. или 0,3 -г- 0,7) между объемами средств субсидии из федерального бюджета и собственных средств бюджета субъекта РФ на осуществление программных мероприятий. Указанная пропорция определяется относительно общего (суммарного) объема средств, предусмотренных Соглашением на исполнение расходных обязательств субъекта РФ за счет двух бюджетов (федерального и регионального).
Указанные выше положения в их системном взаимодействии означают, что соглашением о предоставлении субсидии устанавливается не только адресное распределение субсидии и собственных средств субъекта РФ, но и конкретные размеры (объемы) выделяемых средств, как субсидии за счет федерального бюджета, так и за счет собственных средств бюджета субъекта РФ по каждому программному мероприятию.
При этом субъект РФ исходя из своих финансовых возможностей вправе увеличить долю своих расходов в целях сокращения расходов за счет средств бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников (то есть за счет перераспределения средств внутри консолидированного бюджета субъекта РФ, без участия в таком перераспределении средств федерального бюджета (ст. 31 БК РФ).
Таким образом, указанные Правила предоставления субсидий из федерального бюджета содержат условия софинансирования, определяемые долевым соотношением между средствами субсидии из федерального бюджета и средствами бюджета субъекта РФ, направляемыми на исполнение расходных обязательств субъекта РФ.
Кроме того, Правила N 922 содержат положения об обязательном возврате остатков средств субсидии, неиспользованной в текущем финансовом году субъектом Российской Федерации, в федеральный бюджет по окончании соответствующего финансового года (п. 22 Правил N 922).
Также Правилами N 922 предусмотрено условие принудительного возврата средств (путем взыскания) неиспользованных субсидий либо использованных с нарушением целевого назначения или условий предоставления (расходования) субсидий, а также в случае отсутствия потребности в субсидиях (п. 20, 21, Правил N 922, п. 22 Правил N 999).
Положения Правил N 922, регулирующие обязательный и принудительный возврат в федеральный бюджет неиспользованных средств субсидий (межбюджетных трансфертов) и (или) образовавшихся их остатков, предусмотрены пунктом 5 статьи 242 БК РФ.
Положения пункта 5 статьи 242 БК РФ являются императивными и подлежат неукоснительному соблюдению всеми участниками бюджетных отношений (в том числе межбюджетных отношений), получателями средств федерального бюджета.
Согласно абзацу двадцатому статьи 6 БК РФ под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Кроме того, указанные обязательства одновременно являются публичными обязательствами Российской Федерации и субъекта РФ в силу абзаца 22 статьи 6 БК РФ, согласно которому под публичными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Таким образом, с учетом вышеуказанных положений БК РФ об обязательствах, Российская Федерация и Республика Калмыкия, заключая Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета, и, предусматривая в Соглашениях конкретные суммы расходных обязательств за счет двух бюджетов, вытекающие из федерального закона о федеральном бюджете, распоряжений Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий, из закона Республики Калмыкия о республиканском бюджете на соответствующий год (2015) и региональной программы развития мелиорации, одновременно принимают на себя публичные обязательства по осуществлению соответствующих расходов на выполнение мероприятий как федеральной Программы N 922, так и региональной программы, на софинансирование которой в соответствующей пропорции (доле) предоставляются субсидии из федерального бюджета.
Во исполнение государственной программы N 922, Федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год, закона субъекта РФ о республиканском бюджете на 2015 год, указанных выше Правил между Минсельхозом России и Правительством Республики Калмыкия заключено Соглашение от 22.07.2015 N 1151/20-с (далее - Соглашение N 1151/20-с) о предоставлении субсидий из федерального бюджета Республике Калмыкия в 2015 году.
Предметом Соглашения N 1151/20-с является предоставление из федерального бюджета субсидий на софинансирование расходных обязательств Республики Калмыкия по реализации мероприятий, в том числе на Мероприятие.
В соответствии с пунктом 1.3 Соглашения N 1151/20-с высший исполнительный орган использует субсидии, указанные в пункте 1.2 Соглашения, в пределах годовых размеров субсидий, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.05.2015 N 933-р порядке и на условиях, установленных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 -2020 годы", приведенными в приложении N 7 к Программе.
Согласно пункту 1.4 Соглашения N 1151/20-с размер субсидий, предусмотренных Республике Калмыкия, подлежит сокращению в случае, если размер средств, предусмотренных в бюджете Республики Калмыкия на реализацию мероприятий Программы не позволяет обеспечить установленную долю расходов бюджета Республики Калмыкия в финансировании расходного обязательства Республики Калмыкия, софинансируемого за счет субсидии.
Указанное положение Соглашения является именно тем регулятором соотношения долей (объемов), уровней федерального и республиканского бюджетов, который устанавливает механизм сокращения средств субсидии в случае, если средств республиканского бюджета окажется недостаточно для исполнения расходных обязательств Республики Калмыкии Пунктом 2.2.1 Соглашения N 1151/20-с установлено обязательство высшего исполнительного органа по финансированию расходов по направлениям и в размерах, установленных в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению (в приложении N 1 указаны федеральные средства на субсидии, в приложении N 2 - бюджетные средства Республики Калмыкия, т.е. расходные обязательства).
Согласно пункту 2.2.6 Соглашения N 1151/20-с Высший исполнительный орган обеспечивает выполнение обязательств по финансированию мероприятий Программы, указанных в пункте 1.1 Соглашения в объемах, предусмотренных в приложении N 2 к Соглашению.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2.2.10 Соглашения N 1151/20-с в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения Республикой Калмыкия условий ее предоставления к Республике Калмыкия применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством.
Пунктом 3.3 Соглашения N 1151/20-с предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Соглашения.
Указанные выше условия Соглашения в их совокупности позволяют прийти к выводу, что в случае сокращения расходных обязательств Республикой Калмыкия, подлежащих исполнению в объемах, установленных Соглашением, предоставленные средства субсидий из федерального бюджета подлежат сокращению, а возникшие остатки субсидий по состоянию на 1 января следующего финансового года, подлежат возврату в федеральный бюджет. В случае невозврата остатков субсидий в федеральный бюджет, последние подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
В то же время указанные условия Соглашения и статья 26.19 Закона N 184-ФЗ устанавливают расходование бюджетных средств по долевому принципу (в установленных объемах) между средствами субсидий и собственными средствами бюджета Республики Калмыкия, то есть с соблюдением пропорции между средствами двух бюджетов при софинансировании расходных обязательств Республики Калмыкия, которые Республикой в лице Минсельхоза РК при осуществлении фактических расходов были нарушены.
В частности, суд установил.
Из акта проверки (стр. 45-50), уведомления о БМП N 6733 (раздел XII, стр. 22, 23) следует, что на Мероприятие общий объем средств за счет субсидии из федерального бюджета и средств бюджета Республики Калмыкия (далее - за счет средств двух бюджетов) предусматривался в размере 213 230 900 рублей:
- за счет средств федерального бюджета (субсидия) 184 296 000 рублей;
- за счет бюджета Республики Калмыкия 28 934 900 рублей.
Фактический расход средств двух бюджетов по отчету на осуществление
Мероприятия составил 163 963 421 рубль 19 копеек, из которых:
* за счет средств федерального бюджета (субсидия) 163 540 621 рубль 19 копеек (или 88,7380 % относительно планового объема средств федерального бюджета);
* за счет бюджета Республики Калмыкия 422 800 рублей 00 копеек (или 1,4612 % относительно планового объема средств республиканского бюджета).
Из указанных объемов фактических расходов за счет двух бюджетов видно, что при их осуществлении уменьшился общий объем потребности в бюджетных средствах (на 20 332 578,81 рублей), при этом средства федерального бюджета использованы в объеме, близком к полному, а расход средств республиканского бюджета значительно сокращен.
При условии сохранения пропорции между средствами бюджетов средства федерального бюджета могли быть израсходованы в объеме не более 141 713 994 рублей 88 копеек.
Нарушение условий софинансирования выразилось в перерасходе средств федерального бюджета на сумму 21 826 626 рублей 31 копейка, что отражено в приказе N 496.
Расчет размера перерасхода средств федерального бюджета выполнен по методике, утвержденной приказом Минфина России от 31.03.2017 N 53н, и основан на математических принципах расчета долей в общем объеме средств.
Указанная методика впоследствии была внесена в Правила N 999 постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2017 N 1519, пунктом 5 которого действию указанной методики (формулы) для расчетов размеров сумм, использованных с нарушением условия софинансирования, придана обратная сила, что позволило применять данную методику к субсидиям, предоставленным из федерального бюджета в проверяемый период.
Оценив указанные обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу о том, что:
Из приведенных результатов контроля исполнения бюджетных и расходных обязательств Республики Калмыкия следует, что Минсельхоз Республики Калмыкия в отсутствие экономических обоснований сократил расходные обязательства за счет средств бюджета Республики Калмыкия и неосновательно получил экономическое преимущество для бюджета Республики Калмыкия за счет перерасхода средств федерального бюджета, предоставленных Республике Калмыкия как публично-правовому образованию, на исполнение расходных обязательств Республики, тем самым нарушил условия софинансирования (соучастия в расходах), установленные Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации, и Соглашением о предоставлении субсидий.
При этом, сократив свои расходные обязательства, по сути, не исполнив собственный закон о республиканском бюджете, Республика фактически снизила общую потребность в бюджетных средствах на указанные программные мероприятия, в том числе за счет предоставленных субсидий из федерального бюджета, которые исходя из указанных обстоятельств были получены в бюджет Республики в повышенном размере с нарушением бюджетного законодательства.
Нарушение условий софинансирования при предоставлении субсидий является прямым следствием нарушения субъектом РФ принятых на себя расходных обязательств при их исполнении. При этом бремя исполнения расходных обязательств Республики переносится на федеральный бюджет в нарушение бюджетного законодательства (ст. 30 и 31 БК РФ).
Как отметил Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 21.10.2015 N 307-ЭС15-7013, предоставление финансовой помощи в форме субсидий не влечет за собой переход расходного обязательства к Российской Федерации, что соответствует принципу разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов (статья 30 БК РФ) и принципу самостоятельности бюджетов (статья 31 БК РФ), согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Пунктом 2 статьи 306.2 БК РФ предусмотрены бюджетные меры принуждения, к которым, в том числе отнесено бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Довод заявителя о достижении показателей результативности предоставления субсидии при таких обстоятельствах является несостоятельным, поскольку не может оправдывать получение экономии средств республиканского бюджета за счет избыточного расхода средств федерального бюджета.
Указанные доводы подтверждаются судебной практикой по делам: N А40-21933/2018, N А40-228313/2017, А40-56443/2017, N А40-54528/2017, N А40-231052/2017, N А40-11349/2018, А40-46285/2018 (Ярославль), А40-26964/18 (Томск) N А40-187934/2018 (КЧР), N А40-187925/2018 (КЧР), А40-187952/2018 (КЧР) и другими, в том числе с участием Счетной палаты Российской Федерации, выявившей в указанных делах за 2017 год нарушения субъектами Российской Федерации условий софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
Судом дана оценка доводам заявителя о том, что на Правительство РК не может быть возложена ответственность за несоблюдение условий софинансирования при исполнении расходных обязательств Республики как несостоятельным. Доводы заявителя о том, что Правительством РК не совершались бюджетные нарушения, являются несостоятельными и опровергаются преамбулой Соглашения, поскольку от имени Правительства РК Соглашение подписал министр сельского хозяйства РК, являющийся членом Правительства Республики.
При этом согласно положениям статьи 2 Закона Республики Калмыкия от 02.11.1998 N 1-П-З "О Правительстве Республики Калмыкия" Правительство РК представляет Республику в отношениях с федеральными органами государственной власти и вправе подписывать договоры и соглашения от имени Республики; контролирует деятельность министерств и иных органов исполнительной власти Республики.
Согласно статье 5 указанного Закона Правительство РК обеспечивает исполнение республиканского бюджета, разрабатывает и осуществляет государственную политику в области сельскохозяйственного производства, развития производственной и социальной инфраструктуры села.
Кроме того, в соответствии подпунктом "в" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с соглашениями с федеральными органами исполнительной власти (подпункт "з" пункта 2 статьи 21 Закона N 184-ФЗ).
Следовательно, как правильно пришел к выводу суд, Правительство РК не может не участвовать в распределении средств бюджета Республики, а также обязано обеспечивать контроль за его исполнением, в том числе контроль за расходованием бюджетных средств министерствами Республики, включая Минсельхоз РК.
Исследовав указанные обстоятельства, суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к обоснованному выводу о законности изданного Минфином России приказа N 496 от 11.05.2018, в связи с чем применил часть 3 статьи 201 АПК РФ и правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 97 АПК РФ обеспечение иска по ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело.
В пункте 25 Постановления от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что исходя из части 5 статьи 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
В связи с этим арбитражный суд вправе указать на отмену обеспечительных мер в названном судебном акте по ходатайству лица, участвующего в деле, что и было сделано судом.
В дополнительном решении от 26.06.2019 по настоящему делу, суд также дал развернутую оценку относительно извещений от 06.06.2018 N 19-09-05/38871, 19-09-05/38878 Минфина России об исполнении приказов, уведомления от 13.06.2018 N 05-09-07/02-6910.
Поскольку указанные документы не являются ненормативными правовыми актами, соответственно, не могут быть обжалованы в порядке главы 24 АПК РФ, что указывает на то, что требования в данной части не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Следовательно, производство по делу в данной части требований в соответствии с частью 1 статьи 150 АПК РФ правомерно прекращено судом первой инстанции.
Апелляционная жалоба не содержат сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционным жалобам распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.04.2019 по делу N А40-234317/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-234317/2018
Истец: Правительство Республики Калмыкия
Ответчик: Министерство Финансов РФ, УФК по Республике Калмыкия
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия, Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное Казначейство