г. Чита |
|
12 сентября 2019 г. |
Дело N А19-16685/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2019 года по делу N А19-16685/2018 по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840) к Администрации Байкальского городского поселения (ОГРН 1053848033095, ИНН 3837003620), к Байкальскому муниципальному образованию в лице Администрации Байкальского городского поселения (адрес: Иркутская область, г. Байкальск, мкр. Южный, квартал 3, д. 16), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" (ОГРН 1157746215527, ИНН 7722319952), Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340); Администрация Слюдянского городского поселения Слюдянского района (ОГРН 1053848033678, ИНН 3837003651), Администрация муниципального образования Слюдянский район (адрес: 665904, Иркутская область, Слюдянский район, г. Слюдянка, ул. Ржанова, 2) об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, о признании недействительной постановку на кадастровый учет,
(суд первой инстанции - С.Н. Антонова),
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Администрации Байкальского городского поселения, учтенным в порядке ст. 49 АПК РФ, с требованием:
1) истребовать из незаконного владения Администрации Байкальского городского поселения Слюдянского района Иркутской области, земельные участки с КН: - 38:25:041004:2 с местоположением: Иркутская область, Слюдянский район, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир 3 отстойник. Участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению на юг, площадью 26624 кв.м.
- 38:25:041004:1 с местоположением: Иркутская область, Слюдянский район, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир между отстойником и карьером, площадью 5350 кв. м.,
входящие в состав земельных участков лесного фонда Слюдянского лесничества Байкальского участкового лесничества Байкальская дача:
38:25:041004:2 - в квартале 11 части выделов 12, 13, 15, 17, 18, 23, площадь наложения 2,6624 га.
38:25:041004:1 - в квартале 7 часть выдела 22, в квартале 11 часть выделов 12, 13, площадь наложения 0.5350 га.
2) Обязать Администрацию Байкальского городского поселения Слюдянского района Иркутской области передать в пользу Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Федерального агентства лесного хозяйства земельные участки с кадастровыми номерами:
38:25:041004:2, площадью 26624 кв.м. с местоположением: Иркутская область, Слюдянский район, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир отстойник. Участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению на юг;
38:25:041004:1, площадью 5350 кв. м. с местоположением: Иркутская область, Слюдянский район, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир между отстойником и карьером.
3) Внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости, указав на отнесение к землям лесного фонда земельных участков с КН:
38:25:041004:2, площадью 26624 кв.м. с местоположением: Иркутская область, Слюдянский район, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир отстойник. Участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению на юг, в координатах поворотных точек границы пересекаемой части земельного данного участка:
N точки |
X |
Y |
1 |
295603.19000 |
3332727.93000 |
2 |
295600.18000 |
3332615.96000 |
3 |
295526. 30000 |
3332602.94000 |
4 |
295457.12000 |
3332619.81000 |
5 |
295493.20000 |
3332878.94000 |
6 |
295546.13000 |
3332872.02000 |
7 |
295535.66000 |
3332791.47000 |
1 |
295603.19000 |
3332727.93000 |
38:25:041004:1, площадью 5350 кв. м. с местоположением: Иркутская область, Слюдянский район, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир между отстойником и карьером, в координатах поворотных точек границы пересекаемой части земельного данного участка:
N точки |
X |
|
Y |
1 |
295742.15000 |
|
3332823.13000 |
2 |
295741.87000 |
|
3332822.68000 |
3 |
2956.81.16000 |
|
33327222.88000 |
4 |
295637.79000 |
|
3332713.74000 |
5 |
295603.19000 |
|
3332727.93000 |
6 |
295600.18000 |
|
3332615.96000 |
7 |
295629.43000 |
|
3332693.19000 |
8 |
295688.64000 |
|
3332701.48000 |
9 |
295756.09000 |
|
3332805.88000 |
10 |
295756.34000 |
|
3332806.28000 |
1 |
295742.15000 |
|
3332823.13000 |
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20.06.2019 в удовлетворении иска отказано.
В обоснование суд указал, что испрашиваемая истцом у ответчика часть земельного участка с кадастровым номером N 38:25:041004:2 площадью 2,6624га и часть земельного участка с кадастровым номером N 38:25:041004:1 площадью 0,5350 га. объектом гражданских прав не является, поскольку в указанных истцом координатах земельный участок не сформирован и на государственный кадастровый учет не поставлен, следовательно, испрашиваемая часть земельного участка не является самостоятельным объектом земельно-правовых отношений. Также суд указал, что истец не доказал наличие у Российской Федерации права собственности на спорные участки и незаконность владения ими ответчиком.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2019 года по делу N А19-16685/2018 отменить. Принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец указал на необоснованность выводов суда, явившихся основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 01.08.2019.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 27 августам 2019 года был объявлен перерыв до 15 часов 40 минут 03 сентября 2019 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети "Интернет" и в холле здания Четвертого арбитражного апелляционного суда.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Администрация Байкальского городского поселения, Федеральное агентство лесного хозяйства ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствии. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с постановлениями Администрации Байкальского городского поселения от 17.05.2017 г. N 285, от 17.05.2017 г. N 286 Администрации Байкальского городского поселения в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земельные участки: кадастровый номер N 38:25:041004:2, из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения комической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, находящиеся по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир отстойник. Участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению на юг, площадью 26624 кв.м., разрешенное использование: для производственной деятельности; кадастровый номер 38:25:041004:1, из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения комической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, находящиеся по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир между отстойником и карьером, площадью 5353 кв.м., разрешенное использование: для производственной деятельности.
Согласно выписке из ЕГРН от 12.12.2017 г. N 99/2017/46704371 земельный участок с кадастровым номером N 38:25:041004:1 на праве постоянного (бессрочного) пользования (N 38:25:041004:1-38/009/2017-1 от 19.05.2017 г.) принадлежит Администрации Байкальского городского поселения.
Согласно выписке из ЕГРН от 12.12.2017 г. N 99/2017/46704265 земельный участок с кадастровым номером N 38:25:041004:2 на праве постоянного (бессрочного) пользования (N 38:25:041004:2-38/009/2017-1 от 19.05.2017 г.) принадлежит Администрации Байкальского городского поселения.
Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок, леса первой группы, общая площадь 351623 га., адрес объекта: Иркутская область. Слюдянский район, Слюдянское лесничество, с кадастровым (условным) номером N 38-38- 09/008/2008-028 (свидетельство о государственной регистрации права 38 АГ 757298 от 08.08.2008).
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 06.07.2017 г. N ДК -П13-182пр в рамках контроля за реализацией вступившего в силу с 11.08.2017 г. Федерального закона N280-ФЗ Россельхозу совместно с МВД России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации поручено организовать проведение сплошной проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с государственным лесным реестром к лесным, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости к землям иных категорий.
В ходе проведения Межведомственной рабочей группой на территории Иркутской области проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки осуществлено графическое совмещение материалов лесоустройства с земельными участками кадастровый номер N 38:25:041004:2 и кадастровый номер N 38:25:041004:1, в результате которого выявлено, что границы указанных земельных участков полностью пересекаются с землями лесного фонда: Иркутская область, Слюдянский район, Слюдянское лесничество, Байкальское участковое лесничество, Байкальская дача (земельный участок N 38:25:041004:2 в квартале 11 части выделов 12,13,15,17,18,23, площадь наложения 2,6624га; земельный участок N 38:25:041004:1 в квартале 7 часть выдела 22, в квартале 11 часть выделов 12,13, площадь наложения 0,5350 га.).
Выявление указанного наложения явилось основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражения отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
На основании статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (п.1). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом (п.5).
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Лесные участки могут быть отнесены как к категории земель лесного фонда, так и к землям иных категорий (статья 6 ЛК РФ).
В силу статьи 67 ЛК РФ определение границ лесного участка осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству.
В ходе проведения лесоустройства осуществляется проектирование лесных участков (п. 3 ч. 1 ст. 68 ЛК РФ).
В соответствии с пунктами 1-5 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов.
В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 настоящего Кодекса, с земельным законодательством.
Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств.
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение", зарегистрированного в Минюсте РФ 31.12.2019 N 30979, основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Согласно представленному в материалы дела приказу Рослесхоза от 04.12.2008 N 374 (в редакции приказа Рослесхоза от 15.09.20.2009 N 364) "Об определении количества лесничеств на территории Иркутской области и установлении их границ" определены границы Байкальской дачи Байкальского участкового лесничества Слюдянского лесничества Иркутской области.
В лесоустроительных материалах (копия планшета лесоустройства Байкальского участкового лесничества, копия таксационного описания) спорные земельные участки включены в кварталы 7, 11 Байкальской дачи Байкальского участкового лесничества Слюдянского лесничества Иркутской области.
Указанный факт подтвержден заключениями N 128/2 и N 128/3 "О пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда" филиала ФГБУ "Рослесинфорг" Прибайкаллеспроект" подготовленными по результатам совмещения границ спорных земельных участок с материалами лесоустройств. Согласно заключениям при выполнении совмещения границ выявлено, что границы спорных земельных участков пересекаются с землями лесного фонда: Иркутская область, Слюдянский район, Слюдянское лесничество, Байкальское участковое лесничество, Байкальская дача:
38:25:041004:2 - в квартале 11 части выделов 12, 13, 15, 17, 18, 23, площадь наложения 2,6624 га.
38:25:041004:1 - в квартале 7 часть выдела 22, в квартале 11 часть выделов 12, 13, площадь наложения 0,5350 га.
В заключениях N 128/2 и N 1283 определена площадь пересечения земельных участков с землями лесного фонда и координаты поворотных точек границ пересекаемой части земельных участков с кадастровыми номерами 38:25:041004:2 и 38:25:041004:1.
Апелляционный суд полагает подлежащим принятию во внимание факт того, что законность, обоснованность и допустимость заключений, подготавливаемых ФГБУ "Рослесинфорг" подтверждена многочисленными судебными актами, вынесенные судами общей юрисдикции субъектов РФ, апелляционными определениями Верховного Суда РФ.
Согласно исковому заявлению, спорные земельные участки входят в центральную экологическую зону Байкальской природной территории.
Границы экологических зон Байкальской природной территории утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 1641-р.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" центральная экологическая зона Байкальской природной территории (БИТ) включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал, водоохраною зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Как следует из представленного в материалы дела решения Слюдянского районного суда Иркутской области от 14.08.2015, судом рассмотрено гражданское дело N 2-633/2015 по заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим решения Думы Байкальского городского поселения Слюдянского района Иркутской области от 27.11.2013 N 82-3-гд "Об утверждении документа территориального планирования - генерального плана Байкальского городского поселения Слюдянского района Иркутской области" в части включения в границы Байкальского городского поселения земельных участков из земель лесного фонда Байкальского и Утуликского участковых лесничеств Слюдянского лесничества.
Вступившим в законную силу решением Слюдянского районного суда Иркутской области от 14.08.2015 по гражданскому делу N 2-633/2015 признано недействующим решение Думы Байкальского городского поселения Слюдянского района Иркутской области от 27.11.2013 N 82-3-гд "Об утверждении документа территориального планирования - генерального плана Байкальского городского поселения Слюдянского района Иркутской области" в части включения в границы Байкальского городского поселения земельных участков из земель лесного фонда Байкальского и Утуликского участковых лесничеств Слюдянского лесничества, принадлежащих Российской Федерации, в том числе Байкальского участкового лесничества, Байкальская дача в квартале 7 выдел 22, в квартале 11 выделы 11-16, 17 часть, 18, 23 часть.
Решением Слюдянского районного суда Иркутской области от 14.08.2015 по гражданскому делу N 2-633/2015 установлено, что согласно генеральному плану и представленным сторонами схемам границ лесного фонда и границ поселений в границе Байкальского городского поселения Слюдянского района Иркутской области включены земельные участки из состава земель лесного фонда Байкальского и Утуликского участковых лесничеств Слюдянского лесничества Иркутской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, относящихся к защитным лесам.
Судом отмечено, что в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", в редакции, действовавшей на момент утверждения генерального плана, в центральной экологической зоне запрещается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий.
Из решения суда от 14.08.2015 по гражданскому делу N 2-633/2015 следует, что Думой Байкальского городского поселения и Администрацией Байкальского городского поселения Слюдянского района Иркутской области не представлены доказательства того, что спорные земельные участки лесного фонда, расположенные на землях Слюдянского, Байкальского и Утуликского лесничества, были изъяты из гослесфонда в установленном законодательством порядке, факт реального изъятия и отвода земель в натуре в таких границах не доказан.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 14.08.2015 по гражданскому делу N 2-633/2015 с вышеизложенными обстоятельствами и выводами, участвующими в деле лицами не обжаловалось и вступило в законную силу в сентябре 2015 года.
Между тем, согласно выпискам из ЕГРН Администрация Байкальского муниципального образования 26.05.2017 на основании постановлений Врио главы администрации Байкальского городского поселения от 17.05.2017 N 285-п и N286-п произвело регистрацию за собой права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 38:25:041004:1 и 38:25:041004:2, расположенных в границах Байкальского участкового лесничества, Байкальская дача. В ЕГРН указанные земельные участки зарегистрированы как земли категории - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения комической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; с видом разрешенного использования - для производственной деятельности.
При этом апелляционный суд, также как и Слюдянский районный суд Иркутской области, отмечает отсутствие в материалах дела каких-либо доказательства, подтверждающих законность перевода земельных участков из состава земель лесного фонда Байкальского участкового лесничества, Байкальская дача, входящих в центральную экологическую зону Байкальской природной территории, в категорию земель с разрешенным использованием - для производственной деятельности.
На основании изложенных норм права, с учетом установленных по материалам дела обстоятельствам, апелляционный суд приходит к выводу об ошибочности выводов суда первой инстанции о недоказанности истцом права собственности на истребуемые земельные участки у Российской Федерации и о недоказанности материалами дела незаконного получения ответчиком права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования указанными участками.
Также апелляционный суд полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что испрашиваемые истцом земельные участки не могут быть самостоятельными объектами земельно-правовых отношений в силу их несформированности и отсутствия государственной регистрации в указанных истцом координатах.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2008 года N 16975/07 по делу N А41-К1-23241/06 разъяснено, что при образовании новых земельных участков путем деления прежнего единого земельного участка природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ.
Таким образом, земельный участок в силу его природных качеств является объектом гражданско-правовых отношений вне зависимости от его постановки на кадастровый учет.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 N 1223 Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, дополнено пунктом 5.20(3), согласно которому Рослесхоз осуществляет от имени Российской Федерации защиту имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности доводов апелляционной жалобы и правомерности требований истца, заявленных в пунктах 1, 2 уточненных исковых требований, в связи с чем, они подлежат удовлетворению.
Согласно части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В силу изложенной нормы Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, это не свидетельствует о необходимости руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости, поскольку лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно разъяснению, изложенному в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
На основании изложенного, принимая во внимание вывод апелляционного суда об удовлетворении требований истца об истребовании спорных земельных участков из незаконного владения и передаче их собственнику в лице Рослесхоза, требование истца о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении этих участков к землям лесного фонда также подлежит удовлетворению.
Относительно просьбы истца об указании в судебном акте на то, что он является основанием для погашения регистрационных записей в Едином государственном реестре недвижимости о правах собственности и правах постоянного (бессрочного) пользования Администрации Байкальского городского поселения и Байкальского муниципального образования на земельные участки с КН 38:25:041004:1 и 38:25:041004:2, апелляционный суд полагает необходимым указать на то, что истцом, согласно уточненным требованиям данное требование суду не заявлялось. При этом суд отмечает, что данные действия относятся к исполнению судебного акта.
При установленных обстоятельствах апелляционный суд полагает обоснованными доводы апелляционной жалобы истца. Вследствие чего апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции на основании пункта 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу о том, что решение от 20 июня 2019 года по настоящему делу подлежит отмене, по делу подлежит принятию новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований истца.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2019 года по делу N А19-16685/2018 отменить.
Принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Истребовать из незаконного владения Администрации Байкальского городского поселения Слюдянского района Иркутской области (ОГРН 1053848033095, ИНН 3837003620) земельные участки с кадастровыми номерами:
- 38:25:041004:2 с местоположением: Иркутская область, Слюдянский район, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир отстойник. Участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению на юг, площадью 26624 кв.м.;
- 38:25:041004:1 с местоположением: Иркутская область, Слюдянский район, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир между отстойником и карьером, площадью 5350 кв. м.,
входящие в состав земельных участков лесного фонда Слюдянского лесничества Байкальского участкового лесничества Байкальская дача:
38:25:041004:2 - в квартале 11 части выделов 12, 13, 15, 17, 18, 23, площадь наложения 2,6624 га.
38:25:041004:1 - в квартале 7 часть выдела 22, в квартале 11 часть выделов 12, 13, площадь наложения 0,5350 га.
Обязать Администрацию Байкальского городского поселения Слюдянского района Иркутской области передать в пользу Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Федерального агентства лесного хозяйства земельные участки с кадастровыми номерами:
38:25:041004:2, площадью 26624 кв.м. с местоположением: Иркутская область, Слюдянский район, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир отстойник. Участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению на юг;
38:25:041004:1, площадью 5350 кв. м. с местоположением: Иркутская область, Слюдянский район, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир между отстойником и карьером.
Внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости, указав на отнесение к землям лесного фонда земельных участков с кадастровыми номерами:
38:25:041004:2, площадью 26624 кв.м. с местоположением: Иркутская область, Слюдянский район, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир отстойник. Участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению на юг, в координатах поворотных точек границы пересекаемой части земельного данного участка:
N точки |
X |
Y |
1 |
295603.19000 |
3332727.93000 |
2 |
295600.18000 |
3332615.96000 |
3 |
295526. 30000 |
3332602.94000 |
4 |
295457.12000 |
3332619.81000 |
5 |
295493.20000 |
3332878.94000 |
6 |
295546.13000 |
3332872.02000 |
7 |
295535.66000 |
3332791.47000 |
1 |
295603.19000 |
3332727.93000 |
38:25:041004:1, площадью 5350 кв. м. с местоположением: Иркутская область, Слюдянский район, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир между отстойником и карьером, в координатах поворотных точек границы пересекаемой части земельного данного участка:
N точки |
X |
|
Y |
1 |
295742.15000 |
|
3332823.13000 |
2 |
295741.87000 |
|
3332822.68000 |
3 |
2956.81.16000 |
|
33327222.88000 |
4 |
295637.79000 |
|
3332713.74000 |
5 |
295603.19000 |
|
3332727.93000 |
6 |
295600.18000 |
|
3332615.96000 |
7 |
295629.43000 |
|
3332693.19000 |
8 |
295688.64000 |
|
3332701.48000 |
9 |
295756.09000 |
|
3332805.88000 |
10 |
295756.34000 |
|
3332806.28000 |
1 |
295742.15000 |
|
3332823.13000 |
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-16685/2018
Истец: Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчик: Администрация Байкальского городского поселения, Байкальское в лице Администрации Байкальского городского поселения
Третье лицо: Администрация муниципального образования Слюдянский район, Администрация Слюдянского городского поселения Слюдянского района, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Межрегиональное Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальское крае, Министерство лесного комплекса Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, ФГБУ "Рослесинфорг"