г. Москва |
|
11 сентября 2019 г. |
Дело N А40-64909/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.06.2019 по делу N А40-64909/19
принятое судьей Полукаровым А.В.
по заявлению АО "МОСКАПСТРОЙ"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
о признании незаконным решения
в присутствии:
от заявителя: |
Никитина А.О. по дов. от 25.12.2018; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
Ключникова М.В. по дов. от 08.08.2019; |
УСТАНОВИЛ:
АО "МОСКАПСТРОЙ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ответчик, Управление) от 19.02.2019 исх.N 77/007/227/2018-5693,5694 об отказе в государственной регистрации Договоров аренды земельных участков, возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанности осуществить государственную регистрацию Договоров аренды.
Решением от 13.06.2019 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представители заявителя и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как усматривается из материалов дела, АО "Москапстрой" выполняет функции Технического заказчика по проектированию и строительству магазина и торгово-общественного центра, расположенных по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, квартал 5-6, корп.5,7 на основании постановления Правительства города Москвы от 19.11.2002 N 957-ПП "О мерах по выводу, реорганизации и ликвидации промышленных предприятий и организаций, а также ликвидации гаражей, расположенных на территории кварталов 5-6 по Мичуринскому проспекту района Раменки, для последующей застройки освобождаемой территории", инвестиционного контракта от 18.01.2005 N 13-084518-5701-0081-00001-05 и договора N204-ИС от 13.07.2004.
На заседании ГЗК (протокол от 24.08.2017 N 25, п. 55) принято решение о предоставлении в аренду АО "Москапстрой" двух земельных участков площадью 0,4315 га по адресу: Мичуринский проспект, кв. 5-6, корп. 5 (кадастровый N 77:07:0013003:23090) и площадью 0,2133 га по адресу: Мичуринский проспект, кв. 5-6, корп. 7 (кадастровый N 77:07:0013003:23089) для строительства магазина и торговообщественного центра сроком на 6 лет без проведения торгов в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Департаментом торговли и услуг города Москвы подготовлено заключение от 20.03.2017 N 01-2563/7 о соответствии инвестиционного проекта строительства АО "Москапстрой" магазина и торгово-общественного центра направленности на достижение показателей, предусмотренных подпрограммой "Обеспечение эффективности и качества потребительских услуг для населения" Государственной программы города Москвы "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы на 2012 - 2018 гг.", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 11.10.2011 N 477-ПП.
Во исполнение указанного решения ГЗК, с учетом заключения профильного Департамента, АО "Москапстрой" с Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент) заключен договор аренды от 29.10.2018 N И-07-001664 на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0013003:23090, по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, кв. 5-6, корп. 5, договор аренды от 29.10.2018 N И-07- 001664 на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0013003:23089 по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, кв. 5-6, корп. 7 (далее -Договоры аренды), сроком на шесть лет для целей проектирования и строительства объектов.
Указанные документы были представлены Заявителем на государственную регистрацию договора аренды заявлением от 02.11.2018 г. N 77/007/227/2018- 5693,5694.
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве 19.02.2019 года исх.N 77/007/227/2018-5693,5694 в государственной регистрации договора было отказано.
Решение мотивировано тем, что в Управление для целей осуществления правовой экспертизы не была представлена Доверенность от 27.12.2017 N 1-125, а также Договоры аренды подписаны в нарушение порядка, установленного Распоряжением Мэра Москвы от 17.06.2015 N 480-РМ "О порядке подтверждения соответствия размещаемых объектов и реализуемых инвестиционных проектов критериям объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов".
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, правильно применив нормы права, верно установив обстоятельства дела, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Согласно п. 2 и п. 3 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством Российской Федерации; земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8.1 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", предоставление земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, в аренду без проведения торгов допускается для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии, что размещение указанных объектов, реализация указанных инвестиционных проектов направлены на достижение показателей, предусмотренных государственными программами города Москвы.
Порядок предоставления земельных участков в рамках реализации масштабных инвестиционных проектов утвержден распоряжением Мэра г. Москвы от 17.06.2015 N 480-РМ "О порядке подтверждения соответствия размещаемых объектов и реализуемых инвестиционных проектов критериям объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов" в соответствии с которым предусмотрено предоставление земельных участков для целей строительства в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта на основании соответствующего решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (ГЗК) при наличии заключения профильного органа исполнительной власти о критериях и количественных показателях, которые должны быть достигнуты после завершения строительства объекта на земельном участке, а также о государственных программах, которыми предусмотрены данные показатели.
Как указывалось выше Департаментом торговли и услуг города Москвы подготовлено заключение от 17.03.2017 о соответствии инвестиционного проекта строительства АО "Москапстрой" магазина и торгово-общественного центра направленности на достижение показателей, предусмотренных подпрограммой "Обеспечение эффективности и качества потребительских услуг для населения" Государственной программы города Москвы "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы на 2012 - 2018 гг.", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 11.10.2011 N 477-ПП.
На основании решения ГЗК (протокол от 24.08.2017 N 25, п. 55 л.д. 36), с учетом заключения профильного департамента Департаментом городского имущества города Москвы были заключены договор аренды от 29.10.2018 N И-07-001664 (л.д. 52-71) на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0013003:23090, по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, кв. 5-6, корп. 5, договор аренды от 29.10.2018 N И-07-001665 (л.д. 39-51) на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0013003:23089 по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, кв. 5-6, корп. 7 (далее - Договоры аренды) сроком на 6 лет без проведения торгов в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Доводы жалобы о том, что приостановление и последующий отказ Управления были мотивированы несоответствием формы и содержания документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, требованиям законодательства, а именно тем, что Договоры подписаны в нарушение порядка, установленного Распоряжением, не принимаются апелляционным судом.
Исходя из содержания распоряжения Мэра Москвы от 17.06.2015 г. N . 480-РМ, и вышеприведенных разъяснений, несоблюдение установленных сроков заключения Договоров аренды, не влечет прекращение действия решения ГЗК. В случае истечения срока исполнения поручения ГЗК принятие нового решения ГЗК не требуется, в результате чего данное решение ГЗК считается действующим и остается на контроле Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы до его полного исполнения.
Кроме того, Комитетом города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) письмам от18.04.2019 N 77-16-217/9-1 (л.д. 106), от 25.04.2019 N 77-24-9/9-12 (л.д. 105) разъяснено, что в соответствии с решением ГЗК от 24.08.2017 (протокол N 25, п.55) Департаменту городского имущества города Москвы согласно пунктам 2, 3 протокола ГЗК поручено в сроки, рекомендуемые к исполнению, обеспечить подготовку и оформление договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:0013003:23090 и 77:07:0013003:23089.
Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве письмо от 09.07.2019 N Д23и-23266 (приложение) также разъяснено, что заключение договора аренды земельного участка в указанном случае, позже срока, (30 дней с момента принятия решения ГЗК в соответствии с ч. 1 ст. 51 закона N 218-ФЗ, п. 2 ст. 26 ЗК РФ, п. 1 ст. 425, п. 1 ст. 432, п. 3 ст. 433 ГК РФ) не является причиной для приостановления государственной регистрации такого договора на основании ч. 1 ст. 26 закона N 218-ФЗ, и соответственно, для отказа в такой регистрации.
Управлением не указано в оспариваемом решении какие именно документы из представленных на государственную регистрацию прав не соответствуют нормам действующего законодательства, и в чем именно это несоответствие выражается.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке. В статьях 18, 21 Закона N 218-ФЗ определены требования к заявлению о государственной регистрации прав и прилагаехмых к нему документов.
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав, а также иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (пункты 2, 3 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН, должны содержать описание недвижимого имущества, вид регистрируемого права, заверены печатями, иметь надлежащие подписи сторон.
К заявлению о государственной регистрации АО "Москапстрой" были представлены следующие документы: протокол Градостроительно-земельной комиссии; заключение профильного Департамента; Договоры аренды от 29.10.2018 N И-04-001664, И-04-001665 с выписками из ЕГРН, содержащими сведения об основных характеристиках объекта недвижимости, доверенность и иные документы, подтверждающие полномочия представителей сторон Договоров аренды.
Основания и сроки приостановления осуществления государственной регистрации прав регламентированы положениями ст. 26 Закона N 218-ФЗ, согласно части 1 которой осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, среди прочего, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав (пункт 5).
Согласно материалам дела, обращениями заявителя в адрес Управления Росреестра по Москве N МКС/18-0-7305 от 26.11.2018 и N ДГИ-И-88678/18 от 10.12.2018 были устранены причины, препятствующие проведению государственной регистрации: разъяснены обстоятельства подписания Договоров аренды, а также представлены доверенности от 23.01.2017 N МКС/17-0-175 и от 27.12.2017 N 1-125.
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
Отказывая в регистрации, Управление не приняло во внимание направленные обращения, не учло, что пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов - Договоров аренды - ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (п. 7 ч. 1 ст. 26 N 218-ФЗ).
Таким образом, регистратор не вправе был подвергать проверке наличие или отсутствие условий для заключения Договоров аренды и сроки их заключения, поскольку вопрос определения наличия указанных условий относится к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности.
Таким образом, заявителем в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для государственной регистрации Договоров аренды земельных участков.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Управления Росреестра по Москве является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.06.2019 по делу N А40-64909/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-64909/2019
Истец: АО "МОСКАПСТРОЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ