г. Пермь |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А71-4016/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Крымджановой Д.И., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой О.С.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, индивидуального предпринимателя Четверикова Сергея Юрьевича,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 13 июня 2019 года,
принятое судьей А.Ю. Мельниковым
по делу N А71-4016/2018
по иску Администрация муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов
к индивидуальному предпринимателю Четверикову Сергею Юрьевичу (ОГРНИП 304184014500072, ИНН 183300083832)
о возложении обязанности освободить земельный участок путем демонтажа торгового киоска, привести земельный участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования,
по иску индивидуального предпринимателя Четверикова Сергея Юрьевича
к Администрации муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов
о признании решения о прекращении договора аренды незаконным и о признании уведомления о прекращении договора аренды недействительным
по заявлению индивидуального предпринимателя Четверикова Сергея Юрьевича
к Администрации города Ижевска
о признании незаконным действия по исключению из схемы размещения нестационарных торговых объектов торгового объекта, об обязании включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на торговый объект
заинтересованное лицо: начальник Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевск.
установил:
Администрация города Ижевска (далее - администрация, истец) в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к индивидуальному предпринимателю Четверикову Сергею Юрьевичу (далее - ответчик, предприниматель) об освобождении земельного участка общей площадью 35 кв.м с адресом (адресным ориентиром): примерно в 15 м на северо-восток от магазина N 19, расположенного по адресу: ул. Совхозная, 113, согласно паспорту МАФ N 195-06, путем демонтажа торгового киоска, о приведении земельного участка в состояние, пригодное для его дальнейшего использования.
Решением суда первой инстанции от 24.04.2018 исковые требования удовлетворены. Суд обязал предпринимателя в срок, не превышающий двадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу, освободить земельный участок площадью 35 кв.м с адресом (адресным ориентиром): примерно в 15 м на северо-восток от магазина N 19, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Совхозная, 113, согласно паспорту МАФ N 195-06, путем демонтажа торгового киоска, и привести освобожденный земельный участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.06.2018 решение суда от 24.04.2018 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суд Уральского округа от 15.11.2018 решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.04.2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
В рамках арбитражного дела N А71-12643/2018 предприниматель обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Администрации муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства о признании незаконным решения о прекращении договора аренды N 23/05 от 07.04.2005 в отсутствие административной процедуры - порядка совершения действий по принятию решений о прекращении договора земельного участка, о признании недействительным уведомления N 03-31/37 от 04.08.2017 о прекращении договора аренды.
Определением суда от 18.12.2018 дела N А71-12634/2018 и N А71-4016/2018 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу NА71-4016/2018.
Также предприниматель обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным действий Администрации города Ижевска по исключению из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ижевск" торгового объекта предпринимателя, о возложении обязанности включить торговый объект предпринимателя в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ижевск" (дело N А71-16916/2018).
Определением суда от 11.01.2019 дела N А71-4016/2018 и N А71- 16916/2018 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А71-4016/2018.
Определением суда от 26.04.2019 произведено процессуальное правопреемство Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевск на Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевск. Также определением от 26.04.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен начальник Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевск.
Судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ удовлетворено заявление предпринимателя об уточнении требований, согласно которому он просит признать незаконными действия начальника управления земельных ресурсов и землеустройства администрации г. Ижевска по принятию решения о прекращении договора аренды, признать уведомление о прекращении договора аренды недействительным.
Решением суда от 13.06.2019 исковые требования Администрации муниципального образования "город Ижевск" в лице Управление имущественных отношений и земельных ресурсов к предпринимателю Четверикову Сергею Юрьевичу удовлетворены. Суд обязал предпринимателя в срок, не превышающий двадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу, освободить земельный участок площадью 35 кв.м с адресом (адресным ориентиром): примерно в 15 м на северо-восток от магазина N 19, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Совхозная, 113, согласно паспорту МАФ N 195-06, путем демонтажа торгового киоска, и привести освобожденный земельный участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования. В удовлетворении заявления предпринимателя о признании незаконными действий Администрации города Ижевска по исключению нестационарного торгового объекта предпринимателя из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ижевск" и обязании Администрации города Ижевска включить торговый объект предпринимателя в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ижевск" по адресному ориентиру: г. Ижевск, примерно в 15 м на северо-восток от магазина N 19, расположенного по адресу: ул. Совхозная, 113, отказано. В удовлетворении заявления предпринимателя о признании незаконными действий начальника Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска по принятию решения о прекращении договора аренды N 23/05 от 07.04.2005, о признании недействительным уведомления N 03-31/37 от 04.08.2017 о прекращении договора аренды N 23/05 от 07.04.2005, отказано.
Решение суда от 13.06.2019 обжаловано предпринимателем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что решение об отказе от договора аренды принято администрацией после утверждения в установленном порядке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Ижевска. Указывает, что торговый объект, расположенный в 15 км на северо-восток по ул. Совхозная, 113, был включен в указанную схему. Считает, что размещение объекта по указанному адресу не нарушает требований земельного законодательства, требования администрации удовлетворению не подлежат. Также указывает, что уведомление от 04.08.2017 N 03-31/37 не содержит сведений о принятии решений Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска как коллективным органом, отсутствуют ссылка на заседание комиссии, уполномоченной на принятие такого решения, выписка из протокола заседания такой комиссии. Толкование этого уведомления свидетельствует о принятии решения начальником Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска единолично. Предприниматель ссылается на решение Верховного суда Удмуртской Республик по делу N 3а-116/2018, на положения статьи 90 Трудового кодекса Российской Федерации, считает, что уведомление N 23/05 от 07.04.2005 является незаконным, уведомление N 03-31/37 от 04.08.2017 является недействительным. Также предприниматель указывает, что действия администрации по исключению объекта из Схемы размещения торговых объектов является незаконными. Перечень оснований для отказа в согласовании включения объектов в схему является исчерпывающим, наличие оснований для отказа во включение в схему не предоставлено. Исключение из схемы противоречит закону и нарушает права предпринимателя. Предприниматель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Администрация против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу указывает на несостоятельность ссылки предпринимателя на решение Верховного суда Удмуртской Республики по делу N 3а-116/2018 от 31.05.2018.
Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.02.2005 администрация (арендодатель) и предприниматель (арендатор) на основании постановления главы администрации Индустриального района г. Ижевска от 06.01.2004 N 2 заключили договор о предоставлении земельного участка в краткосрочную аренду для размещения временных сооружений торговли и объектов рекламы N 23/05, по условиям которого арендодатель обязался сдать, а арендатор обязался принять в аренду земельный участок из земель поселений общей площадью 32 кв.м с адресом (адресным ориентиром) по ул. Совхозная, согласно паспорту МАФ N 49-01.
Участок предоставляется для эксплуатации и обслуживания киоска по продаже пива, табачных изделий и продуктов питания (пункт 1.5 договора аренды в редакции соглашения N 23/05-4 от 15.10.2009).
В силу пункта 2.1 договора аренды он заключен на срок до 06 декабря 2004 года.
Соглашением N 23/05-1 от 07.04.2005 срок договора аренды продлен до 24.02.2006.
Соглашением N 23/05-2 от 22.06.2006 увеличена площадь сдаваемого в аренду земельного участка до 35 кв.м, а также его адресный ориентир - ул. Совхозная, 113 (у магазина N 19), в кадастровом квартале 020352, согласно паспорту МАФ N 195-06.
Соглашением N 23/05-4 от 15.10.2009 пункт 6.3 договора аренды изложен следующим образом: "если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за 7 дней".
Постановлением Администрации города Ижевска от 12.05.2017 N 194 внесены изменения в постановление Администрации города Ижевска от 10.02.2017 N 34 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ижевск", утверждена схема в новой редакции. В перечне мест размещения нестационарных торговых объектов указано место с адресным ориентиром: примерно в 15 м на северо-восток от магазина N 15 по ул. Совхозной (п. 34).
Уведомлением от 04.08.2017 N 03-31/37, подписанным начальником Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска Пушиной Т.В., арендодатель сообщил предпринимателю о том, что срок действия договора аренды 23/05 от 07.04.2005 закончился 06.08.2010. В силу статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) данный договор считается возобновленным на неопределенный срок. Арендодатель указал, что на основании пункта 2 статьи 610 ГК РФ он отказывается в одностороннем порядке от исполнения договора, по истечении семи дней с момента получения данного уведомления договор аренды прекращает свое действие, в связи с чем, ответчику необходимо оплатить текущие платежи и задолженность по арендной плате, освободить земельный участок на основании статьи 622 ГК РФ.
Указанное уведомление направлено ответчику 11.09.2017 заказным письмом по адресу места регистрации.
08.12.2017 отделом муниципального земельного контроля Управления муниципальной милиции Администрации города Ижевска проведен осмотр земельного участка с адресным ориентиром: г. Ижевск, примерно в 15 м на северо-восток от магазина N 19 по ул. Совхозная, 113, по результатам которого составлен акт N 731. Данным актом установлено, что на указанном земельном участке располагается и функционирует киоск по продаже продуктов питания.
Указывая, что земельный участок добровольно предпринимателем не освобожден, администрация обратилась в арбитражный суд с исковыми требованиями об освобождении земельного участка площадью 35 кв.м с адресным ориентиром: примерно в 15 м на северо-восток от магазина N 19 по ул. Совхозная, 113, путем демонтажа киоска и приведении участка в состояние, пригодное для его дальнейшего использования.
Ссылаясь на то, что решение об отказе от договора аренды принято неуполномоченным лицом в отсутствие правовых оснований и в нарушение норм материального права, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявление о признании действий по принятию решения начальника Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска о прекращении договора аренды N 23/05 от 07.04.2005 незаконными, уведомления N 01-31/37 от 04.08.2017 о прекращении договора аренды N 23/05 от 07.04.2005 недействительным.
Также предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий администрации по исключению из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО "город Ижевск" нестационарного торгового объекта предпринимателя по адресному ориентиру: г. Ижевск, примерно в 15 м на северо-восток от магазина N 19, расположенному по адресу: ул. Совхозная, 113, согласно паспорту МВФ N 195-06, о возложении на администрацию обязанности включить в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО "город Ижевск" указанный торговый объект.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Положениями пункта 2 статьи 621 ГК РФ предусмотрено, что в случае если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Из обстоятельств дела следует, что срок договора аренды 25.02.2005 N 23/05 сторонами неоднократно продлевался, по истечении срока действия договора арендатор продолжал пользоваться арендованным имуществом и со стороны арендодателя не последовало возражений, в связи с чем, договор аренды был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок на (пункт 2 статьи 621 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", в случае правомерного одностороннего отказа от исполнения договорного обязательства полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ). В силу пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ право на одностороннее изменение условий договорного обязательства или на односторонний отказ от его исполнения может быть осуществлено управомоченной стороной путем соответствующего уведомления другой стороны. Договор изменяется или прекращается с момента, когда данное уведомление доставлено или считается доставленным по правилам статьи 165.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
Отказывая в удовлетворении требований предпринимателя о признании решения начальника Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска о прекращении договора аренды N 23/05 от 25.02.2005 незаконным, признании уведомления N 03-31/37 от 04.08.2017 о прекращении договора аренды недействительным, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Уведомление от 04.08.2017 N 03-31/37 о расторжении договора аренды и освобождении земельного участка направлено предпринимателю от имени Управления земельных ресурсов и землеустройства города Ижевск - арендодателя по договору аренды от 25.02.2005 N 23/05, и подписано начальником этого управления.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 44 Устава города Ижевска к полномочиям Администрации города Ижевска относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и землями, находящимися в государственной собственности, на территории муниципального образования "город Ижевск" до разграничения государственной собственности на землю, а также предоставление земельных участков в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской Думы города Ижевска от 06.06.2006 N 115, управление является функциональным органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, осуществляющим функции управления в области земельных отношений в соответствии с полномочиями, установленными названным Положением.
Пунктом 2.1 раздела 2 данного Положения предусмотрены полномочия управления по решению вопросов местного значения в области земельных отношений, а именно: заключение договоров аренды земельных участков (подпункт 4) и прекращение действия договоров аренды земельных участков (подпункт 8).
Из содержания пункта 3.1 раздела 3 Положения следует, что управлением руководит на принципах единоначалия начальник управления, который действует без доверенности от имени управления. В своей деятельности начальник управления руководствуется муниципальными правовыми актами и действующим законодательством.
Подпунктом 2 пункта 3.5 раздела 3 Положения предусмотрено, что начальник управления обеспечивает исполнение полномочий управления.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, уведомление от 04.08.2017 N 03-31/37 об отказе от договора аренды в порядке статьи 610 ГК РФ исходит от муниципального образования "город Ижевск" в лице его структурного подразделения Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска.
Ссылка предпринимателя на решение Верховного Суда Удмуртской Республики по делу N 3а-116/2018, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В решении по делу N3а-116/2018 Верховный Суд Удмуртской Республики признал недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения (31.10.2018) подпункт 14 пункта 3.5 раздела 3 Положения об Управлении земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской Думы города Ижевска от 06.06.2006 N 115 (в редакции решения Городской Думы города Ижевска от 16.02.2017 N 311) в части "принимать решения по прекращению договоров аренды земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "город Ижевск".
Верховный суд указал на то, что содержание оспариваемой правовой нормы, содержащееся в подпункте 14 пункта 3.5 раздела 3 Положения, согласно которой начальник Управления принимает решение по прекращению договоров аренды земельных участков, является неопределенным, допускающим неоднозначное толкование. В названной норме не разъяснено, что относится к понятию "принимает решение по прекращению договора аренды". Установленное оспариваемым положением нормативного правового акта правовое регулирование не соответствует требованиям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования. Неопределенность содержания законодательного регулирования допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к нарушению принципов равенства всех перед законом и верховенства закона.
Указанным решением Верховного Суда Удмуртской Республики правовая неопределенность устранена.
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора оснований полагать, что уведомление об отказе от договора аренды направлено не от имени муниципального образования "город Ижевск" в лице его структурного подразделения Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска и представляет собой единоличное решение начальника управления, у суда первой инстанции не имелось.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности одностороннего отказа администрации как арендодателя от договора аренды земельного участка, осуществленного компетентным органом путем соответствующего уведомления предпринимателя.
Также заявитель жалобы считает, что уведомление N 03-31/37 от 04.08.2017 о прекращении договора аренды является недействительным, ссылается на необходимость применения к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 10 ГК РФ.
Уведомление об отказе исполнения от договора представляет собой одностороннюю сделку, направленную на прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу пункта 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны. Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Приведенные разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" направлены на формирование у участников гражданского оборота разумного и добросовестного поведения при установлении, исполнении и прекращении обязательств, в том числе, при одностороннем отказе стороны от договора.
Как правильно указано судом первой инстанции, в силу положений 39.1, подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33, пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения, в том числе нестационарных торговых объектов, при этом такое размещение осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со статьей 10 Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Порядок и условия размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе, с оформлением договора или иных разрешительных документов на функционирование объектов (договоров аренды земельного участка или на право размещения нестационарного торгового объекта, иных договоров или разрешений) и без оформления таковых.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Положения о порядке принятия решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования "Город Ижевск" без проведения аукциона, утвержденного Постановлением Администрации города Ижевска от 18.12.2018 N 1127 (далее - Положение) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования "Город Ижевск", а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута. Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ижевск".
Основанием для размещения нестационарного торгового объекта является договор. Договор без проведения аукциона заключается с хозяйствующим субъектом, с которым у уполномоченного органа был заключен договор аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта, при наличии в совокупности следующих условий: 1) место размещения нестационарного торгового объекта включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ижевск"; 2) договор аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта, заключенный уполномоченным органом с хозяйствующим субъектом, является действующим на день подачи заявления о заключении договора; 3) у хозяйствующего субъекта на день подачи заявления о заключении договора отсутствует просроченная задолженность по оплате по договору аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта; 4) в период действия договора аренды земельного участка отсутствовали факты нарушения на нестационарном торговом объекте статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", подтвержденные вступившими в законную силу постановлениями судов и (или) органов (должностных лиц), уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора).
Судом первой инстанции установлено, что договором аренды арендатору было предписано соблюдать ассортиментный перечень продаваемых товаров, установленный распоряжением администрации района.
Из материалов дела усматривается, что вступившими в законную силу постановлениями Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республики от 18.01.2017 N 35, от 25.01.2017 N 73, от 03.05.2017 N 357, от 03.05.2017 N 358 зафиксированы факты неоднократного нарушения при эксплуатации спорного торгового киоска, расположенного у магазина по ул. Совхозная, 113, требований законодательства об ограничении продажи спиртосодержащей продукции.
Также вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении от 24.03.2017 N 5-304/17 установлен факт осуществления в спорном торговом киоске предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Доводы заявителя жалобы о том, что предприниматель лично не привлекался к административной ответственности, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку именно предприниматель является лицом, ответственным по договору за организацию торговой деятельности с использованием нестационарного торгового объекта на спорном земельном участке.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у администрации оснований для правомерного одностороннего отказа от исполнения договора аренды и об отсутствии нарушения положений статьи 10 ГК РФ.
Действия администрации по отказу от договора аренды носят последовательный характер, поскольку обусловлены нарушением при эксплуатации спорного нестационарного торгового объекта правил торговли, в том числе в части антиалкогольного законодательства.
Уведомление о прекращении договора аренды, заключенного (возобновленного) на неопределенный срок, является безусловным основанием для прекращения арендных правоотношений и освобождения арендованного имущества.
При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (пункт 1 статьи 622 ГК РФ).
Учитывая, что земельный участок в добровольном порядке от торгового киоска ответчиком не освобожден, что подтверждается актом осмотра земельного участка, требования истца о возложения на предпринимателя обязанности по освобождению земельного участка правомерно удовлетворено.
Кроме того, предпринимателем заявлены требования о признании незаконными действий Администрации города Ижевска по исключению из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ижевск" торгового объекта предпринимателя, об обязании включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ижевск" торговый объект предпринимателя.
На основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
К отношениям, возникающим между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношениям, возникающим между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, применяются нормы Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 3 и ч. 2 ст. 6 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона N 381-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, согласно которым включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.
В силу пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли относится к вопросам местного значения.
Из обстоятельств дела следует, что Постановлением Администрации города Ижевска от 12.05.2017 N 194 внесены изменения в постановление Администрации города Ижевска от 10.02.2017 N 34 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ижевск", утверждена Схема в новой редакции. В перечне мест размещения нестационарных торговых объектов указано место с адресным ориентиром НТО (п. 34): примерно в 15 м на северо-восток от магазина N 15 по ул. Совхозной.
Постановлением Администрации города Ижевска от 05.03.2018 N 88 "О внесении изменений в постановление Администрации города Ижевска от 10.02.2017 N 34 (в ред. от 12.05.2017 года N 194)" НТО с указанным адресным ориентиром исключен из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ижевск".
Вышеуказанное постановление администрации от 05.03.2018 N 88, на основании которого НТО с адресным ориентиром примерно в 15 м на северо-восток от магазина N 15 по ул. Совхозной исключен из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город "Ижевск", в установленном порядке не оспорен и недействующим не признан.
Исходя из положений части 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. Схема размещения нестационарных торговых объектов не является персонифицированной, не обращена к конкретному хозяйствующему субъекту, а касается непосредственно только определения места размещения такого объекта.
Определение конкретного места размещения нестационарного торгового объекта не обусловлено созданием конкретного хозяйствующего субъекта для осуществления торговой деятельности, а не включение места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения не обуславливает прекращение деятельности хозяйствующим субъектом.
Орган местного самоуправления с учетом необходимости обеспечения соблюдения и поддержания санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, а также перечисленных выше целей, свободен в выборе мест (адресов), включаемых в схему размещения нестационарных торговых объектов, из всех возможных (допустимых) вариантов, а субъекты предпринимательской деятельности не наделены безусловным правом требовать включения в схему конкретных мест (адресов) нестационарных торговых объектов, в том числе, уже действующих на момент утверждения схемы.
Существующая Схема размещения нестационарных торговых объектов содержит информацию о порядковом номере нестационарного торгового объекта, буквенное обозначение района города, вид нестационарного торгового объекта, адресный ориентир нестационарного торгового объекта, специализацию (ассортиментный перечень реализуемой продукции), площадь размещения нестационарного торгового объекта.
05.10.2018 принят Закон Удмуртской Республики N 61-РЗ "О размещении нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики".
В силу статьи 2 Закона Удмуртской Республики N 61-РЗ размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в собственности Удмуртской Республики или муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Основанием для размещения нестационарного торгового объекта является договор на размещение нестационарного торгового объекта.
Как было указано ранее, согласно Положению о порядке принятия решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования "Город Ижевск" договор без проведения аукциона заключается с хозяйствующим субъектом, с которым у уполномоченного органа был заключен договор аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта при наличии в совокупности условий, указанных в пункте 8.
Постановлением администрации от 18.12.2018 N 1127 утверждено Положение о порядке принятия решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования "Город Ижевск" без проведения аукциона.
Из материалов дела следует, что предприниматель 15.03.2019 обратился в Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта. Письмом от 10.04.2019 N 01-09-ОА/01-21/1584 в заключении договора было отказано.
Судом первой инстанции обоснованно указано на то, что с учетом установленных по делу обстоятельств, признания обоснованными требований администрации об освобождении земельного участка, удовлетворение требований о включении торгового объект предпринимателя в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ижевск" не приведет к восстановлению каких-либо нарушенных прав предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 13.06.2019 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ответчика согласно статье 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 июня 2019 года по делу N А71-4016/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4016/2018
Истец: Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска
Ответчик: Четвериков Сергей Юрьевич
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6209/18
01.11.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6209/18
10.09.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7952/18
13.06.2019 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-4016/18
15.11.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6209/18
18.09.2018 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6209/18
21.08.2018 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6209/18
18.06.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7952/18
24.04.2018 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-4016/18