г. Вологда |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А05-4906/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 сентября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Болдыревой Е.Н., Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Василисиной А.С.,
при участии от акционерного общества "Северо-Онежский бокситовый рудник" Галанович Е.С. по доверенности от 27.12.2016 N 16-84,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 июля 2019 года по делу N А05-4906/2019,
установил:
акционерное общество "Северо-Онежский бокситовый рудник" (ОГРН 1022901464761, ИНН 2920000414; адрес: 164268, Архангельская область, Плесецкий район, рабочий поселок Североонежск; далее - АО "СОБР", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному органу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управлению Лесничествами (ОГРН 1162901060376, ИНН 2902083136; адрес: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Бойчука дом 3 офис 10; далее - управление), Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) о признании недействительными распоряжения управления от 26.12.2018 N 17-16-46, решения министерства от 06.02.2019 N 204-12/1357, возложении на управление обязанности принять лесную декларацию на 2019 год.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 03 июля 2019 года по делу N А05-4906/2019 заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными распоряжение управления от 26.12.2018 N 17-16-46 и решение министерства от 06.02.2019 N 204-12/1357, на управление возложена обязанность принять лесную декларацию для разработки месторождения полезных ископаемых общества, поданную на основании договора аренды от 22.01.2008 N 2-р и проекта освоения лесов, утвержденного распоряжением министерства от 06.08.2008 N 304. Кроме того, с управления и министерства в пользу общества взыскано по 3 000 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что проект освоения лесов разрабатывается на период до 10 лет, не превышающий срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, указали, что на основании распоряжения от 13.08.2019 N 17-16-26 лесная декларация управлением принята, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление и министерство надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 17.12.2018 общество направило в территориальный орган министерства - Плесецкое лесничество лесную декларацию по договору от 22.01.2008 N 334 (2-р) на 2019 год.
На основании экспертного заключения ГКУ АО "Плесецкое лесничество" от 26.12.2018 N 45 управление вынесло распоряжение от 26.12.2018 N 17-16-46, которым отказало в приемке лесной декларации на основании подпункта 1б пункта 24 раздела 2.4 (выявление несоответствия представленной лесной декларации проекту освоения лесного участка) Административного регламента предоставления государственной услуги по приемке лесных деклараций в Архангельской области: Липаковское участковое лесничество квартал 142, выделы 11, 12, 16, 18, 25, 73, площадь 188 га.
Не согласившись с распоряжением управления от 26.12.2018 N 17-16-46, АО "СОБР" обжаловало его в министерство.
Решением министерства от 06.02.2019 N 204-12/1357 в удовлетворении жалобы обществу отказано в связи с недостоверностью сведений, отраженных в лесной декларации, и несоответствием лесной декларации проекту освоения лесов (листы дела 47, 48).
Не согласившись с выводами управления и министерства, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 упомянутого Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) отражено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" (далее - Порядок N 17).
Согласно пункту 2 Порядка N 17 лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ (далее - уполномоченный орган), непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
Пункты 3 и 4 упомянутого Порядка содержат перечень информации, подлежащей внесению в лесную декларацию.
Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение пяти рабочих дней со дня получения направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа (пункт 6 Порядка N 17).
Таким образом, в пункте 6 Порядка N 17 заполнения и подачи лесной декларации приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации.
В рассматриваемом случае основанием для отказа управления в приеме декларации явилось несоответствие представленной лесной декларации проекту освоения лесного участка.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения департамента лесного комплекса администрации Архангельской области от 22.01.2008 N 22 обществу предоставлен в аренду лесной участок с кадастровым номером 29:15:100301:0054 общей площадью 188,0 га в квартале N 142 Липаковского участкового лесничества Плесецкого лесничества для разработки месторождения полезных ископаемых на срок действия лицензии до 25.01.2024.
Между департаментом лесного комплекса Архангельской области и обществом 22.01.2008 подписан договор аренды лесного участка N 2-р, согласно которому для разработки месторождения полезных ископаемых обществу передан в аренду лесной участок площадью 188 га, кадастровый номер 29:15:100301:0054, расположенный на территории Липаковского участкового лесничества Плесецкого лесничества, квартал 142, выделы 12, 16, 18, 11, 25, 73. Срок действия договора определен с 22.01.2008 до 25.01.2024 (пункт 6.1).
Пунктом 3.4.4 договора предусмотрена обязанность арендатора в установленном порядке подавать лесную декларацию.
Приложением 1 к договору утверждена схема расположения и границ отвода лесного участка. Сроки и размер арендной платы указаны в приложении 4.
Лесной участок передан в аренду по акту приема-передачи от 22.01.2008.
На основании распоряжения департамента лесного комплекса администрации Архангельской области от 22.01.2008 N 22 для определения порядка освоения лесов в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования обществом разработан "Проект освоения лесов на арендуемых ОАО "Северо-Онежский бокситовый рудник" лесных участках общей площадью 188 га под разработку Западного участка Беловодской залежи Иксинского месторождения бокситов" (далее - Проект освоения лесов).
В проекте содержится информация о наличии у заявителя лицензии на право пользования недрами АРХ 12144 ТЭ сроком действия до 25.12.2024.
Согласно пункту 31 (страница 12) Проекта освоения лесов он разработан на западную часть месторождения площадью 50 га и южную часть автоотвала "Южный-2" площадью 138 га сроком на 16 лет с 22.01.2008 по 25.01.2024.
Таким образом, суд первой инстанции установил, что общество имеет лицензию на право пользования недрами и право пользования участком лесного фонда (аренды) сроком до 25.01.2024, а также Проект освоения лесов на весь период аренды участка лесного фонда.
Проект освоения лесов утвержден директором департамента лесного комплекса Архангельской области 06.08.2008 (распоряжение N 304), согласован с руководителем Плесецкого лесничества департамента лесного комплекса Архангельской области, прошел государственную экспертизу от 06.08.2008 N 29.
Отказывая АО "СОБР" в принятии лесной декларации, управление и министерство сослались на то, что в силу действовавшего в период утверждения Проекта освоения лесов законодательства он не мог быть утвержден на срок более 10 лет.
В силу части 1 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
На основании части 2 статьи 88 ЛК РФ состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проект освоения лесов представляет собой документ, легитимирующий правоотношения по использованию лесного участка в целях, указанных в договоре аренды.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 ЛК РФ).
Срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов (пункт 13 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496 "Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов").
Согласно пункту 28 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства России от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее - приказ Рослесхоза N 69) проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
В силу пункта 30 приказа Рослесхоза N 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43-45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Для видов использования лесов, определенных статьями 43-45 ЛК РФ, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
Статья 43 указанного Кодекса определяет порядок использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
Таким образом, срок действия Проекта освоения лесов в отношении указанных целей использования лесного участка определяется сроком действия договора аренды.
Из положений статьи 87 ЛК РФ следует, что основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.
В пункте 29 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77 "Об утверждении состава проекта освоения лесов", действующего в период разработки и согласования Проекта освоения лесов, Проект освоения лесов разрабатывается на период до 10 лет, не превышающий срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Вместе с тем лесная декларация подана заявителем в 2018 году, когда действовал приказ Рослесхоза N 69.
Ссылки апеллянта на утверждение нового лесохозяйственного регламента Плесецкого лесничества Архангельской области постановлением Минлеспрома Архангельской области от 30.11.2018 N 54п апелляционным судом не принимаются, поскольку ответчиками не выявлено несоответствий лесной декларации названному документу.
Как указано ранее, лесной участок предоставлен обществу в аренду по договору от 22.01.2008 для разработки месторождения полезных ископаемых на срок до 25.01.2024.
Проект освоения лесов соответствует сроку действия договора аренды.
В связи с этим суд первой инстанции, сославшись на то, что имеющийся у общества Проект освоения лесов утвержден на срок до 25.01.2024 уполномоченным органом и не признан недействующим, учитывая, что общество, имея утвержденный Проект освоения лесов, добросовестно выполняло свои обязанности по подаче лесной декларации на 2019 год, обоснованно пришел к выводу о законности заявленных требований.
При этом суд учел, что в оспариваемых распоряжении управления от 26.12.2018 N 17-16-46 и решении министерства от 06.02.2019 не отражено, в чем именно выразились несоответствия лесной декларации Проекту освоения лесов.
Следовательно, является верным вывод суда первой инстанции о том, что основания для отказа в принятии лесной декларации, установленные пунктом 6 Порядка N 17, отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 июля 2019 года по делу N А05-4906/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4906/2019
Истец: АО "Северо-Онежский бокситовый рудник"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами