г. Москва |
|
11 сентября 2019 г. |
Дело N А40-317191/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Л-КОМ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.06.2019 по делу N А40-317191/18
принятое судьей Суставовой О.Ю
по заявлению ООО "Л-КОМ"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по г. Москве
о признании недействительным решения
в присутствии:
от заявителя: |
Аснер Я.В. по дов. от 22.03.2018; |
от заинтересованного лица: |
Иванов Д.С. по дов. от 04.03.2019, Фатыхова З.Р. по дов. от 09.01.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Л-КОМ" (далее - Заявитель, Общество, налогоплательщик, ООО "Л-КОМ") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция, ИФНС России N 15 по г. Москве) о признании недействительным решения от 17.08.2018 N 15/55566 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислении недоимки по налогу на имущество организации за налоговый период 2016 года в размере 17 575 069 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.06.2019 в удовлетворении требования Общества отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права.
Инспекция просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - без удовлетворения ввиду несостоятельности ее доводов.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по г. Москве проведена камеральная налоговая проверка уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за 2015 год, представленной Заявителем 28.04.2018 года.
По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией вынесены решения от 17.08.2018 N 15/55566 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Обществу доначислен налог на имущество организаций за 2015 год в размере 17 575 069 руб.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в порядке досудебного урегулирования спора в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве с апелляционной жалобой.
Решением УФНС России по г. Москве от 25.10.2018 N 21-19/222569, решение ИФНС России N 15 по г. Москве оставлено без изменения, апелляционная жалоба, без удовлетворения.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Заявителя в суд.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя.
Апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанци исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Заявителю на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
* с кадастровым номером 77:02:0025015:1000, г. Москва, ш. Дмитровское, д. 165, корпус 1;
* с кадастровым номером 77:02:0025016:1012, г. Москва, ш. Дмитровское, д. 163А, корпус 1;
* с кадастровым номером 77:02:0025016:1013, г. Москва, ш. Дмитровское, д. 163А, корпус 2, что подтверждается сведениями, полученными от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр).
Кадастровая стоимость спорных объектов была утверждена Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" в размере 2 704 779 363,41 руб. (за объект с кадастровым номером 77:02:0025015:1000), 14 620 910 072,20 руб. (за объект с кадастровым номером 77:02:0025016:1012), 3 075 277 032,33 руб. (за объект с кадастровым номером 77:02:0025016:1013).
По Решению Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 08.12.2015 N 51-6689/2015 кадастровая стоимость спорного объекта с кадастровым номером 77:02:0025015:1000 была изменена и составила 2 243 194 046 руб.
По Решению Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 06.10.2015 N 51-4645/2015 кадастровая стоимость спорного объекта с кадастровым номером 77:02:0025016:1012 была изменена v составила 8 803 754 200 руб.
По Решению Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 06.10.2015 N 51-4645/2015 кадастровая стоимость спорного объекта с кадастровым номером 77:02:0025016:1013 была изменена и составила 1 545 718 930 руб.
28.04.2018 Обществом была подана уточненная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2015 год, в которой в качестве налоговой базы была отражена кадастровая стоимость спорных объектов в размере 1 901 011 903 руб. (2 243 194 046 руб. - 18% НДС), 7 460 808 644 руб. (8 803 754 200 руб. - льгота, 18% НДС), 1 050 011 128 руб. (1 545 718 930 руб. - льгота, 18% НДС).
Таким образом, Общество при исчислении налога на имущество организаций в отношении спорного объекта, исключило из состава налоговой базы по налогу на имущество организаций величину налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
В обоснование своей позиции Налогоплательщик указывает, что, как следует из отчетов об оценке от 04.09.2015 N АЮ-101-173/0815, от 28.05.2015 N 5-О/2015, от 17.09.2015 N АЮ-101-172/0815, кадастровая стоимость спорных объектов включает в себя НДС. Общество обращает внимание, что в кадастровую стоимость спорных объектов произвольно включена сумма, составляющая 18% от его стоимости (размер будущего НДС при совершении сделки).
Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Понятие кадастровой стоимости определяется в ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее -Закон N 135-ФЗ) как стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ.
При этом п. 15 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии со ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ (в ред., действовавшей в 2015--2016 годах) по итогам рассмотрения спора о результатах определения кадастровое j стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, который осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Из указанных норм права следует несколько выводов.
Во-первых, действующее законодательство, регламентируя порядок рассмотрения споров о кадастровой стоимости, не наделяет налоговые органы какими-либо функциями по определению кадастровой стоимости объекта налогообложения, а также внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН. Соответствующие вопросы относятся к сфере компетенции иных органов власти (органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета и др.).
Налоговые органы в силу норм НК РФ и Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" не уполномочены рассматривать основания для принятия решений комиссий, а также вопросы, связанные с правомерностью установления, изменения и утверждения величин кадастровой стоимости и порядком внесения соответствующих сведений об объектах недвижимого имущества в ЕГРН.
По этой причине в случае несогласия налогоплательщика с порядком определения налоговой базы на имущество организации он вправе заявить самостоятельное требование, направленное на оспаривание кадастровой стоимости, внесенной в ЕГРН, с соблюдением правил подсудности и подведомственности дел, определенных ГПК РФ, КАС РФ. Соответствующие разъяснения о недопустимости совместного рассмотрения требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и требования о пересмотре налоговых обязательств содержатся в п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Более того, поскольку в силу положений п. 15 ст. 378.2 НК РФ и ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ основанием для изменения для целей налогообложения по налогу на имущество организаций кадастровой стоимости объекта недвижимости является либо решение Комиссии, либо решение верховного суда субъекта Российской Федерации об установлении кадастровой стоимости исходя из рыночной стоимости объекта, определенной в результате оценки, то указанная в решении комиссии или суда, основанная на отчете об оценке или заключении судебной оценочной экспертизы, измененная кадастровая стоимость будет являться основанием для исчисления налога на имущество организаций до ее пересмотра в порядке, установленном КАС РФ, судом при оспаривании решения комиссии или вышестоящим судом при оспаривании решения суда первой инстанции.
Во-вторых, в ЕГРН вносится та кадастровая стоимость, которая предоставлена органу кадастрового учета от органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, и данная стоимость, как указано в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.04.2018 N Д23и-1986 "О применении кадастровой стоимости для целей налогообложения", не предусматривает возможность использования скорректированной величины кадастровой стоимости, не содержащейся в ЕГРН. В этом же письме Министерство экономического развития Российской Федерации официально разъяснило, что использование иной кадастровой стоимости (отличной от кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации) для целей налогообложения на имущество организаций действующим законодательством не предусмотрено.
Аналогичная позиция содержится также в письмах Минфина России от 06.07.2018 N 03-07-14/47099; от 25.04.2018 N 03-05-04-01/28063; от 16.08.2017 N ЗН-4-21/16190; от 23.04.2018 N 03-05-05-01/27098; от 21.04.2017 N 03-05-05-01/24003.
Таким образом, применение для целей налогообложения стоимости, отличной от кадастровой стоимости, содержащейся в ЕГРН, действующим законодательством не предусмотрено. Оценка законности и обоснованности включения или не включения суммы НДС в указанную в ЕГРН кадастровую стоимость объекта недвижимости для целей налогообложения по налогу на имущество организаций осуществляется за рамками арбитражного процесса об оспаривании решения налогового органа, в рамках, например, рассмотрения административного спора по обжалованию решения Комиссии в порядке, установленном КАС РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках,
зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
На основании сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, кадастровая стоимость спорного объекта недвижимого имущества по состоянию на 01.01.2015 определена в размере 2 243 194 046 руб. (за объект с кадастровым номером 77:02:0025015:1000), 8 803 754 500 руб. (за объект с кадастровым номером 77:02:0025016:1012), 3 075 1 545 718 930 руб. (за объект с кадастровым номером 77:02:0025016:1013)..
Принимая во внимание полученные от органов Росреестра сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимого имущества в соответствии со ст. 85 НК РФ, у налогового органа отсутствовали основания для использования при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций иных сведений, отличных от тех, которые содержатся в ЕГРН.
При принятии решения судом учтена позиция, изложенная в решении Арбитражного суд г. Москвы в от 19.04.2018 по делу N А40-196670/17, оставленном без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 03.09.2018, согласно которому суд, пришел к выводу о том, что поскольку в силу положений п. 15 ст. 378.2 НК РФ и ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ основанием для изменения для целей налогообложения по налогу на имущества организаций кадастровой стоимости объекта недвижимости является решение Комиссии об установлении кадастровой стоимости исходя из рыночной стоимости объекта, определенной в результате оценки, то указанная в решении Комиссии и отчете об оценке измененная кадастровая стоимость будет являться основанием для исчисления налога на имущества организаций до ее пересмотра по решению суда в порядке установленном КАС РФ. Никаких иных оснований для пересмотра установленной Комиссией в решении измененной кадастровой стоимости, кроме пересмотра в судебном порядке при обжаловании в суде решения Комиссии, НК РФ и Закон N 135-ФЗ не содержат.
Также судом принято во внимание позиция Верховного Суда Российской Федерации изложенная в Определениях от 14.02.2019 по делу А40-196670/2017-107-3004 (305-КГ18-20813) и от 15.02.2019 по делу N А40-222618/2017 (305-КГ18-21673) об отказе в передаче кассационных жалоб ОАО "Институт Стекла" в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации указал, что именно указанные в государственном реестре сведения о кадастровой стоимости, при условии, что они внесены без допущения технической ошибки, должны использоваться для налогообложения. Верховный Суд Российской Федерации также отметил, что при рассмотрении налогового спора суд не вправе давать оценку тому, является ли установленная в порядке статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость правильной и необходимо ли её уменьшение на величину НДС, поскольку решение данного вопроса законом выведено в отдельную административную и судебную процедуру.
Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в Определениях по данным делам также указал, что установленный законодательством порядок пересмотра результатов определения кадастровой стоимости не предполагает возможность произвольного изменения сведений о кадастровой стоимости, внесенных в государственный реестр, в том числе посредством ее уменьшения на суммы НДС расчетным способом или на основании иных данных.
При этом, налог на добавленную стоимость согласно ст. ст. 166, 168 НК РФ представляет собой платеж в бюджет, рассчитанный в процентном отношении к цене товаров (работ, услуг), и предъявляется покупателю отдельно и сверх стоимости реализуемых в конкретных сделках товаров (работ, услуг).
В свою очередь, налог на имущество согласно положениям ст. ст. 374, 375 НК РФ уплачивается собственником имущества со стоимости числящихся на его балансе основных средств.
Заявитель не ссылается на нормы права, предусматривающие корректировку кадастровой стоимости в целях исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций, в том числе на сумму НДС.
Законодательством не предусмотрено изменение установленной в
государственном реестре кадастровой стоимости в целях исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций. Учитывая изложенное, ни налогоплательщик самостоятельно при составлении декларации и исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций и суммы налога на имущество организаций, ни арбитражный суд при рассмотрении законности решения налогового органа по результатам камеральной проверки такой декларации, не вправе оценивать законность и обоснованность кадастровой стоимости, внесенной в ЕГРН, в установленном законом порядке по результатам рассмотрения споров о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, доначисление ИФНС России N 15 по г. Москве налога на имущество организаций за 2015 год в сумме 17 575 069 руб. в связи с занижением Обществом налоговой базы в отношении объектов с кадастровыми номерами 77:02:0025015:1000, 77:02:0025016:1012, 77:02:0025016:1013, определяемой исходя из кадастровой стоимости, является обоснованным.
Принимая во внимание вышеизложенное, права и законные интересы заявителя оспариваемым решением налогового органа не могут быть признаны нарушенными.
Таким образом, исследовав повторно, в совокупности доказательства по делу, с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении суда, которую поддерживает апелляционный суд.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.06.2019 по делу N А40-317191/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-317191/2018
Истец: ООО "Л-КОМ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 15 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20284/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20284/19
11.09.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44471/19
04.06.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-317191/18