город Омск |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А46-5819/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9495/2019) общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Авангард" на решение Арбитражного суда Омской области от 04.06.2019 по делу N А46-5819/2019 (судья Распутина В.Ю.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Авангард" (ИНН 5503239595, ОГРН 1135543000460)
к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска
о признании действий, выразившихся в отказе в исключении земельных участков с кадастровыми номером 55:36:09: 03 03:3081, 55:36:09: 03 03:3105 из схемы резервируемых земель для муниципальных нужд, утвержденной постановлением Администрации г.Омска от 15.12.2014 N 1775-п, выраженный в письме Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 06.03.2019 N 10/1677 незаконными; об обязании исключить земельные участки с кадастровыми номером 55:36:09: 03 03:3081, 55:36:09: 03 03:3105 из схемы резервируемых земель,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, Администрации г.Омска,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Авангард" - Молоков Александр Владимирович (паспорт, по доверенности N 1-п от 29.12.2017 сроком действия на пять лет);
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска - Шевченко Елена Викторовна (удостоверение, по доверенности N 02/6375 от 24.07.2019 сроком действия один год);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Авангард" (далее - ООО "СК "Авангард", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением с учетом положений статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании действий, выразившихся в отказе в исключении земельных участков с кадастровыми номером 55:36:09: 03 03:3081, 55:36:09: 03 03:3105 из схемы резервируемых земель для муниципальных нужд по улице Труда, улице 12-я Пролетарская в Ленинском административном округе города Омска, утвержденной постановлением Администрации г.Омска от 15.12.2014 N 1775-п "О резервировании земель для муниципальных нужд по улице Труда, ул. 12-я Пролетарская в ЛАО г. Омска", выраженном в письме Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 06.03.2019 N 10/1677, незаконными; об обязании исключить земельные участки с кадастровыми номером 55:36:09: 03 03:3081, 55:36:09: 03 03:3105 из схемы резервируемых земель.
Определением от 30.04.2019 Арбитражного суда Омской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
Решением от 04.06.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-5819/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "СК "Авангард" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает следующее:
- отказ в исключении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:09 03 03:3081, 55:36:09 03 03:3105 из схемы резервируемых земель для муниципальных нужд по улице Труда, улице 12-я Пролетарская в Ленинском административном округе города Омска, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 15.12.2014 N 1775-п "О резервировании земель для муниципальных нужд по улице Труда, ул. 12-я Пролетарская в ЛАО г. Омска", выраженный в письме Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 06 марта 2019 года N 10/1677, не мотивирован;
- из содержания постановления Администрации города Омска от 15.12.2014 N 1775-п "О резервировании земель для муниципальных нужд по улице Труда, ул. 12-я Пролетарская в ЛАО г. Омска" следует, что ограничению подлежат права собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов тех земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель;
- части земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:09 03 03:3081 и 55:36:09 03 03:3105, попадающие под резервирование, не сформированы, границы резервируемых частей не установлены в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации и действовавших на момент резервирования Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве Администрация просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация города Омска и Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "СК "Авангард" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение от 04.06.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-5819/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве Администрации на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "СК "Авангард" является арендатором следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 55:36:09 03 03:3081, местоположение которого установлено в 45 м юго-западнее относительно жилого дома имеющего почтовый адрес: 10-я Ленинская, 4 (Ленинский АО), общей площадью 3575 кв.м, для строительства гостиничного комплекса на основании договора аренды земельного участка от 03.06.2009 N ДГУ-Л-34-1397, дата регистрации 28.08.2009, N 55-55-01/170/2009-659;
- с кадастровым номером 55:36:09 03 03:3105, местоположение которого установлено в 80 м юго-западнее относительно жилого дома имеющего почтовый адрес: 10-я Ленинская, 4 (Ленинский АО), общей площадью 7540 кв.м, для строительства гостиничного комплекса на основании договора аренды земельного участка от 20.03.2009 N Д-Л-31-7696, дата регистрации 02.06.2009, N 55-55-01/107/2009-170.
Общество 14.02.2019 обратилось в Администрацию г. Омска с заявлением об исключении из схемы резервируемых земель для муниципальных нужд по улице Труда, улице 12-я Пролетарская в Ленинском АО г. Омска, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 15.12.2014 N 1775-п "О резервировании земель для муниципальных нужд по улице Труда, ул. 12-я Пролетарская в ЛАО г. Омска", вышеуказанных земельных участков с указанием на то, что зона резервирования, предусмотренная данной схемой, затрагивает незначительный площадной контур с краю земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:09 03 03:3081, 55:36:09 03 03:3105.
Письмом от 06.03.2019 N 10/1677 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска отказал заявителю в исключении земельных участков из схемы резервируемых земель.
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы, поскольку в зону резервирования необоснованно включена вся площадь земельных участков, что препятствует заявителю полноценно использовать земельные участки по их назначению и дальнейшему приобретению в собственность, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
17.06.2019 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа недействительным необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту и нарушение актом прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, заключил о недоказанности обстоятельств, необходимых для вывода о нарушении оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, поддерживает данный вывод суда первой инстанции в силу следующего.
Статьей 70.1 ЗК РФ установлено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Перечень исключительных случаев, при которых осуществляется изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, установленный статьей 49 ЗК РФ, включает в себя случаи, связанные с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в том числе, автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд".
Указанным Постановлением утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение о резервировании).
Согласно пункту 2 названного Положения решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков (пункт 7 Положения).
Из материалов дела следует, что распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 20.10.2014 N 5391-р "Об утверждении схемы резервируемых земель для муниципальных нужд" утверждена схема резервируемых земель для муниципальных нужд по улице Труда, улице 12-я Пролетарская в Ленинском административном округе города Омска в целях реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения и присвоено индивидуальное обозначение резервируемым землям РЗ-2. Из перечня кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично распложены в границах резервируемых земель, следует, что площадь части земельного участка с кадастровым номером 55:36:090303:3105, предоставленного для строительства гостиничного комплекса, расположенная в границах резервируемых земель, составляет 664 кв.м (из 7540 кв.м общей площади земельного участка); площадь части земельного участка с кадастровым номером 55:36:090303:3081, предоставленного для строительства гостиничного комплекса, расположенная в границах резервируемых земель, составляет 79 кв.м (из 3575 кв.м общей площади земельного участка).
При этом схема резервируемых земель утверждена на основании представленных Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска документов территориального планирования, соответствующих нормами и требованиями, предъявляемым к определению границ таких территорий.
На основании указанных документов постановлением Администрации города Омска от 15.12.2014 N 1775-п "О резервировании земель для муниципальных нужд по улице Труда, ул. 12-я Пролетарская в Ленинском административном округе города Омска" зарезервированы для муниципальных нужд сроком на семь лет земли общей площадью 78 139 кв.м по улице Труда, улице 12-я Пролетарская в Ленинском административном округе города Омска в соответствии с утвержденной схемой резервируемых земель для муниципальных нужд.
Приложением N 1 к постановлению Администрации города Омска от 15.12.2014 N 1775-п утвержден Перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель для муниципальных нужд по улице Труда, улице 12-я Пролетарская в Ленинском административном округе города Омска (пункты 31, 36). Также Администрация указывает, что дополнительная конкретизация тех частей земельных участков, которые подпадают под резервирование, содержится в схеме резервируемых земель, утвержденной распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 20.10.2014 N 5391-р.
Постановление Администрации города Омска от 15.12.2014 N 1775-п опубликовано в официальных средствах массовой информации: в периодическом издании "Третья столица" N 56 от 18.12.2014, а также размещено в справочно-информационной правовой системе Консультант Плюс в свободном доступе.
Данное постановление является действующим, в установленном законом порядке заявителем не оспорено, недействительным не признано.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлен трехмесячный срок на подачу заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц ненормативного правового акта. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом по ходатайству лица.
Исходя из специфики указанных дел, законодателем определена специальная процедура рассмотрения таковых дел, а так же предусмотрен определенный специальный способ защиты нарушенного права в случае несогласия с принятым правовым актом - признание его недействительным в судебном порядке.
Таким образом, ввиду того, что требования заявителя фактически выражают несогласие с указанным постановлением Администрации г.Омска, обществом пропущен трехмесячный срок на обжалование ненормативного правового акта. Более того, учитывая, что данное постановление не было оспорено обществом в установленном законом порядке, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Департамента по внесению изменений в действующее постановление Администрации города Омска в части исключения спорных земельных участков из схемы резервируемых земель является законным, в связи с чем оснований для признания таковых действий Департамента недействительными не имеется.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что на основании распоряжений Департамента архитектуры и градостроительства от 13.10.2017 N 2752, от 05.10.2018 N 809 приняты разрешения на строительство на указанных участках гостиничного комплекса (объект введен в эксплуатацию в 2018 году), объекты введены в эксплуатацию.
При этом в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представитель общества пояснил, что на данный момент ООО "СК "Авангард" не является собственником построенных на спорных земельных участках объектов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов действия земельного законодательства Российской Федерации является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
С учетом приведенного принципа, а также принимая во внимание, что ООО "СК "Авангард" не является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не является лицом, чьи права могут быть нарушены отказом в исключении земельных участков с кадастровыми номером 55:36:09: 03 03:3081, 55:36:09: 03 03:3105 из схемы резервируемых земель для муниципальных нужд по улице Труда, улице 12-я Пролетарская в Ленинском административном округе города Омска, утвержденным постановлением Администрации г.Омска от 15.12.2014 N 1775-п "О резервировании земель для муниципальных нужд по улице Труда, ул. 12-я Пролетарская в ЛАО г. Омска", выраженным в письме Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 06.03.2019 N 10/1677.
Довод заявителя относительно необходимости формирования частей земельных участков, подпадающих под резервирование: проведения межевания участков, определения точек координат границ тех его частей, на которые наложены ограничения, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность принимать решения о резервировании земельных участков в публичных интересах, а на органы государственной регистрации возложена обязанность регистрировать ограничения (обременения) на земельные участки и их части в связи с резервированием для государственных или муниципальных нужд.
При этом дополнительных условий или требований о возможности регистрации ограничений (обременении) только в отношении тех земельных участков, которые являются отмежеванными и поставленными на государственный кадастровый учет в качестве сформированных земельных участков, нормы законов и нормы Положения о резервировании не содержат.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы на уплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 04.06.2019 по делу N А46-5819/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5819/2019
Истец: ООО "Строительная компания "Авангард"
Ответчик: Администрация г. Омска, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА