г. Москва |
|
11 сентября 2019 г. |
Дело N А41-9067/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Фоминой М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Геоэкотехстрой" на решение Арбитражного суда Московской области от 10.06.2019 по делу N А41-9067/19, принятое судьей Гейц И.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Геоэкотехстрой" к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области о признании незаконным ненормативного правового акта,
при участии в заседании:
от ООО "Геоэкотехстрой" - Щеглеватых В.Л. по доверенности от 06.05.2019,
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области - Лукьянова Н.И. по доверенности от 06.04.2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Геоэкотехстрой" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом уточнения, принятого арбитражным судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Министерство ЖКХ Московской области) о признании незаконным отказа, оформленного уведомлением от 23.01.2019 N 12 ОТ-1201, об отказе в переоформлении лицензии; обязании устранить нарушение прав и законных интересов Общества путем переоформления лицензии.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.06.2019 по делу N А41-9067/19 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного органа в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
14.05.2015 Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ООО "Геоэкотехстрой" выдана бессрочная лицензия N 077015 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности на выполнение работ: размещение отходов IV класса опасности; в перечень отходов вошли отходы грунта при проведении землеройных работ (грунт, загрязненный опасными веществами), осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации; место осуществления деятельности: Московская обл., Раменский р-н, земельные участки с кадастровыми номерами: 50:23:0040330:0022, 50:23:0040330:0024, 50:23:0040330:0026.
22.11.2018 ООО "Геоэкотехстрой" обратилось в Министерство экологии и природопользования Московской области с заявлением о переоформлении лицензии в связи с требованиями ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (сменой перечня выполняемых работ - добавление новых видов отходов) (далее - Закон о лицензировании), а также в связи с требованиями ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
26.11.2018 Минэкологии Московской области уведомило заявителя о необходимости устранения выявленных нарушений и предоставлении документов, оформлении заявления надлежащим образом.
Во исполнение уведомления от 26.11.2018 заявителем повторно 21.12.2018 в Минэкологии Московской области представлено заявление о переоформлении лицензии.
Письмом от 20.12.2018 Минэкологии Московской области уведомило заявителя о том, что в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 N 680/35 "О внесении изменений в Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области", Положение о Министерстве энергетики Московской области, Положение о Министерстве экологии и природопользования Московской области и некоторый нормативные правовые акты Московской области" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности отнесено к задачам Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
14.01.2019 Министерство ЖКХ Московской области уведомило заявителя о необходимости устранения выявленных нарушений и предоставлении документов, оформлении заявления надлежащим образом.
Во исполнение уведомления от 14.01.2019 заявителем 15.01.2019 в Министерство ЖКХ Московской области представлено заявление о переоформлении лицензии.
В период с 18.01.2019 по 21.01.2019 на основании Распоряжения Министерства ЖКХ Московской области от 18.01.2019 N 15-РВ была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества, по результатам которой составлен акт проверки от 21.01.2019 N 15-РВ, согласно которому было установлено несоответствие сведений, содержащихся в представленном заявлении о переоформлении лицензии и приложенных к нему документах, свидетельствующие о нарушении Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее также - Постановление) а именно:
1. Подпункт "e" пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" устанавливает обязательные требования по наличию свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV классов опасности, выданных работникам, заключившим с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами по новому адресу.
Между ООО "Геоэкотехстрой" и гр. Куценок В.В., гр. Кондрико Д.М., гр. Деминым Д.С. заключены договоры оказания услуг от 01.09.2018 N 2-Куц, от 01.07.2018 N 1-Конд., от 01.10.2018 N 1-Дем, предусматривающие предоставление вышеуказанными гражданами услуг по управлению и технической эксплуатации транспортных средств (трактор, бульдозер, экскаватор) сроком до 31.12.2019.
Куценок В.В., Кондрико Д.М., Демин Д.С. прошли профессиональную подготовку, подтвержденную удостоверениями о повышении квалификации от 2018 года N 112/1118, от 2018 года N 113/1118, от 2018 года N 115/1118.
Однако перечисленные договоры оказания услуг предусматривают привлечение третьих лиц, имеющих удостоверение па право управления транспортным средством, с предварительного согласия Заказчика (п. 2.1.11), что нарушает требования пп. "е" п. 7 Постановления о наличии профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1 - IV классов опасности.
Вместе с тем, ООО "Геоэкотехстрой" и Рахов B.В, заключили трудовой договор от 03.12.2015 N 9; срок трудового договора истек 02.12.2018.
2. Согласно приложению к лицензии от 14.05.2015 N 077015 ООО "Геоэкотехстрой" вправе выполнять работы по размещению отходов IV класса опасности групп отходов: "Отходы грунта при проведении землеройных работ (грунт, загрязненный опасными веществами)" (ФККО 8 11 000 00 00 0), "Осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации" (ФККО 7 22 200 00 00 0).
Однако в заявлении о переоформлении лицензии (вх. от 16.01.2019 N 120Т-1201) указаны отдельные виды отходов: "Осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный" (ФККО 7 22 102 01 39 4); "Осадки с песколовок и отстойников при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные" (ФККО 7 22 109 01 39 4); "Осадки при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вол обезвоженные малоопасные" (ФККО 7 22 125 11 39 4); "Осадок механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод с применением филирующего самоочищающего устройства малоопасный" (ФККО 7 22 125 12 39 4); "Осадки механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод анаэробно сброженные и обеззараженные хлорной известью малоопасные" (ФККО 7 22 125 21 39 4); "Смесь осадков при физико-химической очистке хозяйственно-бытовых сточных вод" (ФККО 7 22 151 11 33 4); "Отходы (осадки) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" (ФККО 7 22 399 11 39 4); "Смесь осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженная малоопасная" (ФККО 7 22 421 11 39 4), не относящиеся к группам отходов, с которыми лицензиату разрешено осуществлять деятельность.
Вместе с этим, данный факт не указан в причинах переоформления, как добавление новых видов отходов IV класса опасности на выполнение работ по размещению отходов IV класса опасности.
Таким образом, причины переоформления, указанные в заявлении (вх. от 16.01.2019 N 12ОТ1201), не соответствуют намечаемой деятельности ООО "Геоэкотехстрой".
Одновременно с тем, что в заявлении указываются виды работ в области обращения с отходами I-IV классов опасности, а именно: размещение отходов IV класса опасности, на которые лицензиату предоставлена лицензия, послужившие несоответствию требований п. 7 Постановления о включении в заявление о переоформлении лицензии сведений о новых работах в области обращения с отходами I-IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять (виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов: соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности).
3. Подпункт "в" п. 7 Постановления устанавливает необходимость наличия у лицензиата санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами для выполнении работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
ООО "Геоэкотехстрой" указало в заявлении о переоформлении лицензии (вх. от 16.01.2019 N 120Т-1201) реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами от 21.12.2018 N 50.13.03.000.М. 000260.12.18.
Фактическим адресом, согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 21.12.2018 N 50.13.03.000.М.000260.12.18, является: Московская обл., Раменский р-н, вблизи села Еганово, карьер Чулковского месторождения кварцевых песков.
Однако, адреса земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0040330:0026, 50:23:0040330:0024, 50:23:0040330:0022, которые заявлены в силу подпункта "а" пункта 7 Постановления, не совпадают с фактическим адресом, указанным в санитарно-эпидемиологическом заключении от 21.12.2018 N 50.13.03.000.М.000260.12.18, а именно, земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0040330:0026, 50:23:0040330:0024, 50:23:0040330:0022, находятся по адресу: Московская обл., Раменский р-н, сельское поселение Чулковское, с. Еганово, д. 20.
В связи с выявленными нарушениями Министерством было принято решение об отказе в переоформлении лицензии, оформленное уведомлением об отказе в переоформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 22.01.2019 N 32-РВ.
Не согласившись с оспариваемым решением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
В силу п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 9 Закона N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии Законом о лицензировании.
Согласно ст. 2 Закона о лицензировании лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами отдельных видов деятельности.
В соответствии со ст. 3 Закона о лицензировании под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензионными требованиями является совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу п. 8 ст. 3 Закона о лицензировании под местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, понимается объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о лицензировании лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 3 ст. 18 Закона о лицензировании).
В соответствии с ч. 7, 9 ст. 18 Закона о лицензировании при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. При намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Согласно ч. 14 ст. 18 Закона о лицензировании в течение трех рабочих дней со дня представления лицензиатом надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов в соответствии с ч. 12 настоящей статьи лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия положениям частей 3, 7 и (или) 9 настоящей статьи о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата. В случае непредставления лицензиатом в тридцатидневный срок надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о переоформлении лицензии подлежит возврату лицензиату.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - Положение N 1062).
На основании подпунктов "в", "е" п. 7 Положения N 1062 при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами I - IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять (виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов; соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности), а также для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - сведения о наличии у лицензиата санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами; для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV классов опасности, выданных работникам, заключившим с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами по новому адресу.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Положения N 1062 грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, а также допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
В силу подпункта "г" пункта 3 Положения N 1062 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются, в том числе для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при проверке заинтересованным лицом документов, представленных Обществом при подаче заявления о переоформлении лицензии, было установлено, что пунктом 2.1.11 представленных договорах об оказании услуг, заключенных с Куценок В.В., Кондрико Д.М. и Деминым Д.С. предусматривается, что исполнитель обязуется оказывать услуги лично, а в случае невозможности оказать услуги лично исполнитель вправе привлечь для этого третье лицо, имеющее удостоверение на право управления транспортным средством, с предварительного согласия заказчика, оставаясь ответственным перед заказчиком за действия третьего лица.
При этом срок действия указанных договоров истек 31.12.2018, условия о продлении срока их действия или преимущественном праве на заключение нового договора на тех условиях договоры не содержат.
Также 02.12.2018 истек срок действия представленного заявителем трудового договора от 03.12.2015 N 9, заключенного между ООО "Геоэкотехстрой" и Раховым В.В., который принял на себя выполнение трудовых обязанностей в должности директора Общества и выступал заказчиком по вышеуказанным договорам об оказании услуг.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Куценок В.В., Кондрико Д.М. и Демин Д.С. прошли профессиональную подготовку, что подтверждается удостоверениями о повышении квалификации от 2018 N 112/1118, N 115/1118, N 113/1118, договоры с ними пролонгированы; полномочия директора Общества Рахова В.В. после окончания срока действия трудового договора не прекращены, в выписке из ЕГРЮЛ на момент подачи документов Рахов В.В. являлся директором, в связи с чем п. 2.1.11 договоров об оказании услуг не нарушает требования подпункта "е" пункта 7 Положения N 1062, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и были им правомерно отклонены, поскольку сведения о пролонгации договоров об оказании услуг, заключенных с Куценок В.В., Кондрико Д.М. и Деминым Д.С. представлены не были.
Пункт 2.1.11 договоров нарушает требования подпункта "е" пункта 7 Постановления N 1062 о наличии профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности.
В пункте 3 статьи 15 Закона N 89-ФЗ установлено, что профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
На основании вышеизложенного, а также, руководствуясь положениями статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" о правовом принципе - презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, законом не предусмотрена возможность допуска третьих лиц, не обладающих компетенцией, необходимой для выполнения работ в соответствии с Примерной программой профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, утвержденной приказом Минприроды России от 10.02.2002 N 868, к выполнению работ по сбору и размещению отходов I-IV классов опасности.
Таким образом, вывод Министерства и суда первой инстанции о том, что пунктом 2.1.11 договоров оказания услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства в части привлечения третьих лиц, имеющих удостоверение на право управления транспортным средством, с предварительного согласия Заказчика, нарушаются требования подпункта "е" пункта 7 Постановления N 1062, является обоснованным.
Более того, как обоснованно указал суд первой инстанции, документ, подтверждающий продление полномочий директора Общества Рахова В.В., принятый на собрании участников Общества от 28.12.2018, и на который ссылается заявитель, при подаче заявления о переоформлении лицензии представлен не был, следовательно, заявителем были нарушены требования подпункта "г" пункта 3 Положения N 1062.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено в нарушение ст. 65 АПК РФ.
Ссылка истца о том, что в выписке из ЕГРЮЛ на момент подачи документов Рахов В.В. являлся директором Общества, является несостоятельной, поскольку рассмотрение вопросов об образовании единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью и досрочном прекращении его полномочий согласно пункту 3 статьи 91 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.
Вместе с тем, все представляемые заявителем документы, на момент принятия решения о переформлении лицензии либо отказе в ее переоформлении должны содержать актуальные сведения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что новые виды отходов, указанные в заявлении о переоформлении лицензии, входят в группы отходов, указанных в уже выданной Обществу лицензии, и что административный орган был обязан проверить возможность использования заявленного оборудования по обезвреживанию всех видов отходов I-IV класса опасности, входящих в соответствующую группу отходов, также подлежат отклонению апелляционным судом по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о лицензировании лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Согласно заявлению о переоформлении лицензии Общество планирует переоформить лицензию в связи с "требованиями ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом), в связи с требованиями статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в связи с изменением перечня выполняемых работ (добавление нового вида работ: сбор отходов IV класса опасности)".
Согласно приложению к лицензии от 14.05.2015 N 077015 ООО "Геоэкотехстрой" вправе выполнять работы по размещению отходов IV класса опасности групп отходов: "Отходы грунта при проведении землеройных работ (грунт, загрязненный опасными веществами)" (ФККО 8 11 000 00 00 0), "Осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации" (ФККО 7 22 200 00 00 0).
Вместе с тем, в заявлении лицензиат указал следующий перечень видов конкретных отходов IV класса опасности, соответствующий видам работ по сбору и размещению отходов IV класса опасности: "Осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный" (ФККО 7 22 102 01 39 4); "Осадки с песколовок и отстойников при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные" (ФККО 7 22 109 01 39 4); "Осадки при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вол обезвоженные малоопасные" (ФККО 7 22 125 11 39 4); "Осадок механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод с применением фильтрующего самоочищающего устройства малоопасный" (ФККО 7 22 125 12 39 4); "Осадки механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод анаэробно сброженные и обеззараженные хлорной известью малоопасные" (ФККО 7 22 125 21 39 4); "Смесь осадков при физико-химической очистке хозяйственно-бытовых сточных вод" (ФККО 7 22 151 11 33 4); "Ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" (ФККО 7 22 200 01 39 4); "Ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" (ФККО 7 22 201 11 39 4); "Осадок биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, обезвоженный методом естественной сушки малоопасный" (ФККО 7 22 221 11 39 4); "Отходы (осадки) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" (ФККО 7 22 399 11 39 4); "Смесь осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженная малоопасная" (ФККО 7 22 421 11 39 4); "Отходы грунта при проведении открытых земляных работ малоопасные" (ФККО 8 11 111 11 49 4); "Грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов" (ФККО 8 11 115 31 40 4).
Таким образом, из заявления Общества о переоформлении лицензии следует, что Общество планирует раскрыть имеющиеся в лицензии группы, подгруппы отходов с добавлением к ним работ по сбору отходов IV класса опасности.
Вместе с тем, в перечне конкретных видов отходов, указанном заявителе, указаны отдельные виды отходов, которые не относятся к группам и подгруппам отходов, с которыми заявителю разрешено осуществлять деятельность по обращению с отходами на основании лицензии, что противоречит приказу Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" и приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов"; указанные в заявлении "Осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный" (код ФККО 7 22 102 01 39 4), "Осадки с песколовок и отстойников при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные" (код ФККО 7 22 109 01 39 4), "Осадки при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженные малоопасные" (код ФККО 7 22 125 11 39 4), "Осадок механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод с применением фильтрующего самоочищающего устройства малоопасный" (код ФККО 7 22 125 12 39 4), "Осадки механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод анаэробно сброженные и обеззараженные хлорной известью малоопасные" (код ФККО 7 22 125 21 39 4), "Смесь осадков при физико-химической очистке хозяйственно-бытовых сточных вод" (код ФККО 7 22 151 11 33 4), "Отходы (осадки) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" (код ФККО 7 22 399 11 39 4), "Смесь осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженная малоопасная" (код ФККО 7 22 421 11 39 4), - не относятся к группе отходов "Осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации" (код ФККО 7 22 200 00 00 0), в отношении которых Обществу выдана лицензия.
Пи этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, заявителем в качестве причины переоформления лицензии не указано добавление указанных новых групп (видов) отходов, в связи с чем причины переоформления, указанные в заявлении, не соответствуют планируемой деятельности ООО "Геоэкотехстрой".
Согласно требованиям пункта 7 Постановления N 1062 в заявление необходимо включать сведения о новых видах работ в области обращения с отходами I - IV классов опасности, которые лицензиат намерен осуществлять, однако в заявлении заявитель указал виды работ в области обращения с отходами I - IV классов опасности, а именно: размещение отходов IV класса опасности, на которые ООО "Геоэкотехстрой" уже имеет лицензию.
Доводы заявителя о том, что согласно лицензии от 14.05.2015 N 077 015, выданной Обществу бессрочно, местом осуществления деятельности, является: Московская обл., Раменский р-н, земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0040330:0022, 50:23:0040330:0024, 50:23:0040330:0026, который совпадает с адресом, указанным в санитарно-эпидемиологическом заключении, в связи с чем заинтересованным лицом необоснованно отказано в переоформлении лицензии в части выполнения работ по сбору отходов IV класса опасности по указанному адресу, также отклоняются судом по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ч. 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Согласно подпункту "в" пункта 7 Положения N 1062 при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами I - IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять (виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов; соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности), а также для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - сведения о наличии у лицензиата санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.
В данном случае в лицензии, выданной ООО "Геоэкотехстрой" указан адрес места осуществления деятельности: Московская обл., Раменский р-н, земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0040330:0022, 50:23:0040330:0024, 50:23:0040330:0026.
Вместе с этим, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11.06.2008 50 НВ N 694989, земельный участок с кадастровым номером 50:23:0040330:0026 располагается по ориентировочному адресу, а именно: примерно в 200 м. по направлению на восток от ориентира: жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская обл., Раменский р-н, с. п. Чулковское, с. Еганово, д. 20; согласно свидетельства о государственной регистрации права от 11.06.2008 50 НВ N 694988, земельный участок с кадастровым номером 50:23:0040330:0024 располагается по ориентировочному адресу, а именно: примерно в 700 м. по направлению на восток от ориентира: жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская обл., Раменский р-н, с. п. Чулковское, с. Еганово, д. 2; согласно свидетельства о государственной регистрации права от 25.11.2015 50-50-23/005/2008-137, земельный участок с кадастровым номером 50:23:0040330:0022 располагается по ориентировочному адресу, а именно: примерно в 1 100 м. по направлению на восток от ориентира: жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская обл., Раменский р-н, с. п. Чулковское, с. Еганово, д. 20.
Таким образом, исходя из понятия "место осуществления лицензируемого вида деятельности" согласно статье 3 Закона N 99-ФЗ место осуществления лицензируемого вида деятельности имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 15 Закона N 99-ФЗ в лицензию включаются, среди прочего, сведении об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Адрес места осуществления согласно заключению о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами от 21.12.2018 N 50.13.03.000.М.000260.12.18: Московская обл., Раменский р-н, вблизи села Еганово, карьер Чулковского месторождения кварцевых песков, - не позволяет идентифицировать границы места осуществления лицензируемой деятельности.
Вместе с этим, согласно Публичной кадастровой карте, земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0040330;0022, 50:23:0040330:0024, 50;23:0040330;0026 располагаются по адресу: Московская обл., р-н Раменский, сельское поселение Чулковское, с. Еганово, дом 20.
Таким образом, адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии и заключении от 21.12.2018 N 50.13.03.000.М.000260.12.18 отличаются, так как адрес: Московская обл., Раменский р-н, вблизи села Еганово, карьер Чулковского месторождения кварцевых песков, согласно заключения, не совпадает с адресом места осуществления деятельности согласно лицензии, а также не позволяет конкретно идентифицировать адрес места осуществления деятельности.
На основании вышеизложенного, административный орган действовал в рамках предусмотренной Законом N 99-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (вместе с Положением N 1062) процедуры переоформления лицензии, в связи с чем основания для признания отказа, оформленного уведомлением от 23.01.2019 N 12 ОТ-1201 об отказе в переоформлении лицензии, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, незаконным у суда первой инстанции отсутствовали.
При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, заявитель не лишен возможности повторно обратиться с заявлением о переоформлении лицензии после устранения выявленных недостатков.
Поскольку заявителю было отказано в удовлетворении требования о признании незаконными действий Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, то требование Общества обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области устранить нарушение прав и законных интересов Общества путем переоформления лицензии, также не подлежит удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.06.2019 по делу N А41-9067/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9067/2019
Истец: ООО "ГЕОЭКОТЕХСТРОЙ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ