г. Самара |
|
11 сентября 2019 г. |
Дело N А65-7546/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балашевой В.Т.,
судей Деминой Е.Г., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поликарповым В.В.,
при участии:
от истца - представитель Ракипов И.А. по доверенности N 01-20/245 от 17.12.2018,
от ответчика - представитель Галеев А.Р. по доверенности N 507/1 от 08.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании 3 - 10 сентября 2019 года апелляционную жалобу Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 июня 2019 года по делу N А65-7546/2019 (судья Савельева А.Г.),
по иску Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет", г. Казань (ОГРН 1021602841391, ИНН 1655018018) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", г. Казань (ОГРН 1161690118754, ИНН 1660274803) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ответчик, общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N РО-01/09-0011 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2019 по делу N А65-7546/2019 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец подал апелляционную жалобу и дополнение к ней, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2019 по делу N А65-7546/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2019 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению на 22.08.2019 на 16 час. 00 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 03.09.2019 года на 10 час. 15 мин.
Представитель истца в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, а представитель ответчика просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, представил отзывы на апелляционную жалобу.
В судебном заседании 03.09.2019 объявлялся перерыв до 15 час. 20 мин. 10.09.2019, после перерыва судебное заседание продолжено.
На основании абзаца 1 части 2 статьи 268 АПК РФ, пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства истца о принятии дополнительных доказательств, поскольку заявитель жалобы не обосновал невозможность представления дополнительных доказательств, в суде первой инстанции по уважительным, не зависящим от него причинам.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, дополнение к ней, отзывы ответчика на апелляционную жалобу в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.
Общество, являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, направило учреждению (потребителю) публичную оферту (договор N РО-01/09-0011) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с приложениями N 1 и N 2 (далее - договор), л.д. 21-37)).
Как указано в пункте 1. договора, по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 2 договора объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о количестве и типе используемых контейнеров и (или) бункеров, информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов), а также иные дополнительные или специальные условия по соглашению сторон определяются согласно приложению N 1 к настоящему договору.
Способ складирования твердых коммунальных отходов: в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках (пункт 3 договора).
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.01.2019 (пункт 4 договора).
Согласно пункту 5 договора оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: 439, 03 руб. (с НДС) за 1 куб. м.
В оферте договора региональным оператором предложены также следующие условия договора.
Пункт 6 - Сумма по договору составляет 19 223 165, 64 руб. в том числе НДС 20%. Сумма договора является твердой и определяется на весь срок исполнения договора.
Пункт 8 - В случае если по предложению потребителя увеличиваются (или уменьшаются) предусмотренные договором количество, объем услуг не более чем на 10%, то по соглашению сторон допускается увеличение (уменьшение) суммы договора, пропорционально дополнительному количеству, объему услуг, исходя из установленной в договоре цены единицы услуги, но не более чем на 10% цены договора в соответствии с п 1. ч. 1б ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пункт 9 - Настоящий договор заключен в соответствии с действующим законодательством, в т.ч. в соответствии с п. 1 пп. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Подпункт т) пункта 23 - Потребитель обязан подать заявку на транспортирование отходов региональному оператору до 16.00 часов дня, предшествующего дню фактического вывоза отходов путем электронного направления информации в личном кабинете потребителя в системе АИС "Отходы", в электронной форме по адресу: operator@rtro.riu путем телефонной связи по тел.: 8 (843)260-02-40, за исключением, если вывоз осуществляется по графику транспортировки отходов, согласованному сторонами или объем отходов рассчитывается по нормативам. Выполнение заявки осуществляется в течение дня, следующего за днем подачи заявки или в другую более позднюю дату, указанную потребителем при подаче заявки.
Кроме того, ответчиком составлены Приложение N 1 к договору - Объем и место накопления отходов и Приложение N 2 - Расчет ежемесячной платы.
Истец, для которого заключение данного договора является обязательным в силу пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", не согласившись с некоторыми условиями, направил ответчику протокол разногласий от 18.02.2019 по пунктам 6, 8, 9 договора, предложил дополнить договор пунктами 55 и 56, Приложения N 1 и 2 к договору принять в его редакции (л.д. 38-47).
Ответчик направил истцу протокол урегулирования разногласий, приняв пункты 8, 55 в редакции потребителя, пункт 9 предложил в иной редакции, пункт 56 договора принял, за исключением следующего предложения - Сторона, полагавшаяся на недостоверные заверения контрагента, имеющие для нее существенное значение, вправе требовать возмещения убытков, взыскания неустойки и/или расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке путем направления письменного уведомления об отказе от договора, с принятием пунктов 6, подпункта т) пункта 23 и Приложений N 1 и N 2 к договору в редакции учреждения не согласился (л.д. 49-51).
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском об урегулировании разногласий, об обязании ответчика заключить договор по спорным пунктам на следующих условиях.
Пункт 6. Сумма по договору не превышает 9 037 766 (девять миллионов тридцать семь тысяч семьсот шестьдесят шесть) руб. 21 коп., в т.ч. НДС 20%. Фактическая цена договора определяется исходя из объема оказанных услуг и суммы произведенных оплат.
Пункт 8. Предусмотренные договором, количество, объем услуг могут быть увеличены или уменьшены по соглашению сторон.
Пункт 9. Настоящий договор заключен в соответствии с действующим законодательством, в т.ч. в соответствии с пп. 2 п. 5.1.2 ст. 5.1. Положения от 17.12.2018 г. N 0.1.1.67-08/320 о закупках товаров (работ, услуг) для нужд федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет".
Пункт 23. т) Подать заявку на транспортирование отходов региональному оператору до 16.00 часов дня, предшествующего дню фактического вывоза отходов путем электронного направления информации в личном кабинете Потребителя в системе АИС "Отходы", в электронной форме по адресу: operator@rtro.riu путем телефонной связи по тел.: 8 (843)260-02-40, если предполагается осуществление вывоза не по графику транспортирования отходов, согласованному сторонами. Выполнение заявки осуществляется в течение дня, следующего за днем подачи заявки или в другую более позднюю дату, указанную потребителем при подаче заявки.
Кроме того, истец просил дополнить договор пунктами 55 и 56 в следующей редакции.
Пункт 55. При исполнении своих обязательств по настоящему договору стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не выплачивают, не предлагают выплатить и не разрешают выплату каких-либо денежных средств или ценностей, прямо или косвенно, любым лицам для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или для достижения иных неправомерных целей. При исполнении своих обязательств по настоящему договору/ стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не осуществляют действия, квалифицируемые действующим законодательством как дача/получение взятки, коммерческий подкуп, а также иные действия, нарушающие требования применимого законодательства и международных актов о противодействии коррупции. В случае возникновения у стороны подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего пункта, соответствующая сторона обязуется уведомить об этом другую сторону в письменной форме. В письменном уведомлении сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего пункта другой Стороной, ее аффилированными лицами, работниками или посредниками. В случае нарушения одной стороной положений настоящего пункта, другая сторона имеет право расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке путем направления письменного уведомления об отказе от договора.
Пункт 56. Настоящий договор заключается сторонами добровольно, стороны не введены в заблуждение относительно правовой природы сделки и/или правовых последствий, которые возникают у сторон или могут возникнуть в связи с заключением настоящего договора. Все полномочия, необходимые для заключения договора и/или осуществления в связи с ним действий, получены сторонами должным образом, в том числе получено согласие/одобрение третьих лиц, которое в силу закона и/или учредительных документов любой из сторон может быть необходимо для заключения настоящего договора. Подписание и исполнение настоящего договора не нарушает каких либо законов, иных нормативно-правовых актов, судебных решений, и не является нарушением какого-либо договора стороной по которому выступает одна из сторон настоящего договора. Настоящий договор не нарушает каких-либо прав на объекты интеллектуальной собственности или иные имущественные права какого-либо третьего лица. Стороны гарантируют, что договор заключается в соответствии с действующим законодательством РФ. Лица, подписывающие настоящий договор, уполномочены в полном объеме на представление каждой стороны. Сторона, полагавшаяся на недостоверные заверения контрагента, имеющие для нее существенное значение, вправе требовать возмещения убытков, взыскания неустойки и/или расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке путем направления письменного уведомления об отказе от договора.
Приложения N 1 и N 2 к договору истец просил принять в свое редакции.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца являются необоснованными.
Между тем, судом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Исходя из положений норм статьи 173 АПК РФ по спору, возникшему, в частности, при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора.
Из приведенных норм следует, что требование об урегулировании разногласий при заключении договора должно быть рассмотрено и разрешено судом путем урегулирования разногласий по спорным условиям договора с изложением в судебном акте редакции этого договора, утвержденной судом.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определениях N 305-ЭС17-6961, N 305-ЭС16-16501, суд не может отказать истцу в иске и в том случае, когда предложенные им редакции условий договора не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этом случае при урегулировании спорного условия суд исходит из императивной либо диспозитивной нормы законодательства, регулирующего правоотношения сторон (статьи 421 и 422 ГК РФ).
В нарушение названных норм права судом первой инстанции принято решение об отказе в иске, вследствие чего спор остался не разрешенным.
Повторно рассматривая дело, арбитражный апелляционный суд исходит из следующего.
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно пункту 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), устанавливающие порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу Закона N 89-ФЗ и пункта 25 Правил N 1156 к существенным условиям договора относятся объем и места (площадки) накопления; планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В данном случае, проект договора был разработан обществом на основании заявки потребителя, указавшего в заявке и приложенных документах наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, объем и количестве контейнеров (222 шт.), и пр. (л.д. 157-161).
Общество, являясь региональным оператором, направило потребителю подписанный со своей стороны проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1156 накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Пунктами 1 и 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ установлено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление от 21.12.2018 N 1202 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Татарстан" (далее - Постановление N 1202), пунктом 8.4 которого установлено, что количество и объем контейнеров, необходимых для накопления твердых коммунальных отходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются исходя из установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов и в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как установлено пунктом 8.10 Постановления N 1202, в пределах территориальных зон, в отношении которых градостроительным законодательством предъявляются повышенные требования к архитектурной среде, на специальных площадках вблизи многоквартирных домов и административных зданий, в парках, скверах, зонах отдыха, на пляжах срок хранения твердых коммунальных отходов в холодное время года (при температуре -5°С и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°С) - не более одних суток (ежедневный вывоз).
Согласно пункту 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз).
В данном случае, предложенные региональным оператором условия подпункта т) пункта 23 договора и редакция приложений к нему N 1 и N 2 о периодичности вывоза твердых коммунальных отходов с учётом времени года и отсутствия у потребителя средств измерения, основаны на императивных нормах закона и правил.
В заявке потребителя было указано количестве контейнеров 222 шт., в протоколе разногласий истец указал количество контейнеров - 165 шт., а уточняя исковые требования в суде уже 117 шт.
Однако истец не привел обоснованных расчетов, что именно указанное им при рассмотрении спора меньшее количество контейнеров, по сравнению с первоначальной заявкой потребителя, необходимо для осуществления его деятельности, тогда как имеются установленные нормы количества контейнеров и периодичности их вывоза.
Все доводы истца строятся исключительно на обосновании необходимости финансовой экономии, без обоснования безопасности такого расчета. Ссылка истца на то, что в предыдущие периоды у него отсутствовала заполняемость контейнеров, судом не принимается, поскольку договор заключается на будущее время.
Истец не представил документов, подтверждающих, что предложенный им вариант вывоза отходов будет действительно безопасным для населения и окружающей среды, тогда как периодичность, установленная нормативными документами, базируется на проведенных при их разработке необходимых расчётах и исследованиях.
При этом, исходя из Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12.2016 N 922 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Республике Татарстан", с учетом количества обучающихся у истца студентов и аспирантов, сотрудников, объектов инфраструктуры, принадлежащих истцу, годовой объем накопления отходов превышает тот объем, который указывает истец в исковом заседании и уточнении к нему.
Довод истца о том, что ответчик в настоящее время не вывозит отходы по тем нормам, которые он предлагает, судом отклоняется, поскольку это не является предметом настоящего спора и может являться предметом самостоятельного иска.
Таким образом, исходя из количества контейнеров, указанных в заявке потребителя (222 шт.), их объема, периодичности вывоза, определенного нормативами, и установленного тарифа, суд пришел к выводу, что цена договора 19 223 165, 64 руб. в том числе НДС 20%, являющаяся твердой и определяемой на весь срок исполнения договора, определена ответчиком правильно с учётом заявки истца, отражающей количество и объем контейнеров.
Иной заявки, с уменьшением такого количества, истцом ответчиком не подавалось, корректировка вносилась на стадии рассмотрения дела и не может быть принята судом произвольно. Оснований для установления примерной цены (пункт 6 договора) в данном случае не имеется, поскольку в данном случае нормативно определена ежедневная частота вывоза отходов, что при постоянном количестве контейнеров, их объеме и тарифе, исключает её вариативность.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает необходимым пункт 6, подпункт т) пункта 23, а также Приложение N 1 к договору - Объем и место накопления отходов и Приложение N 2 - Расчет ежемесячной платы принять в редакции регионального оператора.
Поскольку пункты 8, 55, а также пункт 56 договора приняты ответчиком в редакции истца, за исключением предложения истца о включении в пункт 56 договора указания на то, что сторона, полагавшаяся на недостоверные заверения контрагента, имеющие для нее существенное значение, вправе требовать возмещения убытков, взыскания неустойки и/или расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке путем направления письменного уведомления об отказе от договора, суд считает необходимым удовлетворить требование об урегулировании разногласий по данным пунктам в согласованной редакции.
В пункте 21 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 49), разъяснено, что по смыслу пункта 2 статьи 310, пункта 3 статьи 426, статьи 450.1 ГК РФ не связанный с нарушением со стороны потребителя односторонний отказ лица, обязанного заключить публичный договор, от исполнения публичного договора не допускается, в том числе в случаях, предусмотренных правилами об отдельных видах договоров, например статьей 782 ГК РФ.
Односторонний отказ от исполнения публичного договора, связанный с нарушением со стороны потребителя, допускается, если право на такой отказ предусмотрено законом для договоров данного вида, например пунктом 2 статьи 896 ГК РФ.
Если односторонний отказ от исполнения публичного договора совершен в нарушение указанных требований закона, то он не влечет юридических последствий, на которые был направлен.
Правила статьи 426 ГК РФ не ограничивают право потребителя на односторонний отказ от публичного договора в случае непредоставления или неполного предоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства (статья 328 ГК РФ) или при утрате кредитором вследствие просрочки должника интереса в получении исполнения (статья 405 ГК РФ).
Таким образом, в силу разъяснений Постановления Пленума ВС РФ N 49 потребитель вправе в одностороннем порядке отказаться от публичного договора в случае непредоставления или неполного предоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства или при утрате кредитором вследствие просрочки должника интереса в получении исполнения.
Законом N 89-ФЗ не предусмотрено право регионального оператора отказаться от публичного договора в одностороннем порядке, а также права сторон на отказ от исполнения публичного договора в случае предоставления контрагентом недостоверных заверений.
Обязанность отвечать за наступление или ненаступление определенных обстоятельств, в том числе не зависящих от ее поведения, например в случае недостоверности заверения об обстоятельствах при осуществлении предпринимательской деятельности, установлена статьей 431.2 ГК РФ, которой также не предусмотрено право сторон договора отказаться от его исполнения в одностороннем порядке.
При таких обстоятельствах требование истца о включении в пункт 56 договора указания на то, что сторона, полагавшаяся на недостоверные заверения контрагента, имеющие для нее существенное значение, вправе требовать возмещения убытков, взыскания неустойки и/или расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке путем направления письменного уведомления об отказе от договора, арбитражный апелляционный суд признает не подлежащим удовлетворению.
В оферте договора региональный оператор изложил пункт 9 в следующей редакции - Настоящий договор заключен в соответствии с действующим законодательством, в т.ч. в соответствии с п. 1 пп. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Потребитель в протоколе разногласий пункт 9 договора предложил изложить в редакции - Настоящий договор заключен в соответствии с действующим законодательством, в т.ч. в соответствии с пп. 2 п. 5.1.2 ст. 5.1. Положения от 17.12.2018 г. N 0.1.1.67-08/320 о закупках товаров (работ, услуг) для нужд федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет".
В протоколе урегулирования разногласий региональный оператор пункт 9 договора предложил изложить в новой редакции - Настоящий договор заключен в соответствии с действующим законодательством.
По своей организационно-правовой природе истец является автономным учреждением.
Автономные учреждения являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 44) только в следующих случаях: закупки осуществляются за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности; государственные или муниципальные заказчики передали указанным лицам свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании соглашений (части 4, 6 статьи 15 Закона N 44-ФЗ).
Во всех остальных случаях закупки товаров, работ, услуг автономными учреждениями осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Закон N 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе: автономными учреждениями (пункт 1 части 2 статьи 1).
В соответствии со статьей 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке товаров работ и услуг принято учреждением, в связи с чем, отсутствует необходимость вносить в текст договора дополнительные нормы, на основании которых он заключается, в том числе, номер и название федерального закона, актов, изданных в соответствии с ним.
Кроме того, при решении вопроса о том, относятся ли содержащиеся в протоколе разногласий условия к существенным, необходимо руководствоваться статьей 432 ГК РФ, согласно которой существенными являются условия о предмете договора, условия, названные в законе или иных правовых актах как существенные, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с положениями статей 421, 422, 432 ГК РФ, исходя из принципа свободы договора, арбитражный суд при урегулировании разногласий, возникших при заключении публичного договора, не вправе включать в договор хоть и заявленное к включению, но не согласованное сторонами условие, за исключением случая, когда содержание этого условия предусмотрено законом или иным правовым актом.
Как следует из материалов дела, условия пункта 9 договора сторонами не согласовано, содержание этого условия не предусмотрено ни законом, ни иным правовым актом, возможность изложения указанного пункта договора в редакции, предложенной сторонами, без согласия другой стороны, нормами действующего законодательства не предусмотрена.
В этой связи, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необходимости исключения пункта 9 из договора.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 1, частями 2, 3 статьи 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает необходимым решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N РО-01/09-0011 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в вышеуказанной редакции.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 110 АПК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", расходы истца по уплате государственной пошлины по иску в размере 6 000 руб. и по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб. подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 июня 2019 года по делу N А65-7546/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора N РО-01/09-0011 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
Пункт 6 договора изложить в следующей редакции: Сумма по договору составляет 19 223 165, 64 руб. в том числе НДС 20%. Сумма договора является твердой и определяется на весь срок исполнения договора.
Пункт 8 договора изложить в следующей редакции: Предусмотренные договором количество, объем услуг могут быть увеличены или уменьшены по соглашению сторон.
Пункт 9 договора исключить из договора.
Подпункт т) пункта 23 договора об обязанностях потребителя изложить в следующей редакции: Потребитель обязан подать заявку на транспортирование отходов региональному оператору до 16.00 часов дня, предшествующего дню фактического вывоза отходов путем электронного направления информации в личном кабинете потребителя в системе АИС "Отходы", в электронной форме по адресу: operator@rtro.riu путем телефонной связи по тел.: 8 (843)260-02-40, за исключением, если вывоз осуществляется по графику транспортировки отходов, согласованному сторонами или объем отходов рассчитывается по нормативам. Выполнение заявки осуществляется в течение дня, следующего за днем подачи заявки или в другую более позднюю дату, указанную потребителем при подаче заявки.
Пункт 55 договора изложить в следующей редакции: При исполнении своих обязательств по настоящему договору стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не выплачивают, не предлагают выплатить и не разрешают выплату каких-либо денежных средств или ценностей, прямо или косвенно, любым лицам для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или для достижения иных неправомерных целей. При исполнении своих обязательств по настоящему договору/ стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не осуществляют действия, квалифицируемые действующим законодательством как дача/получение взятки, коммерческий подкуп, а также иные действия, нарушающие требования применимого законодательства и международных актов о противодействии коррупции. В случае возникновения у стороны подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего пункта, соответствующая сторона обязуется уведомить об этом другую сторону в письменной форме. В письменном уведомлении сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего пункта другой стороной, ее аффилированными лицами, работниками или посредниками. В случае нарушения одной стороной положений настоящего пункта, другая сторона имеет право расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке путем направления письменного уведомления об отказе от договора.
Пункт 56 договора изложить в следующей редакции: Настоящий договор заключается сторонами добровольно, стороны не введены в заблуждение относительно правовой природы сделки и/или правовых последствий, которые возникают у сторон или могут возникнуть в связи с заключением настоящего договора. Все полномочия, необходимые для заключения договора и/или осуществления в связи с ним действий, получены сторонами должным образом, в том числе получено согласие/одобрение третьих лиц, которое в силу закона и/или учредительных документов любой из сторон может быть необходимо для заключения настоящего договора. Подписание и исполнение настоящего договора не нарушает каких либо законов, иных нормативно-правовых актов, судебных решений, и не является нарушением какого-либо договора стороной по которому выступает одна из сторон настоящего договора. Настоящий договор не нарушает каких-либо прав на объекты интеллектуальной собственности или иные имущественные права какого-либо третьего лица. Стороны гарантируют, что договор заключается в соответствии с действующим законодательством РФ. Лица, подписывающие настоящий договор, уполномочены в полном объеме на представление каждой стороны.
Приложение N 1 к договору - Объем и место накопления отходов и Приложение N 2 к договору - Расчет ежемесячной платы принять в редакции общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" в пользу Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" 9 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-7546/2019
Истец: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет", г.Казань
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", г.Казань