город Томск |
|
23 января 2024 г. |
Дело N А03-10354/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (N 07АП-10085/23(1)), ООО "Алтайкреветка" (N 07АП-10085/23(2)), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 18.10.2023 по делу N А03-10354/2023 (судья Трибуналова О.В.) по заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, г. Барнаул (ОГРН 1132225020344, ИНН 2225145231), к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Алтайском краю, г. Барнаул, о признании незаконным решения и предписания комиссии от 08.06.2023 по делу N 022/10/18.1- 552/2023, встречное заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю об обязании Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в десятидневный срок исполнить предписание управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю N 022/10/18.1-552/2023 (исх. N АК/3798/23 от 08.06.2023) и устранить нарушение порядка проведения торгов в форме конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края (извещение N 22000163290000000011) по лотам N 7, N 12, N 13 путем отмены протокола заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края N 2 от 19.04.2023 в части лотов N N 7, N 12, N 13, отмены протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края N 3 от 04.05.2023 в части лотов N 7, N 12, N 13 и проведения повторной процедуры по рассмотрению заявок, оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе по лотам N 7, N 13, N 12 с учетом решения Алтайского краевого УФАС по делу N 022/10/18.1-552/2023, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Макаровское", ООО "Алтайкреветка"; индивидуального предпринимателя Клепикова Романа Анатольевича; индивидуального предпринимателя Кошмак С.А.; ООО "Алтай рыбпром"; индивидуального предпринимателя Шевцовой Марины Николаевны; ООО "Клинкомплекс-ру"; ООО "Лесное"; ООО "Михайловский содовый комбинат"; ООО "ГЕШ"; индивидуального предпринимателя Диркс И.В.,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Демина О.В., представитель по доверенности от 01.02.2023, паспорт;
от заинтересованного лица: Кочетков А.В., доверенность N СП/7898 от 18.10.2023, паспорт; Бедарева О.Е., представитель по доверенности от 22.12.2023, паспорт; Кочетков А.В., представитель по доверенности от 18.10.2023, паспорт;
от третьих лиц, (не) заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
от ООО "Михайловский содовый комбинат": Бобров Д.А., представитель по доверенности от 25.04.2023, паспорт;
от ИП Клепикова Р.А.: Мирсаяпова З.Г., представитель по доверенности от 15.04.2020, паспорт;
от ООО "Алтайкреветка": Юрко С.Н., представитель по доверенности от 30.07.2023, паспорт;
от иных лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - Управление) о признании незаконным решения и предписания комиссии от 08.06.2023 по делу N 022/10/18.1- 552/2023. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Алтайкреветка", индивидуальный предприниматель Клепиков Р.А., индивидуальный предприниматель Кошмак С.А.,ООО "Алтай рыбпром", индивидуальный предприниматель Шевцова М.Н., ООО "Клин-комплекс-ру", ООО "Лесное", ООО "Михайловский содовый комбинат", ООО "Лесное", ООО "ГЕШ", индивидуальный предприниматель Диркс И.В. Управление обратилось в арбитражный суд со встречным заявлением об обязании Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в десятидневный срок исполнить предписание управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю N 022/10/18.1-552/2023 (исх. N АК/3798/23 от 08.06.2023) и устранить нарушение порядка проведения торгов в форме конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края (извещение N 22000163290000000011) по лотам N 7, N 12, N 13 путем отмены протокола заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края N 2 от19.04.2023 в части лотов N 7, N 12, N 13, отмены протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края N 3 от 04.05.2023 в части лотов N 7, N 12, N 13 и проведения повторной процедуры по рассмотрению заявок, оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе по лотам N 7, N 13, N 12 с учетом решения Алтайского краевого УФАС по делу N 022/10/18.1- 552/2023. Определением суда от 18.08.2023 встречное заявление принято к производству.
Решением суда от 18.10.2023 Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края в удовлетворении требований отказано. Встречный иск удовлетворен. Суд обязал Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края в десятидневный срок исполнить предписание управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю N 022/10/18.1-552/2023 (исх. N АК/3798/23 от 08.06.2023) и устранить нарушение порядка проведения торгов в форме конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края (извещение N 22000163290000000011) по лотам N 7, N 12, N 13 путем отмены протокола заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края N 2 от 19.04.2023 в части лотов N N 7, N 12, N 13, отмены протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края N 3 от 04.05.2023 в части лотов N 7, N 12, N 13 и проведения повторной процедуры по рассмотрению заявок, оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе по лотам N 7, N 13, N 12 с учетом решения Алтайского краевого УФАС по делу N 022/10/18.1-552/2023.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, ООО "Алтайкреветка" обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, требования Министерства удовлетворить. Апелляционные жалобы мотивированы неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств. Доводы апелляционных жалоб Министерства и общества сводятся к тому, что заявки ООО "Алтайкреветка" поданы до момента непосредственного вскрытия конвертов, Министерство также ссылается на неисполнимость предписания.
Управление, ООО "Михайловский содовый комбинат" в отзывах, представленных в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалоб отклонили, просят оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании представители поддержали свои правовые позиции.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управлением рассмотрена жалоба ООО "Макаровское" (вх. N 5352/2023 от 18.05.2023) на действия организатора торгов (конкурсной комиссии) Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края при проведении торгов в форме конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края (извещение N 22000163290000000011), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения жалобы Управлением установлено, что 20.02.2023 на официальном сайте https://torgi.gov.ru Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края размещено извещение N 22000163290000000011 о проведении торгов в форме конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края.
ООО "Макаровское" поданы заявки по лотам N 12: рыболовный участок N 32 "Устьяновский" озеро Кабанье, 1350 га, Бурлинский район, вся акватория. Всего к участию в конкурсе по лоту N 12 было допущено 7 заявок: ИП Кошмак С.А. (заявка N 14), ООО "КлинКомплекс-Ру" (заявка N 19), ООО "Макаровское" (заявка N 32), ООО "Михайловский содовый комбинат" (заявка N 45), ИП Клепиков Р.А. (заявка N 53), ООО "ГЕШ" (заявка N 58) и ООО "Алтайкреветка" (заявка N 66). В жалобе указано, что заявка ООО "Алтайская креветка" по лоту N 12 подана 23.03.2023 в 10:05 (МСК+4), то есть после окончания даты и времени подачи заявок на участие в конкурсе, но организатором торгов заявка ООО "Алтайкреветка" допущена к участию в торгах по лоту N 12, ООО "Алтайкреветка" признано победителем по указанному лоту. Кроме того, ООО "Макаровское" в жалобе указывало, что в соответствии с пунктом 14 Правил организации и проведения конкурса заявитель не в праве претендовать на заключение договора, если в результате его заключения совокупное количество либо суммарная площадь рыболовных участков, сформированных для осуществления промышленного рыболовства, передаваемых в пользование заявителю (группе лиц, в которую входит заявитель) и расположенных на территории одного муниципального образования субъекта Российской Федерации или прилегающих к территории такого муниципального образования, составит более 35 процентов соответственно общего количества либо суммарной площади предоставленных в пользование для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства рыбопромысловых участков, сформированных в установленном порядке до 31.12.2028, и рыболовных участков для осуществления промышленного рыболовства, расположенных на территории 1 муниципального образования субъекта Российской Федерации или прилегающих к территории такого муниципального образования. К моменту признания ООО "Алтайкреветка" победителем по лоту N 12, общество уже было признано победителем по лоту N 7 рыболовный участок N 26 "Петровский" озеро Большое Топольное, 12600 га, Бурлинский район, вся акватория озеро. При этом, согласно извещению площадь рыболовного участка N 26 "Петровский" - 12600 га - составляет 0,623 от общей площади рыболовных участков Бурлинского района Алтайского края.
Таким образом, поскольку общая площадь рыболовного участка N 26 "Петровский" уже превысила 35% общей площади рыбопромысловых участков района, то ООО "Алтайкреветка" было не вправе претендовать на заключение договора на рыболовный участок N 32 "Устьяновский", а организатор торгов (конкурсная комиссия) нарушила ограничения, установленные пунктом 14 Правил организации и проведения конкурса.
26.05.2023 на заседании Комиссии УФАС представитель ООО "Макаровское" дополнительно указывал, что ООО "Алтайкреветка" до момента подачи заявок на участие в торгах располагало информацией о предложениях иных участников о размере платы за предоставление в пользование рыболовного участка, перечисляемой в соответствующий бюджет, в случае признания его победителем конкурса по лотам N 7, N 12, N 13. Информация о предложениях иных участников была предоставлена предположительно родственником руководителя ООО "Алтайкреветка", который работает в Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края.
26.05.2023 на заседании Комиссии УФАС представитель организатора торгов пояснил, что по лоту N 12 рыболовный участок N 32 "Ульяновский", оз. Кабанье, 1350 га, Бурлинский район, было подано 9 заявок. Победителем по лоту N 12 было признано ООО "Алтайкреветка". Одновременно с этим ООО "Алтайкреветка" признано победителем по лоту N 7 рыболовный участок N 26 "Петровский", оз. Большое Топольное, 12600 га, Бурлинский район. Представитель организатора торгов пояснил, что такая ситуация не регламентирована Правилами организации и проведения конкурса, кроме того конкурсная комиссия не вправе решать за заявителя каким рыболовным участком он предпочитает пользоваться и тем самым лишать его права пользования рыболовным участком.
Конкурсная комиссия в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил организации и проведения конкурса направила в адрес ООО "Алтайкреветка" два проекта договора пользования рыболовными участками: N 32 и N 26. 23.05.2023 в соответствии со сроками подписания договора пользования рыболовным участком, предусмотренным в конкурсной документации ООО "Алтайкреветка" предоставила отказ от участия в конкурсе по лоту N 7 РЛУ N 26 "Петровский", оз. Большое Топольное, 12600 га, тем самым став победителем по единственному лоту в Бурлинском районе: лот N 12 РЛУ N 32 "Устьянский", оз. Кабанье, 1350 га.
В связи с указанными обстоятельствами, по лоту N 7 РЛУ N 26 "Петровский", оз. Большое Топольное, 12600 га, договор пользования рыболовным участком будет заключен с ООО "Алтай рыбпром", заявке которого был присвоен N 2. После пояснений организатора торгов представитель ООО "Макаровское" заявил, что отказывается от доводов жалобы относительно нарушения организатором торгов (конкурсной комиссией) ограничений, установленных пунктом 14 Правил организации и проведения конкурса.
Как указано в оспариваемом решении УФАС по Алтайскому краю, в связи с тем, что второй довод жалобы был снят заявителем с рассмотрения после пояснений представителя организатора торгов, Комиссией УФАС обстоятельства относительно второго довода не рассматривались. Доводы заявителя о том, что ООО "Алтайкреветка" до момента подачи заявок на участие в торгах располагало информацией о предложениях иных участников о размере платы за предоставление в пользование рыболовного участка, перечисляемой в соответствующий бюджет, в случае признания его победителем конкурса по лотам N 7, N 12, N 13, которая была получена от сотрудника Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, который предположительно является родственником директора ООО "Алтайкреветка", рассматривались в заседании Комиссии УФАС поскольку носили предположительный характер и не были подтверждены документально.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о конкуренции Комиссия УФАС по Алтайскому краю признала жалобу ООО "Макаровское" обоснованной. Организатору торгов, в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдано предписание N 022/10/18.1-552/2023 (исх. N АК/3798/23 от 08.06.2023) в срок до 23.06.2023 устранить нарушения порядка проведения торгов в форме конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края (извещение N 22000163290000000011) по лотам N 7, N 12, N 13 путем отмены протокола заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края N 2 от 19.04.2023 в части лотов N N 7, N 12, N 13, отмены протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края N 3 от 04.05.2023 в части лотов N 7, N 12, N 13 и проведения повторной процедуры по рассмотрению заявок, оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе по лотам N 7, N 13, N 12 с учетом решения УФАС по Алтайскому краю. О выполнении предписания организатору торгов необходимо было сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения. Предписание N 022/10/18.1-552/2023 (исх. N АК/3798/23 от 08.06.2023) получено Министерством.
В период с 23.06.2023 по 28.06.2023 (включительно) информация от Министерства об исполнении указанного предписания в адрес Управления не поступала, информация об исполнении предписания на сайте www.torgi.gov.ru организатором торгов не размещена.
28.06.2023 в адрес Министерства Управлением направлен запрос N СП/4373/23 от 28.06.2023 о предоставлении информации о результатах выполнения предписания в срок до 30.06.2023.
03.07.2023 в адрес Управления поступило письмо Министерства N 24/П/8965 от 30.06.2023, в котором было представлено возражение с указанием об обжаловании решения и предписания антимонопольного органа, в связи с чем Управление обратилось в суд со встречным иском к Министерству.
Установив, что решение и предписание Управление вынесены в соответствии с нормами действующего законодательством, в связи с чем отсутствует основание для их отмены, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, встречный иск удовлетворил. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 1, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются Законом N 44-ФЗ.
В силу части 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному сокращению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе является аукцион в электронной форме.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закон о контрактной системе).
Пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки
В соответствии с пунктом "б" части 1 электронного документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке", заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки).
На основании части 4 статьи 33.3 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 N 264.
В силу пункта 61 Правил участник конкурса вправе обжаловать результаты конкурса в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Правила определяют общие положения, устанавливают требования к заявителям, извещениям о конкурсе, конкурсной документации, а также порядок подачи и рассмотрения заявок, их оценки и сопоставления.
Согласно пункту 28 Правил к заявке на участие в конкурсе прилагаются в числе прочих документы, подтверждающие:
наличие у заявителя права собственности или аренды на береговые производственные объекты, позволяющие производить переработку водных биологических ресурсов, не обремененные правами третьих лиц и расположенные в границах 1 муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок (далее - рыбоперерабатывающий завод) (подпункт "в");
среднюю численность работников, работающих у заявителя четыре последние года, предшествующие году проведения конкурса, зарегистрированных в муниципальном образовании соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок (выписки за последние четыре года из справки установленной формы, выдаваемой Федеральной налоговой службой) (подпункт "д").
Согласно пункту 15 Правил основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются:
а) непредставление заявителем предусмотренных пунктами 27 и 28 Правил документов и информации либо наличие в них недостоверных сведений;
б) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 12 Правил;
в) несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным пунктами 27 - 29 Правил.
Как следует из материалов дела, 20.02.2023 на официальном сайте https://torgi.gov.ru Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края размещено извещение N 22000163290000000011 о проведении торгов в форме конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края.
Лот N 7 - рыболовный участок N 26 "Петровский", оз. Большое Топольное, 12600 га, 0,623 от общей площади РЛУ района, Бурлинский район для осуществления промышленного рыболовства вся акватория озера;
Лот N 12 - рыболовный участок N 32 "Устьянский", оз. Кабанье, 1350 га, 0,067 от общей площади РЛУ района, Бурлинский район для осуществления промышленного рыболовства вся акватория озера;
Лот N 13 - рыболовный участок N 34 "Малотравновский", оз. Травное, 360 га, 0,153 от общей площади РЛУ района, Хабарский район для осуществления промышленного рыболовства вся акватория озера.
Согласно электронной карточке извещения дата и время начала подачи заявок - 10:00 (МСК+4), дата и время окончания подачи заявок - 23.03.2023 10:00 (МСК+4).
Пунктом 2 извещения, размещенного на официальном сайте https://torgi.gov.ru, установлено следующее: "Дата и время начала подачи заявок: 21.02.2023 10:00 часов.
Заявитель может подать заявку в письменной форме непосредственно или почтовым отправлением либо в электронной форме с даты размещения извещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов.
Дата и время окончания подачи заявок: 23.03.2023 10:00 часов.
Лицом, уполномоченным комиссией на регистрацию заявок и выдачу расписок в их получении, является начальник отдела водных биологических ресурсов управления охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Дегтярь С.Н.
Расписка в получении заявки выдается по требованию заявителя с указанием даты и времени получения заявки.
Прием заявок прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к заявкам, находящимся в информационной системе общего пользования, поданным в электронной форме, в том числе в виде электронного документа, подписанного электронной подписью в установленном порядке, или с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее соответственно - вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к заявкам, электронная форма).
Время приема заявок: понедельник - четверг с 08:00 до 17:00 часов, в пятницу - с 08:00 до 16:00 часов, перерыв с 13:00 до 14:00 часов.
Место приема заявок: 656049, город Барнаул, улица Чкалова, дом 230, кабинет N 106.
Заявитель самостоятельно определяет способ доставки заявок на участие в конкурсе и несет все риски того, что его заявка будет доставлена по неправильному адресу или, при несоблюдении сроков получения заявок на участие в конкурсе, признана опоздавшей.".
Аналогичное правило установлено пунктом 2.2 конкурсной документации.
Пунктом 3.1 конкурсной документации также установлено, что "Прием заявок прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к заявкам. Заявка и прилагаемые к ней документы должны быть поданы в запечатанном конверте, который доставляется по адресу: 656049, г. Барнаул, ул. Чкалова, 230, каб. 106".
Пунктом 6 извещения установлено, что "Комиссия будет вскрывать конверты с заявками, и открывать доступ к заявкам в присутствии заявителей (их представителей), которые пожелают принять в этом участие, в 10:00 ч. 23.03.2023 года по адресу: 656049, город Барнаул, улица Чкалова, дом 230, конференц-зал.".
Аналогичное установлено п. 2.6 конкурсной документации.
Пунктом 3.5 конкурсной документации установлено, что "Каждая заявка, поступившая в установленный срок, регистрируется лицом, уполномоченным комиссией на регистрацию заявок. По требованию заявителя лицо, уполномоченное комиссией на регистрацию заявок, выдает расписку в получении заявки с указанием даты и времени ее получения. Заявитель вправе изменить или отозвать заявку в любое время до окончания срока ее подачи. Заявки, полученные после окончания срока их подачи, не рассматриваются и в тот же день возвращаются заявителям.".
Согласно пункту 2.2 конкурсной документации лицом, комиссией на регистрацию заявок и выдачу расписок в их получении, является начальник отдела водных биологических ресурсов управления охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Дегтярь С.Н.
Согласно журналу регистрации заявок заявки ООО "Алтайкреветка" N 64, N 65, N 66 зарегистрированы 23.03.2023 в 10 часов 05 минут.
На заседании Комиссии УФАС представитель организатора торгов, пояснил, что заявки ООО "Алтайкреветка" были доставлены в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края предположительно курьером, в конференц-зал, где проходила процедура вскрытия конвертов с заявками, заявки ООО "Алтайкреветка" принесла сотрудница Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края. Заявки были зарегистрированы уполномоченным лицом организатора торгов после того как было объявлено о возможности подать заявки, отозвать или изменить ранее поданные заявки, но до момента фактического вскрытия конвертов с заявками, то есть соблюдением п. 37 Правил организации и проведения конкурса.
На заседании Комиссии УФАС была прослушана аудиозапись заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов, которая подтверждает, что заявки поступили для регистрации после окончания срока подачи заявок и в момент проведения процедуры вскрытия конвертов.
В соответствии с пунктом 26 Правил организации и проведения конкурса заявитель может подать заявку в письменной форме непосредственно или почтовым отправлением либо в электронной форме с даты размещения извещения на официальном сайте. Прием заявок прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к заявкам.
Пунктом 31 Правил организации и проведения конкурса каждая заявка, поступившая в установленный срок, регистрируется лицом, уполномоченным комиссией на регистрацию заявок. По требованию заявителя лицо, уполномоченное комиссией на регистрацию заявок, выдает расписку в получении заявки с указанием даты и времени ее получения.
Заявки, полученные после окончания срока их подачи, не рассматриваются и в тот же день возвращаются заявителям (пункт 33 Правил организации и проведения конкурса).
Порядок рассмотрения заявок регламентирован главой VI Правил организации и проведения конкурса.
В силу пункта 36 главы VI Правил организации и проведения конкурса заявители (их представители) вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками и открытии доступа к заявкам.
Согласно пункту 37 Правил организации и проведения конкурса непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками и открытием доступа к заявкам, но не раньше времени, указанного в извещении и в конкурсной документации, комиссия обязана объявить лицам, присутствующим при вскрытии таких конвертов и открытии доступа к заявкам, о возможности подать заявку, изменить или отозвать заявку до начала процедуры вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам.
Таким образом, возможность подать заявку в силу пункта 37 Правил организации и проведения конкурса имеется лишь у лиц, присутствующих при вскрытии таких конвертов.
При этом обстоятельство того, что заявки ООО "Алтайкреветка" были доставлены в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края предположительно курьером, в конференц-зал, где проходила процедура вскрытия конвертов с заявками, заявки ООО "Алтайкреветка" принесла сотрудница Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края и зарегистрированы за пределами времени - в 10 часов 05 минут, установленного документацией на подачу заявок не оспаривались Министерством.
Представители ООО "Алтайкреветка", курьер, иные лица, которые могли бы реализовать право, предусмотренное пунктом 37 Правил организации и проведения конкурса на подачу заявки ООО "Алтайкреветка" при проведении процедуры по вскрытию конвертов с заявками в конференц-зале, где проходила данная процедура, отсутствовали.
С учетом изложенного, лицом, уполномоченным комиссией на регистрацию заявок, нарушены Правила организации и проведения конкурса пункта 26, пункта 33, пункта 37, а также пунктов 3.1 и 3.5 конкурсной документации, в части регистрации заявок ООО "Алтайкреветка" после окончания срока подачи заявок, на стадии проведения процедуры по вскрытию конвертов.
Кроме того, коллегия суда соглашается с позицией третьего лица с ООО "Михайловский Содовый Комбинат" о том, что следует учесть, что все заявки поданы ООО "Алтайкреветка" 23.03.2023: N 63 - в 09:33, NN 64-66 - в 10:05, и стали последними заявками на участие в конкурсе, принятыми организатором конкурса - Минприроды АК.
Во всех заявках ООО "Алтайкреветка" из 4-х критериев оценки предлагало только один - плату за пользование рыболовными участками (25%), не имея ни освоения объёмов добычи (вылова) водных биоресурсов (20%), ни переработки рыбной продукции (30%), ни работников на территории района (25%).
По всем трём заявкам N 64, N 65 и N 66, поданным 23.03.2023 в 10:05, ООО "Алтайкреветка" было признано победителем за счёт незначительного (минимального) превышения суммы предложенной ООО "Алтайкреветка" платы за рыболовный участок над максимальными суммами платы, предложенными участниками, ставшими вторыми по этим лотам.
Указанные фактические обстоятельства приводят к предположению о наличии у ООО "Алтайкреветка" инсайдерской информации о предложениях других участников, что не опровергнуто в ходе судебного разбирательства.
В целях единообразного толкования, а также принятия решений антимонопольного органа по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов и порядка заключения договоров, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции ФАС России даны соответствующие разъяснения (письмо ФАС России от 23.04.2014 N АЦ/16109/14 "О направлении разъяснений по принятию решений антимонопольным органом по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов и порядка заключения договоров, в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции") из содержания которых следует, что согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов не состоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, в части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции признание жалобы обоснованной в какой-либо части (или частично обоснованной) не предусмотрено.
Таким образом, в случае, если при рассмотрении жалобы антимонопольным органом часть доводов, изложенных в жалобе, подтвердилась, а часть не подтвердилась, то такую жалобу необходимо признавать обоснованной.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
При изложенных обстоятельствах, установив, что лицом, уполномоченным комиссией на регистрацию заявок, нарушены Правила организации и проведения конкурса пунктов 26, 33, 37, а также пунктов 3.1 и 3.5 конкурсной документации, в части регистрации заявок ООО "Алтайкреветка" после окончания срока подачи заявок, на стадии проведения процедуры по вскрытию конвертов, суд пришел к правомерному выводу о том, что решение и предписание Управление вынесены в соответствии с нормами действующего законодательством, в связи с чем отсутствует основание для их отмены.
При этом подлежит отклонению позиция Министерства о том, что предписание не отвечает принципам конкретности, определенности и исполнимости: срок, установленный для исполнения предписания - до 23.06.2023, нереальный для его исполнения; из предписания следует, что отмене подлежат только протокол N 2 от 19.04.2023 - протокол рассмотрения поданных заявок и протокол N 3 от 04.05.2023 - протокол оценки и сопоставления заявок, однако, по мнению Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, в случае признания нарушения необходимо было выдавать предписание об отмене и протокола N 1 от 23.03.2023 - протокол процедуры вскрытия конверторов.
Согласно подпункту "а" пункта 3.1. пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, выдаче обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
Правил организации и проведения конкурса предусматривают следующие процедуры порядка рассмотрения заявок: - процедуру вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к заявкам, по результатам которой оформляется протокол (в рассматриваемой ситуации таковым является протокол N 1 от 23.03.2023 заседания комиссии по проведению конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края (вскрытие конвертов); - процедуру рассмотрения заявок, по результатам которой комиссия принимает решение о допуске или об отказе в допуске заявителей к участию в конкурсе (в рассматриваемой ситуации протокол N 2 от 19.04.2023 заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края). Заявитель приобретает статус участника конкурса с даты оформления комиссией протокола рассмотрения заявок, содержащего сведения о признании заявителя участником конкурса; - процедуру оценку и сопоставление заявок (в рассматриваем случае протокол N 3 от 04.05.2023 оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края).
Предписанием УФАС по Алтайскому краю исх. N АК/3798/23 от 08.06.2023 организатору торгов в срок до 23.06.2023 было предписано устранить нарушения порядка проведения торгов в форме конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края (извещение N 22000163290000000011) по лотам N 7, N 12, N 13 путем отмены протокола заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края N 2 от 19.04.2023 в части лотов N N 7, N 12, N 13, отмены протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на территории Алтайского края N 3 от 04.05.2023 в части лотов N 7, N 12, N 13 и проведения повторной процедуры по рассмотрению заявок, оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе по лотам N 7, N 13, N 12 с учетом решения УФАС по Алтайскому краю.
На процедуре вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к заявкам, вопросы допуска не допуска не разрешаются, статус участника торгов ООО "Алтайкреветка" получали по результатам процедуры рассмотрения заявок (протокол N 2), в связи с чем, для устранения нарушения порядка проведения торгов необходимо было отменить только протокол N 2 и N 3.
Довод Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в части неисполнимости предписания ввиду того, что антимонопольным органом установлен короткий срок для его исполнения, не подлежит удовлетворению по следующему основанию.
Предписание УФАС по Алтайскому краю исх. N АК/3798/23 от 08.06.2023 было направлено не только Почтой России, но и на официальный адрес электронной почты организатора торгов -mailffiminprirodv.alregn.ru 08.06.2023.
О выполнении предписания организатору торгов необходимо было сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения. В период с 08.06.2023 по 28.06.2023 (включительно) информация от Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края об исполнении указанного предписания в адрес УФАС по Алтайскому краю не поступала, информация об исполнении предписания на сайте www.torgi.gov.ru организатором торгов не размещена, с заявлением, ходатайством о продлении срока исполнения в связи с невозможностью исполнить предписание в установленные сроки организатор торгов в УФАС по Алтайскому краю не обращался. В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствие решения и предписания положениям действующего законодательства. В целом доводы апелляционных жалоб повторяют позицию по делу, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 18.10.2023 по делу N А03-10354/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, ООО "Алтайкреветка" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-10354/2023
Истец: Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по АК.
Третье лицо: Диркс Иван Викторович, ИП Шевцова Марина Николаевна, Клепиков Роман Анатольевич, Кошмак Л.В., Кошмак С А, Кошмак Сергей Афанасьевич, ООО "Алтай рыбпром", ООО "Алтайкреветка", ООО "ГЕШ", ООО "Клин-комплекс-ру", ООО "Лесное", ООО "Макаровское", ООО "Михайловский Содовый комбинат", Юрко С Н