город Омск |
|
12 сентября 2019 г. |
Дело N А75-7289/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-10206/2019) Администрации сельского поселения Нижнесортымский и (регистрационный номер 08АП-10364/2019) муниципального унитарного предприятия "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк" муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.06.2019 по делу N А75-7289/2019 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению Администрации сельского поселения Нижнесортымский к Администрации Сургутского района о признании бездействий незаконными и обязании устранить допущенные нарушения прав,
при участии в деле в качестве заинтересованных лиц, - муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Сургутского района", муниципального унитарного предприятия "Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения N 1" Сургутского района, муниципального унитарного предприятия "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк" муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации сельского поселения Нижнесортымский - Звездкин А.И. по доверенности от 23.05.2019 N 23 сроком действия до 31.12.2019, Ященко Т.В. по доверенности от 23.05.2019 N 24 сроком действия до 31.12.2019, Гуляева О.П. по доверенности от 09.01.2019 N 1 сроком действия 1 год, Крылова Л.В. по доверенности от 19.02.2019 N 7 сроком действия до 31.12.2019;
от муниципального унитарного предприятия "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк" муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский - Крылова Л.В. по доверенности N 34/19 от 29.08.2019 сроком действия до 30.09.2019;
от Администрации Сургутского района - Мухлаева О.П. по доверенности от 18.12.2018 N 2596 сроком действия по 31.12.2019, Сабельфельд Е.В. по доверенности от 18.12.2018 N 2593 сроком действия по 31.12.2019;
от муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Сургутского района" - директор Речапов Р.Ш. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, полномочия подтверждены приказом от 07.0.2019 N 481);
в отсутствие представителя муниципального унитарного предприятия "Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения N 1" Сургутского района, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб,
установил:
администрация сельского поселения Нижнесортымский (далее - заявитель, администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с уточненным по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к администрации Сургутского района (далее - заинтересованное лицо, администрация района), в котором предъявила следующие требования:
о признании незаконным бездействия администрации района, выразившегося в ненадлежащем исполнении своих полномочий по водоотведению в части строительства объекта "Расширение (реконструкция) КОС-800 п. Нижнесортымский" в соответствии с соглашениями о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский органам местного самоуправления муниципального образования Сургутский район от 27.02.2012 N 70, от 08.07.2015 N 361, от 28.02.2018 N 127;
о возложении на администрацию района обязанности по исполнению своих полномочий по водоотведению в части строительства объекта "Расширение (реконструкция) КОС-800 п. Нижнесортымский" путем устранения замечаний согласно приложению к решению Совета депутатов сельского поселения Нижнесортымский от 22.02.2019 N 25 "О внесении изменений в перечень имущества, передаваемого в собственность сельского поселения Нижнесортымский" и путем проведения экспертизы проекта согласно статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства Сургутского района" (далее - МКУ "УКС Сургутского района"), муниципальное унитарное предприятие "Территориальное объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения N 1" Сургутского района (далее - МУП "ТО УТВИВ N 1" МО СР), муниципальное унитарное предприятие "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк" муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский (далее - МУП "УТВИВ "Сибиряк" МО СП Нижнесортымский).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.06.2019 по делу N А75-7289/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, администрация поселения в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что заказчик (администрация района) должен был обеспечить проведение экспертизы проектной документации объекта, однако не исполнил данной обязанности. Согласно доводам жалобы государственный строительный надзор при строительстве объекта КОС-800 также не осуществлялся, тогда как в соответствии со статьей 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе на основании статьи 49 ГрК РФ. Заявителем установлено также, что концентрация загрязняющих веществ в точке сброса на объекте превышает концентрацию в пробе воды отобранной выше по течению от точки сброса. Исследование пробы воды показывает, что сточные воды, отобранные в точке сброса, оказывают острое токсическое действие и представляют серьезную опасность для населения, животного и растительного мира территории сельского поселения и региона в целом. По мнению подателя апелляционной жалобы, бездействие администрации Сургутского района нарушает права и интересы администрации сельского поселения, поскольку последняя не имеет невозможности принять в собственность сельского поселения Нижнесортымский объект "Расширение (реконструкция) КОС-800 п. Нижнесортымский" в том состоянии, в котором он в настоящее время находится.
В суд апелляционной инстанции также поступила жалоба МУП "УТВИВ "Сибиряк" МО СП Нижнесортымский", в которой предприятие просит отменить решение по делу.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на непроведение государственной экспертизы проектной документации объекта, а также указывает, что несмотря на выдачу администрацией района разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в июле 2018 года и в сентябре 2018 года объект КОС-800 так и не осуществляет очистку сточных вод, что свидетельствует о нарушених технологических процессов очистного сооружения, которые явились результатом нарушения строительных норм. Предприятие указывает, что по вине заинтересованного лица МУП "УТВИВ "Сибиряк" МО СП Нижнесортымский" было вынуждено в 2018 году исключить из тарифов стоимость услуг по очистке стоков за полгода 2017 года, тем самым уменьшить свою доходную часть финансово-хозяйственной деятельности.
К апелляционной жалобе предприятием приложен дополнительный документ, а именно - письмо Жилстройнадзора Югры от 01.07.2019 N 27-Исх-4333.
В письменном отзыве на жалобу администрации поселения администрация района просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
04.09.2019 через электронную систему "Мой арбитр" в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство администрации поселения о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно - копии письма от 24.07.2019 N 01-исх-ЗА-17792, информации Жилстройнадзора Югры по строительству объекта КОС-800.
МУП "ТО УТВИВ N 1" МО СР, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, своего представителя в суд не направило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителями поселения и представителем МУП "УТВИВ "Сибиряк" МО СП Нижнесортымский" поддержаны доводы поданных жалоб. Заявителем поддержано ходатайство о приобщении к материалам дополнительных документов, представителем предприятия также заявлено ходатайство о приобщении. Представители администрации района и МКУ "УКС Сургутского района" возразили против удовлетворения ходатайств о приобщении и удовлетворения апелляционных жалоб.
Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 АПК РФ).
Судом апелляционной инстанции усматривается, что все представленные заявителем и заинтересованным лицом дополнительные документы получены после принятия судом первой инстанции решения по настоящему делу. Суд апелляционной инстанции полагает недопустимым и не отвечающим принципам равноправия сторон и состязательности арбитражного процесса действия стороны по сбору новых доказательств после вынесения обжалуемого решения, в связи с чем в удовлетворении ходатайств о приобщении к материалам дела дополнительных документов отказано.
Рассмотрев апелляционные жалобы, письменный отзыв и иные поступившие от лиц, участвующих в деле, документы, заслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-18618/2017, вступившим в законную силу, установлено, что Департаментом государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры распоряжением от 14.09.2009 N 2869 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Сургутского района" утвержден перечень имущества, передаваемого из муниципальной собственности Сургутского района в муниципальную собственность с.п. Нижнесортымский. В соответствии с пунктами 1.1.22, 1.1.23 приложения к указанному распоряжению в муниципальную собственность сельского поселения Нижнесортымский были переданы КОС-400 (1 очередь в том числе иловые площадки - 3 ед., КНС - 3 ед.) и КОС-400 (2 очередь в том числе сети ТВС и канализации, дороги, проезды) Местонахождение имущества или иная информация, индивидуализирующая имущество - п. Нижнесортымский, КОС-800.
Администрацией поселения на основании постановления от 17.07.2009 N 39 в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создано МУП "УТВИВ "Сибиряк" МО СП Нижнесортымский", основной целью создания которого является обеспечение населения, бюджетных и иных организаций услугами тепловодоснабжения и водоотведении в с.п. Нижнесортымский.
Постановлением Администрации с.п. Нижнесортымский от 19.08.2015 N 249 на территории с.п. Нижнесортымский гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение определены:
1) МУП "УТВИВ "Сибиряк" МО СП Нижнесортымский" - в технологической зоне водоснабжения и водоотведения, расположенной в северной части поселения в границах улиц Рабочая, Автомобилистов и Северная;
2) открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" - в технологической зоне водоснабжения, расположенной в южной части поселения в границах от улицы Рабочей до КОС-800, в технологической зоне водоотведения, расположенной в южной части поселения в границах от улицы Рабочей до южной, восточной и западной границы промышленной зоны.
На основании соглашения от 27.02.2012 N 70 о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский органам местного самоуправления муниципального образования Сургутский район, заключенного между администрацией поселения и администрацией района, стороны признают, что в целях обеспечения эффективного социально-экономического развития района и поселения, повышения уровня жизни населения необходима передача осуществления части полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района (пункт 2.2.1 соглашения).
Пунктом 2.2 соглашения предусмотрено, что администрация поселения передает часть полномочий для решения своих вопросов местного значения администрации района.
Согласно пункту 3.1.1 соглашения от 27.02.2012 N 70 администрация района осуществляет на территории поселения полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В рамках настоящего соглашения администрация района вправе самостоятельно выбирать формы, методы, способы осуществления переданных полномочий; требовать у администрации поселения информацию и документы, необходимые для осуществления переданных полномочий; издавать в пределах своей компетенции правовые акты по всем вопросам, связанным с выполнением переданных полномочий (пункт 6.3 соглашения).
В целях реализации настоящего соглашения администрация района обязана обеспечить надлежащее осуществление переданных полномочий; использовать финансовые средства (трансферты) для осуществления полномочий и переданного имущества строго по целевому назначению (пункт 6.4 соглашения).
В целях обеспечения эффективного социально-экономического развития района и поселения, повышения уровня жизни населения на основании решения Думы Сургутского района от 25.11.2014 N 614-нпа соглашением от 08.07.2015 N 361 часть полномочий администрации поселения для решения вопросов местного значения сельского поселения передана администрации района
На основании пункта 3.1.2 поименованного соглашения администрация района осуществляет на территории поселения полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в части организации в границах поселений электроснабжения населения; в части проектирования объекта инженерного обеспечения теплоснабжения - "Котельная N 2 с инженерными сетями п. Нижнесортымский", объекта инженерного обеспечения водоснабжения - "Реконструкция и расширение водоочистных сооружений п. Нижнесортымский с 3 200 на 7 000 куб. м/сут.", а также строительства объекта инженерного обеспечения водоотведения - "Расширение и реконструкция КОС-800 п. Нижнесортымский".
Согласно пункту 6.1 соглашения от 08.07.2015 N 361 администрация поселения вправе требовать от органов и должностных лиц администрации района устранения выявленных нарушений настоящего соглашения; получать консультационную и методическую помощь от администрации района по вопросам передачи и осуществления переданных полномочий.
Пунктом 6.2 соглашения на администрацию поселения возложены обязанности представлять по запросу администрации района информацию и документы, необходимые для осуществления переданных полномочий; не допускать действий (бездействий), препятствующих осуществлению администрацией района переданных полномочий; осуществлять передачу материальных ресурсов, необходимых для осуществления администрацией района переданных полномочий по договорам безвозмездного пользования.
В целях реализации настоящего соглашения администрация района вправе самостоятельно выбирать формы, методы, способы осуществления переданных полномочий; требовать у администрации поселения информацию и документы, необходимые для осуществления переданных полномочий; издавать в пределах своей компетенции правовые акты по всем вопросам, связанным с выполнением переданных полномочий (пункт 6.3 соглашения).
В силу пункта 6.4 соглашения администрация района обязана обеспечить надлежащее осуществление переданных полномочий; использовать финансовые средства (трансферты) для осуществления полномочий и переданного имущества строго по целевому назначению; по итогам работы за 9 месяцев текущего финансового года, по итогам работы за финансовый год направлять в администрацию поселения отчет об использовании целевых средств, предоставляемых из бюджета поселения в бюджет района на реализацию полномочий по форме согласно приложению 3 к настоящему Соглашению.
В соответствии с соглашением от 28.02.2018 N 127 о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский органам местного самоуправления муниципального образования Сургутский район, заключенным между администрацией поселения и администрацией района, администрация поселения передает часть полномочий по решению своих вопросов местного значения администрации района (пункт 2.2 соглашения).
На основании пункта 3.1.2 поименованного соглашения администрация района осуществляет на территории поселения полномочия в рамках организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе в части строительства объекта инженерного обеспечения водоснабжения "Реконструкция и расширение водоочистных сооружений п. Нижнесортымский с 3 200 на 7 000 куб. м/сут.", а также строительства объекта инженерного обеспечения водоотведения "Расширение (реконструкция) КОС-800 п. Нижнесортымский".
В силу пункта 5.1 соглашения администрация поселения вправе требовать от органов и должностных лиц администрации района устранения выявленных нарушений настоящего соглашения; получать консультационную и методическую помощь от администрации района по вопросам передачи и осуществления переданных полномочий.
Пунктом 5.2. соглашения на администрацию поселения возложены обязанности представлять по запросу администрации района информацию и документы, необходимые для осуществления переданных полномочий; не допускать действий (бездействия), препятствующих осуществлению администрацией района переданных полномочий; осуществлять передачу материальных ресурсов, необходимых для осуществления администрацией района переданных полномочий, по договорам безвозмездного пользования.
В целях реализации настоящего соглашения администрация района вправе самостоятельно выбирать формы, методы, способы осуществления переданных полномочий; требовать у администрации поселения информацию и документы, необходимые для осуществления переданных полномочий; издавать в пределах своей компетенции правовые акты по всем вопросам, связанным с выполнением переданных полномочий (пункт 5.3 соглашения).
Согласно пункту 5.4 соглашения в целях его реализации администрация района обязана обеспечить надлежащее осуществление переданных полномочий; использовать финансовые средства (трансферты) для осуществления полномочий и переданного имущества строго по целевому назначению; по итогам работы за 9 месяцев текущего финансового год, по итогам работы за финансовый год направлять в администрацию поселения отчёт об использовании целевых средств, предоставляемых из бюджета поселения в бюджет района на реализацию полномочий по форме согласно приложению 3 к настоящему соглашению.
Как усматривается из материалов дела, в 2003 году администрацией района принято решение о реконструкции объекта КОС-400 (1 и 2 очередь) на территории с.п. Нижнесортымский Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в связи с чем застройщику (МКУ "УКС Сургутского района") было выдано соответствующее разрешение на строительство. Согласно проектной документации от 2002 года данному объекту присвоено наименование "Расширение (реконструкция) КОС-800 п. Нижнесортымский" проектом предусматривалось проведение работ по реконструкции старого объекта КОС-400 (1 и 2 очередь) проектной производительностью 800 куб. м/сутки.
В 2013 году (то есть после передачи соответствующих полномочий по строительству спорного объекта от сельского поселения муниципальному району) в проект "Расширение (реконструкция) КОС-800 п. Нижнесортымский" внесены изменения (проведена корректировка проекта) для целей очистки сточных вод. Проект "Расширение (реконструкция) КОС-800 п. Нижнесортымский. Корректировка" содержал блок механической очистки (БМО) вместо ранее предлагаемого для использования оборудования 4-х старых емкостей канализационных установок КУ-200 на КОС-400 1 очередь и КОС-400 2 очередь. Откорректированная проектная документация предусматривала строительство нового объекта "Расширение (реконструкция) КОС-800 п. Нижнесортымский" производительностью 3 000 куб. м/сут., но при этом название объекта в корректировке к проекту не изменилось.
Ввиду того, что в 2013 году в проект "Расширение (реконструкция) КОС- 800 п. Нижнесортымский" внесены изменения, в 2014 году администрацией района выдано новое разрешение на строительство указанного объекта с параметрами превышающими 1 500 кв. м, общая площадь зданий увеличилась до 1 993 кв. м, о чем свидетельствует письмо Жилстройнадзора Югры от 17.11.2015 N 27-Исх-7604
В 2008 году в Инспекцию государственного строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры администрацией района представлена информация, согласно которой строительство ведется на основании проекта на реконструкцию объектов КОС-400 (1 и 2 очередь), производительностью 800 куб. м/сут. с названием проекта "Расширение (реконструкция) КОС-800 п. Нижнесортымский", а не по откорректированному проекту от 2013 года, которым предусмотрено строительство отдельностоящего объекта "Расширение (реконструкция) КОС-800 п. Нижнесортымский", площадью 1 993 кв. м и производительностью 3 000 куб. м/сут.
В соответствии с письмами Инспекции государственного строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.03.2008 N 01-154р и от 04.06.2008 N38 следует, что проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту "Расширение (реконструкция) КОС-800 п. Нижнесортымский" не подлежат государственной экспертизе и государственному строительному надзору, поскольку администрацией района предоставлены материалы по объектам капитального строительства площадью менее 1 500 кв. м с количеством этажей не более двух.
Актом от 12.07.2017 администрация района вывела из эксплуатации сооружения и оборудование, находящееся в составе КОС-400 1 и 2 очереди.
Актом приемки законченного строительством объекта от 28.06.2018 зафиксирована приемка заказчиком (МКУ "УКС Сургутского района") выполненных работ по строительству объекта "Расширение (реконструкция) КОС-800 п. Нижнесортымский" у генерального подрядчика - общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация Энергосберегающих Предприятий". Кроме того составлен акт от 28.06.2018 о соответствии параметров реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов.
Разрешением на ввод в эксплуатацию от 05.07.2018 N RU 86507309-59-2017 указанный объект введен в эксплуатацию.
Впоследствии письмом от 31.08.2018 МКУ "УКС Сургутского района" обратилось к администрации района с требованием о выдаче нового разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с технической ошибкой при составлении акта о соответствии параметров реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, в частности материалов кровли административно-лабораторного корпуса.
Разрешением на ввод в эксплуатацию от 03.09.2018 N RU 86507309-59-2017 объект введен в эксплуатацию.
Из материалов дела следует, что спорный объект находится в собственности муниципального образования Сургутский район Омской области.
Заявив о том, что администрацией района допущено бездействие в части неисполнения условий соглашений о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский органам местного самоуправления муниципального образования Сургутский район от 27.02.2012 N 70, от 08.07.2015 N 361, от 28.02.2018 N 127, администрация поселения обратилась в суд с настоящими требованиями.
Заявление оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, с чем администрация поселения и МУП "УТВИВ "Сибиряк" МО СП Нижнесортымский" не согласились, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Основанием для признания незаконными бездействий ответчика по настоящему делу является доказанность нарушения им требований закона или иного нормативного правового акта, что влечет нарушение прав и законных интересов заявителя.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (пункт 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В период до 01.07.2009 полномочия по водоотведению на территории поселений осуществлялось муниципальными районами в отношении поселений, входящих в состав такого района. После указанной даты в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.09.2014 N 78-оз "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" вопросы организации в границах поселения водоснабжения, водоотведения относятся к вопросам местного значения сельских поселений.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Перечень вопросов местного значения муниципального района определен в статье 15 Федерального закона N 131-ФЗ, исходя из которой организация водоотведения на территориях поселения, входящих в территорию района, не отнесена к вопросам местного значения муниципального района.
Следовательно, к полномочиям администрации поселения относится организация водоснабжения и водоотведения в границах поселения.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Для реализации переданных полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Администрация района, обеспечивая исполнение своих обязательств по указанным соглашениям и осуществив работы по реализации проекта "Реконструкция и расширение КОС-800 п. Нижнесортымский", обращалась за оказанием содействия в подготовке данного объекта к вводу в эксплуатацию к главе администрации поселения, однако администрация поселения каких-либо действий в связи с этим не предприняла, либо противодействовала проведению мероприятий, направленных на ввод объекта в эксплуатацию. Указанные обстоятельства были установлены при рассмотрении дела N А75-18618/2017. В связи с изложенным в рамках поименованного дела признано незаконным бездействие администрации поселения, выразившееся в неисполнении обязанности по решению вопросов местного значения по организации водоотведения, установленной пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, на администрацию поселения возложена обязанность в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и интересов заявителя путем назначения эксплуатирующей организации при проведении пробной эксплуатации и гидравлических испытаний трубопроводов и емкостных сооружений на объекте "Реконструкция и расширение КОС-800 п. Нижнесортымский".
В свою очередь, материалами настоящего дела подтверждается, что администрацией района исполнены возложенные на нее соглашениями обязанности по строительству спорного объекта канализационного хозяйства, что подтверждается вводом этого объекта в эксплуатацию.
По смыслу статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.
Единственным документом, позволяющим удостоверить соответствие построенного или реконструированного объекта проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Исходя из положений главы 6 ГрК РФ именно ввод объекта в эксплуатацию представляет собой окончательную стадию процесса строительства или реконструкции.
В материалах дела присутствует не оспоренное в установленном законом порядке разрешение на ввод в эксплуатацию от 03.09.2018 N RU 86507309-59-2017, которое подтверждает то обстоятельство, что спорный объект построен, работы на нем произведены и окончены, и данный объект соответствует проектной документации и требованиям градостроительного законодательства.
Основания для иного вывода не усматриваются коллегией апелляционного суда.
Отклоняя доводы жалобы о наличии у объекта недостатков, не позволяющих эксплуатировать его в соответствии с назначением, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Из материалов дела усматривается, что КОС является составной частью комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, представляющих собой централизованную систему водоотведения (канализации) и не может функционировать автономно без подключения к системе водоотведения в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Имущество, входящее в состав системы водоотведения (канализации) и необходимое для организации водоотведения на территории поселения, находится в собственности с.п. Нижнесортымский, и закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП "УТВИВ "Сибиряк" МО СП Нижнесортымский, и осуществление контроля за соответствием сброса в канализацию сточных вод промышленными абонентами, а также доведение параметров очистки до нормативных требований относится именно к организации, которая должна эксплуатировать системы канализации.
При наличии действительного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждения о несоответствии объекта проектной документации после ввода его в эксплуатацию, а также о наличии строительных недостатков не находят надлежащего обоснования. Кроме того судом апелляционной инстанции не усматривается, какие последствия влекут те нарушения и отступления, о наличии которых утверждает администрация поселения.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила N 167) нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
- соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
- обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
- техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно- канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Состав производственных сточных вод, принимаемых в сеть, организации водоканализационного хозяйства контролируют путем периодического отбора и анализа проб сточных вод после комплекса локальных очистных сооружений абонента и из контрольного колодца в месте присоединения сети абонента к сети организации водоканализационного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1.11.1 утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения МДК 3-02.2001 основными задачами эксплуатации очистных сооружений и установок в числе прочего являются обеспечение проектных параметров очистки сточных вод и обработки осадков с отведением очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты; систематический лабораторно-производственный и технологический контроль работы очистных сооружений; выполнение мероприятий по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ и соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных природоохранными органами.
Следовательно, доведение очистки сточных вод до требований природоохранного законодательства осуществляется именно в процессе эксплуатации объекта, организацией, осуществляющей эксплуатацию всего комплекса канализационной сети, проводя в постоянном режиме анализ сточных вод, поступающих от абонента непосредственно на КОС.
Ввиду того, что в материалы дела не представлены доказательств того, что администрацией района допущено бездействие, выразившиеся в невыполнении требований соглашений о передаче полномочий по строительству спорного объекта, тогда как иные полномочия последней не передавались, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о недоказанности нарушения администрацией района каких-либо требований законодательства, нарушающих права заявителя, и неисполнения условий спорных соглашений.
Оставив без удовлетворения требования заявителя, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Доводов, подтвержденных материалами дела и указывающих на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального или процессуального права, апелляционные жалобы не содержат.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона.
Принятое по делу решение суда не подлежит отмене или изменению, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы администрации не распределяются в связи с освобождением ее подателя от обязанности по уплате таковой. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная в связи с подачей апелляционной жалобы МУП "УТВИВ "Сибиряк" МО СП Нижнесортымский" государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционные жалобы оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.06.2019 по делу N А75-7289/2019 - без изменения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк" муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 795 от 17.07.2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.