г. Санкт-Петербург |
|
12 сентября 2019 г. |
Дело N А56-20764/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2019 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Медведева И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Куляевым С.Д.
при участии:
от истца: до перерыва - Рудова О.И., представитель по доверенности от 05.06.2019, удостоверение личности, после перерыва - Кидреева Н.А., представитель по доверенности от 13.11.2018, паспорт,
от ответчика: Гуттина Н.Н., представитель по доверенности от 28.12.2018, удостоверение личности,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18137/2019) Жилищного комитета на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2019 по делу N А56-20764/2019 (судья Герасимов М.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску ГУП "Топливно-энергетический комплекс"
к Жилищному комитету
третье лицо: ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района"
о взыскании,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (ОГРН: 1027810310274, адрес местонахождения: 190000, Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 12) (далее - ГУП "ТЭК СПб", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Жилищному комитету (ОГРН: 1047839009129, адрес местонахождения: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11) (далее - Комитет, ответчик) о взыскании 117 636,96 руб. убытков в виде разницы в тарифах за потребленную тепловую энергию, из которых: 21 512,43 руб. по договору от 01.07.2008 N 7570.038.1 за период с января 2016 года по май 2016 года и с сентября 2016 года по ноябрь 2016 года, 96 124,53 руб. по договору от 01.10.2008 N 9224.038.1 за период с января 2016 года по апрель 2016 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 21.05.2019, изготовленным в виде резолютивной части, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Ходатайство ответчика о рассмотрении дела по общим правилам искового производства оставлено без удовлетворения.
Ответчик обжаловал указанное решение в апелляционном порядке, просил отменить его и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Податель жалобы указал, что объемы тепловой энергии, применяемые для расчета размера субсидий в соответствии с пунктом 3.4 и 3.5 Порядка предоставления субсидий на 2018 г., определяются на основании актов сверок, указанных в абзаце четырнадцатом пункта 2.2 Порядка, которые в период с 01.01.2016 года до 31.12.2017 года не были представлены в ГУП ВЦКП "ЖХ" для проведения проверки в соответствии с абзацем третьим пункта 3.7 Порядка либо были возвращены в указанный период ГУП ВЦКП "ЖХ", откорректированы получателями субсидий и потребителями коммунальных услуг и представлены в ГУП ВЦКП "ЖХ" после 01.01.2018 (пункт 3.6 Приложения 3 к Порядку N 1174). Суд первой инстанции при вынесении решения не учел, что истцом объем поставленной тепловой энергии был определен двумя способами: по нормативу и в нарушении статьи 157 ЖК РФ расчетным методом. Учитывая изложенное, податель жалобы считает, что у ГУП "ТЭК СПб" правовых оснований для взыскания задолженности с Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета не имелось.
Возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, истец в отзыве на нее указал, что в адрес ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" выставлялись счета на оплату с разбивкой на тариф для населения и разницу в тарифах, при этом разница между тарифами для ГУП "ТЭК СПб" и тарифами для населения компенсируются из бюджета субъекта РФ в качестве субсидии на возмещение разницы в тарифах. Ответчик не в полном объеме возместил ГУП "ТЭК" разницу в тарифах между экономически обоснованным тарифом (тарифом для ГУЛ "ТЭК СПб") и тарифом для населения за заявленный период в полном объеме, общая сумма задолженности по которой составила 117 636,96 руб. В обоснование размера задолженности по субсидиям истцом в материалы дела представлены расчет задолженности, расчет количества потребленной тепловой энергии, копии счетов-фактур. Объем потребленной тепловой энергии по договору теплоснабжения в горячей воде от 01.10.2008 N 9224.038.1 за спорный период определен по показаниям узла учета, несмотря на данный факт, третьим лицом акты сверок объемов потребленной тепловой энергии подписаны с разногласиями. При этом ответчиком задолженность по субсидиям не погашена. По договору от 01.07.2008 N 7570.038.1 акты сверок потребленной тепловой энергии подписаны третьим лицом с разногласиями. Между тем, причины разногласий по объемам потребленной тепловой энергии ни по договору от 01.10.2008 N 9224.038.1, ни по договору от 01.07.2008 N 7570.038.1 в актах сверок исполнителем коммунальных услуг не отражены. Порядок предоставления субсидий за указанный период регламентирован Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.02.2017 N 1174 "О порядке предоставления в 2018 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов" (далее - Порядок), согласно которому разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий. Факт подписания актов сверок объемов с разногласиями (с необоснованными разногласиями), либо отказ от подписания не влияет на право истца на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования, наличие которых (этих убытков) само по себе свидетельствует о нарушенном праве. Истец отмечает, что третье лицо (исполнитель коммунальных услуг), несмотря на факт подписания им актов сверки объемов потребленной тепловой энергии с разногласиями, задолженности за тепловую энергию не имеет. Более того, из расчета задолженности усматривается, что вся задолженность за спорный период погашена им в добровольном порядке. Доказательства того, что истец завысил объем тепловой энергии, потребленной третьими лицами в спорные периоды, исходя из которого исчислен размер субсидий, в материалах дела отсутствуют, ответчиком таких доказательств не представлено.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, по результатам анализа приложений к счетам-фактурам пояснил, что счета-фактуры соответствуют условиям договоров, однако порядок обращения истца с заявлением о выплате межтарифной разницы не соблюден. Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, полагает порядок обращения с заявлением о выплате межтарифной разницы соблюденным.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционный суд не установил оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, между ГУП "ТЭК СПб" (предприятие) и ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (исполнитель) заключены договоры теплоснабжения в горячей воде:
- N 7570.038.1 от 01.07.2008;
- N 9224.038.1 от 01.10.2008.
В соответствии с данными договорами предприятие обеспечивает подачу (поставку) исполнителю через присоединенную сеть коммунального ресурса на точку поставки, а исполнитель обязуется принимать и своевременно оплачивать принятый коммунальный ресурс, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим его потребления, обеспечивать безопасность ее эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунального ресурса.
По условиям договоров стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Закона N 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится реализация предусмотренных частью 3 статьи 7 названного Закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербург" на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы" в период с 01.2016. по 06.2016 установлен тариф в размере 2 077,92 руб./Гкал (с НДС), с 01.07.2016 по 31.12.2016 установлен тариф в размере 2392,44 руб./Гкал (с НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 377-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2016 год за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 установлен тариф в размере 1541,78 руб./Гкал (с НДС), с 01.07.2016 по 31.12.2016 установлен тариф в размере 1621,95 руб./Гкал (с НДС).
Порядок предоставления в 2018 году субсидий, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, возникших за период с января 2016 года по декабрь 2016 года регламентирован Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2017 N 1174 "О Порядке предоставления в 2018 году субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, связанных с применением льготных и (или) регулируемых тарифов на тепловую энергию", согласно которому, разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
Между ГУП "ТЭК СПб" и Жилищным комитетом подписано Соглашение N 1-1-ВВД от 26.01.2018 о порядке предоставления субсидий.
Ссылаясь на то, что Жилищный комитет не в полном объеме возместил разницу в тарифах за спорный период, ГУП "ТЭК СПб" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о возмещении выпадающих доходов предприятия при поставке тепловой энергии в размере 117 363,96 руб., из которых: 21 512,43 руб. по договору N 7570.038.1 от 01.07.2008 за период с января по май 2016 года и с сентября по ноябрь 2016 года; 96 124,53 руб. по договору N 9224.038.1 от 01.10.2008 за период с января по апрель 20161 года.
Суд первой инстанции удовлетворили иск предприятия, признав его обоснованным по праву и по размеру.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Разница между тарифом на тепловую энергию, отпускаемую предприятием, и тарифом для расчета размера платы за предоставляемую гражданам коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Объемы тепловой энергии, применяемые для расчета величины субсидий, определяются на основании актов сверок объемов тепловой энергии, отпускаемой для теплоснабжения многоквартирных (жилых) домов и (или) творческих мастерских (далее - акты сверок), между получателями субсидий и исполнителями коммунальных услуг, при условии, что указанные акты сверок в соответствии с абзацем третьим пункта 3.6 настоящего Порядка не были представлены получателями субсидий в ГУП ВЦКП "ЖХ" в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 либо были возвращены в указанный период ГУП ВЦКП "ЖК", откорректированы получателями субсидий и потребителями и представлены в ГУП ВЦКП "ЖК" после 01.01.2018. (пункт 3.5 Порядка N 1174).
При отсутствии согласованных актов сверок с потребителями объемы тепловой энергии определяются на основании судебных актов по искам теплоснабжающих организаций к потребителям, которыми подтверждаются объемы поставленной тепловой энергии потребителям (далее - судебные акты).
Согласно пункту 3.5 Порядка N 1174 предоставление субсидий осуществляется на основании ежемесячных отчетов получателей субсидий по форме, утверждаемой Комитетом.
Формирование отчетов получателями субсидий осуществляется на основании данных, указанных в актах сверок с потребителями либо в судебных актах. При отсутствии судебных актов и наличии в актах сверок расхождений в данных об объемах тепловой энергии, указанных получателями субсидий, с данными, указанными потребителями, для целей предоставления субсидий в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные в актах сверок потребителями. При наличии судебных актов в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные судебными актами.
Отчеты и акты сверок либо судебные акты представляются получателями субсидий в ГУП ВЦКП "ЖХ" для проведения проверки в соответствии с абзацем четвертым настоящего пункта.
ГУП ВЦКП "ЖХ" осуществляет проверку представленных отчетов на их соответствие актам сверок либо судебным актам и по результатам проверки направляет соответствующие сведения в Комитет.
Порядок предоставления субсидий предусматривает, что величина субсидий определяется как разница между стоимостью фактически приобретенного у ресурсоснабжающих организаций либо абонентов ресурсоснабжающих организаций объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по тарифу, установленному Комитетом по тарифам для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.
Таким образом, межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
Поскольку Жилищный комитет не представил доказательств возмещения предприятию межтарифной разницы за спорный период в полном объеме, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленного предприятием требования о взыскании 117 636,96 руб. задолженности по субсидиям.
При этом, наличие или отсутствие вины и бездействия со стороны ГУП "ТЭК СПб" не влияет на установление компенсации потерь, вызванных межтарифной разницей, и необходимость их возмещения Жилищным комитетом.
Подписание Обществом актов сверки объемов тепловой энергии с разногласиями не может являться основанием для отказа предприятию в возмещении объективно существующей разницы в тарифах. Как следует из документов, приобщенных предприятием в материалы дела в суде первой инстанции и представленных для обозрения апелляционному суду, расчет количества потребленной по договорам тепловой энергии производился истцом исходя из показаний приборов учета на основании представляемой Обществом информации в виде отчетов и согласованных актов о теплопотреблении, а в случае временного отсутствия (неисправности) приборов учета, расчет объема потребленных коммунальных ресурсов производился по нормативам потребления также на основании данных, представленных Обществом.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что иск предприятия удовлетворен правомерно. В связи с этим основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Жилищного комитета отсутствуют.
Расходы по оплате госпошлины распределены по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2019 по делу N А56-20764/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-20764/2019
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ЖИЛИЩНЫЙ КОМИТЕТ
Третье лицо: ООО "Жилкомсервис N1 Красногвардейского района"
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18137/19