г. Саратов |
|
12 сентября 2019 г. |
Дело N А12-14604/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Камышине и Камышинском районе Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июля 2019 года по делу N А12-14604/2019 (судья В. В. Репникова)
по заявлению федерального государственного казенного учреждения "9 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области" (ИНН 3436110871, ОГРН 1083453002820)
к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Камышине и Камышинском районе Волгоградской области (ИНН 3436106635, ОГРН 1023404961766)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "9 отряд федеральной службы по Волгоградской области" (далее - ФГКУ "9 отряд ФПС по Волгоградской области", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просил (с учетом принятого судом заявления об изменении предмета иска от 14.06.2019) признать недействительным решение Государственного учреждения -Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Камышине и Камышинском районе Волгоградской области (далее - УПФР в г.Камышине и Камышинском районе, Управление, ответчик) N 044S9190000751 от 08.02.2019 о привлечении учреждения к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 158 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июля 2019 года по делу N А12-14604/2019 признано недействительным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Камышине и Камышинском районе Волгоградской области от 08.02.2019 N 044S19190000751 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
УПФР в г.Камышине и Камышинском районе не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя подателя жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 13 марта 2018 года ФГКУ "9 отряд ФПС по Волгоградской области" представило в Управление исходную форму сведений о застрахованных лицах за 2017 год.
14 марта 2018 года страхователю автоматически направлен протокол проверки отчетности, в котором указано, что документ принят частично, и перечислены ошибки, которые необходимо устранить в срок, установленный ст.17 Закона N 27-ФЗ.
Дополняющие формы сведений о застрахованных лицах с устраненными ошибками за 2017 год были представлены страхователем 17 августа 2018 года и 12 ноября 2018 года.
Решением Государственного учреждения-управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Камышине и Камышинском районе Волгоградской области ФГКУ "9 отряд ФПС по Волгоградской области" привлечено к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по ч.3 ст.17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 158 000 рублей.
Заявитель не согласен с выводами Управления о нарушении срока представления дополняющих форм, указывая на то, что исходная форма была представлена 26 февраля 2018 года, в протоколе проверки от 14 марта 2019 года отсутствует перечень выявленных ошибок (фамилия, имя, отчество, страховой номер застрахованного лица); в отношении лица, фамилия которого была указана, представлена дополняющая форма в установленный срок - 16 марта 2019 года.
По этим основаниям Учреждение просит признать решение N 044S9190000751 от 08.02.2019 недействительным в полном объеме.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии у Пенсионного фонда правовых оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку в рассматриваемом случае страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, до обнаружения указанной ошибки и направления соответствующего уведомления Пенсионным фондом.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, заявитель в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктом 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Судами обеих инстанций установлено, что заявителем направлялась исходная форма СЗВ-стаж в отношении 316 застрахованных лиц в период с 26 февраля 2018 года по 15 марта 2018 года, однако до 14 марта 2018 года протокол проверки отчетности и уведомление об устранении ошибок от Управления не поступали.
Факт отправки учреждением исходной формы СЗВ-М в УПФР в г.Камышине и Камышинском районе 26 февраля, 28 февраля, 1 марта, 7 марта, 13 марта, 14 марта, 15 марта 2018 года подтверждается письмом АО "Калуга Астрал" от 31 мая 2019 года - оператора электронного документооборота. Из письма следует, что по всем направленным пакетам сведений были получены квитанции о доставке, протоколы контроля сведений от УПФР в г.Камышине и Камышинском районе.
В судебное заседание Управлением был представлен протокол проверки отчетности от 14 марта 2018 года, согласно которому документ принят частично, указан перечень выявленных предупреждений и ошибок.
При этом в разделе "Ошибки" с кодом результата 30 (сведения приняты не в полном объеме) указана фамилия только одного работника - Кириченко Алексея Павловича, в отношении сведений о котором была допущена ошибка.
В отношении данного работника Учреждением представлена дополняющая форма СЗВ-Стаж 16 марта 2018 года, то есть в установленный законом 5-дневный срок. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
В отношении остальных сведений с кодом результата 30 "Ошибка" фамилии работников не указаны, в связи с чем не представляется возможным сделать вывод о конкретных нарушениях, допущенных страхователем, и их устранить.
Начиная с раздела "Предупреждения" (код результата 20, страница 116 протокола проверки отчетности) указаны фамилии работников, однако указанные в уведомлении сведении не относятся к ошибкам. Как указано на последней странице протокола проверки значение результата "20" - предупреждение. Сведения приняты. Ситуация возможная, но требующая разъяснений (проверки).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не рассматривал уведомление об устранении ошибок от 14 марта 2018 года и протокол проверки отчетности от 14 марта 2018 года как уведомление об устранении имеющихся расхождений ввиду отсутствия перечня выявленных ошибок (кроме ошибок в отношении Кириченко А.П.), фамилии, имени, отчества, страхового номера застрахованного лица, в чьих данных обнаружена ошибка.
Однако, Управление признало данное обстоятельство непредставлением в установленный законом срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, и пришло к выводу о наличии в действиях последнего состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 приведенного Закона.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Закона N 27-ФЗ закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Постановлением Правления ПФ РФ N 83п от 01.02.2016 в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ с 01 апреля 2016 года утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым, в силу пункта 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы.
Всего предусмотрено три типа: 1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; 2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; 3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С 01.01.2017 частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
В соответствии с пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, приложением N 4 постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" была предусмотрена возможность представления организациями корректирующих сведений в случае самостоятельного обнаружения ошибки либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом пенсионного фонда. Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самой организацией либо со дня получения уведомления территориального органа пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений.
При этом действующее пенсионное законодательство не предусматривает для организаций ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения пенсионным фондом установлено приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.02.2017, регистрационный N 45549).
Так, согласно пункту 37 указанной Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В силу императивного требования пункта 39 Инструкции N 766н, имеющей нормативный характер, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются
Таким образом, нормативными актами предусмотрено освобождение страхователя от ответственности в случае предоставления им в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в орган Пенсионного фонда.
Аналогичная позиция отражена в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", где указано, что Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки.
Обоснованность изложенной в указанном письме позиции Пенсионного фонда Российской Федерации подтверждается сложившейся судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 30.09.2014 N 310-КГ14-1896, определение ВАС РФ от 25.02.2013 N ВАС-1338/13).
Учитывая, что в рассматриваемом случае страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету до обнаружения указанной ошибки и направления соответствующего уведомления Пенсионным фондом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у ГУ -Управление Пенсионного фонда в Балашовском районе Саратовской области правовых оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, страхователь самостоятельно исправил допущенную ошибку и направил в орган Пенсионного Фонда дополняющие сведения за указанный период.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности.
Указанный Управлением в апелляционной жалобе подход, по сути, лишает страхователя возможности без штрафной санкции в случае предоставления неполных сведений о количестве застрахованных лиц за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, впоследствии самостоятельно исправленные ФГКУ "9 отряд ФПС по Волгоградской области", не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 20.02.2018 по делу N А57-10510/2017.
Доводы Управления, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июля 2019 года по делу N А12-14604/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-14604/2019
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "9 ОТРЯД ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. КАМЫШИНЕ И КАМЫШИНСКОМ РАЙОНЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ