г. Вологда |
|
12 сентября 2019 г. |
Дело N А13-10093/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 12 сентября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от прокуратуры Вологодской области Иволги О.В. по доверенности от 13.11.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных отношений администрации Усть-Кубинского муниципального района на решение Арбитражного суда Вологодской области от 09 июля 2019 года по делу N А13-10093/2019 (судья Свиридовская М.Б.),
установил:
заместитель прокурора Вологодской области (ОГРН 1033500042696, ИНН 3525044123; адрес: 160035, город Вологда, улица Пушкинская, дом 17; далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Управлению имущественных отношений администрации Усть-Кубинского муниципального района (ОГРН 1023502491913, ИНН 3519002252; адрес: 161140, Вологодская область, Усть-Кубинский район, село Устье, улица Октябрьская, дом 8; далее - управление), Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Козлову Александру Михайловичу (ОГРНИП 318352500001023, ИНН 352700373386; далее - глава КФХ) о признании договора безвозмездного пользования земельным участком от 19.11.2018 N 57, заключенного между управлением и главой КФХ недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания главы КФХ в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу возвратить управлению земельный участок с кадастровым номером 35:11:0302040:534, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации Усть-Кубинского муниципального района (далее - администрация), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - федеральная служба).
Решением Арбитражного суда Вологодской области по настоящему делу от 09 июля 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на то, что проведение аукционов на право заключения договора безвозмездного пользования земельным участком Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не предусмотрено. Считает, что процедура предоставления земельного участка в безвозмездное пользование соблюдена.
Прокурор в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Федеральная служба в отзыве на апелляционную жалобу доводы, в ней изложенные, поддержала, просит жалобу удовлетворить, решение суда отменить и в удовлетворении требований прокурора отказать. Также просит о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Управление, глава КФХ, администрация, федеральная служба надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя прокурора, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 02.11.2018 глава КФХ обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером 35:11:0302040:534 по адресу: Усть-Кубинский район, сельское поселение Высоковское, на основании п.6 ст.39.10 ЗК РФ (т.е. для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности).
Постановлением администрации от 27.09.2017 N 946 утверждена схема расположения земельного участка, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования".
По результатам рассмотрения заявления Козлова И.А. 19.11.2018 между управлением (ссудодатель) и главой КФХ (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования земельным участком N 57.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 договора ссудодатель предоставляет, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование земельный участок с кадастровым номером 35:11:0302040:534 из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 76997 кв. м, расположенный по адресу: Усть-Кубинский район, Высоковское сельское поселение, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно пункту 1.4 договора срок использования участка установлен с 19.11.2018 по 18.11.2024.
Настоящий договор одновременно является и актом приема-передачи земельного участка. Государственная регистрация договора произведена 29.11.2018.
В требовании прокурора от 25.03.2019 N 07-11-2019 указано на незаконность предоставления земельных участков ввиду отсутствия публикации извещения о таком предоставлении, предусмотренного статьей 39.18 ЗК РФ, управлению предписано расторгнуть спорный договор.
В связи с неисполнением управлением указанного требования, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым решением суда в силу следующего.
В силу пункта 3 статьи 31 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в числе прочего на основании договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Условия предоставления земельного участка в безвозмездное пользование определены в статье 39.10 ЗК РФ.
В силу пункта 6 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
Статьей 39.14 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Пунктом 8 статьи 39.14 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 ЗК РФ.
Статья 39.18 ЗК РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ определено, что в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 ЗК РФ.
Требования к содержанию извещения указаны в пункте 2 статьи 39.18 ЗК РФ.
Из пункта 4 статьи 39.18 ЗК РФ следует, что граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В силу пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как верно указал суд первой инстанции, из приведенных правовых норм следует, что земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, может быть предоставлен крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности в безвозмездное пользование без проведения аукциона на основании предоставленного им заявления при условии, что это крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. При этом наличие иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении приобрести земельный участок, является основанием для проведения конкурентных процедур, в том числе аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по результатам проведения торгов. Наличие либо отсутствие претендентов на испрашиваемый земельный участок может быть определено в течение тридцати дней со дня опубликования соответствующего извещения.
Выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 24.07.2018 по делу N А48-6895/2017, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 03.06.2019 по делу N А57-22464/2018 и соответствуют правовому походу, сформулированному в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
В материалах дела отсутствуют доказательства публикации извещения в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ.
Напротив, в письме от 05.04.2019 в адрес прокурора Усть-Кубинского района (л.д. 45) управление подтвердило, что публикаций сообщений о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка крестьянско-фермерскому хозяйству, указанного в требовании прокурора района от 25.03.2019, не проводилось.
Поскольку решение об отказе в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка для осуществления КФХ его деятельности не принималось, уполномоченный орган обязан был обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей.
Однако официальная публикация извещения о предоставлении спорного земельного участка в безвозмездное пользование не производилась, чем нарушен публичный порядок предоставления земельных участков и права неопределенного круга лиц, которые могли претендовать на данный участок.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что спорный договор заключен в нарушении норм действующего законодательства, что является основанием для признания его недействительным (ничтожным).
В силу положений пункта 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 2 статьи 168 названного Кодекса предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как разъяснено в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Согласно пункту 75 указанного постановления применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Поскольку при заключении спорного договора безвозмездного пользования земельным участком был нарушен порядок, предусмотренный статьями 39.14, 39.18 ЗК РФ, указанный договор правомерно признан судом первой инстанции ничтожной сделкой в соответствии со статьей 168 ГК РФ.
Ввиду того, что по оспариваемому договору пользование земельным участком осуществлялось на безвозмездной основе, в качестве последствий недействительности (ничтожности) сделки суд также правомерно возложил на главу КФХ обязанность по возврату управлению спорного земельного участка.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 09 июля 2019 года по делу N А13-10093/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления имущественных отношений администрации Усть-Кубинского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-10093/2019
Истец: Прокуратура Вологодской области
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Козлов Александр Михайлович, Управление имущественных отношений администрации Усть-Кубинского муниципального района, Управление по имущественных отношений администрации Усть-Кубинского муниципального района
Третье лицо: Администрация Усть-Кубинского муниципального района, Управление Росреестра по ВО