г. Самара |
|
13 сентября 2019 г. |
Дело N А49-312/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Засыпкиной Т.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гилевским А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Милана" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 мая 2019 года по делу N А49-312/2019 (судья Табаченков М.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Милана" (ОГРН 1125835006450, ИНН 5835098884), г.Пенза, к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (ОГРН 1035803005732, ИНН 5836013072), г.Пенза, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерного общества "Арбековское" (ОГРН 1175835013243, ИНН 5836683630), г.Пенза, Кузьминой Валентины Захаровны, г.Пенза, Богониной Светланы Анатольевны, г. Пенза, о признании недействительным решения,
с участием в судебном заседании:
представители лиц не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Милана" (далее - УК Милана) обратилось Арбитражный суд Пензенской области с заявлением об оспаривании решения Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - Госжилстройтехинспекция Пензенской области, жилищная инспекция) от 18.12.2018 N Р-1252/18 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: акционерное общество "Арбековское" (далее - АО "Арбековское"), Кузьмина Валентина Захаровна, Богонина Светлана Анатольевна.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 20.05.2019 по делу N А49-312/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
УК Милана в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению УК Милана, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Госжилстройтехинспекция Пензенской области и АО "Арбековское" в отзывах апелляционную жалобу отклонили.
Рассмотрение дела было отложено с 12.08.2019 на 09.09.2019.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 03.09.2018 собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) N 26 по ул. Лядова в г.Пензе приняло решение о расторжении договора управления МКД с ОАО "Жилье-12" по ОЖФ с 01.10.2018 и о выборе в качестве управляющей организации АО "Арбековское" (протокол внеочередного собрания - том 2 л.д. 42).
С учётом заключения от 05.10.2018 жилищная инспекция 05.10.2018 приняла решение N Р-917/18 о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области, включив МКД N 26 по ул. Лядова в перечень МКД, управление которыми осуществляет АО "Арбековское". Решение вступило в законную силу с 01.11.2018.
29.10.2018 внеочередное общее собрание собственников помещений в МКД N 26 по ул. Лядова приняло решение о расторжении с 01.11.2018 договора управления с ОАО "Жилье-12" по ОЖФ и выборе иной управляющей организации - УК Милана (протокол собрания - том 1 л.д. 19).
02.11.2018 в жилищную инспекцию поступило заявление УК Милана о включении МКД N 26 по ул. Лядова в реестр многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет УК Милана. В качестве основания указано решение общего собрания от 29.10.2018.
На основании мотивированного представления врио начальника жилищной инспекции издал приказ от 16.11.2018 N ПА-765/2 о проведении внеплановой документарной проверки АО "Арбековское". 18.12.2018 должностным лицом жилищной инспекции составлено заключение о несоответствии представленных УК Милана требованиям подпункта "б" пункта 5 "Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр, в связи с недостоверностью сведений, содержащихся в заявлении УК Милана: наличие решения собственников помещений в МКД и о расторжении договора с ОАО "Жилье-12" по ОЖФ и о заключении договора с АО "Арбековское".
Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия жилищной инспекцией 18.12.2018 решения N Р-1252/18 об отказе УК Милана во внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области по МКД N 26.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказа в удовлетворении заявления УК Милана.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции в обоснование своей позиции УК Милана ссылалась на то, что УК Милана выбрана в качестве управляющей организации в МКД N 26 по улице Лядова в городе Пенза собранием собственников помещений, что подтверждается протоколом собрания от 29.10.2018. Сведения о внесении АО "Арбековское" в реестр лицензий Пензенской области были размещены на соответствующем сайте только 29.11.2018. Поэтому нет законных оснований не вносить в реестр лицензий Пензенской области сведения об УК Милана как управляющей организации в МКД N 26 по ул. Лядова.
Жилищная инспекция в обоснование своих возражений, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции указывала, что УК Милана при обращении в жилищную инспекцию с заявлением о включении его в реестр лицензий представило недостоверные сведения. Ранее, 03.09.2018, собственники помещений в МКД по ул. Лядова, 26 приняли решение о расторжении договора управления МКД с ОАО "Жилье-12" по ОЖФ и заключения договора управления МКД с АО "Арбековское". Решением от 05.10.2018 жилищная инспекция включила в реестр лицензий Пензенской области сведения об АО "Арбековское" как управляющей организации с в МКД N 26 по ул. Лядова. Решение вступило в законную силу 01.11.2018. Собранием собственников от 29.10.2018 было принято решение о расторжении договора управления МКД снова с ОАО "Жилье-12" по ОЖФ, в то время как такое решение уже было принято собственниками 03.09.2018. Но о расторжении договора с АО "Арбековское" 29.10.2018 собственники помещений в МКД решение не приняли.
Согласно части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями данного Кодекса.
Из части 7 статьи 162 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ) следует, что обязанность приступить к исполнению обязанностей управляющей организации в МКД возникает с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержаться в реестрах лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ). Такой реестр должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
В силу изложенных норм для осуществления управляющей организацией деятельности по управлению конкретным МКД в реестр лицензий субъекта Российской Федерации должны быть включены сведения об адресе конкретного МКД, которым вправе управлять соответствующая управляющая организация. Право на осуществление функций управляющей организации в отношении конкретного МКД возникает у лицензиата не ранее момента включения сведений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о том, что конкретная управляющая организация имеет лицензию на осуществление деятельности по управлению конкретным МКД, а также при наличии заключенного договора управления МКД.
Размещение в сети интернет сведений о включении в реестр лицензий субъекта Российской Федерации сведений о соответствующей управляющей организации законодательством не предусмотрено в качестве условия для осуществления управляющей организацией своих обязанностей в отношении конкретного МКД.
Порядок ведения реестра лицензий субъекта Российской Федерации, в том числе порядок и оснований включения в реестр сведений регулируется "Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", утверждённым Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок).
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются, согласно пункту 9 Порядка:
- несоответствие заявления и документов требованиям установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 данного Порядка;
- несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 данного Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведённой в соответствии с пунктом 15 данного Порядка.
Суд первой инстанции установил, что в рассматриваемом случае на основании решения собственников помещений в МКД N 26 по ул. Лядова в г. Пензе от 03.09.2018 жилищная инспекция приняла решение от 05.10.2018 о включении в реестр лицензий Пензенской области сведений об управлении МКД N 26 по ул. Лядова управляющей организацией АО "Арбековское".
С заявлением АО "Арбековское" о включении в реестр лицензий Пензенской области сведений об управлении МКД N 26 по ул. Лядова указанная управляющая организация представила протокол внеочередного собрания собственников помещений в МКД, листы голосования собственников, а также договор управления МКД от 03.09.2018, заключенный с АО "Арбековское" и подписанный от имени жильцов МКД Богониной С.А. Кроме того, представлены акты приёма-передачи документов от 11.09.2018 от ОАО "Жилье-12" по ОЖФ в АО "Арбековское".
Из протокола собрания от 03.09.2018 следует, что в голосовании участвовали 54,21% голосов собственников помещений в МКД. Следовательно, нет признаков ничтожности решения общего собрания от 03.09.2018. Поэтому требования подпункта "е" пункта 6 Порядка жилищной инспекцией соблюдены. Наличие кворума (более 50 процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД, согласно пункту 4 части 2 статьи 44 и части 1 статьи 46 ЖК РФ) подтверждено протоколом собрания. По вопросу расторжения договора с ОАО "Жилье-12" и выборе в качестве управляющей организации АО "Арбековское" "за" проголосовало 100 % голосов от общего числа собственников,принявших участие в собрании.
Таким образом, в момент проведения собрания собственников в МКД N 26 по ул. Лядова 29.10.2018 уже имелось не только решение собрания собственников от 03.09.2018, но и заключенный сторонами договор управления МКД АО "Арбековское".
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что споры о законности решений общего собрания собственников помещений в МКД не подведомственны арбитражному суду. Поэтому при рассмотрении данного дела суд не может оценивать законность решения собрания собственников от 03.09.2018. Указанное решение в судебном порядке не оспорено и не признано незаконным.
На момент проведения 29.10.2018 собрания собственников помещений в МКД N 26 по ул. Лядова в г. Пензе имелось решение собрания собственников от 03.09.2018, которому следовало дать оценку при проведении собрания 29.10.2018. В протоколе собрания от 29.10.2018 не содержится информации о том, что на повестке собрания стоял бы вопрос о результатах голосования 03.09.2018.
Собственники помещений в МКД вправе выбрать управляющую организацию. Но в данном случае на момент проведения собрания 29.10.2018 уже имелось решение собственников от 03.09.2018 о расторжении договора управления МКД с ОАО "Жилье-12" и о выборе управляющей организацией АО "Арбековское".
При наличии уже заключенного договора управления МКД с АО "Арбековское" собственники помещений в указанном МКД должны были решать вопрос о расторжении договора управления МКД, не заключенного и уже расторгнутого (по решению собрания от 03.09.2018) с ОАО "Жилье-12" по ОЖФ, а договора с АО "Арбековское". Такое решение (о расторжении договора с АО "Арбековское") собственниками принято не было.
Кроме того, имелось решение от 05.10.2018 жилищной инспекции о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области в части включения в перечень МКД, управляемых АО "Арбековское", МКД N 26 по ул. Лядова.
Учитывая изложенное, у жилищной инспекции не было законных оснований для исключения из реестра лицензий Пензенской области сведений об АО "Арбековское" как управляющей организации в МКД N 26 по ул. Лядова и включении соответствующих сведений в реестр в отношении УК Милана.
Таким образом, суд первой инстанции верно признал обоснованными выводы жилищной инспекции о недостоверности сведений в заявлении и документах УК Милана как основания для принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области, поскольку в представленном УК Милана протоколе собрания от 29.10.2018 указано на расторжении договора управления МКД с ОАО "Жилье-12" по ОЖФ, в то время как к этому моменту в качестве управляющей организации уже было выбрано АО "Арбековское" решением собрания собственников от 03.09.2018, с которым был заключен договор управления МКД. Кроме того, уже имелось решение жилищной инспекции от 05.10.2018 о внесении соответствующих изменений в реестр лицензий, которое вступило в законную силу на момент обращения 02.11.2018 УК Милана в жилищную инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области.
Суд апелляционной инстанции установил, что Госжилстройтехинспекция Пензенской области провела проверку представленного УК Милана заявления и приложенных к нему документов полностью в пределах предоставленных ей полномочий.
Ссылка УК Милана на судебные акты по делу N А49-311/2019, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку решение по делу N А49-311/2019 вынесено при иных фактических обстоятельствах. Как уже отмечено, в настоящем деле на момент обращения УК Милана в жилищную инспекцию с АО "Арбековское" уже был заключен договор управления МКД и сведения о нем внесены в реестр лицензий. Указанных обстоятельств в деле N А49-311/2019 не имелось.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал УК Милана в удовлетворении заявленных требований.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании части 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на УК Милана расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 мая 2019 года по делу N А49-312/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-312/2019
Истец: ООО "УК "Милана", ООО "Управляющая компания "Милана"
Ответчик: Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области
Третье лицо: АО "Арбековское", Богонина С. А., Кузьмина Валентина Захаровна