г. Санкт-Петербург |
|
12 сентября 2019 г. |
Дело N А56-7656/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Беликов П.В. - доверенность от 18.07.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20605/2019) ГУ - Ленинградского регионального отделения ФСС РФ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.2019 по делу N А56-7656/2019 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению ГБУЗ ЛО "Тихвинская Межрайонная Больница Им.А.Ф.Калмыкова"
к ГУ - Ленинградское региональное отделение ФСС РФ
о признании недействительным решения
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Тихвинская межрайонная больница им. А.Ф. Калмыкова" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Ленинградское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 10.01.2019 N 1.
Решением суда 01.07.2019 решение Фонда признано недействительным в части начисления страховых взносов в сумме 18 662, 08 руб., пени в сумме 1 059,97 руб., штрафа в размере 3 732,42 руб., по эпизоду начисления страховых взносов на выплаты за наем жилья для медицинских работников.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку компенсация найма жилья, выплачиваемая работнику, переехавшему в другой город для работы в организации, не подпадает под положения пункта 2 части 1 статьи 20.2 закона N 125-ФЗ. Кроме того, как указывает Фонд, суд первой инстанции применил нормы материального права, не подлежащие применению в рассматриваемом случае.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Учреждение, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в судебное заседание не направило, что не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствии.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в отношении заявителя Фондом была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации по установленному законодательством РФ тарифу с учетом установленной территориальным органом страховщика скидки(надбавки), а также правомерности расходов на выплату страхового обеспечения страхователя (Учреждение) за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт N 55 от 23.11.2018.
Рассмотрев материалы проверки и представленные Учреждением возражения, Фондом 10.01.2019 принято решение N 1 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об обязательном социальном страховании, в соответствии с которым Учреждение привлечено к ответственности по статье 26.29 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 3 736,10 руб. Указанным решением заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 18 680, 50 руб. и пени в сумме 3 366.02 руб.
Считая решение Фонда в части начисления страховых взносов на суммы компенсации за наем (аренду) жилья недействительным, Учреждение обжаловало его в судебном порядке.
Решением суда заявление Учреждения удовлетворено.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителя Фонда, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, основанием для принятия указанного решения послужил вывод Фонда о том, что Учреждением в нарушение требований статей 20.1, 20.2 Закона N 125-ФЗ занижена база для начисления страховых взносов на оплаты расходов по найму жилого помещения работникам Учреждения.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.
В силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховым тарифом признается ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного Федерального закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
Как предусмотрено статьей 26.29 Закона N 125-ФЗ, неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40% причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции верно исходил из того, что само по себе наличие между работодателем и его работниками трудовых отношений не свидетельствует о том, что все выплаты, произведенные страхователем непосредственно работникам либо в их интересах иным лицам, представляют собой оплату труда либо иное вознаграждение, выплачиваемые по трудовым договорам, и подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Законодательным актом, определяющим понятие "трудовые отношения", является Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Согласно статье 15 ТК РФ под трудовыми отношениями понимаются такие отношения, которые основаны на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Условия, определяющие оплату труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), в силу статьи 57 ТК РФ являются обязательной частью трудового договора.
Под оплатой труда, то есть платой за выполнение работником трудовой функции согласно определению, приведенному в статье 129 ТК РФ, понимается заработная плата, которая представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также полагающиеся работнику компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как предусмотрено статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Кроме того, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Между тем выплаты социального характера, обусловленные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, которые не являются по своей правовой природе стимулирующими и не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не могут признаваться оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Соответственно, такие выплаты, исходя из их правовой природы, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в соответствии с пунктом 1 Положения о порядке оплаты за наем жилья для медицинских работников и других специалистов, приглашенных для работы в Учреждении от 24.03.2015, приложением N 15 к коллективному договору, утвержденному Приказом от 14.01.2015 N30 на 2015 год и Приказом от 12.01.2016 N 15 на 2016 год, Учреждение выплачивало ежемесячно работникам, приглашенным для работы в Учреждении из другого региона РФ, компенсации за аренду жилья. Выплаты осуществлялись на основании приказов по организации.
Фондом документально не опровергнуто, что указанные выплаты социального характера, определенные коллективным договором, не обусловливались квалификацией работников, сложностью, качеством, количеством и условиями выполнения работы, а поэтому по своей правовой природе не являлись стимулирующими.
Фонд не доказал, что спорные выплаты гарантировались трудовым договором, носили систематический характер, зависели от трудовых успехов работников и являлись вознаграждением за исполнение ими трудовых обязанностей с тем, чтобы являться объектом обложения страховыми взносами и подлежать включению в базу для начисления страховых взносов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, а также заявленные сторонами доводы по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно указал, что при установленных обстоятельствах Фонд не имел правовых оснований для привлечения Учреждения к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
С учетом изложенного суд правомерно признал решение Фонда в данной части недействительным и не соответствующим нормам действующего законодательства.
Приведенные судом в решении положения Закона N 212-ФЗ не привели к принятию неправильного решения.
Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы Фонда и отмены принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.2019 по делу N А56-7656/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-7656/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ТИХВИНСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА ИМ.А.Ф.КАЛМЫКОВА"
Ответчик: Фонд социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: ГУ Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации