город Томск |
|
23 января 2024 г. |
Дело N А27-55/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.01.2024.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сухотиной В.М., |
судей |
|
Вагановой Р.А. |
|
|
Подцепиловой М.Ю. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаркези А.А. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый город Кемерово" (N 07АП-10495/2023) на решение от 10.11.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-55/2023 (судья Козина К.В.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистый город Кемерово", Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ОГРН 1144205004987, ИНН 4205284801 к садоводческому некоммерческому товариществу КВВКУС, Кемеровская область - Кузбасс, р-н Кемеровский, ОГРН 1034234000151, ИНН 4234008228 о взыскании 159 027,27 руб. задолженности за период с 1.05.2022 по 30.04.2023, 19 981,87 руб. неустойки,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора: председатель СНТ Ройз Леонид Шикович,
В судебном заседании приняли участие:
от истца: без участия (извещен);
от ответчика: Лузин И. Н., доверенность от 15.01.2024 (до 31.12.2024), паспорт, диплом, в режиме веб-конференции;
от третьего лица: Ройз Л.Ш., паспорт;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Чистый город Кемерово" (далее - ООО "Чистый город Кемерово") обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к садоводческому некоммерческому товариществу КВВКУС (далее - СНТ КВВКУС) о взыскании 159 027,27 руб. задолженности за период с 1.05.2022 по 30.04.2023, 19 981,87 руб. неустойки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен председатель СНТ Ройз Леонид Шикович.
Решением от 10.11.2023 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Чистый город Кемерово", ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает на то, что ответчик с заявкой на заключение договора не обращался, сведения о заключении членами СНТ прямых договоров с региональным оператором не представил, отсутствие на территории СНТ жилых домов не оспорил. Расчет заявленной суммы иска за спорный период произведен истцом по нормативу СНТ 2,360 руб. на одного члена товарищества в год. Согласно приложению реестра контейнерных площадок на зоне Север для СНТ КВВКУС определено место накопления ТКО по адресу: Кемеровская область, с. Ягуново, ул. Рабочая, 53. В подтверждение факта оказания услуг представлена выгрузка данных Глонасс, маршрутный журнал транспортирования ТКО. Отсутствие контейнерной площадки по месту нахождения юридического лица не освобождает от оплаты услуг по вывозу ТКО.
СНТ КВВКУС, оспаривая доводы апелляционной жалобы, в отзыве просило оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
ООО "Чистый город Кемерово" ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направил.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель ответчика и третье лицо возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Чистый Город Кемерово" в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Север" Кемеровской области (далее - Соглашение), заключенным 22.11.2018 с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, является региональным оператором по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктами 1.3.,1.4 Соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной Региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области" на 2017-2026 годы", утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением по регулируемым тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.
Согласно части 8 статьи 23 закона N 458-ФЗ от 29.12.2014 - обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Согласно пункту 8 (18) Правил утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями Типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Доказательств того, что в спорный период между истцом и ответчиком заключен письменный договор, материалы дела не содержат.
Ссылаясь на оказание услуг в соответствии с условиями типового договора, истец указывает, что за период с 01.05.2022 по 30.04.2023 ответчик не производил оплату услуг по обращению с ТКО, у ответчика образовалась задолженность за указанный период, которая по расчетам истца составила 159 027,27 руб.
Неисполнение ответчиком указанного требования послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
По общему принципу, изложенному в пункте 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства, одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Целью изменения регулирования порядка обращения с ТКО являлось, в том числе создание экономических стимулов для прекращения загрязнения окружающей среды путем создания безальтернативного механизма размещения отходов лишь в специализированных объектах и осуществления деятельности по обращению с ТКО строго определенными и контролируемыми государством лицами (региональными операторами).
В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
В соответствии с пунктами 8 (4) - 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО, и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, в пунктах 8 (12), 8 (15), 8 (17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору (истцу) оказывать услуги в соответствии с типовым договором, а у ответчика по общему правилу возникает обязанность по оплате услуг на указанных в типовом договоре условиях.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами").
В отсутствие подписанного договора расчет стоимости услуг производится исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Расчет заявленной суммы иска за период с 01.05.2022 по 30.04.2023 истцом произведен по нормативу СНТ 2,360 руб. на одного члена товарищества в год.
Как установлено судом первой инстанции, доказательств того, а также информации о заключении прямых договоров членами СНТ в материалы дела не представлено.
Ответчик, возражая против иска, указал, что в рассматриваемом периоде у него отсутствовала контейнерная площадка, не было организовано иное место накопления ТКО, в связи с чем, истец не осуществлял вывоз ТКО от ответчика.
Поскольку само по себе отсутствие контейнерной площадки по месту нахождения юридического лица не освобождает от оплаты услуг по вывозу ТКО, в такой ситуации предполагается размещение указанного вида отхода на ближайшей контейнерной площадке, вывоз ТКО с которой осуществляет региональный оператор, подлежит анализу Территориальная схема и Реестр контейнерных площадок соответствующего муниципального образования.
Роль территориальной схемы, прежде всего, заключается в прозрачности движения ТКО.
Когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944).
Другими словами, если место накопления ТКО потребителя не входит в территориальную схему и письменный договор в виде одного подписанного сторонами документа не заключен, а региональный оператор настаивает на состоявшемся оказании услуг по обращению с ТКО этому потребителю и необходимости их оплаты, то региональный оператор должен прямо доказать факт оказания таких услуг достаточными доказательствами, а не ограничиваться ссылкой на презумпцию образования отходов от деятельности потребителя и (или) абонентский характер договора (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811).
Из материалов дела не следует, что в отношении ответчика согласно территориальной схеме организован бесконтейнерный сбор ТКО либо мобильный прием ТКО от потребителей, определены места такого приема.
В обоснование своего требования истец не представил доказательств того, что оказание услуги было обеспечено без использования соответствующих площадок в порядке, предусмотренном подпунктом "в" пункта 10 Правил обращения с ТКО (сбор в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором).
В рассматриваемом случае, определяющее значение имеет то обстоятельство, что реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кемеровского муниципального округа утвержден Постановлением Администрации Кемеровского муниципального округа от 26.05.2023 за N 1786-п (размещено на сайте www.akmrko.ru).
Как установлено судом первой инстанции, места накопления ТКО, вывоз с которых осуществляет региональный оператор, на территории СНТ КВВКУС определено - Кемеровская область - Кузбасс, Кемеровский район, село Ягуново, ул. Рабочая, дом 53.
Постановление вступило в силу с момента подписания (пункт 4 Постановления от 26.05.2023 за N 1786-п), то есть, с 26.05.2023.
Пунктом 2 указанного Постановления признано утратившим силу Постановление Администрации Кемеровского муниципального округа от 10.06.2021 N 1640-п "Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кемеровского муниципального округа", которое действовало в спорный период.
Региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области - Кузбасса, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 (далее - территориальная схема), комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области - Кузбасса" на 2017 - 2026 годы, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и данным соглашением.
Из анализа указанной Территориальной схемы следует, что перечень источников образования отходов сформирован на основе сведений органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих вывоз отходов на территории Кемеровской области - Кузбасса, Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, Федеральной службы государственной статистики, портала общественного проекта ГосЖКХ (http://gosjkh.ru), сведений из открытых источников информационно - телекоммуникационной сети "Интернет".
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировка территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 (далее - Правила N 1130). Территориальная схема устанавливает правовые основы для обеспечения централизованного потока ТКО от источника их образования до объектов их обработки, утилизации, обезвреживания и не определяет механизм сбора ТКО от мест их несанкционированного размещения. Она является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с ТКО и других операторов по обращению с ТКО, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с ТКО. разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции и модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления ТКО, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду (апелляционные определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2019 N 8-АПА19-10, от 06.02.2020 N АПЛ 19- 525).
В Постановлении от 10.06.2021 N 1640-п по адресу места накопления ТКО (Кемеровская область - Кузбасс, Кемеровский район, село Ягуново, ул. Рабочая, дом 53) в качестве источника образования ТКО - СНТ "КВВКУС" не указано, а указаны объекты - ул. Рабочая, д. 41 - 62.
Аналогичные сведения содержат и утратившие силу ранее - Постановление администрации Кемеровского муниципального округа от 24.07.2020 N 1835-п "Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кемеровского муниципального округа", Постановление администрации Кемеровского муниципального района от 28.11.2019 N 3846-п "Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кемеровского муниципального округа".
Таким образом, сведений о контейнерной площадке для СНТ КВВКУС не установлено; сведения об источниках образования ТКО не определяют контейнерную площадку для СНТ.
Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО.
При изложенных обстоятельствах, в случаях, когда конкретное место накопления ТКО нормативным актом не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14), не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944).
Судом первой инстанции также учтено, что адрес места накопления ТКО (Кемеровская область - Кузбасс. Кемеровский район, село Ягуново, ул. Рабочая, дом 53) является значительно удаленным от источника образования отходов, места нахождения СНТ "КВВКУС", расстояние по дорогам общего пользования составляет 13 км, что не отвечает критерию "близлежащий".
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств, подтверждающих оказание услуг региональным оператором путем вывоза ТКО из указанных мест накопления ТКО (площадок), как и иных доказательств, свидетельствующих об утилизации ТКО с объекта ответчика. В свою очередь, при надлежащем исполнении своих обязательств для регионального оператора не составляет особой сложности подтверждение факта оказания услуг в пользу потребителей.
С учетом указанного, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для их иной оценки апелляционным судом, в зависимости от доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.11.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-55/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый город Кемерово" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
Р.А. Ваганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-55/2023
Истец: ООО "Чистый Город Кемерово"
Ответчик: СНТ КВВКУС
Третье лицо: Ройз Леонид Шикович