г. Хабаровск |
|
13 сентября 2019 г. |
А16-1334/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
при участии в заседании:
от Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры: Храмцова Е.Б. по доверенности от 13.08.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области
на решение от 16.07.2019
по делу N А16-1334/2019
Арбитражного суда Еврейской автономной области,
принятое судьей Серовой О.Н.
по заявлению Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры
к администрация Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области
о признании незаконным бездействия администрации Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области (с. Амурзет Октябрьского района Еврейской автономной области, ОГРН 1027900633727, ИНН 7905003219), выразившемся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и обязании ее разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах",
установил:
первый заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области (далее - Администрация), выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и обязании Администрации разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А16-1334/2019.
Решением от 16.07.2019 суд удовлетворил требования по делу N А16-1334/2019, признал незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", обязал Администрацию разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе Администрация приводит доводы об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере недропользования.
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению определением от 08.08.2019 Шестого арбитражного апелляционного суда.
Администрация не направила своего представителя в судебное заседание, просила рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель прокуратуры в судебном заседании с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что при проведении анализа состояния законности на поднадзорной территории в сфере недропользования прокуратурой установлено, что Администрацией не разработан и не утвержден правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Полагая, что данное бездействие является незаконным, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции установил факт неправомерного бездействия органа местного и удовлетворил заявленные требования.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
Согласно Уставу муниципального образования "Октябрьский муниципальный район" Еврейской автономной области, принятого решением районного собрания депутатов от 29.07.1999 N 18, Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 26 Устава). В соответствии со ст. 27 Устава Администрация является органом местного самоуправления, уполномоченным на организацию и осуществление муниципального контроля.
На основании п. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Доводы Администрации об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, в данной сфере со ссылкой на перечень полномочий, содержащийся в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку отсутствие в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямого указания на полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования, не может свидетельствовать об отсутствии соответствующих полномочий и контроля, так как возможность его осуществления закреплена в иных федеральных законах, в частности, в Законе Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Администрацией не приняты правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и административные регламенты проведения соответствующих контрольных проверок, уполномоченный орган не определен. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии факта неправомерного бездействия. При этом судом обоснованно отмечено, что отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 16.07.2019 по делу N А16-1334/2019 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1334/2019
Истец: Амурская бассейновая природоохранная прокуратура
Ответчик: Администрация Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области
Третье лицо: Биробиджанский межрайонный природоохранный прокурор