город Омск |
|
13 сентября 2019 г. |
Дело N А75-19966/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10694/2019) общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.06.2019 по делу N А75-19966/2018 (судья Заболотин А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" (ОГРН 1028601441978, ИНН 8608048498) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" - Маганов Арслан Валерьевич (по доверенности N 331/19 от 01.04.2019 сроком действия по 21.03.2022);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" (далее - заявитель, общество, ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об оспаривании представления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление, Росприроднадзор) от 14.11.2018 N 131-ГН/34.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.06.2019 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы подателем указано на то, что выданное представление не содержит конкретных указаний относительно того, какие меры должны быть предприняты обществом, что свидетельствует о его неисполнимости.
Податель жалобы выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что нарушение законодательства о недрах произошло вследствие ненадлежащего руководства обществом. ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" отмечает, что заявитель осуществляет деятельность на основании локально-нормативных актов, в соответствии с которыми генеральный директор ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" Кочкуров С.А. организовал систему контроля посредством утверждения локальных нормативных актов и делегировал полномочия по контролю процесса разработки месторождений, включая охрану недр, генеральному директору территориально-производственного предприятия "Лангепаснефтегаз".
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав подателя жалобы, установил следующие обстоятельства.
В рамках дела N А75-19003/2018 ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" оспаривало законность постановления о привлечении к административной ответственности от 14.11.2018 N 351-ГН/34.
При рассмотрении дела N А75-19003/2018 было установлено, что общество имеет три лицензии на разработку Нивагальского месторождения на территории Нижневартовского и Сургутского районов ХМАО-Югры: ХМН00508 НЭ (Нивагальский ЛУ), ХМН00479НЭ (Урьевский ЛУ) и ХМН 00514 НЭ (Лас-Еганский ЛУ).
Административный орган пришел к выводу о том, что общество в нарушение пункта 1 части 2 статьи 22 Закона о недрах и статьи 10 Условий пользования недрами к лицензиям ХМН 00508 НЭ, ХМН 00479 НЭ, ХМН 00514НЭ осуществляло пользование недрами на Нивагальском месторождении в 2017 году с превышением допустимой величины бездействующего фонда скважин на 2,3%, то есть с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, что послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановлением от 14.11.2018 N 351-ГН/34 о назначении административного наказания общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В целях устранения причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, обществу выдано представление от 14.12.2018 N 131-ГН/34.
13.12.2018 ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с требованием о признании незаконным представления от 14.12.2018 N 131-ГН/34.
21.06.2019 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ).
Из анализа указанной выше нормы следует, что представление о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, выдается в случае установления нарушений норм права, выявленное в рамках административного производства.
Так, в рамках N А75-19003/2018 установлено нарушение ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" положений пункта 9.8 Правил N 356, то есть превышение допустимых величин бездействующего фонда скважин в процентах от количества скважин фактического эксплуатационного фонда.
Статьей 10 Условий пользования недрами (приложение N 1 к указанным выше лицензиям) установлено, что пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Статьей 23.2 Закона о недрах предусмотрено, что разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356 утверждены Правилами разработки месторождений углеводородного сырья.
Поскольку статья 23.2 Закона о недрах воспроизведена в разделе закона "III Рациональное использование и охрана недр", следовательно, возложение на недропользователя обязанности выполнения Правил N 356 осуществлено в целях рационального использования и охраны недр.
В соответствии с Правилами N 356 к эксплуатационному фонду относятся добывающие и нагнетательные скважины, находящиеся в отчетный период в действующем, бездействующем фонде или в ожидании освоения.
Действующими считаются скважины, дававшие продукцию (находившиеся под закачкой) в последнем месяце отчетного периода независимо от числа дней их работы в этом месяце. В действующем фонде находятся дающие продукцию (находящиеся под закачкой) скважины и остановленные по состоянию на конец месяца скважины из числа дававших продукцию (находившихся под закачкой) в этом месяце.
Бездействующими считаются скважины, не дававшие продукцию (не находившиеся под закачкой) в последнем месяце отчетного периода. В бездействующем фонде отдельно учитываются скважины, остановленные в отчетном году и до начала года (пункты 9.3 - 9.6 Правил).
Пунктом 9.8 Правил N 356 регламентированы допустимые величины бездействующего фонда скважин в процентах от количества скважин фактического эксплуатационного фонда, т.е. общего количества действующего и бездействующего фонда. Допустимая величина бездействующего фонда скважин при эксплуатационном
фонде скважин более 500 шт. составляет 10 процентов.
Между тем, протоколом заседания рабочей группы по мониторингу выполнения проектных показателей разработки нефтяных месторождений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при Отделе геологии и лицензирования, Департамента по недропользованию по УрФО от 05.06.2018 и протоколом заседания Западно - Сибирской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 19.12.2017 N 84-17 о согласовании дополнения к технологической схеме разработки Нивагальского нефтяного месторождения ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" подтверждено, что отклонение по количеству бездействующих скважин на Нивагальском месторождении за 2017 год превысило допустимое пунктом 9.8 Правил отклонение на 2,3%.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Как было выше сказано, в рамках дела N А75-19003/2018 ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" обращалось с заявлением об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 14.11.2018 N 351-ГН/34. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.03.2019 требования ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" оставлены без удовлетворения, постановлением суда апелляционной инстанции от 27.05.2019 решение суда от 04.03.2019 оставлено без изменения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у административного органа законных оснований для выдачи оспариваемого представления.
Из содержания представления от 14.11.2018 N 131-ГН/34 (л. д. 35-36) следует, что причинами и условиями, способствовавшими совершению административного правонарушения, послужил ненадлежащий контроль со стороны генерального директора общества за соблюдением работниками ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" правил охраны недр и условий пользования недрами, в связи с чем на общество возложена обязанность принять меры по устранению выявленных причин и условий.
Доводы подателя жалобы о том, что генеральный директор ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" Кочкуров С.А. организовал систему контроля посредством утверждения локальных нормативных актов и делегировал полномочия по контролю процесса разработки месторождений, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Статьями 32, 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" определено, что генеральный директор общества является единоличным исполнительным органом общества, который осуществляет руководство текущей деятельностью общества.
В силу статьи 22 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь", являясь пользователем недр, обязано соблюдать законодательство, нормы и правила в области использования и охраны недр.
Нарушение законодательства о недрах имело место в результате текущей деятельности общества, в связи с чем административный орган обоснованно пришел к выводу, что такое нарушение произошло вследствие ненадлежащего руководства обществом.
По убеждению суда апелляционной инстанции, само по себе делегирование полномочий не освобождает директора общества от контроля за его деятельностью.
Доводы заявителя о неопределенности и неисполнимости представления также подлежат отклонению апелляционной коллегией, поскольку КоАП РФ не содержит положений предусматривающих внесение в представление конкретных указаний для его исполнения. Генеральный директор вправе принять любые возможные меры, необходимые и достаточные для исполнения представления, что не ограничивает права руководителя в руководстве обществом.
При данных обстоятельствах апелляционная коллегия полагает, что, отказав удовлетворении заявленного обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на относятся на ее подателя, то есть на общество.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.06.2019 по делу N А75-19966/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-19966/2018
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ-ЮГРЕ