13 сентября 2019 г. |
Дело N А83-6624/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Карева А.Ю., Яковлева А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лесик А.В.,
с участием представителя муниципального унитарного предприятия "Петровское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" - Меннанова А.А., по доверенности от 10.01.2019 N 1-Ю,паспорт,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Петровское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.08.2019 по делу N А83-6624/2019 (судья Чумаченко С.А.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "Петровское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" к Инспекции по жилищному надзору Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Петровское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее также - заявитель, МУП "Петровское ПУЖКХ", предприятие, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции по жилищному надзору Республики Крым (далее также-инспекция, административный орган,) N 031/2019 от 12.04.2019, которым МУП "Петровское ПУЖКХ" было привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также -КоАП РФ) за уклонение от заключения договора о техническом диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным, в виде штрафа в размере сорока тысяч рублей.
Дело рассмотрено по общим правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01.08.2019 по делу N А83-6624/2019 в удовлетворении заявленных требований муниципального унитарного предприятия "Петровское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" отказано в полном объёме.
Не согласившись с указанным решением, предприятие (далее также-апеллянт) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. Апеллянт указывает, что при отсутствии сведений о сроках эксплуатации внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования решение о проведении диагностики внутриквартирного газового оборудования должно быть принято не управляющей организацией, а специализированной организацией, осуществляющей техническое оборудование и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, по результатам его оценки. Такой организацией является ГУП РК "Крымгазсети", с которым заявителем заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования. Считает, что суд первой инстанции не рассмотрел ходатайство заявителя о применении статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершённое предприятием правонарушение является малозначительным.
В соответствии со ст. ст. 123, 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, извещённой о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, посредством публикации информации на официальном Интернет-сайте.
В судебном заседании представитель муниципального унитарного предприятия "Петровское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 16.01.2019 N ВМ-П9-148, приказа заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации от 23.01.2019 N 27пр на основании приказа N 236 от 07.02.2019 (том 1 л. д. 27-29) проведена внеплановая документарная проверка соблюдения управляющей организацией обязательных требований к содержанию и обслуживанию внутридомового газового оборудования, дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах, находящихся в управлении МУП "Петровское ПУЖКХ".
В ходе проверки установлено, что согласно предоставленному перечню газифицированных многоквартирных домов и объяснительной записки начальника ЖЭО МУП "Петровское ПУЖКХ" в реестре лицензии МУП "Петровское ПУЖКХ" находятся дома с датой постройки свыше 30 лет, нормативный срок эксплуатации внутренних газопроводов которых истёк, но в отношении которых не проведены работы по диагностированию внутридомового газового оборудования (далее также- ВДГО) и не заключены договоры со специализированными организациями на диагностирование в нарушение ч.2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп "а" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, п.21 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290, п.8 Правил пользования газом, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410, п.3.4 "Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000", утверждённого приказом Госстроя РФ от 03.05.2000 N 101.
Результаты проверки оформлены актом N 345 от 01.03.2019 с приложениями (том 1 л. д. 31-45).
По факту выявленного правонарушения 29.03.2019 с участием представителя предприятия Меннанова А.А. был составлен протокол об административном правонарушении N 90, которым действия заявителя квалифицированы по ч. 4 ст. 9.23 КоАП РФ (том 3 л. д 75-81).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении с участием представителя предприятия Меннанова А.А. 12.04.2019 вынесено постановление Инспекции по жилищному надзору Республики Крым N 031/2019, которым МУП "Петровское ПУЖКХ" привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.23 КоАП РФ за уклонение от заключения договора о техническом диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным, в виде штрафа в размере сорок тысяч рублей. Копия постановления вручена представителю в тот же день (том 3 л. д. 62-75).
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении предприятие было извещено определением от 29.03.2019, о чем имеется соответствующая отметка в протоколе и определении (том 3 л.д.82, 83).
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину предприятия, не усмотрел нарушений процедуры и срока давности привлечения заявителя к административной ответственности.
Заслушав представителя заявителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ч. 4 ст. 9.23 КоАП РФ уклонение от замены оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в случаях, если такая замена является обязательной в соответствии с правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, либо уклонение от заключения договора о техническом диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надёжности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (пункты 1, 2, 5).
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Пунктом 21 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, установлена обязанность организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, по выполнению работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, в том числе по организации проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и её отдельных элементов.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в МКД и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнение работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" утверждены Правила содержания общего имущества в МКД и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее -Правила N 491).
Согласно п. 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объём газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Пунктом 9 Правил N 491 определено, что внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
Подпунктом "а" пункта 10 Правил N 491 установлено требование о том, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила N 410).Пунктом 4 данных Правил предусмотрено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления комплекса работ (услуг),в числе которых техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (подпункт "в" пункта 4 Правил N 410).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, а также порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее- Правила пользования газом).
Подпунктом "в" пункта 4 Правил пользования газом предусмотрено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путём осуществления комплекса работ (услуг), в числе которых техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путём заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования (пункт 8 Правил пользования газом).
Положением о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утверждённым приказом Госстроя России от 03.05.2000 N 101 (МДС 42-1.2000) (п.п. 3.4., 3.5., 3.6.), предусмотрена необходимость проведения диагностики внутренних газопроводов по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Пунктом 5.5.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Пунктом 3.6. Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования МДС 42-1.2000, утверждённого приказом Госстроя России от 03.05.2000 N 101, установлено, что заказчиком работ по диагностике систем внутреннего газоснабжения выступает владелец здания. Заказчик обязан предоставить специализированной организации, проводящей диагностику, всю имеющуюся у него техническую документацию и обеспечить доступ во все помещения с внутренним газопроводом.
Таким образом, при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами, срок службы газового оборудования которых превышает 30 лет, управляющей организацией в обязательном порядке должен быть заключен договор на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что предприятие осуществляет управление многоквартирными домами, срок службы газового оборудования которых превышает 30 лет, поскольку дома введены в эксплуатацию свыше 30 лет назад и газовое оборудование в них не заменялось.
Следовательно, в силу приведённых выше норм права управляющая организация является лицом, ответственным за содержание многоквартирных домов, на неё законом возложена обязанность по заключению договора на техническое диагностирование внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, срок службы газового оборудования которых превышает 30 лет, по факту истечения нормативно установленного срока службы газопровода, независимо от его состояния. Ответственность за неисполнение данной обязанности предусмотрена ч. 4 ст. 9.23 КоАП РФ.
Данная обязанность заявителем в отношении домов, находящихся в его управлении, не исполнена, договор на техническое диагностирование внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, срок службы газового оборудования которых превышает 30 лет, не заключен.
Представленные в дело договоры подряда N 323-1 от 28.02.2019 на проверку технического состояния вентиляционных каналов и дымоходов, а также договоры о техническом обслуживании, ремонте внутридомового газового оборудования многоквартирного дома от 01.06.2016, N 7/2 от 08.12.2017, N 7/2-1 и акты об их исполнении выполнение работ по диагностированию внутридомового газового оборудования не предусматривают (т. 1 л. д. 53-67,70-150).
Доказательств невозможности соблюдения МУП "Петровское ПУЖКХ" установленных законодательством требований, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины МУП "Петровское ПУЖКХ" во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в действиях МУП "Петровское ПУЖКХ" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.23 КоАП РФ, является верным и переоценке на стадии апелляционного производства не подлежит.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
МУП "Петровское ПУЖКХ" привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока.
Суд первой инстанции обоснованно не нашёл оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ в силу отсутствия признаков малозначительности совершённого административного правонарушения, поскольку допущенные нарушения связаны с обеспечением безопасности жизни и здоровья собственников жилых помещений путём надлежащего исполнения обязательств управляющей организацией в отношении обслуживания и диагностирования ВДГО многоквартирных домов.
Назначение наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. в рассматриваемом случае отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч.4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оплата государственной пошлины по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.08.2019 по делу N А83-6624/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Петровское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме), только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Малышева |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6624/2019
Истец: МУП "ПЕТРОВСКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ПО ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ