г. Самара |
|
13 сентября 2019 г. |
А49-3492/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от государственного учреждения - Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Стоматолог и Я" - представителя Астраханцева А.Н. (доверенность от 21.07.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 31 мая 2019 года по делу N А49-3492/2019 (судья Столяр Е.Л.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стоматолог и Я" (ОГРН 1065836023824; ИНН 5836311618), г. Пенза,
к государственному учреждению - Пензенскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025801359715; ИНН 5836110830), г. Пенза,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стоматолог и Я" (далее - ООО "Стоматолог и Я", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Пензенскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Пензенское РО ФС РФ, учреждение, фонд, заинтересованное лицо), в котором просило признать недействительным решение от 15.02.2019 N 583605008 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового возмещения.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 31 мая 2019 года признано недействительным как противоречащее нормам Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" решение государственного учреждения - Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 15.02.2019 N 583605008 об отказе в выделении обществу с ограниченной ответственностью "Стоматолог и Я" средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения и заинтересованному лицу вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе учреждение, с учетом дополнений к апелляционной жалобе от 06.08.2019 г., просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Пензенской области от 31 мая 2019 года по делу N А49-3492/2019 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на законность оспариваемого решения от 15.02.2019 N 583605008 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового возмещения в виду того, что расходы, отраженные в уточненном расчете согласно решения Фонда о непринятии к зачету от 25.09.2018 не приняты к зачету и не могут отражаться в уточненном расчете и предъявляться для возмещения.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Пензенской области от 31 мая 2019 года по делу N А49-3492/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебное заседание апелляционного суда представитель учреждения не явился, ГУ - Пензенское РО ФСС Российской Федерации извещено надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Пензенской области от 31 мая 2019 года оставить без изменения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя ГУ - Пензенского РО ФСС Российской Федерации, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 21.11.2018 ООО "Стоматолог и Я" представило в Пензенское РО ФСС РФ уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (далее - уточненный расчет 4-ФСС) за 2016 год.
27.11.2018 ООО "Стоматолог и Я" обратилось в Пензенское РО ФСС РФ с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового возмещения на 01.01.2017 в сумме 148 677 руб. 15 коп.
В связи с поступлением от ООО "Стоматолог и Я" уточненного расчета и заявления о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения Пензенским РО СФ РФ проведена камеральная проверка.
Актом камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 14.12.2018 N 583605008 установлено, что по обращению страхователя - ООО "Стоматолог и Я" с заявлением от 09.07.2018 о выделении необходимых средств на выплату страхового возмещения застрахованным лицам сверх начисленных страховых взносов в сумме 536 267 руб. 52 коп. за период с 01.01.2017 по 30.06.2018 была проведена камеральная проверка, по результатам которой вынесены решения от 25.09.2018 N 583602980 об отказе в выделении и непринятии к зачету расходов на всю сумму обращения в связи с непредставлением дополнительных документов, необходимых для проведения проверки правильности и обоснованности расходов.
В ходе проведенной проверки было установлено, что копии подтверждающих расходы документов, представленных с уточненным расчетом 4-ФСС в сумме 148677 руб. 15 коп., были представлены страхователем ранее при обращении с заявлением от 09.07.2018 на сумму возмещения 536267 руб. 52 коп., что исключает возможность их повторного предъявления к рассмотрению и возмещению в другом проверяемом периоде.
Решениями от 15.02.2019 N 583605008 Пензенское РО СФ РФ не приняло к зачету произведенные ООО "Стоматолог и Я" расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 148677 руб. 15 коп. и, отказало ООО "Стоматолог и Я" в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в указанной сумме.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) участники отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица.
Согласно пункту 1 статьи 99 Закона N 165-ФЗ отношения по социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое возмещение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии с подпунктами 7, 10 и 11 статьи 8 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам и единовременное пособие при рождении ребенка, а также пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, являются страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования.
В статье 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.
Условия, размер и порядок обеспечения пособием по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона N 255-ФЗ финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя.
Из Закона N 165-ФЗ следует, что выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов работодателей.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовым договорам.
Пунктом 5 статьи 2 Закона N 255-ФЗ также определено, что лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 2.2 Закона N 255-ФЗ определено, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации, а в соответствии с пунктом 1 статьи 3 указанного Федерального закона финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов, а также в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 4.1 указанного Закона страхователи обязаны предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
Подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страховщик имеет право проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету (часть 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
В соответствии со статьей 26.12 Закона N 125-ФЗ страховщик проводит следующие проверки страхователей: камеральная проверка; выездная проверка.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения страховщика на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов (информации), представленных страхователем а также других документов (информации) от деятельности страхователя, имеющихся у страховщика (пункт 1 статьи 26.15 закона N 125 -ФЗ).
Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных страхователем, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориального органа страховщика, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается страхователю с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (пункт 3 статьи 26.15 Закона N 125-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 26.15 Закона N 125-ФЗ страхователь вправе дополнительно представить в территориальный орган страховщика выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы (информацию), подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Права и обязанности страхователей как плательщиков страховых взносов устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 3 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ).
Согласно положениям пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплаты, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении уточненных расчетов сборов, страховых взносов и распространяется на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов (пункт 7 статьи 81 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, вышеуказанные правовые нормы исходят из права и обязанности плательщика страховых взносов представить уточненную декларацию в случае самостоятельного обнаружения ошибок. Кроме того, страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов, также страхователи обязаны предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, а страховщики -проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок.
Материалами дела установлено, что ООО "Стоматолог и Я" 12.01.2017 представило первичный расчет по Форме 4-ФСС за 2016 год, согласно которому расходы на цели обязательного социального страхования за последние три месяца составили 43299 руб. 51 коп. (за ноябрь 2016 г.), которые были перечислены страхователю 20.01.2017.
09.07.2018 ООО "Стоматолог и Я" представило расчет по Форме 4-ФСС за период с 01.01.2017 по 30.06.2018, согласно которому расходы составили 536267 руб. 52 коп. В данную сумму, в том числе вошли расходы, произведенные ООО "Стоматолог и Я" за 4 квартал 2016 г. в сумме 191976 руб. 66 коп. (октябрь 2016 г. - 4847 руб. 70 коп., ноябрь 2016 г. - 46998 руб. 21 коп., декабрь 2016 г. - 140130 руб. 75 коп.), а также заявление на выделение необходимых средств на выплату страхового обеспечения в этой же сумме.
Решением от 25.09.2018 Пензенское РО ФС РФ отказало ООО "Стоматолог и Я" в выделении средств на осуществление расходов страхователя в сумме 536267 руб. 52 коп. Основанием для отказа в выделении средств явилось несоответствие запрашиваемой суммы представленным первичным документам. По существу, выявленные нарушения сводились к не указанию в больничных листах сведений о страховом стаже, месте работы, отметки "первичный"; в расчетах пособий не были указаны номера листков нетрудоспособности, периоды начисления пособий, страховой стаж застрахованного лица, наименование страхователя, назначающего пособие; не представлены на проверку трудовые книжки застрахованных лиц, справки о сумме заработной платы застрахованных лиц, заявления о предоставлении отпусков по беременности и родам.
27.11.2018 ООО "Стоматолог и Я" представило уточненный расчет по Форме 4-ФСС за 4 квартал 2016 г., согласно которому расходы на цели обязательного социального страхования составили 191976 руб. 66 коп. 27.11.2018 ООО "Стоматолог и Я" представило заявление о выделении средств на выплату страхового обеспечения за 4 квартал 2016 г. на сумму 148677 руб. 15 коп. (191976,66-43299,51), а также недостающие документы с учетом доводов (замечаний), изложенных в акте камеральной проверки и решении от 25.09.2018 N 583602980.
Фондом составлен акт камеральной проверки от 14.12.2018 года N 583605008.
Решением от 15.02.2019 N 583605008, обжалуемым заявителем в данном деле, Пензенское РО ФС РФ отказало в выделении средств на возмещение расходов на выплату страхового обеспечения. Единственным доводом, который лег в основу данного решения, является следующий - повторное обращение страхователя с заявлением о выделении сумм, в отношении которых уже было вынесено решение об их отказе.
Между тем, данный довод ответчика не соответствует вышеуказанным нормам законодательства о социальном страховании и налогового законодательства.
Более того, в силу вышеприведенных правовых норм страхователи обязаны выплатить застрахованным лицам страховое обеспечение, а страховщик - выделить денежные средства страхователю на произведенные расходы. При этом, законодательством предусмотрена возможность страховщику провести проверку представленных страхователем подтверждающих расходы документов.
В рамках данного дела установлено, что страховщик, не проведя проверки представленных страхователем документов, вынес решение об отказе в выделении средств на выплату страхового обеспечения, что не соответствует нормам законодательства и нарушает права заявителя.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы Фонда приведены без учета вышеприведенных норм права и обстоятельств настоящего дела.
В материалах дела также отсутствуют сведения о том, что страховщик при проведении камеральных проверок (Акт проверки от 22.08.2018 N 583602980 на основании которого вынесено решение от 25.09.2018 года N 583602980, Акт камеральной проверки от 14.12.2018 года N 583605008 на основании которого вынесено оспариваемое решение от 15.02.2019 года N 583605008) направлял страхователю требование о представлении необходимых пояснений или о внесении соответствующих исправлений в установленный срок (ч.4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).
С позиции вышеизложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не принимает доводы подателя жалобы, со ссылками на решение от 25.09.2018 года, об отсутствии оснований для выплаты в виду повторного обращения с заявлением о выделении сумм, в отношении которых уже было вынесено решение об их отказе. По представленному 27.11.2018 уточненному расчету камеральная проверка, по сути не проведена, представленные с уточненным расчетом документы, Фондом не проверены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 31 мая 2019 года по делу N А49-3492/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-3492/2019
Истец: ООО "Стоматолог и Я"
Ответчик: ГУ - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54870/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54870/19
13.09.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11768/19
31.05.2019 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-3492/19