г. Москва |
|
13 сентября 2019 г. |
Дело N А41-40530/19 |
Судья Десятого арбитражного апелляционного суда Марченкова Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу ФГБОУ ВО "РГУТИС" на решение Арбитражного суда Московской области от 27.06.2019 по делу N А41-40530/19, принятое судьей Гейц И.В., по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет туризма и сервиса" (ФГБОУ ВО "РГУТИС") к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Московской области (МРИ ФНС России N 3 по Московской области) об оспаривании постановлений по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
ФГБОУ ВО "РГУТИС" (далее - заявитель, Общество) обратилось с заявлением к МРИ ФНС России N 3 по Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, налоговый орган) со следующими требованиями:
- признать незаконным и отменить постановление от 11.04.2019 г. N 559;
- признать незаконным и отменить постановление от 11.04.2019 г. N 560;
- признать незаконным и отменить постановление от 11.04.2019 г. N 557;
- признать незаконным и отменить постановление от 11.04.2019 г. N 558;
- признать незаконным и отменить постановление от 11.04.2019 г. N 561;
- признать незаконным и отменить постановление от 11.04.2019 г. N 562;
- признать незаконным и отменить постановление от 11.04.2019 г. N 563;
- признать незаконным и отменить постановление от 11.04.2019 г. N 564;
- признать незаконным и отменить постановление от 11.04.2019 г. N 565;
- признать незаконным и отменить постановление от 11.04.2019 г. N 566;
- признать незаконным и отменить постановление от 11.04.2019 г. N 567;
- признать незаконным и отменить постановление от 11.04.2019 г. N 568;
- признать незаконным и отменить постановление от 11.04.2019 г. N 569.
Определением арбитражного суда от 07.05.2019 года по делу N А41-39146/19 требования ФГБОУ ВО "РГУТИС" о признании незаконными постановлений о назначении административного наказания от 11.04.2019 г. NN 560, 557, 558, 561, 562, 563, 564, 565, 566, 567, 568, 569 выделены в отдельные производства, с присвоением отдельных номеров арбитражных дел.
Таким образом, по настоящему делу рассматривается заявление ФГБОУ ВО "РГУТИС" к МРИ ФНС России N 3 по Московской области о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 11.04.2019 г. N 562.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 июня 2019 года по делу N А41-40530/19 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ФГБОУ ВО "РГУТИС" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении жалобы в порядке упрощённого производства извещены арбитражным судом надлежащим образом в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ, в том числе публично, путём размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле, после истечения сроков, установленных судом для представления отзыва и иных документов по делу.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
29.07.2014 г. между ФГБОУ ВО "РГУТИС" (исполнитель) и нерезидентом Маргарян А.А. (Республика Армения, обучающийся) заключен договор об образовании на обучение по образовательной программе высшего образования N 51дог1/-0022 от 29.07.2014 г., в соответствии с которым исполнитель обязуется предоставить образовательную услугу, в обучающийся обязуется оплатить обучение по образовательной программе высшего образования, программе бакалавриата.
В соответствии с п. 5.1. Договора полная стоимость услуг за весь период обучения составляет 1 680 000 AMD (армянских драм), за один семестр - 210 000 AMD.
19.04.2017 г. на счет Общества N 24102100081500 в банке ЗАО "Юнибанк", расположенном за пределами Российской Федерации (Республика Армения), поступила оплата на сумму 100 000 AMD, что подтверждается выпиской операций по счету за период с 01.04.2017 г. по 30.06.2017 г.
Следовательно, ФГБОУ ВО "РГУТИС", зачислив 19.04.2017 г. на счет N 24102100081500 в банке ЗАО "Юнибанк", расположенном за пределами Российской Федерации (Республика Армения) от Маргарян К. по Договору за Маргарян А.А. в размере 100 000 армянских драм (11 518, 40 руб.) в качестве оплаты за образовательные услуги, нарушило требования, установленные ст. 12 и ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ, и совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.25КоАПРФ.
05.04.2019 г. в связи с выявленными нарушениями налоговым органом в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении от N 503820190405003101, и 11.04.2018 г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 562, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде административного штрафа в размере 8 638,80 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере валютного законодательства Российской Федерации.
Субъектом ответственности может быть юридическое лицо, участвовавшее в незаконной валютной операции.
Субъективная сторона исходя из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ устанавливается выявлением наличия у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Из положений статей 1 и 2 Федерального закона от 10.12.2006 N 173 -ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, следует, что данным нормативным правовым актом определен порядок валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности, в частности, резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации, валютными ценностями.
Согласно части 9 статьи 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям относится отчуждение нерезидентом в пользу резидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
При этом к валютным ценностям относится, среди прочего, иностранная валюта, в составе которой учитываются также средства на банковских счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
В главе 2 Закона N 173 -ФЗ содержатся требования к валютным операциям между резидентами и нерезидентами, к валютным операциям между резидентами, к счетам резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
В статьях 6 и 9 Закона о валютном регулировании определено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Валютные операции между резидентами запрещены, за некоторыми исключениями, перечисленными в пунктах 1 - 23 части 1, частях 2, 3 статьи 9 названного закона.
В статье 12 Закона N 173 -ФЗ относительно счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, установлено право резидентов на открытие таких счетов, в том числе, в иностранной валюте, на перевод средств на такие счета с других своих счетов. Также предусмотрена возможность зачисления на такие счета иных денежных средств, в частности, полученных в порядке перевода валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации.
Кроме того, закреплено право юридических лиц-резидентов осуществлять без ограничений валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, если они поступили в соответствии с Законом N 173 -ФЗ; право осуществлять, в порядке исключения общего запрета, некоторые валютные операции с резидентами, в частности, перевод валюты Российской Федерации со счета резидента на счет другого резидента, открытые за пределами территории Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Закона N 173 -ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 14 Закона N 173 -ФЗ резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
В ст. 12 Закона N 173-ФЗ приведен закрытый перечень разрешенных операций, связанных с зачислением резидентами денежных средств на счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (ч. 4 и ч. 5 Закона N 173-ФЗ), и перечень разрешенных операций, связанных со списанием зачисленных денежных средств со счетов резидентов, открытых в таких банках (ч. 6 и ч. 6.1 Закона N 173-ФЗ).
Таким образом, на счета резидента, открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, могут быть зачислены денежные средства только по основаниям, перечисленным в ст. 12 Закона N 173-ФЗ, в остальных случаях денежные средства подлежат зачислению на счета резидента в уполномоченных банках.
При этом зачисление денежных средств на счета, открытые в иностранных банках, по основаниям, не предусмотренным ст. 12 Закона N 173-ФЗ, будет противоречить валютному законодательству.
Операция по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидента в счет оплаты за оказанные ему услуги, не входит в перечень разрешенных случаев, указанных в ст. 12 Закона N 173 -ФЗ.
При этом согласно статье 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 г. N 395-1 банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Статьей 1 указанного Закона дано понятие кредитной организации - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ уполномоченными банками являются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального Банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Статьей 25 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и валютного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Согласно статье 78 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" иностранные граждане имеют право на получение высшего образования в Российской Федерации в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг.
Договор об оказании платных образовательных услуг является договором возмездного оказания услуг населению, заключенным юридическим лицом - резидентом с физическим лицом - нерезидентом.
Следовательно, юридическое лицо-резидент, принимая от физического лица-нерезидента плату за оказанные образовательные услуги в иностранной валюте, осуществляет валютные операции, расчеты по которым должны производиться через счета, открытые в уполномоченных банках.
При исполнении договора об образовании на обучение по образовательной программе высшего образования N 51дог1/-0022 от 29.07.2014 г., 19.04.2017 г. на счет Общества N 24102100081500 в банке ЗАО "Юнибанк", расположенном за пределами Российской Федерации (Республика Армения), не являющимся уполномоченным банком, поступила оплата от иностранного гражданина на сумму 100 000 AMD (армянских драм), что подтверждается выпиской операций по счету за период с 01.04.2017 г. по 30.06.2017 г.
Следовательно, принятие ФГБОУ ВО "РГУТИС" от иностранного гражданина (нерезидента) платы за образовательные услуги в иностранной валюте является валютной операцией.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии объективной стороны вменяемого правонарушения.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, Обществом допущено нарушение требований Федерального закона N 173 -ФЗ, что образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем требований валютного законодательства в силу чрезвычайных событий, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном административном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с преамбулой Закона N 173 -ФЗ его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Законом N 173-ФЗ и актами органов валютного регулирования положений и требований, позволяет достигнуть единство внешней и внутренней валютной политики государства, а также приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.
Заявитель, выступая участником внешнеэкономической деятельности, должен с надлежащей степенью заботливости и осмотрительности исполнять свои обязанности публично-правового характера в целях обеспечения исполнения финансового законодательства. Поэтому в данном случае недопустимо нарушение интересов государственного регулирования в области финансового контроля.
При осуществлении внешнеторговой деятельности хозяйствующие субъекты должны особенно внимательно относиться к исполнению обязанностей по финансовому контролю, что не было обеспечено заявителем.
На основании изложенного, административным органом доказан в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
С учетом положений ст. 65 АПК РФ, в данном случае, законность оспариваемого решения административным органом доказана.
Довод заявителя, аналогично указанный в апелляционной жалобе, о малозначительности совершенного правонарушения правомерно отклонен судом первой инстанции по основаниям, изложенным в решении суда первой инстанции.
На момент вынесения административным органом оспариваемого постановления срок давности для привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Оспариваемое постановление принято административным органом с соблюдением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности (статьи 28.2, 25.1, 25.4, 29.7 КоАП РФ), нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемого согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судом не установлено.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что ни материальных, ни процессуальных оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
На момент рассмотрения заявления в суде Федеральным законом от 02.08.2019 N 265- ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств" были внесены изменения, согласно которым осуществление расчетов российскими образовательными организациями и их филиалами, находящимися за рубежом с нерезидентами - физическими лицами без использования счетов в уполномоченных банках, разрешено.
Исходя из положений пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности, и судам необходимо исходить из того, что если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Доказательств исполнения оспариваемого постановления материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности в виде штрафа по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ следует признать не подлежащим исполнению.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 июня 2019 года по делу N А41-40530/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление о назначении административного наказания от 11.04.2019 г. N 562 не подлежит исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-40530/2019
Истец: ГОУ "ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА "МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА СЕРВИСА"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N3 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 141207, МОСКОВСКАЯ область, р-н. ПУШКИНСКИЙ, г. ПУШКИНО, проспект МОСКОВСКИЙ, д. 42
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N3 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ