город Ростов-на-Дону |
|
13 сентября 2019 г. |
дело N А32-1980/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Илюшина Р.Р., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
при участии:
от ответчика: ИП Ясинская М.В., лично, паспорт (до перерыва),
остальные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кубань Транс Групп" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2019 по делу N А32-1980/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "Кубань Транс Групп"
(ИНН 2372021477, ОГРН 1172375064553) к индивидуальному предпринимателю Ясинской Марине Владимировне
(ИНН 230204861475, ОГРНИП 309230211400013)
при участии третьего лица акционерного общества "Армавирский завод газовой аппаратуры" (ИНН 2372018097,ОГРН 1162372053172) о взыскании задолженности, принятое в составе судьи Пристяжнюка А.Г.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кубань Транс Групп" (далее - истец, ООО "Кубань Транс Групп", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Ясинской Марине Владимировне (далее - ответчик, ИП Ясинская М.В., предприниматель) о взыскании задолженности в размере 27 010 руб., а также расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением предпринимателем обязательств по договору - заявке об оказании услуг по перевозке грузов N 343 от 14.11.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Армавирский завод газовой аппаратуры".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Заявитель указывает, что в материалы дела представлены надлежащие доказательства, подтверждающие причинение ущерба.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В судебное заседание истец, третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании предприниматель возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснила, что крепление груза осуществляли грузчики грузоотправителя; половина груза первоначально была отгружена в Самаре, остальная часть - в Казани; в транспортной накладной указано на то, что пломба не повреждена. Пояснила, что экспертизу не предлагалось провести.
В судебном заседании 09.09.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 09.09.2019 до 15 час. 00 мин., после окончания которого, судебное заседание продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения предпринимателя, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "Кубань Транс Групп" (заказчик) и ИП Ясинской М.В. (исполнитель) был заключен договор - заявка N 343 от 14.11.2018, в соответствии с которым ответчик принял на себя обязательства осуществить перевозку грузов истца на согласованных сторонами условиях.
Согласно условиям договора ответчик обязался в срок до 20.11.2018 осуществить доставку вверенного ему груза грузополучателю ОП АО АЗГА в г. Самара и г. Казань.
Как указывает истец, груз был доставлен ответчиком в согласованные сроки, однако при его приемке грузополучателем был установлен факт повреждения (порчи) груза: замятие корпуса, вследствие падения при перевозке груза, что послужило основанием для составления акта от 20.11.2018, подписанного комиссией представителями грузополучателя. В соответствии с указанным актом размер причиненного вреда составил 7 единиц продукции на общую сумму 27 010 руб. (л.д. 52).
В соответствии с п. 4.5. договора N 343 исполнитель возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в размере стоимости утраченного или недостающего груза, суммы на которую понизилась стоимость груза, в случае его повреждения и т.д.
Как указывает истец, поскольку ответчик несет ответственность за перевозимый груз, ущерб связанный с его порчей в размере 27 010 руб. подлежит возмещению ответчиком, как лицом его причинившим.
В целях досудебного урегулирования возникшего спора, истец направил ответчику претензию 24.12.2018.
Спорные правоотношения по своей правовой природе подпадают под правовое регулирование общих норм обязательственного права, содержащихся в части первой гражданского кодекса Российской Федерации, а также подлежат специальному регулированию нормами главы 40 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с положениями статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
В соответствии с положениями статьи 798 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.
По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
В соответствии с ч. 5 п. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
В соответствии с абз. 1 ч. 7 п. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из содержания указанной нормы права следует, что взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии совокупности условий ответственности, предусмотренных законом, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать, во-первых, факт нарушения права, во-вторых, наличие и размер понесенных убытков, в-третьих, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками.
Недоказанность одного из необходимых условий возмещения убытков исключает возможность удовлетворения таких требований.
При этом необходимо доказать сам факт наличия убытков и их размер (то обстоятельство, что убытки были причинены истцу в результате ненадлежащего исполнения ответчиком договорных обязательств), вину ответчика, а также наличие причинной связи между ненадлежащим исполнением ответчиком договорных обязательств и причиненными истцу убытками.
В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как видно из материалов дела, что груз был доставлен в установленные сроки, однако из акта от 20.11.2018 об установлении расхождений по количеству и качеству при приемке ТМЦ, составленного грузополучателем АО АЗГА следует, что товар по ТТН N 1527 от 16.11.2018: теплообменник 4710-37.000 (1 шт.) и теплообменник 3219-08.000 (6 шт.) имеют замятия.
При этом в транспортной накладной от 16.11.2018 N 1527 (л.д. 12-13) указано пломба G95541023 не нарушена; имеется брак, недостача.
Пунктом 80 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, установлено, что акт о причинах несохранности груза или багажа составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.
В соответствии с пунктами 82, 83 указанных Правил акт должен быть составлен в присутствии водителя и содержать в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза - их описание и фактический размер. При этом к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза.
Как было указано, в материалы дела представлен акт об установлении расхождения по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей от 20.11.2018, в котором отражено: теплообменники 4710-37.000 (1 шт.) и теплообменник 3219-08.000 (6 шт.) были замяты вследствие падения при перевозке. На указанном акте имеется отметка о том, что водитель Бобрышев О.В. с актом не согласен (л.д.52).
Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.
Поскольку перевозка осуществлялась автомобильным транспортом, к правоотношениям сторон применимы нормы Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав).
В соответствии со статьей 38 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в части 1 статьи 38, устанавливается правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее - Правила N 272).
В разделе VII Правил N 272 установлен порядок составления актов.
Так, в силу пункта 79 Правил N 272 акт составляется в том числе в случае утраты или недостача груза, повреждения (порчи) груза.
Согласно пункту 80 Правил N 272 акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.
В соответствии с пунктами 82, 83 Правил N 272 акт должен быть составлен в присутствии водителя и содержать в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза - их описание и фактический размер. При этом к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза.
Аналогичные требования о проведении экспертизы содержатся и непосредственно в Уставе.
В силу положений пунктов 14 - 15 статьи 15 Устава, если при проверке массы, состояния груза, количества грузовых мест в пункте назначения будут обнаружены недостача, повреждение (порча) груза, грузополучатель и перевозчик обязаны определить размер фактических недостачи, повреждения (порчи) груза.
При необходимости проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи, повреждения (порчи) груза грузополучатель либо по его требованию или по своей инициативе перевозчик приглашает экспертов в соответствующей области.
Результаты экспертизы, проведенной без уведомления перевозчика или грузополучателя, являются недействительными.
В случае уклонения перевозчика от вызова экспертов в соответствующей области или уклонения перевозчика, грузополучателя от участия в проведении экспертизы соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о проведении экспертизы, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза.
Представленный в материалы дела акт не подтверждает надлежащим образом факт причинения вреда грузу, к акту не приобщены фотоматериалы повреждений товара, а так же доказательств уведомления заинтересованных сторон: заказчика и перевозчика о необходимости явиться для составления акта.
Экспертиза товара, получившего повреждения согласно акту от 20.11.2018, к акту не приобщена, в нарушение п. 82, 83 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.
Судом первой инстанции установлено, что экспертиза ни обществом, ни грузополучателем не проводилась, требования о проведении экспертизы предпринимателю указанными лицами не заявлялись, о необходимости проведения экспертизы перевозчик не извещался.
Учитывая изложенное, негативные последствия неисполнения обязанностей по извещению перевозчика и проведению экспертизы поврежденного товара должны возлагаться на грузополучателя.
Как следует из приведенных выше норм права, необходимость проведения экспертизы для установления факта, объема и причин повреждения груза прямо предписана требованиями Устава и Правил N 272. Кроме того, прямо указано на невозможность проведения таковой в одностороннем порядке без извещения перевозчика.
Поскольку Уставом и Правилами N 272 установлены специальные правила по доказыванию повреждения товара, которые не соблюдены, суд не может считать доказанным факт и размер причинения убытков в отсутствие надлежащих доказательств (заключения экспертизы).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, требования истца о взыскании расходов на оплату услуг представителя также не подлежат удовлетворению.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2019 по делу N А32-1980/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1980/2019
Истец: ООО "Кубань Транс Групп"
Ответчик: АО "Армавирский Завод Газовой Аппаратуры", Ясинская Марина Владимировна
Третье лицо: ООО "КУБАНЬ ТРАНС ГРУПП"