город Ростов-на-Дону |
|
13 сентября 2019 г. |
дело N А32-39664/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2019 по делу N А32-39664/2018, принятое судьей Хмелевцевой А.С., по заявлению некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края при участии третьего лица: Селютина Антона Ивановича о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - заявитель, организация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, инспекция) от 17.09.2018 N 002612.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что обязанность по уплате взносов у собственников помещений спорного многоквартирного дома возникла с 01.07.2018.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 05.09.2018 N 3175 административный орган провел внеплановую проверку в отношении некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" с целью рассмотрения обращения собственника квартиры N 95 многоквартирного жилого дома N 1/3 корпус 1 по улице Автолюбителей в г. Краснодаре (далее - МКД) - гражданина Селютина А.И. о правомерности выставления региональным оператором платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт.
По результатам проверки административный орган вынес предписание от 17.09.2018 N 002612, в котором указал на необходимость выполнить перерасчет по взносам на капитальный ремонт собственнику помещения N 95 МКД с момента возникновения обязанности по оплате взносов.
О выполнении указанного предписания административный орган предложил уведомить до 19.11.2018.
Не согласившись с предписанием от 17.09.2018 N 002612, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 ЖК РФ.
Согласно части 4.3 статьи 20 ЖК РФ проверки деятельности региональных операторов проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения проверок не ограничивается. Внеплановые проверки региональных операторов проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 05.09.2018 N 3175 административный орган провел внеплановую проверку в отношении некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" с целью рассмотрения обращения собственника квартиры N 95 МКД - гражданина Селютина А.И. о правомерности выставления региональным оператором платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт.
Административным органом установлено, что многоквартирный жилой дом N 1/3 корпус 1 по улице Автолюбителей в г. Краснодаре включен в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденную постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 N 1638 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на территории Краснодарского края на 2014 - 2043 годы" при ее актуализации 29.12.2017. Данная редакция региональной программы опубликована в средствах массовой информации Краснодарского края 19.01.2018.
Фонд капитального ремонта собственников помещений в МКД формируется на счете регионального оператора на основании постановления администрации МО город Краснодар от 03.07.2018 N 2705 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 30.07.2014 N 5192 "О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014-2043 годы на счете некоммерческой организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов", собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный способ не был реализован".
Согласно приказу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 12.01.2018 N 8 минимальный размер взноса на капитальный ремонт установлен в размере 5,32 рубля за 1 кв.м. общей площадь помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ.
Согласно части 5.1 статьи 170 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъектов Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственникам помещений в данном многоквартирном доме не позднее, чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 2.1 статьи 6 Закона Краснодарского края от 01.07.2013 N 2735-КЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, включенном в региональную программу при ее актуализации, в том числе в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы, возникает по истечении семи календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа с внесенными в нее изменениями, в которую включен такой многоквартирный дом.
Многоквартирный дом введен в эксплуатацию в 2016 году и включен в региональную программу при ее актуализации 29.12.2017. Региональная программа опубликована 19.01.2018.
Соответственно обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в МКД возникла по истечении семи календарных месяцев после опубликования региональной программы, то есть с 01.09.2018.
Однако в нарушение части 5.1 статьи 170 ЖК РФ, части 2.1 статьи 6 Закона Краснодарского края от 01.07.2013 N 2735-КЗ региональный оператор осуществлял начисление взносов за капитальный ремонт, выставлял платежные документы собственникам помещений в МКД, начиная с 01.07.2018.
Закон Краснодарского края от 06.03.2018 N 3752-КЗ вступил по истечении 10 дней после опубликования, то есть 18.03.2018.
В соответствии с частью 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно части 3 статьи 6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции установил, что обязанность по оплате взносов в данном конкретном случае возникла с 01.09.2018.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
При вынесении предписания уполномоченное должностное лицо проверяющего органа должно указать, в том числе, положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающие обязательные требования, нарушение которых было выявлено при проверке; требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований, и срок их исполнения.
Предписание должно содержать законные требования, которым на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Таким образом, вынесенное жилищной инспекцией предписание от 17.09.2018 N 002612 является законным и исполнимым.
Заявитель не представил доказательства того, что указанное предписание является неисполнимым.
Аналогичные выводы отражены в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.04.2019 по делу N А32-39663/2018.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал вывод о том, что предписание от 17.09.2018 N 002612 соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем посчитал заявленные обществом требования не подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся к неверному толкованию положений вышеприведенных норм права.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2019 по делу N А32-39664/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39664/2018
Истец: Некоммерческая унитарная организация "Фонд капитального ремонта МКД", НКО "Фонд капитального ремонта МКД"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
Третье лицо: СЕЛЮТИН А.И.