г. Челябинск |
|
13 сентября 2019 г. |
Дело N А34-3923/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 25.06.2019 по делу N А34-3923/2019 (судья Задорина А.Ф.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Глобус" (далее также - заинтересованное лицо, страхователь, общество) штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в размере 2000 руб. за отчётные периоды: декабрь 2017 года, март, май, июнь 2018 года.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 25.06.2019 заявленные требования удовлетворены частично, с ООО "Глобус" в пользу Управления взысканы штрафные санкции за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды: март, май, июнь 2018 года в сумме 1 500 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о взыскании штрафных санкций за период декабрь 2017 года, Управление (далее также- податель жалобы, апеллянт) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе Управление не согласно с выводом суда первой инстанции о пропуске срока на обращение в суд с требованием о взыскании финансовых санкций за период декабрь 2017 года, полагает, что данный срок не пропущен.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заинтересованное лицо является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЗВ-М.
Заинтересованным лицом 17.01.2018, 20.04.2018, 18.07.2018, 18.07.2018 в Управление представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётные периоды: декабрь 2017 года, март 2018 года, май 2018 года, июнь 2018 года.
Управлением проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчётные периоды декабрь 2017 года, март 2018 года, май 2018 года, июнь 2018 года, в ходе которой установлено, что сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётные периоды декабрь 2017 года, март 2018 года, май 2018 года, июнь 2018, направленные 17.01.2018, 20.04.2018, 18.07.2018, 18.07.2018, представлены несвоевременно.
По результатам проверки отчётности по форме СЗВ-М за указанные отчётные периоды Управлением составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам рассмотрения актов Управлением 26.10.2018 в отсутствие представителя заинтересованного лица вынесено решения N 055S19180005042, N 055S19180005043, N 055S19180005044, N 055S19180005045 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования по части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в общей сумме 2000 руб. (4 х 500 руб.) (л.д. 12-15).
20.11.2018 Управлением страхователю выставлены требования N 055S01180017429, N 055S01180017430, N 055S01180017431, N 055S011800174325, об уплате в срок до 10.12.2018 финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 16-19).
Поскольку в установленный срок заинтересованным лицом обязанность по уплате штрафа не была исполнена, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске Управлением срока обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций за отчетный период декабрь 2017 года.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что указанные выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в главе 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (часть 2 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Закон N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го (в соответствии с редакцией закона, действовавшей в период непредставления заинтересованным лицом отчета) числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3)идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, в нарушение вышеприведенных положений закона отчет по форме СЗВ-М - за декабрь 2017 года, при сроке предоставления не позднее 15.01.2018 представлен 17.01.2018, то есть с пропуском установленного законом срока.
Вместе с тем, требования Управления о взыскании финансовых санкций за отчетный период декабрь 2017 года удовлетворению не подлежат, ввиду пропуска срока на обращение с заявленными требованиями в суд.
Из материалов дела следует, что после представления обществом отчета с нарушением срока по данному факту Управлением проведена проверка и составлен акт о выявлении правонарушения только 20.09.2018.
По мнению суда апелляционной инстанции, заявитель, как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением страхователями законодательства об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации, обязан был проверить соблюдение заинтересованным лицом положений Закона N 27-ФЗ с момента непредставления заявителем отчета в установленный срок, а именно: 16.01.2018, который считается моментом совершения обществом нарушения, а не с момента фактического обнаружения Управлением совершенного заинтересованным лицом правонарушения (даты составления акта).
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом данных разъяснений, применимых к правоотношениям по взысканию штрафов в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм санкций включает в себя: 1 день на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц), 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 10 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
То обстоятельство, что правонарушение зафиксировано актом о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 20.09.2018, не является основанием для исчисления сроков взыскания штрафа в судебном порядке с даты фактического принятия решения, так как само решение составлено с нарушением срока, установленного статьей 17 Закона N 27-ФЗ. Обратное свидетельствовало бы о возможности искусственного продления срока проведения проверки и обращения в суд с требованиями о взыскании штрафных санкций, что не допустимо.
Коллегия судей отмечает, что трёхгодичный срок, установленный абзацем 19 статьи 17 Закона N 27- ФЗ также не подлежит применению, поскольку он применим для срока привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, но не для обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании штрафа. Общий срок исковой давности, установленный статьёй 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, аналогично не подлежит применению, поскольку в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы следует признать основанными на неверном толковании действующего законодательства, а потому оснований для удовлетворения требований Управления не имеется.
Таким образом, судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 25.06.2019 по делу N А34-3923/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-3923/2019
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области
Ответчик: ООО "Глобус"
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8000/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8000/19
13.09.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11981/19
25.06.2019 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-3923/19