г. Санкт-Петербург |
|
13 сентября 2019 г. |
Дело N А56-33941/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лопато И.Б., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Тютюнник Е.А. по доверенности от 13.05.2019
от заинтересованного лица: Кучиевой Н.Ю. по доверенности от 31.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15718/2019) ОАО "Объединенная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.2019 по делу N А56-33941/2019 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ОАО "Объединенная энергетическая компания"
заинтересованное лицо: УФАС по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Открытое акционерное общество "Объединенная энергетическая компания" (далее- заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее- заинтересованное лицо, Управление) от 22.02.2019 по делу N 4-9.21-4/78-05-18, которым Общество привлечено к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением суда от 07.05.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, заявитель обжаловал его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Управления их отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в УФАС России по Санкт-Петербургу поступило заявление АО "Региональные электрические сети" от 05.09.2018 N РЭС-01/9107 (вх. N 23195/18 от 12.09.2018) о нарушении открытым акционерным обществом "Объединенная энергетическая компания" ИНН 7810258843 (далее - Общество, ОАО "ОЭК") п. 8, 8.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N861 (далее - Правила технологического присоединения, пп. е(1), е (2) п.11 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 г. N24 (далее - Стандарты раскрытия информации), в результате рассмотрения которого установлено следующее.
Указанные обстоятельства послужили основанием возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В ходе административного расследования УФАС России по Санкт-Петербургу пришло к выводу о том, что обществом были нарушены п.8, 8.3 Правил присоединения. В частности установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с Приказом ФСТ РФ от 08.06.2009 N° 205-э "О включении организаций в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" ОАО "ОЭК", г. Санкт-Петербург, осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел 1 "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под регистрационным N 78.1.38.
Таким образом, ОАО "ОЭК" является сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии.
Так же, в Новосибирское УФАС России поступило обращение АО "Региональные электрические сети" с жалобой на действия ОАО "ОЭК" по несоблюдению пп. е(1), е(2) п. 11 Стандартов раскрытия информации и п. 8, 8.3 Правил технологического присоединения.
В целях осуществления государственного контроля соблюдения ОАО "ОЭК" Правил технологического присоединения Новосибирским УФАС России произведен осмотр Интернет-сайта по адресу: httр://оэк.рф.
В результате осмотра установлено следующее.
В разделе сайта "Технологическое присоединение" http://oek.spb.ru/technological-accession.html имеется подраздел "Оформление заявки online" http://onIine.oek.spb.ru/. При переходе указанный подраздел не открывается, возникает сообщение об ошибке.
Таким образом, осмотром установлено, что на Интернет-сайте ОАО "ОЭК" оэк.рф отсутствует возможность подачи заявки на осуществление технологического присоединения в электронной форме, что не соответствует п. 8, 8(3) Правил технологического присоединения.
По результатам осмотра Интернет-сайта ОАО "ОЭК" Новосибирским УФАС России составлен акт осмотра Интернет-сайта от 02.10.2018.
Постановлением от 22.02.2019 о наложении штрафа по делу N 4-9.21-4/78-05-18 об административном правонарушении общество привлечено к ответственности по ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с Постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
К обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вместе с тем, заявитель в силу статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо правил подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения, выразившееся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо нарушении установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо необоснованном отказе в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно п. 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861) технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами.
В соответствии с Правилами присоединения сетевая организация должна в срок, установленный Правилами присоединения, осуществить мероприятия, направленные на подготовку и выдачу договора на технологическое присоединение заявителю.
Согласно с п. 8 Правил присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Заявка направляется заявителем в сетевую организацию в 2 экземплярах письмом с описью вложения. Заявитель вправе представить заявку через уполномоченного представителя, а сетевая организация обязана принять такую заявку.
В силу п. 15 Правил присоединения сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Кубовинского сельсовета, село Кубовая, улица Черемушный Лог, участок 2/1, АО "РЭС" направило в адрес ОАО "ОЭК" заявку на технологическое присоединение путем личного приема в офисе Новосибирского филиала по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, улица Восход, дом 14/1, офис 50.
В связи с неполным комплектом документов в адрес АО "РЭС" подготовлено и направлено уведомление от 24.04.2018 N 50-4-04/710 о нехватке документов. В ответ на уведомление поступило письмо от 25.05.2018 N РЭС-01/5193 (вх. ОАО "ОЭК" 09.06.2018 N 1782/18-01), однако недостающие документы так и не предоставлены, в связи с чем повторно направлено уведомление от 18.06.2018 N 50-4-04/1047.
АО "РЭС" не выражало желания подачи заявки на технологическое присоединение в электронном виде, что подтверждается отсутствием запроса на регистрацию на официальном сайте ОАО "ОЭК".
В рамках исполнения требований пункта 8(3) Правил технологического присоединения, а также Приказа Министерства энергетики РФ от 15.04.2014 N 186 "О Единых стандартах качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций", на сайте http://www.oek.spb.ru/ есть возможность для регистрации личного кабинета заявителя.
Для регистрации заявителю необходимо заполнить пустые поля. После регистрации на сайте на электронную почту заявителя приходит письмо для подтверждения регистрации. Идентификационным номером является номер ИНН или СНИЛС в зависимости от категории заявителя. Пароль для входа в личный кабинет выбирается заявителем при регистрации.
Только после подтверждения регистрации и входа в личный кабинет, у заявителя есть возможность подачи заявки на технологическое присоединение.
После заполнения обязательных полей и прикрепления документов заявитель направляет заявку путем нажатия на кнопку "Отправить". После отправки заявке присваивается ключ обращения.
При вводе ключа в графу "Поиск обращения" у заявителя имеется возможность просмотреть статус заявки, а также отследить этапы рассмотрения заявки, получить информацию о регистрационном номере и дате заявки, уведомления о нехватке документов, оферту Договора.
Определением от 01.02.2019 N 78/3294/19 Санкт-Петербургским УФАС России продлен срок рассмотрения дела N 4-9.21-4/78-05-18 на один месяц возбужденного в отношении ОАО "ОЭК", в связи с получением дополнительной информации, а именно:
- Архивные копии сайта ОАО "ОЭК" 02.10.2018 на едином съемном электронном носителе (USB-флэш диск).
- Иную информацию (сведения), имеющую отношение к расследуемым обстоятельствам по делу N 4-9.21-4/78-05-18.
В рамках рассмотрения административного дела N 4-9.21-4/78-05-18 установлено, что информация, представленная ОАО "ОЭК" 11.01.2019 вх. N 686-ЭП/19 от 01.09.2018 на электронном носителе (4 диска), от 02.10.2018 на электронном носителе (4 диска), а так же представленный 13.02.2019 вх. N 4156/19 USB-флэш диск N D60465 2567/Э033193 (далее - электронные носители) являются не воспроизводимыми.
Представитель ОАО "ОЭК" Сапегин Павел Евгеньевича 22.02.2019 на рассмотрении административного дела N 4-9.21-4/78-05-18 так же подтвердил, что представленная ОАО "ОЭК" информация на электронных носителях является не воспроизводимой, просмотр информации возможен только на хостинге администратора.
Из материалов административного дела N 4-9.21-4/78-05-18 по вопросу соблюдения ОАО "ОЭК" п. 8(3) Правил технологического присоединения, установлено следующее.
Документы, подтверждающие возможность подачи заявки на осуществление технологического присоединения в электронной форме через интернет-сайт по адресу: http://оэк.рф по состоянию на 02.10.2018 ОАО "ОЭК" в Санкт-Петербургское УФАС России не предоставлены.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях Общества события правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в деле отсутствуют доказательства невозможности соблюдения Обществом требований действующегоо законодательства в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
В соответствии со статьей 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в правоотношения с таможенным органом, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
В соответствии с п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 N 10 в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП России возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, как участник экономической деятельности, должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечивать их выполнение, то есть реализовывать все меры для недопущения противоправного деяния, что в данной ситуации сделано не было.
На основании вышеизложенного суд пришел к правильному выводу о виновности Общества в совершении инкриминируемого ему правонарушения, поскольку УФАС действия Общества правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ. Доводы Общества об иной квалификации основаны на неверном толковании закона.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не установлено.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства и характер совершенного правонарушения, отсутствие исключительности, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ. Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Для этого должны быть установлены исключительные обстоятельства, которые в настоящем случае отсутствуют.
По мнению апелляционного суда, назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, является справедливым и соразмерным совершенному правонарушению.
С учетом изложенного, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.2019 по делу N А56-33941/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-33941/2019
Истец: ОАО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу