г. Ессентуки |
|
13 сентября 2019 г. |
Дело N А63-25586/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объёме 13.09.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковым М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Пригородного сельсовета на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.04.2019 года по делу N А63-25586/2018 (судья Аксенов В.А.)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Либерти Эксперт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к Администрации муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края (далее - администрация) о признании бездействия, выразившееся в несовершении действий, направленных на исполнение долговых обязательств, возникших на основании решения Арбитражного суда Ставропольского края от 01.11.2017 по делу А63-7241/2016, решения Арбитражного суда Ставропольского края от 15.08.2017 по делу А63-7692/2017, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления администрацией действий, предусмотренных ч. 3 ст. 242.5 БК РФ по направлению в УФК по СК платежных поручений на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете, до полного исполнения исполнительных документов, выданных по делам N А63-7241/2016, N А63-7692/2017 по взысканию неустойки, рассчитанной на 28.12.2018 в размере 173 274,60 руб., из которых по делу N А63-7241/2016 неустойка по муниципальному контракту N 1 от 01.07.2015 составляет 726 111,51 руб., по делу N А63- 7692/2017 неустойка по муниципальному контракту N 2 от 24.09.2015 составляет 3 447 163,09 руб. (с учетом определения от 18.03.2019 об исправлении опечатки).
Решением суда от 10.04.2019 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Администрации муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района ставропольского края, выразившееся в несовершении действий, направленных на исполнение долговых обязательств, возникших на основании решения Арбитражного суда Ставропольского края от 01.11.2017 по делу N А63-7241/2016, решения Арбитражного суда Ставропольского края от 15.08.2017 по делу N А63-7692/2017. Суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления действий по направлению в УФК по СК платежных поручений на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа до полного исполнения исполнительных документов, выданных по делам N А63-7241/2016, N А63-7692/2017 по взысканию неустойки, рассчитанной на 28.12.2018 в размере 4 173 274,60 руб., из которых по делу N А63-7241/2016 неустойка по муниципальному контракту N 1 от 01.07.2015 составляет 726 111,51 руб., по делу N А63-7692/2017 неустойка по муниципальному контракту N 2 от 24.09.2015 составляет 3 447 163,09 руб.
Суд исходил из того, что администрация не приняла всех предусмотренных бюджетным законодательством мер по исполнению судебных актов, нарушив права взыскателя.
Не согласившись с принятым решением, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме. По мнению апеллянта, суд неправильно применил нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. Администрацией осуществлены все необходимые действия для исполнения судебных актов.
От общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Также поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыв на жалобу, Шестнадцатый арбитражной апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
В рамках дела N А63-7241/2016 решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.11.2017 с администрации муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края в пользу ООО "КрайСтройСервис" взыскано 461 207,25 руб. неустойки по муниципальному контракту N 1 от 01.07.2015 за период просрочки с 15.12.2015 по 25.10.2017, а также неустойки с 26.10.2017 по день фактического исполнения обязательства и 5 604,23 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины (т.д. 1 л.д. 19-21).
В рамках дела N А63-7692/2017 решением Арбитражного суда Ставропольского края от 15.08.2017 с администрации муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края в пользу ООО "КрайСтройСервис" взыскано 1 613 801,28 руб неустойки по муниципальному контракту N 2 от 24.09.2015 за период с 20.07.2016 по 31.07.2017, а также неустойки с 01.08.2017 по день фактического исполнения обязательства 9т.д. 1 л.д. 28-30).
Судом выданы соответствующие исполнительные листы (т.д. 1 л.д. 67-74, 82-89).
Исполнительные листы по вышеуказанным делам и необходимые судебные акты направлены взыскателем для исполнения в Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю.
В соответствии с определениями Арбитражного суда Ставропольского края от 27.02.2018 по делу N А63-7692/2017, от 18.04.2018 по делу N А63-7241/2016 в силу процессуального правопреемства произведена замена взыскателя по данным делам на ООО "Либерти Эксперт" (т.д. 1 л.д. 31-34).
Письмами N 14 от 10.05.2018 и N 15 от 21.05.2018 общество сообщило в Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю о замене взыскателя по указанным делам с приложением соответствующих определений арбитражного суда о процессуальном правопреемстве.
Поскольку трехмесячный срок для исполнения, установленный главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации истек, требования исполнительного листа не исполнены, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 7 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.07.2005 N 8-П, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство. Требование своевременного и эффективного исполнения судебных решений, вытекающее из норм Конституции Российской Федерации, предопределяет обязанность государства обеспечить реализацию этого требования посредством установления в федеральном законе надлежащего организационно-правового механизма исполнения судебных решений. Взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Согласно пункту 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
Согласно статье 32 Устава муниципального образования Пригородный сельсовет Предгорного района Ставропольского края, принятого решением Совета депутатов 31.03.2017 N 61-226, являющийся общедоступным нормативным правовым актом, администрация является исполнительно - распорядительным органом, является юридическим лицом, финансовое обеспечение деятельности которой осуществляется за счет средств бюджета Пригородного сельсовета.
Кроме того, в соответствии с п. 1 статьи 33 Устава, к полномочиям администрации относится разработка бюджета поселения и исполнение бюджета поселения.
Согласно п. 10 ст. 9 Устава глава поселения осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета.
Следовательно, заинтересованным лицом по данному делу является администрация муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края.
В статьях 242.1, 242.2, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок обращения взыскания на средства бюджета при исполнении судебных актов по искам к муниципальному образованию и муниципальному казенному учреждению.
Из пункта 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись (пункт 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Факт предъявления обществом исполнительных листов по делу N А63-7241/2016 и по делу N А63-7692/2017 о взыскании с администрации неустойки и расходов по уплате госпошлин в порядке, предусмотренном статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, неисполнения администрацией судебных актов, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и заинтересованным лицом не оспаривается.
При этом, при исследовании обстоятельств судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно информации о ходе исполнения предъявленных исполнительных документов, размещенной на сайте Федерального Казначейства Российской Федерации по адресу http://app.roskazna.ru/roskazna/spring/main, исполнительный лист по делу N А63-7692/2017 предъявлен в УФК по Ставропольскому краю 22.09.2017, операции по лицевому счету администрации Пригородного сельсовета приостановлены 13.10.2017 (т.д. 1 л.д. 80-81).
Исполнительный лист по делу N А63-7241/2016 предъявлен в УФК по Ставропольскому краю 18.12.2017, операции по лицевому счету администрации Пригородного сельсовета приостановлены 15.01.2018 (т.д. 1 л.д. 97).
Основанием приостановления операций по расходованию средств администрации Пригородного сельсовет явились нарушения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (п.8 статьи 242.3 БК РФ, п.3 статьи 242.5 БК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 242.5 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу. Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Суд первой инстанции установил, что администрация не исполнила свои обязанности по направлению в УФК по Ставропольскому краю соответствующих документов.
Кроме того, как отметил в рассматриваемом случае суд первой инстанции установил, что на сайте администрации Пригородного сельсовета по адресу http://пригородныйсельсовет.рф/?p=1042 опубликовано решение Совета депутатов Пригородного сельсовета от 17.05.2017 N 63-229 "О принятии отчета об исполнении бюджета муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края за 2016 год", согласно которому профицит местного бюджета составил 16 059 798,49 руб.
Что свидетельствует о том, что у администрации имелась возможность исполнить долговые обязательства в части основного долга еще в 2016 году.
Также на сайте администрации Пригородного сельсовета по адресу http://пригородныйсельсовет.рф/?p=1402 опубликован проект решения Совета депутатов Пригородного сельсовета "О принятии отчета об исполнении бюджета муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края за 2017 год", согласно которому профицит местного бюджета составил 2 256 289,55 руб.
Данное обстоятельство также свидетельствует о том, что у администрации имелась возможность исполнить долговые обязательства в части уплаты неустойки.
Согласно информации о ходе исполнения предъявленных исполнительных документов, размещенной на сайте Федерального Казначейства Российской Федерации по адресу http://app.roskazna.ru/roskazna/spring/main, администрацией в конце 2017 года и в течение 2018 года, то есть после предъявления исполнительных листов ООО "Либерти Эксперт" исполнены иные исполнительные документы - судебные приказы, исполнительные листы, выданные арбитражным судом, не в рамках судебных актов по делам N А63-7241/2016 и N А63-7692/2017.
Коллегией также установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.06.2018 по делу N А63-19673/2017 признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Ставропольского края от 22.07.2016 и дополнительного решения от 08.08.2016 по делу N А63-14363/2015, решения Арбитражного суда Ставропольского края от 16.06.2017 по делу N А63-609/2016, которому взыскан основной долг по муниципальным контрактам, что привело к искусственному увеличению задолженности по пене, начисляемой на основной долг.
При этом, в рамках рассмотрения дела N А63-19673/2017 судом установлено, что администрация не предпринимала мер по получению субсидии для погашения задолженности по основному долгу. Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края неоднократно предлагало администрации направить в адрес министерства заявку и полный пакет документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Ставропольского края на проектирование и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения в соответствии с подпрограммой "Развитие транспортной системы" государственной программы Ставропольского края "Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 30.12.2015 N 599-п. Заявка муниципального образования и полный пакет документов, соответствующие Правилам, администрацией в министерство своевременно представлены не были.
Необходимые действия по получению субсидии администрацией совершены только в конце 2018 года, после признания в рамках дела N А63-19673/2017 бездействия администрации по неисполнению решений суда о взыскании основного долга незаконными.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что получив исполнительные документы от взыскателя, администрации ничто не препятствовало направить соответствующие документы в органы казначейства для исполнения судебных актов в порядке положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Иное же свидетельствует о затягивании должником исполнения судебных актов, что с учетом конституционно-правового смысла об обязательности и необходимости исполнения судебных актов, направленного на защиту интересов взыскателя, которому должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению и в разумный срок, является недопустимым.
Следовательно, бездействия администрации препятствовали исполнению судебных актов, что противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 14.07.2005 N 8-П, а также не соответствует статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и является недопустимым.
При таких обстоятельствах, придя к выводу о незаконности означенных бездействий заинтересованного лица, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с целью восстановления нарушенных прав заявителя также правомерно обязал осуществить действия по направлению в УФК по СК платежных поручений на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа до полного исполнения исполнительных документов, выданных по делам N А63-7241/2016, N А63-7692/2017.
Доводы администрации об отсутствии оснований для признания допущенного бездействия незаконным несостоятельны и противоречат положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация не бездействовала, а в 2018 году часть обязательств погасила, а потому нет оснований для признания ее действий незаконными, отклоняется. Принятые Администрацией меры оказались недостаточны, задолженность по исполнительным листам до настоящего времени не погашена.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.04.2019 года по делу N А63-25586/2018 подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.04.2019 года по делу N А63-25586/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-25586/2018
Истец: ООО "ЛИБЕРТИ ЭКСПЕРТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИГОРОДНОГО СЕЛЬСОВЕТА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИГОРОДНОГО СЕЛЬСОВЕТА, Управление Федерального Казначейства по Ставропольскому краю