город Ростов-на-Дону |
|
16 сентября 2019 г. |
дело N А32-25993/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
рассмотрев в отсутствие участвующих в деле лиц в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "НЭСК-электросети" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2019 по делу N А32-25993/2019, принятое в составе судьи Дуб С.Н., по заявлению акционерного общества "НЭСК-электросети" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, при участии третьего лица: ТСН "Минская 121", о признании незаконными и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - АО "НЭСК-электросети", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 16.05.2019 по делу N 023/04/9ю21-95/2019 о привлечении АО "НЭСК-электросети" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ТСН "Минская 121".
Решением от 15.07.2019 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "НЭСК-электросети" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в отсутствие уведомления о выполнении технических условий со стороны заявителя и подписанного сторонами акта о выполнении технических условий, у общества не возникла обязанность по выполнению обязательств по договору; 22.03.2019 сторонами было подписано дополнительное соглашение N 1 к договору, по условиям которого п. 5 договора изложен в следующей редакции: "Мероприятия по осуществлению технологического присоединения должны быть выполнены сторонами не позднее 01.06.2019". Общество полагает допущенное правонарушение малозначительным.
В судебное заседание не явились участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От АО "НЭСК-электросети" в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС из прокуратуры Западного административного округа г. Краснодара письмом от 18.03.2019 N 7/31/2019/168158 поступило обращение ТСН "Минская 121" от 26.03.2019 N 3103 на действия АО "НЭСК-электросети" (далее - сетевая организация) по признакам нарушения ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в связи с несоблюдением порядка технологического присоединения к электрическим сетям, предусмотренного п. 16 Правил технологического присоединения N 861, путем неисполнения мероприятий по технологическому присоединению в рамках заключенного договора от 28.02.2018 N 4-38-18-0136 об осуществлении технологического присоединения ЭПУ многоквартирного жилого дома ТСН "Минская 121", расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный округ, ул. Минская, д. 121 (далее - объект).
По результатам рассмотрения обращения, в связи с выявленными нарушениями, уполномоченным должностным лицом Краснодарского УФАС в отношении АО "НЭСК-электросети" составлен протокол об административном правонарушении от 16.04.2019 N 023/04/9.21-95/2019 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Протокол составлен в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола и представившего антимонопольному органу объяснения (л.д. 73-74 том1).
В протоколе указано, что между АО "НЭСК-электросети" и ТСН "Минская 121" заключен договор от 28.02.2018 N 4-38-18-0136 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор).
Согласно техническим условиям (далее - ТУ), максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя составляет 130 кВт, III категория надежности, класс напряжения эл. сетей - 0.4 кВ.
Таким образом, заявитель относится к категории потребителей, указанных в пункте 12 Правил технологического присоединения N 861.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора и т.д. определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения N 861).
Согласно пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня заключения настоящего договора.
Неотъемлемым приложением к договору от 28.02.2018 N 4-38-18-0136 являются ТУ. Согласно пункту 10 ТУ сетевая организация обязана осуществить:
1. Организационно-технические мероприятия по технологическому перевооружению, расширению, реконструкции электрических сетей необходимых для технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.
1.1. Согласование расчета установок устройств РЗ и А на питающих центрах и в системе электроснабжения объекта заявителя.
1.2. Строительство 2БКТП-1000 проходного типа в районе ул. Минская, д. 121.
1.3. Строительство КЛ-10 кВ от РУ-10 кВ ТП-1325 до РУ-10 кВ (I с.ш.) проектируемой 2БКТП.
1.4. Строительство КЛ-10 кВ от РУ-10 кВ ТП-780 до РУ-10 кВ (II с.ш.) проектируемой 2БКТП.
1.5. Строительство ВЛ/КЛ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ проектируемой 2БКТП до ВЛ/КЛ прилегающих сетей электроснабжения.
1.6. Обеспечение выполнения мероприятий раздела 10 настоящих ТУ, включая разработку проектной документации.
Документы, подтверждающие исполнение мероприятий, предусмотренные пунктом 10 ТУ, в материалы дела представлены не были.
На основании вышеизложенного, управление пришло к выводу, что АО "НЭСК-электросети" должно было осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя согласно пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861 и п. 5 договора, в срок до 28.02.2019.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя Краснодарского УФАС вынесено постановление от 16.05.2019 по делу N 023/04/9ю21-95/2019 о привлечении АО "НЭСК-электросети" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, АО "НЭСК-электросети" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. Повторное совершение названного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 600 тыс. рублей до 1 млн рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, установлены порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 861 сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Перечень существенных условий договора о технологическом присоединении установлен в пункте 16 Правил технологического присоединения и включает в себя следующее: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению; - срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать, в том числе: - 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Согласно пункту 2 Правил N 861 контроль за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям возложен на Федеральную антимонопольную службу.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2006 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном правительством Российской Федерации и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 861 сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Общество включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении подтверждается нарушение обществом "НЭСК-электросети" Правил технологического присоединения N 861, что образует объективную сторону правонарушения по ст. 9.21 КоАП РФ.
Правонарушение совершено в период, когда общество считалось подвергнутым ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ (постановления УФАС от 06.08.2018 N 260А/2018, от 28.11.2018 N 503А/2018).
Таким образом, допущенное правонарушение правильно квалифицировано службой по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как не исключающие вину АО "НЭСК-электросети" в совершении вменяемого правонарушения.
Отсутствие уведомления о выполнении технических условий со стороны заявителя не исключало обязанности сетевой организации по принятию исчерпывающих мер для исполнения требований закона и заключенного договора в части соблюдения срока осуществления технологического присоединения.
Обществом не представлено доказательств принятия мер реагирования в связи с отсутствием необходимого уведомления, как и доказательств невозможности осуществления своей части ТУ в отсутствие такого уведомления.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Судом первой инстанции также верно не принято во внимание подписанное 22.03.2019 дополнительное соглашение к договору, поскольку соглашение заключено за пределами срока, предусмотренного договором и Правилами N 861.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности материалами дела виновного совершения АО "НЭСК-электросети" правонарушения по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Объективные доказательства отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности в материалы дела не представлены.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности. Суд учитывает, что общество не признает наличие вины в допущенном правонарушении.
Судом также не установлено оснований для снижения назначенного обществу размера штрафа ниже низшего предела, определенного санкцией ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Суд установил, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 600 000 рублей. Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, суд считает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 600 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
Таким образом, решение суда от 15.07.2019 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2019 по делу N А32-25993/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25993/2019
Истец: АО "НЭСК-электросети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Товарищество собственников недвижимости "Минская 121", ТСН "Минская 121"