г. Владивосток |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А51-7208/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Горбачевой,
судей В.В. Верещагиной, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер",
апелляционное производство N 05АП-5782/2019
на решение от 25.06.2019
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-7208/2019 Арбитражного суда Приморского края
по иску Государственной жилищной инспекции Приморского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер"
третьи лица: Департамент по тарифам Приморского края, Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края; Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
об оспаривании действий,
при участии:
от истца: Серябрякова А.В., по доверенности от 29.04.2019 сроком действия до 31.12.2019, удостоверение.
от ответчика: Шашкова Е.С., по доверенности от 09.01.2019 сроком действия до 31.12.2019, паспорт;
третьи лица: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция Приморского края (далее - истец, ГЖИ) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о признании незаконными действий общества с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - ответчик, ООО "Лидер") по начислению платы за сбор, транспортирование и захоронение твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО) населению Арсеньевского городского округа Приморского края (далее - АГО ПК) с 01.01.2018.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 18.04.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по тарифам Приморского края, Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.06.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке апелляционного производства как принятый с нарушением норм материального права.
В обоснование своей правовой позиции податель жалобы ссылается на следующие доводы.
На территории Приморского края не осуществляет деятельность региональный оператор по обращению с ТКО. На территории Арсеньевского городского округа управляющие компании не оказывают услуги по сбору, транспортированию и захоронению ТКО. Данные услуги оказывает ответчик. До определения регионального оператора услуги по обращению с ТКО коммунальными не являются, а являются составной частью за содержание жилого помещения, расчет которой приводится исходя из занимаемой общей площади жилого помещения. Ответчик также ссылается на то, что тариф за захоронение ТКО для него утверждает Департамент по тарифам Приморского края, который является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов. Поскольку договорами управления общим имуществом многоквартирных домов (далее - МКД) обязанности по предоставлению услуг по сбору и вывозу ТКО не возложены на управляющие компании в Арсеньевском городском округе, собственники помещений многоквартирных домов являются самостоятельными потребителями услуг ответчика. Так как в состав платы за услуги по содержанию общего имущества МКД управляющими компаниями работы по обеспечению вывоза ТКО не включены, ответчик правомерно выставляет платежные документы на оплату данных работ. В подтверждение своей позиции по поводу законности оказания услуг по сбору, транспортированию и захоронению ТКО ответчик ссылается на решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 09.04.2019 по делу N 2-242/15, оставленного без изменения Определением Приморского краевого суда от 29.06.2015 по делу N 33-5357/2015.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу истец приводит доводы о несостоятельности правовой позиции ответчика, полагает решение вынесенным законно и обоснованно.
Департамент по тарифам Приморского края в письменном отзыве, указал, что в настоящее время на территории всех муниципальных образований Приморского края работа в сфере обращения с ТКО продолжается без изменений по действующей до 2019 года схеме, а именно, расходы за вывоз ТКО сохраняются в плате за текущий ремонт и содержание мест общего пользования. Договоры между лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами заключаются с перевозчиками ТКО. Указанный порядок сохраняется до момента определения регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами и утверждению последнему тарифа на услуги. На текущий момент на территории Приморского края определен региональный оператор с которым 02.07.2019 департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству заключено соглашение об организации соответствующей деятельности на территории края, однако тариф региональному оператору не утвержден. В отзыве Департамент просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя, которое судом удовлетворено.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся третьих лиц, извещенных надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о месте и времени судебного заседания.
Повторно исследовав представленные доказательства, проверив и оценив доводы апелляционной жалобы и письменных отзывов на нее, заслушав пояснения сторон, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
На территории Арсеньевского городского округа Приморского края с 2004 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов осуществляет ООО "Лидер".
С января 2018 года на территории Арсеньевского городского округа Приморского края ООО "Лидер" осуществляет деятельность по сбору, транспортированию и захоронению ТКО, а также производит начисление платы за услуги по захоронению ТКО всем собственникам помещений МКД, расположенных на территории АГО ПК, посредством ежемесячного направления в их адрес соответствующих платежных документов.
При начислении указанной платы ответчик применяет тарифы, утвержденные постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 23.11.2017 N 65/8.
Посчитав, что поскольку на территории Приморского края региональный оператор по обращению с ТКО деятельность не осуществляет, а ответчик неправомерно производит начисление платы за сбор, транспортирование и захоронение ТКО по тарифам, утвержденным постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 23.11.2017 года N 65/8, ГЖИ обратилась в арбитражный суд первой инстанции с настоящим исковым заявлением.
Принимая решение о полном удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно пришел к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
- взнос на капитальный ремонт;
- плату за коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Во исполнение требований статей 39, 156 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 491).
Подпунктом "д" пункта 11 Правил N 491 (в редакции, действующей до 14.03.2017) предусмотрено, что в состав содержания включается сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, в том числе отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 года N 232 (далее - Постановление - N 232) данный подпункт изменен, а именно: вывоз "твердых бытовых отходов" (далее - ТБО) исключен из состава работ и услуг по содержанию. Новая редакция подпункта "д" пункта 11 Правил N 491 вступила в силу 14.03.2017.
Однако согласно пункту 2 преамбулы Постановления N 232 указанные изменения применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Поскольку в настоящее время на территории Приморского края региональный оператор деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами не осуществляет, действует прежнее регулирование и новая редакция подпункта "д" пункта 11 Правил N 491 не применяется.
Ответчик, утверждая о законности выставления платежных документов за сбор, транспортирование и захоронение ТКО, ссылается на то, что в состав платы за услуги по содержанию общего имущества МКД управляющими организациями работы по сбору, транспортированию и захоронению ТКО не включены, и данные работы ими не оказываются.
Указанные доводы правомерно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
В силу прямого указания закона сбор и вывоз ТБО включается в состав содержания общего имущества жилого дома, а плата за эти работы (услуги) является составной частью платы за содержание, начисляемой собственникам помещений в МКД управляющими организациями.
Аналогичная правовая позиция выражена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 27.11.2018 N 307-КГ18-19722.
Кроме того, государственное регулирование тарифов в области обращения с ТКО осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - 10 А51-7208/2019 Закон N 89-ФЗ), постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - постановление N 484), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16 (далее - Методические указания).
Согласно части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 88 Методических указаний расходы на транспортирование ТКО формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования, утвержденных постановлением N 484.
В соответствии с постановлением N 484 расходы на сбор и транспортирование ТКО включается в состав единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО. Согласно статье 24.9 Закона N 89-ФЗ единый тариф на услугу по обращению с ТКО устанавливается в отношении региональных операторов.
В связи с тем, что на территории Приморского края региональный оператор до июля 2019 не был определен, единый тариф на услугу по обращению с ТКО не установлен, изменениями, внесенными в действующее законодательство в части состава платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в число которых была включена плата по обращению с ТКО, следует руководствоваться после определения и установления для регионального оператора единого тарифа.
До установления региональному оператору единого тарифа услуги по обращению с ТКО являются составной части платы за содержание жилого помещения, расчет которой производится в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашает с выводом суда первой инстанции о том что, при направлении платежных документов в адрес собственников помещений МКД на оплату услуг по сбору, транспортированию и захоронению ТКО, ответчик действует в нарушение норм действующего законодательства.
Доводы апеллянта о том, что ООО "Лидер" является единственной организацией оказывающей услуги по сбору, транспортированию и захоронению ТКО в АГО ПК и, соответственно, вправе выставлять счета на оплату оказанных услуг потребителям несостоятельны, в силу следующего.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), определен порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Пунктом 148(4) Правил N 354 установлено, что условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:
а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества, кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в указанный договор условий о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставление которой возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении такой коммунальной услуги;
б) в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив. При этом товарищество или кооператив не вправе отказать собственнику помещения в многоквартирном доме, являющемуся или не являющемуся его членом, в заключении договора о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставление которой возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении такой коммунальной услуги;
в) в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, Правительством Российской Федерации определен исчерпывающий перечень условий предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, при которых уполномоченное законом лицо вправе оказывать такую услугу.
Ответчик статусом регионального оператора по обращению с ТКО не обладает, коммунальные услуги не оказывает и предпринимательскую деятельность по управлению МКД не осуществляет.
Поскольку плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО является составной частью платы за содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, выставление отдельных квитанций на оплату оказанной услуги неуполномоченной организацией противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятные и безопасные условия проживания.
Как следует из отзыва на апелляционную жалобу Департамента по тарифам Приморского края от 02.08.2019, с июля 2019 года региональным оператором по обращению с ТКО является краевое государственное унитарное предприятие "Приморский экологический оператор", однако единый тариф на услугу по обращению с ТКО не установлен, на территории всех муниципальных образований Приморского края работа в сфере обращения с ТКО продолжается без изменений по ранее действующей схеме, а именно: расходы за вывоз ТКО сохраняются в плате за текущий ремонт и содержание мест общего пользования, договоры между лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом (управляющие компании, ТСЖ и т.п.) заключены с перевозчиками ТКО, вывоз ТКО осуществляется по прежнему маршруту.
В конце 2018 года в органы местного самоуправления было направлено соответствующее письмо (исх. от 19.12.2018 N 19-5706/6) для информирования всех заинтересованных лиц об организации деятельности по обращению с ТКО.
Имеющиеся в материалах дела письма управляющих компаний о том, что плата по сбору, транспортированию и захоронению ТКО не включена в размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД не могут быть признаны достаточным доказательством для констатации правомерности действий ответчика. Кроме того, указанное обстоятельство не подтверждает, что договором управления, либо на общем собрании собственников помещений МКД услуги по обращению с ТБО исключены из перечня услуг и работ по содержанию общего имущества.
Нормы действующего жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в МКД, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей компанией.
Жилищный кодекс РФ и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание жилого помещения. Порядок изменения платы за содержание жилого помещения регулируются нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства.
Таким образом, изменение (увеличение) в одностороннем порядке размера платы, в том числе путем заключения отдельных договоров на оказание услуг по сбору, транспортированию и захоронению ТКО со сторонней организацией - ООО "Лидер" противоречит требованиям действующего жилищного законодательства и нарушает права потребителей.
Ссылка ответчика на судебные акты суда обще юрисдикции о взыскании с потребителей спорной платы, не является основанием для признания действий ответчика правомерными, поскольку в указанных делах устанавливались иные фактические обстоятельства.
При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности действий ООО "Лидер" по начислению платы за сбор, транспортирование и захоронение ТКО населению АГО ПК с 01.01.2018 и удовлетворил исковые требования.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.06.2019 по делу N А51-7208/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Н. Горбачева |
Судьи |
В.В. Верещагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7208/2019
Истец: Государственная жилищная инспекция Приморского края
Ответчик: ООО "Лидер"
Третье лицо: Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, Департамент по тарифам Приморского края, Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю