город Ростов-на-Дону |
|
16 сентября 2019 г. |
дело N А53-11439/2019 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Филимоновой С.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Многопрофильное предприятие "Коммунальщик"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2019 по делу N А53-11439/2019, принятое судьей Пименовым С.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Многопрофильное предприятие "Коммунальщик"
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Многопрофильное предприятие "Коммунальщик" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления, вынесенного Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) от 14.03.2019 по делу об административном правонарушении N 181 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на недоказанность административным органом факта уклонения общества от заключения спорных договоров.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция возражает по доводам апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От общества поступили возражения на отзыв инспекции.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва инспекции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 28.01.2019 Прокуратурой г. Новошахтинска проведена проверка по заданию прокуратуры Ростовской области от 15.01.2019 N 7/2-38-2019 об исполнении законодательства в сфере обеспечения безопасности при эксплуатации внутридомового газового оборудования в многоквартирных жилых домах.
В ходе проведения проверки установлено, что 15.10.2018 между ООО МП "Коммунальщик" и муниципальным казённым учреждением города Новошахтинска "Управление городского хозяйства" заключён договор управления многоквартирным домом N 49 по ул. Фонтанная в г. Новошахтинске Ростовской области.
Договор заключён на основании результатов рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, отраженными в протоколе N 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению от 02.10.2018 N 300818/9533095/01.
23.07.2018 ООО МП "Коммунальщик" и муниципальным казённым учреждением города Новошахтинска "Управление городского хозяйства" заключён договор управления многоквартирным домом N 51 по ул. Прохладная в г. Новошахтинске Ростовской области.
Договор заключён на основании результатов рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, отражённых в протоколе конкурсной комиссии от 16.07.2018 N 1.
02.04.2018 между ООО МП "Коммунальщик и ООО "ОКС" г. Новошахтинск (застройщик) заключён договор управления многоквартирным домом N 231 по ул. Харьковская в г. Новошахтинске Ростовской области.
01.06.2018 ООО МП "Коммунальщик" и ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" заключили договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение общего имущества многоквартирных домов согласно Приложению.
Дома N 231 по ул. Харьковской, N 51 по ул. Прохладной, N 49 по ул. Фонтанной в г. Новошахтинске Ростовской области в Приложении к договору не значатся, дополнительных соглашений на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования не заключалось.
Установив указанные обстоятельства, 15.02.2019 прокурор города Новошахтинска вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 9.23 КоАП РФ.
14.03.2019 должностным лицом инспекции вынесено постановление N 181 о назначении административного наказания, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.23 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, а также постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (пункты 1, 2, 5).
На основании части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьёй 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьёй 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учёта газа, а также приборов учёта газа, фиксирующих объём газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Во исполнение части 1 статьи 161 Правительством Российской Федерации утверждены Правила N 416.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе посредством заключения договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Во исполнение части 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждены Правила N 290.
На основании пункта 8 Правил N 290 выполнение работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии систем внутридомового газового оборудования многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями.
На основании пункта 6 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном Правилами N 410, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключённого между заказчиком и исполнителем.
Пунктом 2 Правил N 410 предусмотрено, что "заказчик" - юридическое лицо (в том числе управляющая организация), являющееся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, и физическое лицо (гражданин), являющееся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме или домовладения, выступающие стороной договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заказывающей выполнение работ (оказание услуг) по такому договору, обязанной принять и оплатить выполненные работы (оказанные услуги); "исполнитель" - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутри квартирного газового оборудования.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
Согласно пункту 17 Правил N 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются:
а) в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, являющаяся исполнителям коммунальной услуги по газоснабжению;
в) в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование.
На основании пунктов 18, 19 Правил N 410 для заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования заявитель, имеющий намерение выступить заказчиком по этому договору, направляет в специализированную организацию заявку (оферту) в письменной форме, которая должна содержать, в том числе, следующие сведения:
а) информация о заявителе (для юридического лица - наименование (фирменное наименование), его местонахождение (место государственной регистрации);
б) адрес многоквартирного дома, в котором размещено внутридомовое газовое оборудование, техническое обслуживание и ремонт которого необходимо осуществлять;
в) перечень оборудования, входящего в состав внутридомового газового оборудования.
К заявке (оферте) прилагаются еле дующие документы:
а) копии учредительных документов, заверенные государственным органом, осуществляющим ведение Единого государственного реестра юридических лиц, или нотариусом, - для заявителя - юридического лица;
б) документ, подтверждающий правомочие представителя юридического лица выступать от имени этого юридического лица, - для заявителя - юридического лица;
в) документы, подтверждающие право лица действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме, - при непосредственном способе управления таким домом собственниками помещений;
г) документы, предусмотренные пунктом 22 Правил N 410 соответственно для управляющей организации либо для товарищества или кооператива;
д) документы, предусмотренные пунктом 23 Правил N 410 соответственно для управляющей организации либо для товарищества или кооператива; документы, подтверждающие право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме или домовладение, в котором расположено внутридомовое газовое оборудование;
ж) документы, подтверждающие состав внутридомового газового оборудования и соответствие входящего в него оборудования нормативным техническим требованиям, предъявляемым к этому оборудованию (технические паспорта, сертификаты соответствия и др.);
з) документы, содержащие дату опломбирования прибора учёта газа изготовителем или организацией, осуществлявшей его последнюю поверку, а также установленный срок проведения очередной поверки;
и) копия акта об определении границ раздела собственности на газораспределительной (присоединённой) сети (документ, фиксирующий место подключения газопроводов, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме или домовладения, к газораспределительной (присоединенной) сети), - если договор о техническом обслуживании и ремонте заключается в отношении внутридомового газового оборудования.
Из материалов дела следует, что 15.10.2018 между ООО МП "Коммунальщик" и МКУ города Новошахтинска "Управление городского хозяйства" заключён договор управления многоквартирным домом N 49 по ул. Фонтанная в г. Новошахтинске Ростовской области.
Договор заключён на основании результатов рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, отражённых в протоколе N 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению от 02.10.2018 N 300818/9533095/01.
23.07.2018 между ООО МП "Коммунальщик" и МКУ города Новошахтинска "Управление городского хозяйства" заключён договор управления многоквартирным домом N 51 по ул. Прохладная в г. Новошахтинске Ростовской области.
Договор заключён на основании результатов рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, отраженных в протоколе конкурсной комиссии от 16.07.2018 N 1.
02.04.2018 между ООО МП "Коммунальщик" и ООО "ОКС" г. Новошахтинск (застройщик) заключён договор управления многоквартирным домом N 231 по ул. Харьковская в г. Новошахтинске Ростовской области.
В силу норм действующего законодательства ООО МП "Коммунальщик" в целях исполнения положений частей 1.1, 1.2, 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 8 Правил N 290, предусматривающих выполнение работ по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, в том числе посредством обеспечения надлежащего технического состояния систем внутридомового газового оборудования многоквартирного дома, осуществляемого привлекаемыми специализированными организациями, обязано было заключить договоры о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования применительно к многоквартирным домам, расположенным по адресам: Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Фонтанная, д. 49, ул. Прохладная, д. 51, ул. Харьковская, д. 231.
Действия ООО МП "Коммунальщик" по уклонению от заключения договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и газового оборудования многоквартирных домов по ул. Фонтанная, д. 49, ул. Прохладная, д. 51, ул. Харьковская, д. 231 в г. Новошахтинске Ростовской области свидетельствуют о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.23 КоАП РФ.
ООО МП "Коммунальщик" осуществляет свою деятельность на основании Устава, утверждённого решением единственного учредителя от 29.01.2018 N 1/18.
В силу п.2.2.1 устава к основным видам деятельности ООО МП "Коммунальщик" относится, в том числе, управление недвижимым имуществом.
Таким образом, ООО МП "Коммунальщик" допущено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.23 КоАП РФ, выразившееся в уклонении от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и газового оборудования многоквартирных домов по ул. Фонтанная, д. 49, ул. Прохладная, д. 51, ул. Харьковская, д. 231 в г. Новошахтинске Ростовской области.
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.23 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении антимонопольным органом проведена оценка материалов дела, на основе анализа представленных документов установлено, что именно общество является субъектом ответственности за совершение вменённого ему административного правонарушения. В материалах дела об административном правонарушении имеются достаточные доказательства, указывающие на наличие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.23 КоАП РФ.
При таких условиях суд первой инстанции не нашел правовых оснований для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и вынесении постановления по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд пришёл к выводу, что административным органом обоснованно назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 40 000 рублей, как наиболее адекватная мера правового воздействия.
В рассматриваемом случае совершённое обществом правонарушение не может быть расценено как малозначительное.
Принимая во внимание вышеуказанное, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое постановление законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования общества с ограниченной ответственностью Многопрофильное предприятие "Коммунальщик" к Государственной жилищной инспекции Ростовской области не подлежат удовлетворению.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2019 по делу N А53-11439/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 названного Кодекса.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11439/2019
Истец: ООО МНОГОПРОФИЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КОММУНАЛЬЩИК", представителю общества Богданову В.А.
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ