г. Пермь |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А71-25400/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Грибиниченко О.Г., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Ува-молоко"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 10 июня 2019 года по делу N А71-25400/2018,
принятое судьей Сидоровой М.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ува-молоко" (ИНН 1821009492, ОГРН 1101821000423)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (ИНН 183109925, ОГРН 1041800269928)
о признании незаконным разрешения на сбросы в водный объект
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ува-молоко" (далее - заявитель, ООО "Ува-молоко") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным разрешения от 06.11.2018 N 312 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в части не включения хлоридов, фосфатов, нефтепродуктов, меди в перечень разрешенных к сбросу загрязняющих веществ в пределах установленного лимита, а также обязании выдать соответствующее разрешение на сброс указанных веществ в пределах установленного лимита со сроком действия один год.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Ува-Молоко" братилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ссылается на то, что ООО "Ува-Молоко" обращалось в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике с заявлением о выдаче разрешение на сброс загрязняющих веществ (в том числе, хлориды, фосфаты, нефтепродукты, медь) в пределах лимитов, между тем обществу выдано разрешение на сброс загрязняющих веществ в пределах утвержденных нормативов допустимых сбросов (НДС), а не разрешение на сброс загрязняющих веществ в пределах лимитов, мотивированный отказ в выдаче такого разрешения не представлен; полагает, что оснований для невыдачи разрешения на сброс загрязняющих веществ в пределах лимитов не имелось, поскольку ООО "Ува-Молоко" выполнило план снижения сбросов по спорным загрязняющим веществам, при этом, по мнению общества, превышение значений веществ, указанных в предложении по установлению лимитов, не является основанием для отказа в их установлении.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно о основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
На основании п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Согласно ст. 1 данного Федерального закона нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.
В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции, действовавшей в спорный период) при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (п. 4 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции, действовавшей в спорный период).
В ст. 23.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ) предусмотрено, что при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.
Установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со ст. 67.1 настоящего Федерального закона.
Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или реализации программы повышения экологической эффективности в соответствии с графиком достижения установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов.
Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются на основе фактических показателей объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ. В период осуществления мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются в соответствии с планируемыми показателями уменьшения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, предусмотренными планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности.
Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденным приказом Минприроды России от 09.01.2013 N 2 (далее - Административный регламент), определены порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
В соответствии с п. 12 Административного регламента конечным результатом предоставления государственной услуги является выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, оформленных в соответствии с требованиями настоящего Регламента (далее - разрешения на сбросы), либо предоставление мотивированного отказа в выдаче указанных разрешений, переоформление разрешения на сбросы, выдача дубликата разрешения на сбросы.
Согласно п. 13 Административного регламента разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дм3), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод:
- в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (далее - НДС);
- в пределах лимитов на сбросы.
В соответствии с п. 14 Административно регламента при наличии утвержденных НДС и при условии, что достижение НДС обеспечивается, разрешение на сбросы выдается на срок действия указанных нормативов, если лимиты на сбросы не устанавливались.
Согласно п. 15 Административного регламента, если НДС не обеспечиваются и при наличии лимитов на сбросы срок действия разрешения на сброс составляет один год с даты выдачи разрешения.
В п. 19 Административного регламента установлен перечень прилагаемых к заявлению документов, необходимых для получения разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы:
согласованный с территориальным органом Росприроднадзора план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы согласно Приложению 3 к настоящему Регламенту (в случае если их достижение Заявителем не обеспечивается);
отчет о выполнении указанного плана согласно Приложению 4 к настоящему Регламенту с приложением данных аналитических исследований по достигнутой эффективности реализованных мероприятий;
предложения по установлению лимитов на сбросы по каждому веществу, по которому утвержденный НДС не достигается, подготовленные в соответствии с согласованным с территориальным органом Росприроднадзора планом снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС.
Согласно п. 26 Административного регламента основаниями для отказа в выдаче разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы являются:
а) наличие в составе материалов заявителя искаженных сведений или недостоверной информации: неверное наименование юридического лица, организационно-правовой формы, неверный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), неверный государственный регистрационный номер записи регистрации заявителя в едином государственном реестре юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), неверные фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, неверно указано местонахождение (адрес) юридического лица (или) место жительства (адрес) физического лица, неверные сведения о местонахождении отдельных производственных площадок;
б) истечение срока действия утвержденных в установленном порядке НДС;
в) отсутствие согласованного с территориальным органом Росприроднадзора плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения установленных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы;
г) невыполнение заявителем в установленные сроки планов снижения сбросов с учетом поэтапного достижения установленных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, либо недостижение запланированной эффективности реализованных мероприятий;
д) выявление в составе сточных и (или) дренажных вод, сбрасываемых в водный объект, веществ, не указанных в предоставленных Заявителем утвержденных НДС и/или лимитах на сбросы;
е) выявление превышений установленных лимитов на сбросы с учетом погрешности измерений;
ж) заявление и документы, указанные в пункте 18 и 19 настоящего Регламента, предоставлены Заявителем не в полном объеме (некомплектность материалов Заявителя).
Основания для отказа в выдаче разрешения в пределах лимитов на сбросы, перечисленные в подп. "в", "г", "е" настоящего пункта Административного регламента в отношении загрязняющих веществ, сбросы которых не обеспечивают НДС, не могут служить основанием для отказа в выдаче разрешения на сбросы в пределах утвержденных НДС других загрязняющих веществ, присутствующих в сбросах заявителя и обеспечивающих НДС.
Из материалов дела следует, что в связи с тем, что ООО "Ува-Молоко" не обеспечиваются НДС при сбросе веществ и микроорганизмов в водный объект, обществом был разработан План снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, сбрасываемых с очистных сооружений ООО "Ува-молоко" в реку Ува (43,0 км от устья реки) на период 2017-2021 г.г.
ООО "Ува-молоко" обратилось в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике с заявлением от 25.10.2018 N 914 о выдаче разрешения на сбросы веществ за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты. К заявлению были приложены: план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, отчет о выполнении указанного плана с приложением данных аналитических исследований по достигнутой эффективности реализованных мероприятий; предложения по установлению лимитов на сбросы по каждому веществу, по которому утвержденный НДС не достигается, подготовленные в соответствии с согласованным с территориальным органом Росприроднадзора планом снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС.
По результатам рассмотрения данного заявления ООО "Ува-молоко" Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике выдано разрешение от 06.12.2018 N 312 на осуществление сброса загрязняющих веществ в составе хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод в период с 06.12.2018 по 06.12.2019 согласно прилагаемому перечню и количеству загрязняющих веществ, являющемся его неотъемлемой частью, в пределах норматива допустимого сброса. При этом данным разрешением не были выданы лимиты на сброс в водный объект алюминия, аммоний-иона, АПАВ, БПК-5, взвешенных веществ, железа, жиров, кальция, магния, нитрат-ионов, нитрит-ионов, никеля, меди, сульфат-ионов, нефтепродуктов, фенолов летучих, фосфатов, сухого остатка, хлорид-ионов, ХПК.
ООО "Ува-Молоко", считая разрешение незаконным в части невключения в него хлоридов, фосфатов, нефтепродуктов, меди в перечень разрешенных к сбросу загрязняющих веществ в пределах установленного лимита, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным разрешения в оспариваемой части.
При этом суд указал, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике не оспаривается факт выполнения ООО "Ува-Молоко" плана снижения сбросов за 2018 год.
Однако, согласно п. 19 Административного регламента одним из необходимых условий выдачи разрешения на сброс веществ является также предоставление предложений по установлению лимитов на сбросы по каждому веществу, по которому утвержденный НДС не достигается, подготовленных в соответствии с согласованным с территориальным органом Росприроднадзора планом снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС.
Между тем, как следует из представленных в дело доказательств, в нарушение указанного требования п. 19 Административного регламента к заявлению на выдачу разрешения обществом были приложены предложения по установлению временно согласованного сброса загрязняющих веществ в сточных водах ООО "Ува-молоко", поступающих после очистных сооружений в р. Ува, не соответствующие Плану снижения сбросов снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, сбрасываемых с очистных сооружений ООО "Ува-молоко" в реку Ува (43,0 км от устья реки) на период 2017-2021 г.г. в части спорных веществ.
Так, по Плану снижения сбросов количество сброса хлоридов в 2019 г. должно составлять 7,368 т/год, между тем, в предложениях по установлению лимитов ООО "Ува-молоко" заявлено количество 24,3729 т/год; количество сброса нефтепродуктов по плану в 2019 г. должно составлять 0,032 т/год, заявлено в большем количестве - 0,0856 т/год; количество сброса меди по плану в 2019 г. должно составлять 0,00050 т/год, тогда как в предложениях заявлено в большем количестве - 0,00120 т/год; в отношении фосфатов в Плане снижения сбросов данные на 2019 г. отсутствуют (при этом ссылки ООО "Ува-молоко" на то, что в Плане ошибочно указано два раза 2020 г., судом обоснованно отклонены, поскольку, рассматривая заявление, уполномоченный орган руководствуется документами, приложенными к нему и представленными самим обществом, и не может самостоятельно толковать содержание и имеющуюся в них информацию, основываясь лишь на предположениях; в данном случае общество не сообщало о наличии описки по фосфатам в Плане снижения сбросов).
Доводы заявителя ООО "Ува-Молоко" о том, что оснований для невыдачи разрешения на сброс загрязняющих веществ в пределах лимитов не имелось, поскольку ООО "Ува-Молоко" выполнило план снижения сбросов по спорным загрязняющим веществам; превышение значений веществ, указанных в предложении по установлению лимитов, не является основанием для отказа в их установлении, судом также обоснованно отклонены, поскольку, как указано выше, в нарушение п. 19 Административного регламента к заявлению на выдачу разрешения обществом были приложены предложения по установлению временно согласованного сброса загрязняющих веществ в сточных водах, не соответствующие Плану снижения сбросов снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, то есть фактически не предоставлены надлежащие предложения по установлению лимитов на сбросы веществ, подготовленные в соответствии с согласованным с территориальным органом Росприроднадзора планом снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС. Само по себе представление предложений с произвольным содержанием не является выполнением установленных нормативными актами требований, поскольку в п. 19 Административного регламента прямо указано на соответствие их плану снижения сбросов.
В силу подп. "ж" п. 26 Административного регламента данное обстоятельство является основанием для невыдачи разрешения на сбросы веществ в пределах лимитов. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что уполномоченный орган, рассматривая представленные заявителем предложения по установлению лимитов, не может самостоятельно за заявителя указать надлежащие предложения по установлению лимитов.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно признал правомерным невключение в разрешение таких веществ, как хлориды, фосфаты, нефтепродукты, медь в перечень разрешенных к сбросу загрязняющих веществ в пределах установленного лимита.
Ссылки заявителя на то, что ООО "Ува-Молоко" обращалось в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике с заявлением о выдаче разрешение на сброс загрязняющих веществ (хлориды, фосфаты, нефтепродукты, медь) в пределах лимитов, между тем обществу выдано разрешение на сброс загрязняющих веществ в пределах утвержденных нормативов допустимых сбросов, а не разрешение на сброс загрязняющих веществ в пределах лимитов, мотивированный отказ в выдаче такого разрешения не представлен; судом не принимаются, поскольку в соответствии с п. 12 Административного регламента конечным результатом предоставления государственной услуги является выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, либо предоставление мотивированного отказа в выдаче указанных разрешений, переоформление разрешения на сбросы, выдача дубликата разрешения на сбросы; при этом согласно п. 13 Административного регламента разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты: - в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (НДС); - в пределах лимитов на сбросы. Поскольку в рассматриваемом случае с учетом представленных обществом документов основания для выдачи разрешения на сбросы веществ в пределах запрошенных заявителем лимитов отсутствовали, при этом оснований для отказа в выдаче разрешения на сбросы веществ в пределах нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (НДС) уполномоченным органом не установлено, то ООО "Ува-Молоко" выдано разрешения на сбросы веществ в пределах нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (НДС).
Кроме того, суд первой инстанции верно отметил, что требования заявителя ООО "Ува-Молоко" по настоящему делу заключаются в признании незаконным именно разрешения от 06.11.2018 N 312 на сбросы веществ в пределах нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (НДС) в части невключения хлоридов, фосфатов, нефтепродуктов, меди в перечень разрешенных к сбросу загрязняющих веществ в пределах установленного лимита, а также обязании выдать разрешение на сброс указанных веществ в пределах установленного лимита со сроком действия один год.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ООО "Ува-Молоко" требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 июня 2019 года по делу N А71-25400/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ува-молоко" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-25400/2018
Истец: ООО "Ува-Молоко"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике