г. Москва |
|
22 января 2024 г. |
Дело N А40-109528/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в лице судьи Валюшкиной В.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу АО "Первая грузовая компания" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2023 по делу N А40-109528/23,
принятое в порядке упрощенного производства по иску ОАО "Российские железные дороги" к АО "Первая грузовая компания" о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Первая грузовая компания" о взыскании 50 832 руб. задолженности по оплате оказанных в августе, сентябре 2020 г. услуг по простою грузовых вагонов на железнодорожных путях ОАО "РЖД" по договору на выполнение текущего отцепочного ремонта N ТОР-ЦДИЦВ/83/АО-ДД/В-760/17 от 22.11.2017.
Решением суда от 27.10.2023 по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, исковое заявление удовлетворено.
Ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, в порядке ст. 257 АПК РФ в установленный законом срок обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
В материалы дела поступил отзыв истца на апелляционную жалобу.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.11.2017 между Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (Подрядчик) и Акционерным обществом "Первая грузовая компания" (Заказчик) заключен договор на выполнение текущего отцепочного ремонта N ТОР-ЦДИЦВ/83/АО-ДД/В-760/17, в соответствии с которым Заказчик поручает и обязуется оплачивать, а Подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов, принадлежащих Заказчику на праве собственности/аренды или право на проведение ТР-2 которых имеется у Заказчика на ином законном основании, в вагонных депо дирекций инфраструктуры - структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", указанных в Перечне вагонных депо Подрядчика, проводить ремонт и обеспечивать ответственное хранение предоставленных Заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузовых вагонов, на территории ВЧДЭ Подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке.
Руководствуясь условиями договора, Подрядчик производит ТР-2 грузовых вагонов с использованием собственного запаса запасных частей или с использованием предоставленных Заказчиком исправных запасных частей, а также путем ремонта предоставленных Заказчиком и снятых с забракованного грузового вагона запасных частей (п. 1.2 Договора).
Пунктом 2.5 Договора предусмотрено, что Заказчик выплачивает Подрядчику штраф в размере 40 (сорок) рублей за каждый час нахождения грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования в случае нарушения срока предоставления Заказчиком исправных запасных частей для замены неисправных, указанного в пункте 3.7 Договора, более чем на 24 (двадцать четыре) часа.
Штраф за нахождение грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования оплачивается Заказчиком на основании претензии, оформленной Подрядчиком с приложением сводного акта о нахождении грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования по форме приложения N 11 к настоящему Договору, составленного на основании актов общей формы N ГУ-23.
27.07.2020 ОАО "РЖД" (Эксплуатационное вагонное депо Волховстрой) произвело отцепку вагона N 59328708 по коду неисправности 107 - выщербина обода колеса.
03.08.2020 ОАО "РЖД" отправило АО "ПГК" уведомление о необходимости поставки исправных колесных пар в связи с тем, что в ходе ремонта из-под вагона N 59328708 выкачена колесная пара N 0029-608280-08, которая признана не годной к дальнейшей эксплуатации, о чем составлен акт от 30.07.2020.
В связи с тем, что поставка запасных частей не осуществлена Заказчиком в установленный Договором срок, 11.08.2020 ОАО "РЖД" поставило вагон АО "ПГК" N 59328708 на простой, что подтверждается уведомлением от 11.08.2020 и актом общей формы ГУ-23 N 161 от 11.08.2020.
03.09.2020 ОАО "РЖД" (Эксплуатационное вагонное депо Волховстрой) получило колесные пары для ремонта вагона N 59328708, сняв указанный вагон с платного простоя (акт общей формы ГУ-23 N 182 от 03.09.2020), произведя 05.09.2020 текущий отцепочный ремонт вагона N 59328708.
Таким образом, в период с 11.08.2020 по 03.09.2020 на железнодорожных путях ОАО "РЖД" на станции Волховстрой простаивал принадлежащий АО "ПГК" вагон N 59328708, который прибыл в текущий отцепочный ремонт имевшихся неисправностей, о чем были составлены сводные акты о нахождении грузовых вагонов Заказчика на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД" на общую сумму 26 928 руб.
29.07.2020 ОАО "РЖД" (Эксплуатационное вагонное депо Волховстрой) произвело отцепку вагона N 52444239 по кодам неисправностей 130 - трещина оси колесной пары, 912 - претензии к качеству выполнения деповского ремонта.
18.08.2020 ОАО "РЖД" отправило АО "ПГК" уведомление о необходимости поставки исправных колесных пар, в связи с тем, что в ходе ремонта из-под вагона N 52444239 были выкачены колесные пары N 1175-27490-10, N 0060-14806-88, которые признаны не годными к дальнейшей эксплуатации, о чем составлен акт от 16.08.2020 г.
В связи с тем, что поставка запасных частей не была осуществлена Заказчиком в установленный Договором срок, 24.08.2020 ОАО "РЖД" поставило вагон АО "ПГК" N 52444239 на простой, что подтверждается уведомлением от 24.08.2020 и актом общей формы ГУ-23 N 170 от 24.08.2020.
28.08.2020 ОАО "РЖД" (Эксплуатационное вагонное депо Волховстрой) отправило АО "ПГК" письмо об установке исправных колесных пар с вагона N 53668471 на вагон N52444239, сняв указанный вагон с платного простоя (акт общей формы ГУ-23 N 178 от 28.08.2020), произведя 28.08.2020 текущий отцепочный ремонт вагона N 52444239.
Таким образом, в период с 24.08.2020 по 28.08.2020 на железнодорожных путях ОАО "РЖД" на станции Волховстрой простаивал принадлежащий АО "ПГК" вагон N 52444239, который прибыл в текущий отцепочный ремонт имевшихся неисправностей, о чем были составлены сводные акты о нахождении грузовых вагонов Заказчика на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД" на общую сумму 5 040 руб.
13.08.2020 ОАО "РЖД" (Эксплуатационное вагонное депо Волховстрой) произвело отцепку вагона N 52093176 по коду неисправности 107 - выщербина обода колеса.
19.08.2020 ОАО "РЖД" отправило АО "ПГК" уведомление о необходимости поставки исправных колесных пар, в связи с тем, что в ходе ремонта из-под вагона N 52093176 были выкачены колесные пары N 0039-51800-07, 0029-592467-08, которые признаны не годными к дальнейшей эксплуатации, о чем составлен акт от 16.08.2020.
В связи с тем, что поставка запасных частей не была осуществлена Заказчиком в установленный Договором срок, 25.08.2020 ОАО "РЖД" поставило вагон АО "ПГК" N 52093176 на простой, что подтверждается уведомлением от 25.08.2020 и актом общей формы ГУ-23 N 171 от 25.08.2020.
10.09.2020 АО "ПГК" письмом приняло решение произвести деповской ремонт вагона N 52093176 и оформить указанный вагон в ВРЗ Волховстрой (ООО "НВК"). В связи с чем, ОАО "РЖД" (Эксплуатационное вагонное депо Волховстрой) сняло вагон N 52093176 с платного простоя (акт общей формы ГУ-23 N 186 от 10.09.2020).
Таким образом, в период с 25.08.2020 по 10.09.2020 на железнодорожных путях ОАО "РЖД" на станции Волховстрой простаивал принадлежащий ООО "ГРС" вагон N 52093176, который прибыл в текущий отцепочный ремонт имевшихся неисправностей, о чем были составлены сводные акты о нахождении грузовых вагонов Заказчика на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД" на общую сумму 18 864 руб.
На весь период простоя вагонов N 59328708, 52444239, 52093176, принадлежащих АО "ПГК", ОАО "РЖД" оформило акты о выполненных работах (оказанных услугах) N8/28 от 31.08.2020, N 9/28 от 30.09.2020 на общую сумму 50 832 руб.
Указанные акты о выполненных работах, а также сводные акты за август, сентябрь 2020 г. направлены АО "ПГК" с претензией N исх-998/ОКТДИВЧДЭ/28 от 02.06.2022 с требованием об оплате имеющееся задолженности, однако претензия оставлена без удовлетворения, что послужило поводом для обращения истцом в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства, подлежащие установлению в данном деле, истцом в порядке ст. 65 АПК РФ доказаны.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что арбитражный суд первой инстанции не принял во внимание довод АО "ПГК" о неправомерном и необоснованном требовании истца об уплате штрафа за нахождение вагона N 52093176 на железнодорожных путях общего пользования в связи с ожиданием запасных частей для выполнения текущего отцепочного ремонта вагона в размере 18 864,00 руб.; арбитражный суд первой инстанции не принял во внимание предоставленные АО "ПГК" доказательства (справки), подтверждающие наличие достаточного оборотного запаса запасных частей собственности АО "ПГК", находившиеся в ВЧДэ Волховстрой на момент поступления вагонов N 59328708 (на 27.07.2020), N 52444239 (на 29.07.2020), 52093176 (на 13.08.2020) в текущий отцепочный ремонт.
Суд отклоняет приведенные доводы апелляционной жалобы.
Довод ответчика о необоснованности заявленных требований по простою вагона N 52093176 не соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела.
13.08.2020 ОАО "РЖД" (Эксплуатационное вагонное депо Волховстрой) произвело отцепку вагона N 52093176 по коду неисправности 107 - выщербина обода колеса.
19.08.2020 ОАО "РЖД" отправило АО "ПГК" уведомление о необходимости поставки исправных колесных пар, в связи с тем, что в ходе ремонта из-под вагона N 52093176 были выкачены колесные пары N 0039-51800-07, 0029-592467-08, которые признаны не годными к дальнейшей эксплуатации, о чем составлен акт от 16.08.2020.
В связи с тем, что поставка запасных частей не была осуществлена Заказчиком в установленный Договором срок, 25.08.2020 ОАО "РЖД" поставило вагон АО "ПГК" N 52093176 на простой, что подтверждается уведомлением от 25.08.2020 г. и актом общей формы ГУ-23 N 171 от 25.08.2020.
10.09.2020 АО "ПГК" письмом (страница 8 приложения N 6 к исковому заявлению) приняло решение произвести деповской ремонт вагона N 52093176 и оформить указанный вагон в ВРЗ Волховстрой (ООО "НВК"). В связи с чем ОАО "РЖД" (Эксплуатационное вагонное депо Волховстрой) сняло вагон N 52093176 с платного простоя (акт общей формы ГУ-23 N 186 от 10.09.2020).
Таким образом, по поручению АО "ПГК" вагон N 52093176 досрочно поставлен в деповской ремонт по техническому состоянию в ВРЗ Волховстрой (ООО "НВК"), что отражено в справке ИВЦ ЖА 2653 (страница 11 приложения N 6 к исковому заявлению), в рабочий парк вагон не переводился.
В период с 25.08.2020 по 10.09.2020 на железнодорожных путях ОАО "РЖД" на станции Волховстрой простаивал принадлежащий АО "ПГК" вагон N 52093176, который прибыл в текущий отцепочный ремонт имевшихся неисправностей, о чем составлены сводные акты о нахождении грузовых вагонов Заказчика на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД" на общую сумму 18 864 руб.
Ссылка ответчика на справки об остатках запасных частей АО "ПГК", находившихся в ВЧДЭ Волховстрой в качестве оборотного запаса деталей на 27.07.2020, на 29.07.2020, на 13.08.2020 (приложения N 5, N 6, N 7 к отзыву) не могут быть приняты во внимание, так как в нарушение норм ст. 65 АПК РФ, к отзыву они не приложены.
Следует учесть, что в связи с отсутствием у ОАО "РЖД" необходимых колесных пар в технологическом запасе, по каждому вагону и неисправным деталям АО "ПГК" направлено письмо о предоставлении исправных колесных пар с определенной толщиной обода колеса, необходимого для установки под ремонтируемый вагон.
Например, 03.08.2020 ОАО "РЖД" отправило АО "ПГК" уведомление о необходимости поставки исправных колесных пар с толщиной обода 35-40 мм в связи с тем, что в ходе ремонта из-под вагона N 59328708 выкачена колесная пара N 0029-608280-08, которая признана не годной к дальнейшей эксплуатации, о чем составлен акт от 30.07.2020.
Отсутствие колесной пары с толщиной обода 35-40 мм подтверждается актом сверки остатков ТМЦ N 31/07/2020 от 20.08.2020, подписанным представителем АО "ПГК" по доверенности начальником отдела ФКР Мальцевым С.М.
Указанный акт подписан со стороны АО "ПГК" 20.08.2020, вагоны N 59328708, N52444239, N 52093176 прибыли в ремонт имеющихся неисправностей 27.07.2020, 29.07.2020, 13.08.2020 соответственно.
Таким образом, акт сверки остатков ТМЦ N 31/07/2020 от 20.08.2020 является допустимым доказательством того, что в технологическом запасе Подрядчика отсутствовали колесные пары с требуемой толщиной обода для установки под вагоны, в связи с чем была необходима поставка исправных запасных частей от АО "ПГК" для ремонта вагонов, сроки которой нарушены со стороны АО "ПГК", и, следовательно, ОАО "РЖД" вынуждено поставить вагоны на простой в ожидании деталей для ремонта в соответствии с условиями Договора на выполнение текущего отцепочного ремонта N ТОР-ЦДИЦВ/83/АО-ДД/В-760/17 от 22.11.2017.
В ответ на уведомления ОАО "РЖД" о предоставлении деталей для ремонта вагонов N 59328708, N 52444239, N 52093176, АО "ПГК" представило запрашиваемые пары для ремонта вагонов N 59328708, N 52444239, а в отношении вагона N 52093176 приняло решение о производстве деповского ремонта.
Таким образом, предоставление АО "ПГК" деталей в ответ на уведомления об отсутствии запасных частей, а также принятие решения о деповском ремонте вагона, подтверждает отсутствие у Подрядчика необходимых для ремонта колесных пар и факт нахождения вагонов на платном простое на железнодорожных путях ОАО "РЖД".
Детали для ремонта вагонов N 59328708, N 52444239 предоставлены АО "ПГК", в связи с чем вагоны сняты с платного простоя, так же как и был снят с простоя вагон N 52093176 в связи в поручением АО "ПГК" досрочно поставить его в деповской ремонт по техническому состоянию в ВРЗ Волховстрой (ООО "НВК"), что отражено в справке ИВЦ ЖА 2653 (страница 11 приложения N 6 к исковому заявлению), в рабочий парк вагон не переводился.
Факт простоя указанных вагонов по вине ответчика подтверждается представленными в материалы дела уведомлениями о направлении вагона в ремонт и приеме из ремонта, актами браковки, актами общей формы ГУ-23, актами приемки запасных частей и расчетно-дефектной ведомостью, судом проверен и признан верным представленный истцом расчет штрафа.
Повторно проверив расчет заявленной истцом и присужденной судом суммы, суд апелляционной инстанции не усматривает его несоответствия фактическим обстоятельствам. Указанный расчет ответчиком не опровергнут контррасчет не представлен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования. Приведенные в апелляционной жалобе доводы ответчика направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не выявлено, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины при ее подаче в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2023 по делу N А40-109528/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в суд кассационной инстанции.
Судья |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-109528/2023
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"