г. Хабаровск |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А73-4597/2019 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.В. Вертопраховой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества Социального коммерческого банка Приморья "Примсоцбанк"
на решение от 20.06.2019
по делу N А73-4597/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А. В.,
по заявлению публичного акционерного общества Социального коммерческого банка Приморья "Примсоцбанк"
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 05.03.2019 N 7 о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа, в размере 100000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество Социальный коммерческий банк Приморья "Примсоцбанк" (далее - заявитель, общество, ПАО "Примсоцбанк", ПАО СКБ Приморья "Примсоцбанк", банк) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Управление, антимонопольный орган, УФАС России по Хабаровскому краю) от 05.03.2019 N 7 о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 руб.
Заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 20.06.2019 в удовлетворении заявленных требований банка отказано, последнему из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 6000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, банк обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель жалобы утверждает следующее: для определения восприятия рекламы потребителями необходимо проведение экспертизы в рамках административного расследования по данному делу; заявляя довод о невозможности восприятия информации пассажирами и водителями транспортных средств, сотрудники Управления не приводят каких-либо доказательств этому; за период распространения данной рекламы каких-либо обращений, жалоб граждан в связи с распространением рекламы не соответствующей требования законодательства в адрес банка, а также органов государственной власти не поступало; административным органом не представлено убедительных и допустимых доказательств наличия состава административного правонарушения в действия банка; вывод административного органа о нечитаемости рекламы вклада основан на субъективном визуальном восприятии сотрудников Управления, составивших акт об административном правонарушении, а также фотографий; из представленных материалов однозначно можно сделать вывод только о том, что отдельные композиционно взаимосвязанные фрагменты рекламы выполнены разным шрифтом; в ходе рассмотрения данного дела, административным органом не было приведено достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих наличие объективной стороны правонарушения в действиях банка; в своем решении суд не указывает на какие-либо доказательств, подтверждающие достоверность выводов органа государственной власти.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган не согласился с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, с учетом отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольным органом 16.12.2018 отслежена наружная реклама (призматрон) ПАО СКБ Приморья "Примсоцбанк", распространяемая в г. Хабаровске на пересечении улиц Московская - Карла Маркса, следующего содержания: крупным шрифтом: "Вклад "Новогодний чулок VIP", 8% годовых. Теплые проценты к празднику. 8 800 200 42J 02, вклад застрахован, wmv.pskb.com. Примсоцбанк".; мелким шрифтом (4,5 см): "основные условия: процентная ставка - 11,0% годовых, срок вклада 4 месяца, сумма первоначального взноса млн. руб. ПАО СКБ Приморья "Примсоцбанк. Ген лицензия ЦБ РФ N 2733.Данные приведены на 20.11.2018 г"; кроме того, реклама распространялась в г. Хабаровске по адресам: ул. Ким-Ю-Чена - ул. Льва Толстого, 8; ул. Ленина, 28 ул. Волочаевская, ул. Суворова, 26.
Срок распространения рекламы с 01 по 31 декабря 2018 года.
Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на условия выгодного накопления денежных средств путем депозитного вклада; реклама побуждает совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада на определенных рекламой условиях - "8 % годовых".
Создавая привлекательные условия возможности по заключению депозитного договора, реклама стимулирует население для обращения в кредитную организацию для заключения договора банковского вклада.
Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
К условиям, влияющим на сумму доходов, относятся: минимальная сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной ставки внутри срока договора, процентная ставка при досрочном востребовании вклада, а также иные условия, если они могут повлиять на сумму доходов.
Следовательно, если в рекламе вкладов указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные условия, как определяющие размеры доходов вкладчика по договору.
В содержании рекламы вклада "Новогодний чулок VIP", распространяемой на средствах наружной рекламы, содержится указание на часть условий договора по вкладу, однако необходимая информация выполнена мелким шрифтом, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять сведения об условиях договора вклада, для пассажиров и водителей движущегося транспорта время считывания рекламной информации ограничено и, следовательно, информация об условиях вклада, также недоступна для восприятия, таким образом, отсутствие такой информации может ввести в заблуждение потребителей рекламы, что лишает возможности потребителя получить полный текст (информацию) рекламы.
Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации об условиях договора, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями, так как транслируется короткое время, и исключена возможность максимального приближения к ней потребителя.
Тот факт, что существенная информация в спорной рекламе не читается, очевидно, усматривается при визуальном просмотре текста рекламы
Поскольку существенной является не только информация привлекательна для потребителей (написана крупным шрифтом), но и информация, способна обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы услуг отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях договора, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.
В рассматриваемой рекламе крупно указано условие о процентной ставке, а иные условия, необходимые потребителю для принятия осознанного решения транслируется короткое время, следовательно, прочесть, тем более, уяснить указанные условия не представляется возможным.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, и не может расцениваться как их наличие.
В рекламе отсутствуют условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица: возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной ставки внутри срока договора, процентная ставка при досрочном востребовании вклада.
Таким образом, наружная реклама вклада ПАО СКБ Приморья "Примсоцбанк" противоречит части 7 статьи 5, части 1, пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее- Федеральный закон N 38-ФЗ, Закон о рекламе).
Определением Управления от 21.12.2018 Банк извещен о том, что составление протокола об административном правонарушении по выявленному факту состоится 30.01.2019 в 09-30, указанное определение направлено в адрес последнего посредством почтовой связи и вручено 28.12.2018 согласно сведениям официального сайта ФГУП "Почта России".
По выявленному факту 30.01.2019 начальником отдела рекламы и недобросовестной конкуренции УФАС России по Хабаровскому краю в присутствии представителя банка составлен протокол по признакам административной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Определением Управления от 30.01.2019 рассмотрение дела N 04-5/14 назначено на 05.03.2019 в 10-50; указанное определение направлено в адрес банка посредством почтовой связи и вручено 04.02.2019, согласно сведениям официального сайта ФГУП "Почта России".
05.03.2019 руководителем УФАС России по Хабаровскому краю, в присутствии представителя банка, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление N 7 по делу об административном правонарушении N 04-5/14, которым ПАО СКБ Приморья "Примсоцбанк" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Управления, банк обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статей 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Отношения в сфере рекламы, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом N 38-ФЗ, в соответствии с положениями статей 33 и 36 которого антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные Федеральным законом.
Согласно статье 3 Федерального закона N 38-ФЗ рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъяснено, что информация является рекламой, если она содержит в себе следующие признаки рекламы: имеет место факт распространения информации, то есть рекламой могут считаться только такие сведения, которые доведены до потребителя; информация предназначена для неопределенного круга лиц, то есть в информации отсутствует указание на лицо или о лицах, для которых она создана и на восприятие которых она направлена; информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему; информация направлена на продвижение объекта рекламирования на рынке.
Ненадлежащей рекламой, в силу пункта 4 статьи 3 Закона о рекламе, признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона N 38-ФЗ реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона N 38-ФЗ реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна: содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора; умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Частью 3 статьи 28 Федерального закона N 38-ФЗ установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Одним из главных признаков рекламы является предназначенность содержащейся в ней информации для неопределенного круга лиц.
Соответственно распространяемая обществом реклама направлена на формирование интереса и желания воспользоваться услугой к любому лицу, который еще не воспользовался фактически услугами банка.
Как следует из материалов административного дела, антимонопольным органом 16.12.2018 отслежена наружная реклама (призматрон) ПАО СКБ Приморья "Примсоцбанк", распространяемая в г. Хабаровске на пересечении улиц Московская - Карла Маркса, следующего содержания: крупным шрифтом: "Вклад "Новогодний чулок VIP", 8% годовых. Теплые проценты к празднику. 8 800 200 42J 02, вклад застрахован, wmv.pskb.com. Примсоцбанк".; мелким шрифтом (4,5 см): "основные условия: процентная ставка - 11,0% годовых, срок вклада 4 месяца, сумма первоначального взноса млн. руб. ПАО СКБ Приморья "Примсоцбанк. Ген лицензия ЦБ РФ N 2733. Данные приведены на 20.11.2018 г"; кроме того, реклама распространялась в г. Хабаровске по адресам: ул. Ким-Ю-Чена - ул. Льва Толстого, 8; ул. Ленина, 28 ул. Волочаевская, ул. Суворова, 26.
Срок распространения рекламы с 01 по 31 декабря 2018 года.
Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на условия выгодного накопления денежных средств путем депозитного вклада; реклама побуждает совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада на определенных рекламой условиях - "8 % годовых".
К условиям, влияющим на сумму доходов, относятся: минимальная сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной ставки внутри срока договора, процентная ставка при досрочном востребовании вклада, а также иные условия, если они могут повлиять на сумму доходов.
Следовательно, если в рекламе вкладов указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные условия, как определяющие размеры доходов вкладчика по договору.
В содержании рекламы вклада "Новогодний чулок VIP", распространяемой на средствах наружной рекламы, содержится указание на часть условий договора по вкладу, однако необходимая информация выполнена мелким шрифтом, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять сведения об условиях договора вклада, для пассажиров и водителей движущегося транспорта время считывания рекламной информации ограничено и, следовательно, информация об условиях вклада, также недоступна для восприятия, таким образом, отсутствие такой информации может ввести в заблуждение потребителей рекламы, что лишает возможности потребителя получить полный текст (информацию) рекламы.
Таким образом, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации об условиях договора, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями, так как транслируется короткое время, и исключена возможность максимального приближения к ней потребителя.
Тот факт, что существенная информация в спорной рекламе не читается, очевидно, усматривается при визуальном просмотре текста рекламы
В рассматриваемой рекламе крупно указано условие о процентной ставке, а иные условия, необходимые потребителю для принятия осознанного решения транслируется короткое время, следовательно, прочесть, тем более, уяснить указанные условия не представляется возможным.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, и не может расцениваться как их наличие.
В рекламе отсутствуют условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица: возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной ставки внутри срока договора, процентная ставка при досрочном востребовании вклада.
Таким образом, условия, являющиеся существенной информацией для потенциальных потребителей, в рекламе не указаны.
Следовательно, как правильно установил суд первой инстанции, антимонопольный орган пришел к верному выводу о том, что наружная реклама вклада ПАО СКБ Приморья "Примсоцбанк", противоречит части 7 статьи 5, части 1, пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, что указывает на наличие действиях общества признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина банка выражается в том, что последний имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, однако не принимал все зависящие от нее меры по их соблюдению. Доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя реальной возможности соблюдать требования законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Таким образом, в действиях банка доказан состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует санкции части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Проанализировав положения статьи 2.9 КоАП РФ, суд первой инстанции обоснованно не установил оснований для применения малозначительности и освобождения заявителя от административной ответственности, поскольку правонарушение, предусмотренное статьей 14.3 КоАП РФ, нарушает установленный порядок размещения рекламы, тем самым посягает на общественные отношения в данной области.
Оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ также не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным банком суду первой инстанции, были исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20 июня 2019 года по делу N А73-4597/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4597/2019
Истец: ПАО СОЦИАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК ПРИМОРЬЯ "ПРИМСОЦБАНК"
Ответчик: Управление Федеральной антимономольной службы по Хабаровскому краю