г. Хабаровск |
|
17 сентября 2019 г. |
А73-22771/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью УК "Северный округ": Долженко Ю.Е. по доверенности от 27.12.2018 N 134;
от акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": Жалостников Д.В. по доверенности от 20.08.2019 N 51/232,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК "Северный округ"
на решение от 08.07.2019
по делу N А73-22771/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Северный округ" (ОГРН 1072722013220, ИНН 2725067430)
к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900)
о признании недействительным предписания,
третьи лица: акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания", публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания",
установил:
в Арбитражный суд Хабаровского края обратилось общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ" (далее - заявитель, ООО УК "Северный округ", Общество) с заявлением о признании недействительным предписание от 16.11.2018 N П2018-02-0994 главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - управление).
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-22771/2018, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ПАО "ДЭК") и акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - АО "ДГК").
Решением от 08.07.2019 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить и принять новый судебный акт, которым признать предписание управления незаконным.
Заявитель жалобы указывает на то, что:
- в части предоставления коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилого фонда на индивидуальные нужды исполнителем коммунальных услуг является РСО, а не управляющая организация;
- судом первой инстанции не исследовался договор управления между собственниками помещений МКД N 86 Стрельникова г. Хабаровска и ООО УК "Северный округ";
- Общество не состоит с ПАО "ДЭК" в каких-либо договорных отношениях в части начисления и получения платы за тепловую энергию, следовательно, не может давать ПАО "ДЭК" указания по проведению перерасчета в целях исполнения предписания, таким полномочием обладает АО "ДГК", что еще раз подтверждает неисполнимость предписания со стороны ООО УК "Северный округ", его исполнение полностью зависит от воли АО "ДГК" и ПАО "ДЭК".
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению арбитражным судом апелляционной инстанции.
Управление и ПАО "ДЭК", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель АО "ДГК" отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав пояснения представителей Общества и АО "ДГК", исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
На основании лицензии от 06.04.2015 N 027-000039 и договора управления от 17.07.2018 N Ж6/У-58 ООО УК "Северный округ" осуществляет деятельность по управлению МКД N 86 по ул. Трехгорная в г. Хабаровске.
В соответствии с распоряжением от 18.10.2018 N 3317-р специалистами
С целью осуществления лицензионного контроля в связи с поступившим обращением гражданина, зарегистрированным за номером Т-9876ж от 01.10.2018, в отношении ООО УК "Северный округ" Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края была проведена внеплановая выездная проверка в ходе которой установлено:
- произведенный расчет платы в платежных документах МКД N 86 по ул. Трехгорная в г. Хабаровске за июнь - сентябрь 2018 года за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не соответствует требованиям пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в том числе формуле 23 Приложения N 2 к Правилам N 354;
- в одной из жилых комнат квартиры N 12 МКД выявлен факт отслоения обоев над окном в месте сопряжения плиты перекрытия и наружной стены;
- в квартире N 48 МКД выявлен факт отслоения обоев в одной из жилых комнат в левом углу в месте сопряжения плиты перекрытия и межкомнатной перегородки.
Жителями указанных квартир даны устные пояснения о том, что в зимний период времени года происходит промерзание межпанельных швов в вышеуказанных местах квартир N N 12, 48 МКД, что является нарушением требований пунктов 4.2.1.1, 4.10, 2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), результаты которой отражены в акте от 16.11.2018 N П2018-02-0994.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 16.11.2018 N П2018-02-0994, согласно которому ООО УК "Северный округ" в установленный в предписании срок до 30.03.2019 необходимо устранить выявленные нарушения в установленном законом порядке.
Не согласившись с предписанием управления, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Одним из способов управления многоквартирным домом является управление многоквартирным домом управляющей организацией (части 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что ООО УК "Северный округ" на основании лицензии от 06.04.2015 N 027-000039 и договора управления МКД от 17.07.2018 N Ж6/У-58 осуществляет управление МКД, расположенным по адресу: г. Хабаровск, ул. Трехгорная, д. 86.
Согласно пункту 2.1 договора управления, управляющая организация (ООО УК "Северный округ") обязуется обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, в пределах границ эксплуатационной ответственности общего имущества, определенных действующим законодательством на момент заключения данного договора.
Согласно пункту 3.1 договора управляющая организация обязуется:
- осуществлять управление МКД в соответствии с условиями настоящего Договора и действующим законодательством (подпункт 3.1.1 договора);
- представлять интересы собственников жилых и нежилых помещений в МКД по предмету договора, в том числе по заключению договоров, направленных на достижение целей настоящего договора, во всех организациях, предприятиях и учреждениях любых организационно-правовых форм и уровней (подпункт 3.1.3 договора).
Собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям (части 7, 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Согласно пункту 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме могут определяться, в том числе, в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, ресурсоснабжающая организация (далее - РСО) в случаях, определенных Правилами N 354, может выступать исполнителем коммунальных услуг.
Из положений пунктов 14, 15 и 17 Правил N 354 следует, что РСО, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, предоставляет коммунальные услуги соответствующего вида собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищество, кооператив) до даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса (далее - договор ресурсоснабжения), заключенному управляющей организацией (товариществом, кооперативом) с РСО или с даты расторжения договора ресурсоснабжения между управляющей организацией (товариществом кооперативом) и РСО.
В отсутствие заключенных с РСО договоров ресурсоснабжения управляющая организация, товарищество или кооператив не могут осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг.
Следовательно, на основании пунктов 8, 9, 14, 15, 17 Правил N 354 РСО предоставляют коммунальные услуги собственникам (пользователям) помещений в тех многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случаях, когда договоры ресурсоснабжения между управляющими организациями (товариществами, кооперативами) и такими РСО не заключены или расторгнуты.
При этом согласно пунктам 6 - 9, 17 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме в период до даты начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения с управляющей организацией -(товариществом, кооперативом) осуществляется РСО на основании договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления, газоснабжения с собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирном доме, заключенных, в том числе путем совершения потребителями конклюдентных действий.
Как следует из материалов дела, между АО "ДГК" и ООО УК "Северный округ" заключен договор на отпуск тепловой энергии и горячей воды N 968200 от 31.03.2009, в связи с чем, как верно указано судом первой инстацией, исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению в МКД является ООО УК "Северный округ".
В ходе проведения проверки Управлением было установлено, что МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение), который был принят и допущен к расчетам.
При расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в расчетных периодах с июня 2018 года по сентябрь 2018 года включительно использовались фактические показания общедомового прибора учета тепловой энергии, при этом высчитывалось в процентном соотношении количество потребленной тепловой энергии, затраченной на подогрев холодной воды в МКД (отношение объема тепловой энергии по показаниям ОДНУ к объему ГВС по показаниям ОДПУ).
Таким образом, в ходе проверки было установлено, что произведенный расчет платы в платежных документах за июнь - сентябрь 2018 года за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не соответствует требованиям пункта 42 Правил N 354, в том числе формуле 23 Приложения N 2 к Правилам N 354.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2015 N 39/7 "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (филиал "Хабаровская теплосетевая компания") на 2016-2018 годы" утверждены и введены в действие с 01.01.2016 двухкомпонентные тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей АО "ДГК".
В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с абзацем 6 пункта 38 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 Приложения N 2 Правил N 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды, а именно:
где:
Kпов - повышающий коэффициент, величина которого принимается равной 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета горячей воды, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;
- объем потребленной за расчетный период в i-м жилом помещении горячей воды, определенный исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-ом жилом помещении;
Тхв - компонент на холодную воду, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
- объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом помещении, рассчитываемый как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
ТТ/Э - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Формула 23 Приложения N 2 к Правилам N 354 содержит такую величину, как объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении (Vin), и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
В Письме Минстроя России от 22.03.2017 N 9268-ОО/04 отмечено, что установленный Правилами N 354 порядок обеспечивает распределение тепловой энергии на подогрев воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребленной горячей воды. Если же использовать механизм распределения объема тепловой энергии, используемой на цели горячего водоснабжения, определенного коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в горячей воде, то будет складываться ситуация, при которой собственники помещений, несанкционированно подключившиеся к внутриквартирной системе горячего водоснабжения и тем самым потребившие больший объем тепловой энергии, будут оплачивать тепловую энергию в составе платы за горячее водоснабжение меньше, чем собственники помещений, в которых отсутствуют дополнительные теплопотребляющие устройства. Применение при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению показаний приборов учета тепловой энергии, использованной на цели горячего водоснабжения, в определенных ситуациях привело бы к резкому увеличению платы отдельными потребителями, в зависимости от интенсивности потребления в тех или иных помещениях многоквартирного дома, а также наличия или отсутствия факта потребления горячей воды.
Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01 января 2020 года.
В спорный период (июнь - сентябрь 2018 года) норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, уполномоченным органом не был утвержден.
Принимая во внимание изложенный выше правовой подход, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в расчетах с потребителями МКД оснований для учета в составе услуги по горячему водоснабжению фактически зафиксированного количества тепловой энергии у Общества не имелось.
Поскольку при определении размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, потребленную на индивидуальные нужды, Обществом был использован показатель, не предусмотренный формулой 23 Приложения N 2 к Правилам N 354, т.е. был применен альтернативный способ расчета указанной платы, не предусмотренный жилищным законодательством, в частности Правилами N 354, вывод Управления о допущенных Обществом в данной части нарушениях требований действующего законодательства Российской Федерации является правомерным.
Доводы заявителя о том, что ООО УК "Северный округ" не является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, обоснованно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
При этом пунктом 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 5 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), исполнитель в лице управляющей организации - не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
В силу пункта 7 Правил N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Из вышеприведенных правовых норм и условий договора управления МКД следует, что с момента заключения договора управления МКД ООО УК "Северный округ" приобрело статус исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг потребителям, проживающим в указанном МКД.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259, с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
В соответствии с пунктом 1.1 договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды от 31.03.2009 N 968200, заключенного между АО "ДГК" (Ресурсоснабжающая организация) и ООО УК "Северный округ" (Исполнитель), АО "ДГК" подает, а ООО УК "Северный округ" на условиях настоящего договора принимает тепловую энергию и горячую воду на границе эксплуатационной ответственности и обеспечивает их доставку через теплопотребляюшую систему МКД собственникам и нанимателям жилого фонда, находящегося в управлении Исполнителя, а также принимает и оплачивает тепловую энергию и горячую воду, используемую для отопления и горячего водоснабжения служебных помещений, занимаемых Исполнителем.
В силу пункта 4.1.2 договора от 31.03.2009 N 968200 ООО УК "Северный округ" обязуется обеспечить собственникам и нанимателям помещений в МКД предоставление транспортировки услуг отопления и горячего водоснабжения надлежащего качества с соблюдением СНиП в пределах границ эксплуатационной ответственности, в соответствии с согласованным с АО "ДГК" и утвержденным администрацией города Хабаровска графиком запуска домов (с составлением двустороннего акта) и датой начала отопительного сезона.
При этом согласно пункту 6 раздела "Термины и обозначения" договора от 31.03.2009 N 968200 под транспортировкой понимается доставка тепловой энергии и горячей воды через внутридомовые инженерные сети до потребителя с целью предоставления услуг по отоплению и горячему водоснабжению, без ухудшения качества ресурса, полученного на границе эксплуатационной ответственности.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 коммунальным ресурсом является, в частности, горячая вода, используемая для предоставления коммунальных услуг и потребляемая при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Под коммунальной услугой понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами.
В силу пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Таким образом, принимая во внимание вышеприведенные нормы Правил N 354, исходя из буквального толкования условий договора от 31.03.2009 N 968200 следует, что между ООО УК "Северный округ" и АО "ДГК" заключен договор на приобретение коммунального ресурса "горячая вода" с целью его использования при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителям, проживающим в спорном МКД.
При таких обстоятельствах, Общество реализовало обязанность исполнителя коммунальных услуг по предоставлению потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению, заключив с АО "ДГК" договор от 31.03.2009 N 968200, что, в свою очередь, подтверждает тот факт, что Общество обладает статусом исполнителя коммунальных услуг.
Так же обоснованно отклонены доводы Общества о том, что АО "ДГК", а не ООО УК "Северный округ" является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению спорного МКД, поскольку в силу пунктов 1.3, 3.1.5 договора от 31.03.2009 N 968200 АО "ДГК" самостоятельно, без участия Общества, осуществляет начисление и сбор платы за горячую воду, выставляет квитанции на оплату горячей воды непосредственно гражданам - потребителям, проживающим в МКД.
Пунктом 64 Правил N 354 предусмотрено право потребителей при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем.
Таким образом, приведенный Обществом довод является несостоятельным, поскольку не свидетельствует об изменении состава сторон ни в обязательстве по предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению между Обществом, как исполнителем коммунальных услуг, и потребителями - собственниками помещений в МКД, ни в обязательстве по приобретению коммунального ресурса "горячая вода" между Обществом и ресурсоснабжающей организацией АО "ДГК" по договору от 31.03.2009 N 968200.
При этом установленный договором от 31.03.2009 N 968200 порядок расчетов, согласно которому плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению вносится потребителями непосредственно в ресурсоснабжающую организацию АО "ДГК", представляет собой предусмотренную статьей 313 ГК РФ возможность исполнения обязательства третьими лицами, а именно, исполнение потребителями (третьи лица) обязательств Общества по внесению платы ресурсоснабжающей организации АО "ДГК" за коммунальный ресурс "горячая вода" по договору от 31.03.2009 N 968200, что само по себе не влечет изменения состава сторон в обязательстве по приобретению коммунального ресурса "горячая вода" между Обществом и ресурсоснабжающей организацией АО "ДГК" по договору от 31.03.2009 N 968200.
На основании вышеизложенного, пункт 1 предписания от 16.11.2018 N П2018-02-0994 является правомерным, поскольку ООО УК "Северный округ" в соответствии с договором управления МКД и договором от 31.03.2009 N 968200 является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно подпункту "д" пункта 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
С учетом этого, оспариваемое предписание правомерно выдано Обществу как надлежащему лицу, обладающему полномочием на осуществление проверки правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги.
Кроме этого, в платежных документах по жилому помещению N 15 МКД за июнь - сентябрь 2018 года прямо указан исполнитель коммунальной услуги горячего водоснабжения - ООО УК "Северный округ".
Далее, как следует из материалов дела, в ходе проверки Управление установило, что в одной из жилых комнат квартиры N 12 МКД выявлен факт отслоения обоев над окном в месте сопряжения плиты перекрытия и наружной стены. В квартире N 48 МКД выявлен факт отслоения обоев в одной из жилых комнат в левом углу в месте сопряжения плиты перекрытия и межкомнатной перегородки.
Как следует из акта проверки от 16.11.2018 N П2018-02-0994, жителями указанных квартир даны устные пояснения о том, что в зимний период времени года происходит промерзание межпанельных швов в вышеуказанных местах квартир NN 12 и 48 МКД. При этом в акте проверки от 16.11.2018 N П2018-02-0994 отражено, что осмотреть заполнение межпанельных швов квартир NN 12 и 48 МКД не представляется возможным, поскольку квартиры расположены на 3-м этаже МКД.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи ООО УК "Северный округ" оспариваемого предписания, пунктом 2 которого в срок до 30.03.2019 Обществу предписано провести тепловизионное обследование ограждающих конструкций квартир вышеуказанных квартир МКД на предмет промерзания межпанельных швов в установленный срок.
Как было указано выше, ООО УК "Северный округ" осуществляет деятельность по управлению спорным МКД на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 06.04.2015 N 027-000039 и договора управления от 17.07.2018 N Ж6/У-58.
Согласно договору управления Общество в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД (пункт 2.1 договора управления).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (части 1.1, 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Таким образом, управляющая организация, осуществляющая деятельность по управлению многоквартирными домами, обязана оказывать все услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в данном доме лицам, в соответствии с требованиями технических регламентов и установленными Правительством Российской Федерации правилами.
Поскольку, как верно отмечено арбитражным судом, Общество приняло на себя обязательства по предоставлению услуг по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в спорном МКД в соответствии с требованиями действующих правил и норм, лицом, ответственным за содержание и ремонт спорного МКД, на момент проведения проверки являлось Общество.
Состав общего имущества многоквартирного дома определен статьей 36 ЖК РФ, пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных Постановлением Правительства Российский Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в соответствии с которыми к общему имуществу многоквартирного дома относятся ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В соответствии с подпунктами "а", "б", "г" пункта 10 Правил N 491 общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, опубликованы в "Российской газете" от 23.10.2003 N 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и иными лицами.
В соответствии с пунктом 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:
- заданный температурно-влажностный режим внутри здания;
- исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность);
- устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
- теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Согласно пункту 4.10.2.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.) Таким образом, пунктами 4.2.1.1. 4.10.2.1 Правил N 170 прямо установлены обязанности управляющей организации по обеспечению исправного состояния жилого дома, в том числе ограждающих конструкций (стен), по обеспечению теплозащиты наружных стен в целях исключения возможности их промерзания и теплопотерь, а также по регулярному осуществлению мероприятий, направленных на устранение причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций.
В соответствии с разделом Национального стандарта РФ ГОСТ Р 54852-2011 "Здания и сооружения. Метод тепловизионного контроля качества теплоизоляции ограждающих конструкций", утвержденного Приказом Росстандарта от 15.12.2011 N 1557-ст (далее - Стандарт), настоящий Стандарт распространяется на ограждающие конструкции жилых, общественных, промышленных и сельскохозяйственных зданий и сооружений с нормируемой температурой внутреннего воздуха помещений и устанавливает метод тепловизионного контроля качества теплозащиты одно- и многослойных конструкций (наружных стен, перекрытий, в том числе стыковых соединений) в натурных и лабораторных условиях, определения мест и размеров участков, подлежащих ремонту для восстановления требуемых теплозащитных качеств.
Тепловизионный контроль представляет собой неразрушающий контроль, основанный на бесконтактном измерении теплового излучения и регистрации температурных полей на поверхности ограждающих конструкций. Тепловизор - это прибор или совокупность приборов, предназначенных для преобразования теплового изображения объекта в видимое (пункты 3.18, 3.19 Стандарта).
В соответствии с пунктом 4.1 Стандарта метод тепловизионного контроля качества теплоизоляции ограждающих конструкций основан на дистанционном измерении тепловизором полей температур поверхностей ограждающих конструкций, между внутренними и наружными поверхностями которых существует перепад температур, и визуализации температурных аномалий для определения дефектов в виде областей повышенных теплопотерь, связанных с нарушением теплоизоляции, а также участков внутренних поверхностей ограждающих конструкций, температура которых в процессе эксплуатации может опускаться ниже точки росы.
Из положений пункта 4.3 Стандарта следует, что тепловизионному контролю подвергают наружные и/или внутренние поверхности ограждающих конструкций.
В силу пункта 7.1.2 Стандарта тепловизионный осмотр ограждающих конструкций проводится с целью создания общей характеристики качества теплоизоляции ограждающих конструкций.
Таким образом, из вышеприведенных правовых норм следует, что контроль качества теплозащиты ограждающих конструкций (стен) жилых зданий осуществляется исключительно методом тепловизионного обследования Проведение такого обследования не зависит от наличия визуальных признаков нарушения теплозащитных качеств ограждающих конструкций, а также от несоблюдения нормативных параметров температуры и влажности в помещении жилого дома или иного здания.
В связи с этим, доводы Общества о необоснованности оспариваемого предписания ввиду необоснованности проведения тепловизионного обследования при отсутствии визуальных признаков нарушения теплозащитных качеств ограждающих конструкций и стыков МКД, а также при отсутствии данных о несоблюдении нормативных параметров температуры и влажности в помещении МКД, суд отклоняет, как противоречащие вышеприведенным положениям Правил N 170 и Стандарта.
Ссылки Общества на положения "ВСН 43-96. Ведомственные строительные нормы по теплотехническим обследованиям наружных ограждающих конструкций зданий с применением малогабаритных тепловизоров", а также на положения ОСТ 20-2-74 "Методы проверки теплозащитных качеств и воздухонепроницаемости ограждающих конструкций в крупнопанельных зданиях", суд также отклоняет, поскольку данные документы не зарегистрированы в установленном порядке в Минюсте России.
ГОСТ 25380-2014 "Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Метод измерения плотности тепловых потоков, проходящих через ограждающие конструкции" и ГОСТ 26253-2014 "Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Метод определения теплоустойчивости ограждающих конструкций", на которые ссылается Общество, суд также отклоняет, поскольку указанные документы не регулируют порядок осуществления контроля качества теплозащиты ограждающих конструкций (стен) жилых зданий.
Доводы Общества о необоснованности вывода Управления о нарушении Обществом пунктов 4.2.1.1, 4.10.2.1 Правил N 170 ввиду того, что в ходе проверки температура и влажность в жилом помещении МКД не измерялась, а в акте проверки от 16.11.2018 N П2018-02-0994 отсутствуют сведения о выявлении признаков увлажнения ограждающих конструкций, суд также отклоняет.
Пунктами 4.2.1.1, 4.10.2.1 Правил N 170 установлены обязанности управляющей организации по обеспечению исправного состояния жилого дома, в том числе ограждающих конструкций (стен) жилого дома, по обеспечению теплозащиты наружных стен в целях исключения возможности их промерзания и теплопотерь, а также по регулярному осуществлению мероприятий, направленных на устранение причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций, в том числе путем утепление дефектных ограждающих конструкций.
При этом пункты 4.2.1.1, 4.10.2.1 Правил N 170 не предусматривают необходимость определения температурного и влажностного режима в помещениях жилого дома в целях исполнения управляющими организациями обязанностей, установленных данными правовыми нормами.
Таким образом, учитывая, что жители квартир N N 12, 48 МКД дали устные пояснения о том, что в зимний период времени года происходит промерзание межпанельных швов в тех местах указанных квартир, где в ходе проверки выявлен факт отслоения обоев, что зафиксировано в акте проверки от 16.11.2018 N П2018-02-0994, вывод Управления о допущенных Обществом нарушениях требований пунктов 4.2.1.1, 4.10.2.1 Правил N 170, является обоснованным.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества.
Указанные в апелляционной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм права и фактических обстоятельств дела.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Излишне уплаченная за подачу апелляционной жалобы государственная пошлина возвращается заявителю из федерального бюджета на основании ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 08.07.2019 по делу N А73-22771/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "Северный округ" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 11.07.2019 N 1253.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-22771/2018
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СЕВЕРНЫЙ ОКРУГ"
Ответчик: КОМИТЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: АО "Дальневосточная Генерирующая Компания", АО "ДГК", ПАО "Дальневосточная энергетическая компания", ПАО "ДЭК"