г. Тула |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А23-3161/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.09.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., при участии в судебном заседании от ответчика - управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001345598, ИНН 4026003620) - Чурикова М.А. (доверенность от 09.01.2019 N 6д), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Геотехнология-2007" (Московская область, г. Электросталь, ОГРН 1075053003299, ИНН 5053052210), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калужской области" (Калужская область, Дзержинский район, пос. Товарково, ОГРН 1024000570220, ИНН 4004009072), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 21.06.2019 по делу N А23-3161/2019 (судья Харчиков Д.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Геотехнология-2007" (далее - ООО "Геотехнология-2007", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее - Калужское УФАС России, управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 23.01.2019 по делу N 40-03РНП/2019 о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 3 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калужской области" (далее - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Калужской области).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 21.06.2019 заявленные требования удовлетворены, решение Калужского УФАС России от 23.01.2019 N 40-03РНП/2019 признано недействительным, на антимонопольный орган возложена обязанность в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Геотехнология-2007" путем исключения из реестра недобросовестных поставщиков сведений, внесенных на основании решения Калужского УФАС России от 23.01.2019 N 40-03РНП/2019.
Не согласившись с решением суда, Калужское УФАС России обжаловало его в апелляционном порядке.
ООО "Геотехнология-2007" возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ФКУ ИК-3 УФСИН России по Калужской области отзыв на жалобу не представило.
Заявитель и третье лицо в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, между ФКУ ИК-3 УФСИН России по Калужской области (заказчик) и обществом (исполнитель) 06.11.2018 заключен контракт N 175 ИКЗ 181400400907240040100101060017112244 на оказание услуг по разработке проекта зон санитарной охраны водозабора.
Заказчик, придя к выводу о нарушении исполнителем условий контракта, принял решение о его расторжении в одностороннем порядке и 09.01.2019 обратился в антимонопольный орган с заявлением о включении исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам рассмотрения обращения антимонопольный орган установил, что 16.10.2018 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение N 0337100013618000073 о проведении запроса котировок, предметом которого является закупка разработки проекта зон санитарной охраны водозабора.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 117 066 руб. 66 коп.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 24.10.2018 N П1 единственная поданная заявка ООО "Геотехнология-2007" признана соответствующей требованиям запроса котировок и данное общество признано победителем запроса котировок.
По результатам проведения запроса котировок 06.11.2018 между ФКУ ИК-3 УФСИН России по Калужской области и ООО "Геотехнология-2007" заключен государственный контракт N 175 на оказание услуг по разработке проекта зон санитарной охраны водозабора.
В силу пункта 7.3 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 7.4 контракта предусмотрено, что государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях: выявления по результатам экспертизы несоответствия качественных характеристик услуг условиям контракта, препятствующего приемке услуг; неоднократного нарушения сроков оказания услуг; неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем иных обязательств, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и контрактом.
На основании пункта 1.1 контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке. К отношениям сторон по контракту применяются требования гражданского законодательства, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 1.2 контракта государственный заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства на оказание услуг по разработке проекта зон санитарной охраны водозабора в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Калужской области (далее - услуги), а государственный заказчик обязуется принять и оплатить выполненные услуги в соответствии с условиями контракта.
В соответствии с пунктом 1.3 контракта установлен срок оказания услуг: с момента подписания государственного контракта и до 14.12.2018.
Согласно пунктам 2.1.2, 2.1.4, 2.1.6, 2.1.7 контракта исполнитель обязан:
- своими силами и материалами выполнить услуги качественно, в полном объеме в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), в указанные в контракте сроки;
- обеспечить своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке услуг или допущенных по собственной вине, за свой счет;
- незамедлительно информировать государственного заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или нецелесообразности продолжения выполнения услуг;
- нести ответственность перед государственным заказчиком за ненадлежащее оказание услуг.
В соответствии с пунктом 2.3.2 государственный заказчик обязан своевременно сообщить в письменной форме исполнителю о недостатках, обнаруженных при приемке оказанных услуг.
Согласно пунктам 2.4.1, 2.4.2 контракта государственный заказчик имеет право:
- осуществлять контроль за исполнением контракта, проверять соответствие содержание объемов, сроков выполнения, качества услуг по контракту, техническому заданию (приложение N 1 к контракту), не вмешиваясь в его деятельность;
- требовать от исполнителя надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе техническим заданием (приложение N 1 к контракту), также своевременного устранения выявленных недостатков при исполнении контракта.
Согласно представленным документам и пояснениям ФКУ ИК-3 УФСИН России по Калужской области 16.11.2018 от ООО "Геотехнология-2007" поступил проект санитарной охраны водозабора.
При проведении проверки результатов оказанных услуг условиям государственного контракта и извещению о проведении закупки (техническому заданию) выявлено, что представленный ООО "Геотехнология-2007" проект санитарной охраны водозабора по своем содержанию не соответствует требованиям, указанным в техническом задании, а именно не содержит санитарно-эпидемиологического заключения и не утвержден департаментом Калужской области по природным ресурсам.
В соответствии с пунктом 5 технического задания содержание услуг состоит из:
- разработки проекта "Организация зоны санитарной охраны (ЗСО) водозабора и поверхностного источника" в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (пункт 5.1);
- получения санитарно-эпидемиологического заключения в управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области (пункт 5.2);
- утверждения проекта департаментом Калужской области по природным ресурсам экологии (пункт 5.3).
В адрес ООО "Геотехнология-2007" 22.11.2018 направлено претензионное письмо с просьбой устранить недоработки в проекте и оказать услуги в полном объеме.
От ООО "Геотехнология-2007" 22.11.2018 получен ответ на претензию, в котором указано, что по контракту исполнитель оказывает услуги по разработке проекта санитарной охраны водозабора, в тексте контракта отсутствует необходимость согласования и утверждения проекта в Роспотребнадзоре и департаменте Калужской области по природным ресурсам и экологии.
В адрес ООО "Геотехнология-2007" 26.11.2018 направлен мотивированный отказ от подписания акта оказанных услуг.
В связи с тем, что услуги не были оказаны должным образом, заказчиком на основании статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и в соответствии с пунктом 7.3 государственного контракта 27.11.2018 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 29.11.2018 направлено ООО "Геотехнология-2007" по почте заказным письмом с уведомлением и посредством электронной почты.
Кроме того, 28.11.2018 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено на официальном сайте.
Заказчик 12.12.2018 получил уведомление о прочтении письма, направленного по электронной почте. Таким образом, согласно пояснениям заказчика, датой надлежащего уведомления ООО "Геотехнология-2007" о принятом решении является 12.12.2018.
В ходе рассмотрения обращения ФКУ ИК-3 УФСИН России по Калужской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Геотехнология-2007" доказательств того, что общество в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранило нарушения условий контракта, явившиеся основанием для принятия указанного решения, не представлено.
В связи с указанными обстоятельствами 25.12.2018 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
Согласно письменным пояснениям директора ООО "Геотехнология-2007" организация выполнила государственный контракт от 06.11.2018 N 175 с ФКУ ИК-3 УФСИН России по Калужской области на оказание услуг по разработке проекта зон санитарной охраны действующего водозабора в полном объеме и в установленные контрактом сроки. Результаты работ по контракту переданы в ИК-3 и до настоящего времени в адрес общества не возвращены. Претензия ФКУ ИК-3 к ООО "Геотехнология-2007" в части согласования проекта в государственных контролирующих органах является необоснованной, поскольку как в предмете контракта (пункт 1.2), так и в техническом задании (приложение N 1 к контракту) отсутствуют указания на необходимость согласования проекта.
Комиссия Калужского УФАС России вопреки позиции общества полагает, что, подав заявку на участие в запросе котировок, лицо согласилось с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении запроса котировок (техническим заданием, проектом контракта). Отмечает, что частью 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных, в том числе извещением об осуществлении закупки. Обращает внимание на то, что пункт 1.1 заключенного государственного контракта прямо указывает, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке. Указывает на то, что ООО "Геотехнология-2007" не обеспечило соблюдение прав заказчика относительно срока исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта.
С учетом обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения обращения ФКУ ИК-3 УФСИН России по Калужской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Геотехнология-2007" на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ООО "Геотехнология-2007" условий контракта, заключенного по результатам запроса котировок N 337100013618000073, предметом которого является закупка разработки проекта зон санитарной охраны водозабора, комиссия Калужского УФАС России пришла к выводу о наличии оснований для включения сведений об ООО "Геотехнология-2007" в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с чем вынесла решение от 23.01.2019 по делу N 40-03РНП/2019.
Не согласившись с данным решением, общество обжаловало его в судебном порядке.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).
В силу части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
В силу частей 8, 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (далее - Правила N 1062).
Размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Исходя из статьи 104 Закона N 44-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон N 44-ФЗ, ни Правила N 1062 не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 данной статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 данной статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В оспариваемом решении антимонопольный орган акцентирует внимание на том, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о закупке и документацией о закупке. Согласно пункту 5 технического задания содержание услуг состоит из: разработки проекта, получении заключения в управлении Роспотребнадзора по Калужской области, утверждении проекта департаментом Калужской области по природным ресурсам и экологии.
Управление считает, что, подавая заявку, общество согласилось с условиями, определенными извещением об осуществлении запроса котировок, и что пункт 1.1 контракта указывает на то, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке.
Вместе с тем, по справедливому суждению суда первой инстанции, ни согласие лица с условиями, предусмотренными извещением, ни декларативное и не соответствующее действительности положение контракта о том, что он заключен на условиях, предусмотренных извещением и документацией о закупке, не умаляют того факта, что контракт заключен (подписан) на иных условиях, с предметом, усеченным по сравнению с тем, что указан в документации о закупке.
В данном случае в тексте контракта, причем как в проекте, так и в подписанном сторонами, в качестве предмета указана всего одна услуга - "разработка проекта зон санитарной охраны водозабора".
Согласованная воля сторон, формализовавшая предмет договора в пункте 1.2 контракта ("_обязательства на оказание услуг по разработке проекта зон санитарной охраны водозабора_"), недвусмысленна, разночтений и сложностей в уяснении не вызывает и не может быть расширительно истолкована как подразумевающая дополнительно согласование и утверждение этого проекта. В техническом задании, являющемся неотъемлемой частью контракта, также названа лишь одна услуга - "разработка проекта зон санитарной охраны водозабора".
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу об исполнении обществом контракта в полном соответствии с его предметом (существенным условием согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В оспариваемом решении антимонопольного органа недобросовестным сочтено буквальное исполнение обществом подписанного сторонами контракта согласно его предмету, содержащему меньший, чем в документации о закупке, объем услуг.
Между тем, как правомерно заключил суд, ненадлежащее исполнение контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в совершении их по неосторожности, когда сторона контракта по небрежности не принимает необходимых мер к выполнению его условий. В настоящем же случае условия контракта в том виде, в каком он был заключен (подписан) сторонами, обществом выполнены, а поэтому у антимонопольного органа отсутствовали основания для вывода о наличии в действиях исполнителя недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения условий контракта или несоблюдения его условий, а, следовательно, и основания для включения сведений об ООО "Геотехнология-2007" в реестр недобросовестных поставщиков.
Доводы управления со ссылкой на СанПиН 2.1.4.1110-02 по праву отклонены судом, поскольку из содержания оспариваемого ненормативного акта не усматривается, что антимонопольный орган при его вынесении руководствовался указанными СанПиН. Кроме того, из пунктов 1.12-1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, на которые обращает внимание Калужское УФАС России, не следует, что разработка проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения включает в себя согласование и утверждение проекта; напротив, проект (как результат разработки) отделен от последующих этапов его согласования и утверждения.
На основании изложенного апелляционный суд полагает правильным вывод суда первой инстанции о наличии совокупности условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, для признания оспариваемого решения от 23.01.2019 по делу N 40-03РНП/2019 недействительным.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте.
Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 21.06.2019 по делу N А23-3161/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-3161/2019
Истец: ООО Геотехнология-2007
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Калужской области
Третье лицо: ФКУ ИК-3 УФСИН России по Калужской области