г. Челябинск |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А34-373/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Водный Союз" на решение Арбитражного суда Курганской области от 09.07.2019 по делу N А34-373/2019 (судья Желейко Т.Ю.).
Акционерное общество "Водный Союз" (далее - заявитель, АО "Водный Союз", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - административный орган, инспекция) от 19.12.2018 N 00176, которым заявитель привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Определением суда от 31.01.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 18.03.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.
Решением суда первой инстанции от 09.07.2019 (резолютивная часть объявлена 02.07.2019) в удовлетворении заявленных требований оказано.
АО "Водный Союз" с принятым судебным актом не согласилось, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на отсутствие в его действиях объективной стороны состава правонарушения. В этой связи приводит следующие доводы: отключение холодного водоснабжения для ремонта и замены гидрантов выполнялось обществом в рамках муниципального контракта с предварительным оповещением абонентов через средства массовой информации; проведенным обследованием установлено, что гидранты подлежат замене, что относится к авариям на водопроводе, подлежащим устранению в порядке осуществления капитального ремонта, и нормативно установленная продолжительность перерыва подачи холодной воды при производстве аварийных работ соблюдена; при этом, на одно из зданий требования Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) не распространяются, так как оно не является многоквартирным домом (общеобразовательная школа). Также, заявитель считает, что отсутствует его вина в совершении правонарушения и полагает, что оспоренным постановлением он привлечен к ответственности дважды, что недопустимо.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "Водный Союз" зарегистрировано 16.04.2010 за основным государственным регистрационным номером 1104501002209 и осуществляет деятельность по забору, очистке и распределению воды.
В соответствии с постановлением Администрации города Кургана от 08.07.2013 N 4914 ООО "Водный Союз" является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа города Кургана (л.д.77).
На основании муниципального контракта от 13.08.2018 N 0143300006918000604-0148536-01 общество в 2018 году осуществляло выполнение ремонтных работ пожарных гидрантов, расположенных на территории муниципального образования города Кургана (л.д.27-41).
В связи с поступлением в инспекцию 19.11.2018 обращения Прокуратуры города Кургана. Содержащего сведения о выявленных фактах систематического длительного прекращения АО "Водный Союз" водоснабжения жилых домов (л.д.53-57), приказом начальника инспекции от 26.11.2018 N 04333 в отношении общества назначено проведение внеплановой документарной проверки (л.д.58).
По итогам проведенных в период с 26.11.2018 по 13.12.2018 проверочных мероприятий инспекцией составлен Акт проверки от 13.12.2018, которым зафиксировано нарушение обществом пункта 31 Правил N 354, и пункта 1 Приложения N 1 к Правилам N 354 ввиду превышения максимальной продолжительности перерыва подачи холодной воды при выполнении работ по замене пожарных гидрантов по адресам: г. Курган, ул. Станционная, 37 (продолжительность перерыва 07.11.2018 с 09 ч. 20 мин. до 20 ч. 00 мин.); г. Курган, ул. Станционная, 45 (продолжительность перерыва 07.11.2018 с 09 ч. 20 мин. до 20 ч. 00 мин.); г. Курган, ул. Конституции, 56 (продолжительность перерыва 09.11.2018 с 10 ч. 30 мин. до 20 ч. 00 мин.) (л.д.59-60).
Уведомлением от 12.12.2018 N 04129 представитель общества приглашен в инспекцию для участия в составлении протокола об административном правонарушении в связи с выявленными нарушениями. Уведомление направлено обществу по факсу и получено адресатом 12.12.2018 (л.д.61-62).
По фактам выявленных нарушений в отношении заявителя, в присутствии его представителя 13.12.2018 составлен протокол N 00974 об административном правонарушении, по признакам правонарушения, предусмотренного статьёй 7.23 КоАП РФ (л.д.63-64). Копия протокола, содержащего извещение общества о рассмотрении дела об административном правонарушении 19.12.2018, направлена в адрес общества по почте и получена адресатом 10.01.2019 (л.д.65).
Постановлением от 19.12.2018 N 00176 заявитель привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 7.23 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 5000 рублей (л.д.24-26, 50-52).
Не согласившись с этим постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях АО "Водный Союз" состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Вывод суда является верным.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки данности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ, нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 этого Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12). Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15). Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (часть 16).
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Правилами N 354 регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно Правилам N 354, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2); одним из видов коммунальных услуг является горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "б" пункта 4).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354, одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 1 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлено, что допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды должна составлять 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, а при аварии тупиковой магистрали - 24 часа.
В соответствии с пунктом 121 Правил N 354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
Проведенной инспекцией проверкой установлено и заявителем не оспаривается, что в целях выполнения работ по ремонту и замене пожарных гидрантов заявителем с предварительным оповещением абонентов через средства массовой информации, в рамках муниципального контракта N 014333000069180006040148536-01 от 13.08.2018 осуществлено отключение подачи холодной воды в многоквартирные дома по ул. Станционная, д. 37 - 07.11.2018 с 09 час. 20 мин. до 20 час. 00 мин., по ул. Станционная, д. 45 - 07.11.2018 с 09 час. 20 мин. до 20 час 00 мин, что является превышением допустимой продолжительности перерыва в подаче холодной воды.
В отношении указанного в акте проверки дома 56 по пр. Конституции (перерыв подачи холодной воды - 09.11.2018 с 10 час. 30 мин до 20 ч. 00 мин.) требования Правил N 354 не распространяются, поскольку указанный дом является зданием общеобразовательной школы N 40, на что правомерно указывает податель апелляционной жалобы.
Довод заявителя о проведении работ в связи с аварийной ситуацией, что позволяет производит отключение холодной воды до 24 часов, рассмотрен и обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Так, приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее - Правила), в соответствии с пунктам 2.10.19 и 2.10.20 которых, к планово-предупредительному ремонту на сети относятся: а) профилактические мероприятия - промывка и прочистка сети, околка льда, очистка колодцев и камер от грязи, откачка воды и другие мероприятия, перечисленные в разделе "Надзор за состоянием и содержанием сети" настоящих ПТЭ; б) ремонтные работы - замена люков, скоб, ремонт горловины колодца, подъем и спуск люков и т.д., а к капитальному ремонту на сети относятся работы по: а) сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер); б) прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб; в) замене гидрантов, водоразборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей; г) ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренней поверхности труб; д) защите сети от коррозии и электрокоррозии блуждающими токами; е) ликвидации повреждений дюкеров и переходов под путями и др.
В силу пункта 2.10.21 указанных Правил авариями на водопроводной сети считаются повреждения трубопроводов, сооружений и оборудования на сети или нарушение их эксплуатации, вызывающие полное или частичное прекращение подачи воды абонентам, затопление территории.
В соответствии с пунктом 2.10.22 этих Правил, аварией на водопроводной сети не считается выключение из работы отдельных участков трубопроводов, сооружений или оборудования, произведенное для: а) предотвращения аварии, если при этом не была прекращена подача воды абонентам; б) увеличения подачи воды на пожаротушение; в) проведения планово-предупредительного ремонта, дезинфекции или присоединения к действующей сети новых трубопроводов или домовых вводов с предварительным оповещением абонентов о времени и продолжительности отключения.
Согласно пункту 2.10.23 Правил, в зависимости от характера производимой работы или размера повреждений на сети может возникать необходимость: а) немедленного выключения трубопровода; б) выключения трубопровода с момента начала работ.
Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14 утвержден Свод правил "СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*", в соответствии с пунктом 11.4 которого, расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения I категории следует принимать согласно таблице 25. Для систем водоснабжения II и III категорий указанное в таблице время следует увеличивать соответственно в 1,25 и в 1,5 раза.
При этом, из таблицы 25 следует, что расчетное время для ликвидации аварий на трубопроводах систем водоснабжения диаметром до 400 мм и при глубине заложения более 2 м составляет 12 часов.
В соответствии с примечанием к пункту 11.10 СП 31.13330.2012, разделение водопроводной сети на ремонтные участки должно обеспечивать при выключении одного из участков отключение не более пяти пожарных гидрантов и подачу воды потребителям, не допускающим перерыва в водоснабжении.
Судом установлено, что на основании муниципального контракта от 01.06.2017 N 7 в период с 01.06.2017 по 19.06.2017 АО "Водный союз" были проведены работы по обследованию состояния пожарных гидрантов, расположенных на территории муниципального образования города Кургана (л.д.154-164).
По результатам проведенного в 2017 году обследования 13.08.2018 заключен муниципальный контракт на проведение ремонта пожарных гидрантов N 014333000069180006040148536-01 (л.д.27 - 41).
То есть, как верно указано судом первой инстанции, ремонт и замена пожарных гидрантов производилась АО "Водный союз" не в связи с ликвидацией аварийной ситуации, а в связи с проведением планового ремонта и замены пожарных гидрантов. Доказательств наличия аварийных ситуаций на водопроводе в соответствии с пунктом 2.10.21 Правил заявителем не представлено.
С учетом приведенных обстоятельств следует признать подтвержденным наличие в действиях заявителя объективной стороны состава вмененного ему правонарушения, а приведенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у АО "Водный Союз" объективной возможности обеспечить холодное водоснабжение в соответствии с установленными требованиями, невозможности проведения работ в нормативно установленный промежуток времени, с соблюдением максимальной продолжительности перерыва подачи коммунального ресурса, а также доказательств, свидетельствующих о принятии всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства в материалах дела не имеется.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины АО "Водный Союз" в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Существенных нарушений административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Заявитель указывает на то обстоятельство, что оспоренным постановлением он привлечен к административной ответственности дважды, что является недопустимым.
Однако, этот довод заявителя не соответствует содержанию оцениваемого постановления. Привлечение общества к ответственности за два факта допущенных нарушений нормативных требований не свидетельствует о повторности его привлечения.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.
Размер примененного административным органом наказания соответствует минимальному размеру санкции статьи 7.23 КоАП РФ.
Привлечение к ответственности состоялось в пределах установленного законом срока давности.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспоренного постановления незаконным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганская области от 09.07.2019 по делу N А34-373/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Водный Союз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-373/2019
Истец: АО "ВОДНЫЙ СОЮЗ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Курганской области