г. Москва |
|
22 января 2024 г. |
Дело N А40-114479/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А. Чеботаревой
судей: |
И.В. Бекетовой, В.А. Яцевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.10.2023 по делу N А40-114479/23 (21-900)
по заявлению Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным и отмене распоряжения,
при участии:
от заявителя: |
Столяров А.А. - по дов. от 01.01.2023; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения" (далее - заявитель, общество, ФГУП РСВО) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы (далее - заинтересованное лицо, ДГИ г. Москвы) от 07.04.2023 г. N 19576 об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества.
Решением суда от 23.10.2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель ссылается, что оспариваемое распоряжение нарушаюшает законные интересы ФГУП РСВО в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как на основании данного распоряжение ФГУП РСВО будет обязано освободить вышеназванное помещение от оборудования Усилительной станции N 41, что приведет к утрате основного дохода ФГУП РСВО от получения абонентской платы за предоставление оператором связи доступа к сети проводного вещания.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФГУП РСВО на праве хозяйственного ведения распоряжалось нежилым помещением: с кадастровым номером 77:03:0002003:8392, площадью 31,3 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ш. Открытое, д. 21, корп. 2, помещение 1/1,, что подтверждается Сведениями об основных характеристиках объекта недвижимости от 29.12.2022 г. N 99/2022/513981867.
Здание, расположенное по адресу: г. Москва, ш. Открытое, д. 21, корп. 2, является многоквартирным домом.
В нежилом помещении расположена Усилительная станция N 41, что подтверждается Актом N 1 о вводе фрагмента сети электросвязи в эксплуатацию от 21.05.2015 г., Исх. N 30747-12/77 от 11.09.2015 г.
Многоквартирный дом по адресу: г. Москва, ш. Открытое, д. 21, корп. 2, включен в перечень многоквартирных домов, переселение которых в рамках реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве осуществляется в 2025-2028 годах (п. 542 Приложения 2 к приказу Департамента градостроительной политики города Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Департамента строительства города Москвы от 12 августа 2020 г. N 45/182/ПР-335/20).
ДГИ г. Москвы издано распоряжение от 07.04.2023 г. N 19576 об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества: нежилое помещение с кадастровым номером 77:03:0002003:8392, площадью 31,3 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ш. Открытое, д. 21, корп. 2, помещение 1/1.
При указанных обстоятельствах заявитель обратился в Арбитражный суд г.Москвы с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение действующему законодательству не противоречит, доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя не представлено.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Судом первой инстанции верно установлено, что нежилое помещение с кадастровым номером 77:03:0002003:8392, площадью 31,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, Открытое шоссе, д. 21, корп. 2, помещение 1/1 (далее - Нежилое помещение), находится в собственности Российской Федерации.
Так, согласно пункту 2 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
В соответствии с п. 4.2.14 (1) Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы принимает решения об изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве.
Во исполнение порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, а также организаций при изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах для государственных нужд города Москвы в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве (далее -Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 23.12.2015 N 941-ПП "Об утверждении порядков взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, а также организаций при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение освобождения территорий города Москвы, и признании утратившими силу правовых актов города Москвы", Департамент уполномочен на совершение следующих действий при изъятии нежилых помещений расположенных в многоквартирных домах включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве:
- направление запроса в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в целях выявления лиц, нежилые помещения которых подлежат изъятию в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве;
- подготовку и принятие правового акта об изъятии нежилых помещений в рамках реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - решение об изъятии нежилых помещений);
- опубликование в порядке, аналогичном порядку, установленному для опубликования сообщений о планируемом изъятии земельных участков, сообщения о планируемом изъятии нежилых помещений;
- направление решения об изъятии нежилых помещений правообладателям изымаемых объектов недвижимого имущества;
- опубликование решение об изъятии нежилых помещений;
- направление копию решения об изъятии нежилых помещений в Росреестр;
- обеспечение направления в Департамент экономической политики и развития города Москвы копии решения об изъятии нежилых помещений в целях организации проведения независимой оценки рыночной стоимости изымаемых нежилых помещений, а также определения убытков, причиненных изъятием нежилых помещений;
- обеспечение подготовки проекта соглашения об изъятии нежилых помещений для государственных нужд города Москвы в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - соглашение об изъятии) и направление проекта соглашения об изъятии собственнику нежилых помещений для подписания;
- в случае если по истечении 90 календарных дней со дня получения проекта соглашения об изъятии собственником изымаемого нежилого помещения не представлено подписанное соглашение об изъятии, Департамент обращается в суд с требованием о принудительном изъятии нежилого помещения.
Заявитель ссылается, что Департаментом, при принятии оспариваемого Распоряжения от N 07.04.2023 N 19576, был нарушен пункт 3.2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 23.12.2015 N 941-ПП, а именно: отсутствовало обращение Департамента градостроительной политики города Москвы о готовности к переселению многоквартирного дома по Программе реновации жилищного фонда в городе Москве.
Однако, данные доводы обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку оспариваемое Распоряжение от 07.04.2023 г. N 19576 принято на основании уведомления Департамента градостроительной политики города Москвы от 24.03.2023 N ДГП-03-9939/22-11.
При этом из текста данного Уведомления от 24.03.2023 N ДГП-03-9939/22-11 следует, что оно направлено Департаментом градостроительной политики города Москвы в адрес Департамента городского имущества города Москвы в дополнение к ранее направленной информации от 10.03.2023 N ДГП-03-9939/22-8 и от 23.03.2023 N ДГП-03-9939/22-10 с учетом корректировки переселения жителей по Программе реновации жилищного фонда в городе Москве уточнен перечень многоквартирных домов с началом переселения по Программе реновации жилищного фонда в городе Москве в 2026 году и предложений по обеспечению переселения жителей путем осуществления начала дополнительного объема переселения на резерв "стартовых" жилых домов 2018-2023 г.г.
Из уведомления же от 10.03.2023 N ДГП-03-9939/22-8 однозначно следует, что соответствующий перечень многоквартирных домов сформирован и направлен для начала работы по освобождению нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах.
Доводы заявителя о том, что Департаментом нарушен порядок принятия оспариваемого решения, верно отклонен судом первой инстанции, в силу следующего.
Как верно указал суд первой инстанции, в соответствии с п. 3.2.Порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы Департамент городского имущества города Москвы в течение 14 рабочих дней со дня поступления соответствующего обращения (уведомления) осуществляет подготовку и принятие правового акта об изъятии нежилых помещений в рамках реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - решение об изъятии нежилых помещений), за исключением случая, предусмотренного пунктом 3.3 настоящего Порядка.
При этом форма обращения (уведомления) не утверждена.
Из представленных Департаментом доказательств однозначно следует, что указанное уведомление Департамента градостроительной политики города Москвы от 24.03.2023 N ДГП-03-9939/22-11. поступило в адрес уполномоченного органа (л.д.96).
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Департаментом были соблюдены требования Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 23.12.2015 N 941-ПП, и у заинтересованного лица имелись предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации, а также положениями закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", постановлениями Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", от 23.12.2015 N 941-ПП "Об утверждении порядков взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы" основания для принятия оспариваемого распоряжения.
Обязанность Заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ.
Доказательства фактического нарушения его прав и законных интересов оспариваемым Распоряжением при предусмотренных действующих законодательством компенсационных процедур при изъятии объектов недвижимости для государственных нужд, заявителем в материалы дела не представлены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку указанная совокупность оснований установлена не была, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.10.2023 по делу N А40-114479/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-114479/2023
Истец: ФГУП ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ "РОССИЙСКИЕ СЕТИ ВЕЩАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ