г. Самара |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А55-28543/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2019 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Николаевой С.Ю., Коршиковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Печерских С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 сентября 2019 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 июня 2019 года, принятое по делу N А55-28543/2018, судья Черномырдина Е.В.,
по иску акционерного общества "Тевес" (ОГРН 1026301976601, ИНН 6320000561), Самарская область, город Тольятти,
к муниципальному образованию городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054, ИНН 6320001741), Самарская область, город Тольятти,
о взыскании убытков в сумме 12 874 048 руб. 80 коп.,
с привлечением к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора,
- Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, город Самара,
- Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области, город Самара,
с участием в судебном заседании:
от истца - представитель Истомина Д.А. (доверенность от 26.09.2018 г.),
от ответчика - Рассказчикова А.Ю. (доверенность от 21.11.2018 г.),
от третьего лица (Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области) - Иванов А.С. (доверенность от 23.01.2019 г.),
установил:
Открытое акционерное общество "Тевис" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к муниципальному образованию городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти о взыскании убытков за период июль - декабрь 2015 г. в размере 12 874 048 руб. 80 коп.
В обоснование требования истец указал, что в спорном периоде общество оказывало потребителям Автозаводского района городского округа Тольятти услуги по поставке тепловой энергии, теплоносителя, в том числе по тепловым сетям, не принадлежащим ОАО "Тевис" на каком-либо основании, не имеющих собственника, не определенных ответчиком в качестве бесхозных и не переданных истцу для эксплуатации.
При эксплуатации указанных сетей у истца образовались тепловые потери на сумму 12 874 048 руб. 80 коп.
Заявлением от 28.11.2018 г. истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать с муниципального образования городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти убытки за период июль - декабрь 2015 г. в размере 11 056 159 руб. 87 коп.
Администрация городского округа Тольятти предоставила отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении иска отказать, полагая, что действующим законодательством не закреплена прямая обязанность администрации по выявлению бесхозяйных вещей, установлена лишь обязанность легализации указанных объектов в случае их выявления. В дополнительном отзыве ответчик указал, что истцом не представлены расчеты убытков.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 12.02.2019 г. в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2019 г. в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области.
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области представило отзыв на иск, в котором своего отношения к иску не отразило.
Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области представил отзыв на иск, в котором своего отношения к иску не отразило.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 5 июня 2019 года иск удовлетворен.
С Администрации городского округа Тольятти за счет казны муниципального образования городского округа Тольятти в пользу АО "Тевис" взысканы убытки за период с июля по декабрь 2015 года в сумме 11 056 159 руб. 87 коп.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Самарской области судебным актом, Администрация городского округа Тольятти обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит, отменить решение суда и принять по делу новый акт об отказе в иске.
В обоснование своей просьбы ответчик в жалобе указал, что у ответчика до получения от компании соответствующей информации отсутствовала возможность выявления бесхозяйных участков тепловых сетей для целей их постановки на учет, между тем истец о выявлении таких сетей ответчика не уведомлял. Кроме того ответчик полагает, что представленный истцом акт обследования от августа 2018 г. не может являться доказательством существования в спорном периоде указанных истцом участков бесхозяйных сетей. Кроме того ответчиком указано, что в спорном периоде возникшие потери истец включал в счета для оплаты абонентами, а поэтому повторное взыскание указанных убытков с ответчика приведет к неосновательному обогащению истца.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
АО "Тевис" предоставило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения.
Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области предоставил отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержал позицию заявителя жалобы.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 10.09.2019 г. приняли участие представитель истца Истомина Дарья Алексеевна, действующая на основании доверенности от 26.09.2018 г., выданной за подписью директора ОАО "Тевис" Максимова Г.О., представитель ответчика Рассказчикова Анна Юрьевна, действующая на основании доверенности от 21.11.2018 г., выданной за подписью Главы городского округа Тольятти Анташева С.А., представители третьего лица (Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области) Иванов Алексей Сергеевич, действующий на основании доверенности от 23.01.2019 г., выданной за подписью врио руководителя Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области Гаршиной А.А., а также Мелехина Наталия Ивановна, действующая на основании доверенности от 10.09.2019 г., выданной за подписью и.о. руководителя Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области Мокшина Ю.А.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьего лица (Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области), которое о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции было уведомлено надлежащим образом в соответствии с положениями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечило.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
При этом в силу части 4 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном статьей 70 настоящего Кодекса, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции, а в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с июля по декабрь 2015 г. АО "Тевис" оказывало потребителям Автозаводского района г. о. Тольятти услуги по поставке тепловой энергии, теплоносителя, в том числе по тепловым сетям, не принадлежащим АО "Тевис" на каком-либо основании, не имеющих собственника, не определенных администрацией г. о. Тольятти в качестве бесхозяйных и не переданных АО "Тевис" для эксплуатации.
При оказании услуг по поставке тепловой энергии, в указанных тепловых сетях образовались тепловые потери на общую сумму 11 056 159 руб.87 коп.
Ввиду неисполнения Администрацией городского округа Тольятти обязанности по постановке на учет и определению организации, ответственной за эксплуатацию бесхозяйного участка тепловой сети АО "Тевис" не имело возможности включить расходы по эксплуатации и содержанию указанных бесхозяйных участков тепловой сети в тариф в период с июля по декабрь 2015 г., в связи с чем, понесло убытки в сумме 11 056 159 руб. 87 коп.
Согласно пункту 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно - правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 г. N 931 установлен порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с п. 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на усеет таких вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Буквальное толкование действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что орган местного самоуправления, как орган, на котором лежит обязанность по организации в границах поселения теплоснабжения населения, обязан выявлять бесхозяйные объекты недвижимого имущества, в том числе объекты теплосетевого хозяйства, принимать их на учет, и до перехода к нему права собственности на такие объекты в установлено законодательством Российской Федерации порядке обязан организовать управление бесхозяйными объектами теплосетевого хозяйства.
Данный вывод согласуется с подходом, изложенным в Определении Верховного Суда РФ от 15.08.2016 г. N 304-ЭС16-5823.
В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
На основании пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом о теплоснабжении.
Органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения в пределах поселения. Выявление органом местного самоуправления бесхозяйных тепловых сетей влечет возникновение у него обязанности по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
В силу пункта 3 части 1 статьи 85 Закона N 131-ФЗ и статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить ввиду отсутствия собственника имущества его эксплуатацию в целях организации теплоснабжения абонентов.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Как следует из положений статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Правомерность предъявления теплоснабжающими организациями требований о взыскании убытков в виде стоимости потерь тепловой энергии в бесхозяйных сетях к администрациям муниципальным образований в случае неправомерного бездействия, выразившегося в неисполнении муниципалитетом обязанности по выявлению бесхозяйных тепловых сетей и определению эксплуатирующих организаций подтверждена судебной практикой.
Доводы Администрации г.о. Тольятти об отсутствии обязанности по выявлению бесхозяйных участков тепловых сетей обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В силу положений пунктов 4, 8 части 1 статьи 16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно пункту 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 г. N 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых, в соответствии с пунктом 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Буквальное толкование и анализ указанных выше норм действующего законодательства позволил суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что орган местного самоуправления, как орган, на котором лежит обязанность по организации в границах поселения теплоснабжения населения, обязан выявлять бесхозяйные объекты недвижимого имущества, в том числе объекты теплосетевого хозяйства, принимать их на учет, и до перехода к нему права собственности на такие объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязан организовать управление бесхозяйными объектами теплосетевого хозяйства.
Действующим законодательством в сфере теплоснабжения не установлена обязанность ресурсоснабжающей организации по проведению каких-либо мероприятий по выявлению бесхозяйных участков тепловых сетей. Проведение подобного рода мероприятий является правом, а не обязанностью ресурсоснабжающей организации.
Отсутствие заявления ресурсоснабжающей организации о постановке на учет участка тепловой сети не может являться основанием для освобождения Администрации г.о. Тольятти от обязанности по проведению мероприятий по выявлению и поставке на учет бесхозяйных участков тепловых сетей.
В силу изложенного доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у него обязанности по выявлению бесхозяйных объектов теплосетевого хозяйства на территории городского округа Тольятти являются несостоятельными.
Истцом в материалы дела представлен перечень участков бесхозяйных сетей, по которым осуществлялось поставка тепловой энергии, данные участки сетей в 2015 году отсутствовали не балансе АО "Тевис", что подтверждается доказательствами, представленными в материалы дела.
Совокупность вышеуказанных фактов позволяет сделать вывод о наличии признаков бесхозяйного имущества у вышеназванных участков тепловых сетей.
При условии своевременного установления администрацией г.о. Тольятти факта бесхозяйности участков тепловой сети и определении АО "Тевис" в качестве теплосетевой организации уполномоченной содержать указанный участок сети, АО "Тевис" имело бы возможность обратиться в орган тарифного регулирования Самарской области с заявлением о включении размера технологических потерь, возникающих при передаче тепловой энергии по указанному участку сети в состав тарифа на 2015 год, что исключило бы возможность возникновения убытков на стороне АО "Тевис".
В соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.
Перечень документов и материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов, установлен в пункте 16 указанного постановления. Таким образом, при подаче заявления об установлении тарифов на следующий период регулирования, регулируемая организация предоставляет документы, касательно лишь предшествующего периода регулирования.
Предъявляемые к взысканию убытки возникли на стороне АО "Тевис" в календарный период с июля по декабрь 2015 года.
Принимая во внимание, что спорные участки сетей не переданы на обслуживание АО "Тевис", истец был лишен возможности учесть сумму образовавшихся убытков при установлении тарифов на следующие периоды регулирования.
Кроме того, положения постановления, а также методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения от 13.06.2013 г. N 760-э не дают право регулируемой организации учитывать размер понесенных убытков при подаче заявления об установлении тарифов на следующие периоды регулирования.
Таким образом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что несвоевременное исполнение администрацией г.о. Тольятти своей обязанности по выявлению бесхозяйных участков тепловой сети и определению АО "Тевис" в качестве теплосетевой организации, ответственной за содержание и эксплуатацию указанного участка сети, привело к возникновению в период с июля по декабрь 2015 года на стороне АО "Тевис" убытков при осуществлении деятельности по поставке тепловой энергии абонентам.
Апелляционная жалоба не содержит какие-либо доводы, которые порочат указанные обоснованные выводы суда первой инстанции, а само по себе несогласие ответчика с результатами судебного разбирательства не может служить основанием для отмены законного и обоснованного судебного решения.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 июня 2019 года, принятое по делу N А55-28543/2018, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Терентьев |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28543/2018
Истец: ОАО "Тевис"
Ответчик: Администрации городского округа Тольятти в лице Администрации г.о. Тольятти
Третье лицо: Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3360/2021
26.02.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-56126/19
16.09.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12366/19
05.06.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-28543/18