г. Вологда |
|
17 сентября 2019 г. |
Дело N А66-15447/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 сентября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Варфоломеевой А.Н.,
при участии от Министерства обороны Российской Федерации представителя Рушмановой Н.Б. по доверенности от 06.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 29 мая 2019 года по делу N А66-15447/2018,
установил:
федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (адрес: 119435, Москва, ул. Пироговская Б., д. 21, стр. 1; ОГРН 1107746633521, ИНН 7704761773; далее - Учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Славянская охота" (адрес: 170008, г. Тверь, ул. Тамары Ильиной, д. 1а; ОГРН 1096952026346, ИНН 6952023490; далее - Общество) о возложении на ответчика обязанности по устранению препятствий в пользовании Учреждением земельным участком с кадастровым номером 69:10:0000038:2255 путем прекращения использования (в том числе осуществления охотохозяйственной деятельности) данного земельного участка, площадью 1 600 га, расположенного по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, с/п Красногорское, в районе д. Некрасово, в лесных кварталах N 66, 67, 74-77, 84-88, 91-93, 95-97, входящих в состав охотничьих угодий в соответствии с договором от 30.03.2010 N 79.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны), Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области (далее - Министерство природных ресурсов).
Решением суда от 29 мая 2019 года в удовлетворении иска Учреждению отказано.
Истец с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просит обжалуемый судебный акт отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что выдача долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, заключение договора о предоставлении территории для осуществления пользования животным миром и ведение Обществом охотохозяйственной деятельности на спорном земельном участке без согласования с Министерством обороны, лишает Министерство обороны и Учреждение возможности использовать земельный участок по его прямому назначению в интересах обороны и безопасности. Со ссылкой на статью 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пункт 45 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) отмечает, что само наличие у ответчика лицензии и договора создает угрозу нарушения прав истца на пользование земельным участком.
Стороны, Министерство природных ресурсов о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей не направили, Учреждение в ходатайстве от 16.09.2019 просило рассмотреть жалобу без участия своего представителя. Таким образом, судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ без участия сторон, Министерства природных ресурсов.
Министерство обороны в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы и требования жалобы.
Заслушав пояснения представителя Министерства обороны, исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как указывает истец, Учреждению на основании распоряжения Совета министров РСФСР от 29.11.1965 N 1629, решения администрации Калининского района от 28.12.1992 N 599, свидетельства на право пользование землей от 25.01.1993 N 192 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000038:2255, площадью 1600 га, расположенный по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, в районе д. Некрасово, относящийся к землям обороны.
Обществу 30.03.2010 Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области (далее - Департамент) выдана долгосрочная лицензия серии 69 N 0000071 на пользование объектами животного мира, с разрешенным видом пользования животным миром - охота. Границы и площадь территории определены на основании распоряжения Администрации Тверской области от 30.03.2010 N 275-ра и договора от 30.03.2010 N 79 о предоставлении территории для осуществления пользования животным миром.
Срок действия лицензии установлен с 30.03.2010 по 30.03.2059.
Договором от 30.03.2010 N 79 о предоставлении территории для осуществления пользования животным миром, заключенным Обществом (Охотопользователь) и Департаментом, определены границы территории Тверской области площадью 18 500 га, предоставляемой Обществу для осуществления пользования животным миром, расположенной в Калининском районе Тверской области (пункт 1.1 договора).
По условиям договора от 30.03.2010 N 79 Охотопользователь принял на себя обязательство обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а Департамент - предоставить земельные (лесные) участки, указанные в тексте договора, на определенный договором срок.
В границы охотничьих угодий, предоставляемых Охотопользователю, включены земельные (лесные) участки, а именно: лесные кварталы N 66, 67, 74-77, 84-88, 91-93, 95-97, входящие в состав земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000038:2255, отнесенного к землям обороны и безопасности Ворошиловского участкового лесничества Тверского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала Учреждения.
Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В соответствии с пунктом 3.1 договора он заключен на 49 лет.
Учреждение, указывая на то, что Общество в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в целях ведения охотхозяйственной деятельности не обращалось, договор аренды земельного участка с ответчиком не заключался, в связи с этим Общество пользуется участком в отсутствие правовых оснований и создает препятствия для использования земельного участка по назначению, обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал Учреждению в удовлетворении иска.
Апелляционный суд не усматривает оснований не согласиться с решением суда.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника (статья 305 ГК РФ).
В данном случае, судом установлено, и лицами, участвующими в деле, не опровергнуто, что Учреждение владеет спорным земельным участком с кадастровым номером 69:10:0000038:2255 на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 45 Постановления N 10/22 иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
На момент выдачи Обществу лицензии и заключения договора от 30.03.2010 N 79 порядок и условия предоставления животного мира в пользование регулировались статьями 36 и 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ), в соответствии с которыми право пользования животным миром у юридического лица или индивидуального предпринимателя возникало на основании долгосрочной лицензии - специального разрешения на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира; неотъемлемым элементом выдачи долгосрочной лицензии являлось заключение договора, которым заинтересованному лицу предоставлялась территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдавал специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 36 Закона N 52-ФЗ).
С 01.04.2010 правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 71 Закона N 209-ФЗ право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Таким образом, в силу приведенной нормы после вступления в силу Закона N 209-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели сохранили право долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, которое возникло у них на основании долгосрочных лицензий, полученных до 01.04.2010, до истечения срока действия соответствующей лицензии.
Нормами частей 2, 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что долгосрочные лицензии не подлежат продлению; юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3); органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с указанными лицами в течение трех месяцев с даты обращения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 4).
Из системного анализа приведенных положений законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов следует, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, допущенным к долгосрочному пользованию животным миром в целях охоты на основании Закона N 52-ФЗ, со дня вступления в силу Закона N 209-ФЗ предоставлена возможность по собственному выбору либо продолжить осуществление своего права в соответствии с долгосрочной лицензией, либо в установленном порядке заключить без проведения аукциона охотхозяйственное соглашение с соблюдением предусмотренных законом условий. В последнем случае они приобретают все права охотпользователей, закрепленные Законом N 209-ФЗ, в том числе права, не принадлежащие обладателям долгосрочных лицензий.
В данном случае установлено, что Общество осуществляет пользование животным миром (охота) на предоставленной территории на основании распоряжения Администрации Тверской области от 30.03.2010 N 275-ра, договора от 30.03.2010 N 79 о предоставлении территории для осуществления пользования животным миром и лицензии на пользование объектами животного мира от 30.03.2010 серии 69 N 0000071 со сроком действия по 30.03.2059.
Таким образом, право Общества на пользование объектами животного мира возникло до 01.04.2010 и в силу части 1 статьи 71 Закона N 209-ФЗ сохраняется до истечения срока действия выданной лицензии.
Доводы истца об отсутствии согласования с Учреждением предоставления Обществу охотничьих угодий рассматривались судом первой инстанции и правомерно отклонены по мотивам, изложенным в решении.
Часть 5.1 статьи 93 ЗК РФ, согласно которой допускается включать земельные участки, включенные в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности, введена в действие Законом N 209-ФЗ и вступила в силу с 01.04.2010.
Следовательно, при выдаче Обществу лицензии и при заключении договора от 30.03.2010 N 79 получения согласия Учреждения, Министерства обороны не требовалось.
В силу пункта 5 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к видам использования лесов относится в том числе осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Часть 2 статьи 25 ЛК РФ устанавливает возможность многоцелевого использования лесов.
Судом установлено, что Общество пользуется лесными участками, расположенными в границах земельного участка истца, на основании лицензии и договора от 30.03.2010, которые не оспорены и недействительными в установленном порядке не признаны.
Сведений об исключении лесных участков из состава земель лесного фонда не имеется.
Доказательств того, что Общество препятствует Учреждению в пользовании земельным участком, в материалы дела не представлено.
Данные о том, что в границах предоставленных Обществу в пользование лесных участков находятся объекты военной инфраструктуры, также отсутствуют.
Довод апеллянта о том, что спорный земельный участок, относится к запретной зоне, исследовался судом первой инстанции.
Отклоняя данный аргумент истца, суд руководствовался Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 (далее - Положение N 405) и правомерно указал на отсутствие в материалах дела доказательств установления границ запретных зон на местности (пункт 22 Положения N 405).
Судом также верно отмечено, что Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ ЗК РФ дополнен главой XIX, вступившей в силу с 04.08.2018 и закрепляющей правовое положение зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 1 статьи 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в том числе в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Пунктом 3 статьи 104 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В свете изложенного, поскольку право на использование охотничьих угодий, находящихся в границах принадлежащего истцу земельного участка, возникло у Общество на основании лицензии и договора от 30.03.2010 N 79 и в силу части 1 статьи 71 Закона N 209-ФЗ признается действующим, при этом доказательств воспрепятствования Обществом Учреждению в использовании земельного участка в деле не имеется, суд первой инстанции, правомерно отказал истцу в удовлетворении исковых требований.
Доводы, приведенные Учреждением в жалобе, не опровергают правомерность обжалуемого решения, основаны на иной правовой оценке апеллянтом обстоятельств спора, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда и не может служить основанием для отмены судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Таким образом, апелляционная жалоба Учреждения удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение на основании статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 29 мая 2019 года по делу N А66-15447/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-15447/2018
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "СЛАВЯНСКАЯ ОХОТА" Лукин Сергей Львович
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области