г. Самара |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А65-11648/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Филипповой Е.Г., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиной А.Н.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещён,
от ответчика - Назарычева Е.А., доверенность N 28Д от 17 апреля 2019 года,
от третьего лица - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Нижегородской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эксперт-Лизинг" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 июля 2019 года по делу N А65- 11648/2019 (судья Хамитов З.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эксперт-Лизинг", город Казань Республики Татарстан,
к МРУ Росфинмониторинга по Приволжскому Федеральному округу, город Нижний Новгород,
об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эксперт-Лизинг" (далее - заявитель, общество) к МРУ Росфинмониторинга по Приволжскому Федеральному Округу (далее - ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 03 апреля 2019 года N 04-19/41/1 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ к штрафу в размере 50 000 руб.
Решением суда от 26.07.2019 г. в удовлетворении заявления обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Административный орган в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного органа, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 15.01.2019 г. N 17/4-н была проведена выездная проверка деятельности ООО "Эксперт-Лизинг" по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
По результатам проверки были составлены акт проверки от 04.03.2019 г. N 11 и протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении ООО "Эксперт-Лизинг" от 06.03.2019 г. N 04-19/41/1.
Проверкой 04.03.2019 г. N 11, проведенной в отношении заявителя за период с 16.03.2018 г. по 14.01.2019 г. по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, выявлено, что ООО "Эксперт-Лизинг" не исполнялись требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, повлекшие представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган с нарушением установленного срока.
А именно, заявителем не исполнялся Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред., действовавшей в спорный период) (далее - Закон N 115-ФЗ) и (далее - ПОД/ФТ) а именно, в течение длительного периода времени с 16.03.2018 г. по 14.01.2019 г.: 1. отсутствовал утвержденный перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в сфере ПОД/ФТ, утв. в соответствии с требованиями п. 2 ст. 7 Федерального закона 115-ФЗ, постановления Правительства РФ от 29.05.2014 г. N 492 и приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 г. N 203; 2. отсутствие проведения вводного инструктажа 16.03.2018 г. при приеме на должность специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля; 3. отсутствие сверки с актуальной и полной версией перечня при заключении договоров финансовой аренды (лизинга) с Сафиным А.А. и Кашаповым Д.Х.; 4. в нарушение п.п. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ ООО "Эксперт-Лизинг" проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества не проводились, сведения об их результатах не представлялись; 5. в нарушение п. 1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ ООО "Эксперт-Лизинг" сведения по 4 операциям, подлежащим обязательному контролю на общую сумму более 3,5 млн. руб., представлены в уполномоченный орган с нарушением срока.
На основании вышеуказанного протокола об административном правонарушении управлением вынесено постановление от 06.03.2019 г. N 04-19/41/1о признании общества виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Считая постановление незаконным, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 руб.
Объектом административного правонарушения является установленный порядок общественных отношений в сфере действия законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, является неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, требований Закона N 115-ФЗ в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в редакции, действовавшей в спорный период) (далее - Закон N 115-ФЗ) данный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
На основании ст. 5 Закона N 115-ФЗ заявитель относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать внутренние организационные меры в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Основополагающим механизмом, направленным на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является требование по организации и осуществлению процедур внутреннего контроля.
В соответствии со ст. 3 Закона N 115-ФЗ, внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.
Под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
Согласно ст. 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации (п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ); вставать на учет в уполномоченном органе (п. 9 ст. 7 Закона N 115-ФЗ), идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц (п. 10 ст.7 Закона N 115-ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Пунктом 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утв. Правительством РФ, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 г. N 667 утверждены требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.05.2014 г. N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ" (вступил в силу 10.06.2014 г., ранее действовало постановление Правительства РФ от 05.12.2005 г. N 715) к индивидуальным предпринимателям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества осуществляющим функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля предъявляются следующие квалификационные требования: прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Причем, обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.
Как следует из материалов дела, проверкой 04.03.2019 г. N 11, проведенной отношении ООО "Эксперт-Лизинг" за период с 16.03.2018 г. по 14.01.2019 г. по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма выявлено, что ООО "Эксперт-Лизинг" не исполнялись требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, повлекшие представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, а именно: 1. отсутствовал утвержденный перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в сфере ПОД/ФТ, утверждаемый в соответствии с требованиями п. 2 ст. 7 Федерального закона 115-ФЗ, постановления Правительства РФ от 29.05.2014 г. N 492 и приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 г. N 203; 2. отсутствие проведения вводного инструктажа 16.03.2018 г. при приеме на должность специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля; 3. отсутствие сверки с актуальной и полной версией перечня при заключении договоров финансовой аренды (лизинга) с Сафиным А.А. и Кашаповым Д.Х.; 4. в нарушение п.п. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ ООО "Эксперт-Лизинг" проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества не проводились, сведения об их результатах не представлялись; 5. в нарушение п. 1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ ООО "Эксперт-Лизинг" сведения по 4 операциям, подлежащим обязательному контролю на общую сумму более 3,5 млн. руб., представлены в уполномоченный орган с нарушением срока.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения заявителем вышеуказанных требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что, в свою очередь, применительно к ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины заявителя во вменяемом правонарушении.
С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений со стороны административного органа при осуществлении процедуры производства по делу об административном правонарушении суд не выявил, оспариваемое постановление принято в пределах предоставленных законом административному органу полномочий и предусмотренных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении N 04-19/41/1 составлен в отсутствие привлекаемого лица при наличии сведений его надлежащего уведомления о месте и времени составления протокола (вх. МРУ от 05.03.2019 г. N 17/3860). Копия протокола об административном правонарушении направлена заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении 07.03.2019 г. (копия почтовой квитанции от 07.03.2019 г. РПО N 50300033043763), которая согласно почтовому уведомлению получена 12.03.2019 г.
Нарушений норм ст. 28.2 КоАП РФ, а также иных процессуальных прав привлекаемого лица при возбуждении дела об административном правонарушении не установлено.
ООО "Эксперт Лизинг" было надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении N 04-19/41/1, о чем свидетельствует почтовое уведомление N 60391733132420 о вручении определения от 21.03.2019 г. по делу об административном правонарушении N 04-19/41/1, полученное лично законным представителем общества - генеральным директором Вельш Т.В. 29.03.2019 г., а также письмо законного представителя ООО "Эксперт Лизинг" о рассмотрении дела в ее отсутствие (вх. МРУ от 01.04.2019 г. N 17/5316).
Суд не усмотрел в рассматриваемом деле исключительных обстоятельств совершения обществом административного правонарушения, свидетельствующих о его малозначительности, принимая во внимание характер охраняемых общественных отношений.
Суд правильно указал, что ввиду наличия большого количества нарушений и их длительного продолжающегося характера основания для замены административного наказания в виде штрафа на административное наказание в виде предупреждения отсутствуют, соответственно и основания для признания административного правонарушения малозначительным также отсутствуют, тем более что все нарушения в отдельности и совокупности посягают на охраняемые обществом отношения в области безопасности государства
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что общество обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, а наказание за совершенное обществом правонарушение назначено в пределах минимальной санкции, установленной ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения материалов дела нарушений норм КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод об отказе обществу в удовлетворении заявления.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 июля 2019 года по делу N А65-11648/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-11648/2019
Истец: ООО "Эксперт-Лизинг", г.Казань
Ответчик: МРУ Росфинмониторинга по Приволжскому Федеральному Округу, г.Нижний Новгород