г. Санкт-Петербург |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А56-21009/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21530/2019) АО "СИБУР-Транс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2019 по делу N А56-21009/2019 (судья Щелема З.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к АО "СИБУР-Транс"
о взыскании
установил:
Открытое акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Сибур-Транс" о взыскании 453 318, 24 руб. платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе согласно актам общей формы N 4/515; N 4/591; 10 663, 43 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 17.10.2018 по 25.10.2018 и процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 22.02.2019 до момента фактического исполнения обязательств.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 17.06.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить. В своей апелляционной жалобе ответчик указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание недоказанность нарушения ответчиком технологических сроков оборота вагонов, в связи с чем, отсутствует его вина, следовательно, начисление платы невозможно.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор от 26.10.2016 г. N 66/16/М (далее - Договор) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Лужская Октябрьской железной дороги, согласно которому локомотивом владельца осуществляется эксплуатация принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с пунктом 5 Договора подача на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.
Как следует из пункта 13 Договора, на железнодорожном пути необщего пользования устанавливаются следующий технологический срок оборота вагонов:
- для группы из 72 цистерн, груз бензин - 12,7 часа на группу поданных вагонов;
- для группы из 82 цистерн со сжиженным углеводородным газом - 14,00 часа на группу поданных вагонов.
Согласно пункту 18.2. Договора ответчик уплачивает ОАО "РЖД" сборы, платы, штрафы и иные суммы, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
В октябре, ноябре 2018 на станцию Лужская Октябрьской железной дороги на пути необщего пользования АО "Сибур-Транс" следовали вагоны.
На промежуточных станциях Войтоловка, Фрезерный Октябрьской железной дороги вагоны были задержаны в связи с неприемом станцией Лужская по причинам, зависящим от грузополучателя, а именно из-за нарушения владельцем путей необщего пользования АО "Сибур-Транс" технологических сроков оборота вагонов.
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для отставления поездов от движения, задержанные выгоны отправлены на станцию назначения.
Истцом была начислена плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе в размере 453.318 руб. 24 коп.
В адрес ответчика были направлены претензии от 17.12.2018 N N ИСХ-919/афто-2, от 19.12.2018 г. N ИСХ-936/афто-2 с предложением оплатить задолженность. Отказ в удовлетворении данной претензии послужил основанием для обращения в суд.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения.
Пунктами 1 и 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что перевозка грузов, пассажиров, багажа осуществляется на основании договора перевозки; общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 64 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
В соответствии с частью 11 статьи 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
В силу части 12 статьи 39 УЖТ РФ, если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
На основании части 17 статьи 39 УЖТ РФ размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Согласно части 19 статьи 39 УЖТ РФ для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажиров при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В октябре, ноябре 2018 года на станцию Лужская Октябрьской железной дороги на пути необщего пользования АО "Сибур-Транс" следовали вагоны.
На промежуточных станциях Войтоловка, Фрезерный Октябрьской железной дороги вагоны были задержаны в связи с неприемом станцией Лужская по причинам, зависящим от грузополучателя, а именно из-за нарушения владельцем путей необщего пользования АО "Сибур-Транс" технологических сроков оборота вагонов.
О задержке вагонов в пути следования и отправлении на станцию назначения ответчику были направлены извещения.
Пунктом 4.5 Правил эксплуатации предусмотрено, что учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Указанные обстоятельства удостоверены актами общей формы от 17 декабря 2018 г. N ИСХ-919/афто-2, 19 декабря 2018 г. ИСХ-936/афто-2 в которых указано, что вагоны были задержаны в пути следования на промежуточной станции, зафиксировано время задержки, названа причина задержки, зависящая от владельца пути.
Факт нарушения грузополучателем технологических сроков оборота вагонов подтверждается памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов.
Согласно статье 61 Устава железнодорожного транспорта РФ учет времени нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования осуществляется номерным способом (номерной способ - учет времени нахождения вагона, контейнера по их номерам).
Представленные в установленные процессуальные сроки в материалы дела дорожные ведомости дополнительно подтверждают тот факт, что задержка вагонов на промежуточных станциях Войтоловка, Фрезеный Октябрьской железной дороги привела к нарушению сроков их доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в графе "срок доставки истекает".
Из представленных истцом в материалы дела памяток приемосдатчика на подачу и уборку вагонов следует, что технологические сроки оборота вагонов в спорный период времени ответчиком не выполнялись в течение всего времени задержки вагонов, что в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ является достаточным основанием для начисления платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе.
Кроме того, указанные памятки в графе "Вагон сдал", "Вагон принял" подписаны представителями ОАО "РЖД" и АО "Сибур-Транс" без каких-либо возражений. Каких-либо доказательств, опровергающих содержание актов общей формы, ответчиком также не представлено.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Документы, опровергающие имеющиеся в материалах дела доказательства, ответчиком не представлены.
Из содержания имеющихся в материалах дела двухсторонних документов следует, что заявленные требования касаются платы, начисленной исключительно в отношении спорных вагонов, в соответствии с Тарифным руководством N 2, утвержденным приказом ФСТ России от 29 апреля 2015 г. N 127-т/1, поскольку их задержка в пути следования привела к нарушению расчетных сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления, которые указаны в транспортных железнодорожных накладных в графе "срок доставки истекает".
В связи с вышеизложенным обстоятельством, на основании пункта 18.2 Договора, статьи 39 Устава железнодорожного транспорта РФ ответчику была начислена плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе в размере 453 318,24 руб.
Истцом также заявлено требование о взыскании 10 663, 43 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 17.10.2018 по 25.10.2018 и процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 22.02.2019 до момента фактического исполнения обязательств.
Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет процентов проверен судом, признан арифметически верным, ответчиком не оспорен.
Частью 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Согласно абзацу 1 пункта 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы документально не подтверждены, не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, повторяют доводы отзыва на исковое заявление, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2019 по делу N А56-21009/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21009/2019
Истец: А56-40313/2019, ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "СИБУР-ТРАНС"
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21530/19
17.06.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-21009/19
28.03.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-21009/19