г. Челябинск |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А34-4882/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 16.07.2019 по делу N А34-4882/2019 (судья Саранчина Н.А.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее - заявитель, страховщик) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Светлый бор" (далее - общество, страхователь) о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в размере 500 руб. за отчетный период март 2017 года.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе Управление не согласно с выводом суда первой инстанции о пропуске срока на обращения в суд с требованием о взыскании санкций.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, сведения по форме отчетности "Сведения о застрахованных лицах" (далее - СЗВ-М) с типом "исходная" за март 2017 года в отношении одного застрахованного лица представлены страхователем 26.01.2018.
Проведена проверка представленных заинтересованным лицом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М "исходная" за март 2017 года, в ходе которой установлен факт представления заинтересованным лицом сведений по форме СЗВ-М "исходная" за март 2017 года с нарушением установленного срока.
По данному факту Управлением 15.11.2018 составлен акт N 055S18180005223 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, фиксирующие выявленное нарушение требований пунктов 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
По результатам рассмотрения указанного акта заявителем вынесено решение от 25.12.2018 N 055S19180005842 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СВЕТЛЫЙ БОР" к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 500 рублей.
На основании указанного решения заявителем выставлено требование от 23.01.2019 N 055S01190000227 о добровольной уплате штрафа в срок до 12.02.2019.
Неисполнение требований страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске страховщиком срока обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Вывод суда первой инстанции является правильным.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Закон N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, страхователь отчет по форме СЗВ-М - за март 2017 года, при сроке предоставления не позднее 15.04.2017, фактически представлен 26.01.2018, страховщик обратился в суд за взысканием финансовой санкции 24.04.2019, то есть с пропуском срока.
В статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из изложенного следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
При этом, как разъяснено в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", проверка соблюдения установленных пунктом 3 статьи 46, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроков осуществляется судом при рассмотрении заявлений о взыскании штрафов, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика.
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом данных разъяснений, применимых к правоотношениям по взысканию штрафов в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм санкций включает в себя: 10 дней на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц), 5 дней на направление решения, 6 дней на его доставку, 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 6 дней на его доставку, 20 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Относительно довода апелляционной жалобы об отсутствии со стороны Управления пропуска срока на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций, коллегия судей отмечает.
Управление указывает, что ему стало известно о совершенном страхователем правонарушении 26.01.2018, то есть в момент представления им формы СЗВ-М за март 2017 года, указанный довод подлежит отклонению.
Из содержания части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
Следовательно, правонарушение в части непредставления в установленный срок сведений за март 2017 г. совершено страхователем 17.04.2017 (с учетом выходных дней), поскольку с этого момента страховщик должен был, как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства об обязательном пенсионном страховании, проверить соблюдение страхователем установленного срока для представления сведений.
То обстоятельство, что срок исполнения требования установлен страховщиком 12.02.2019, не является основанием для исчисления шестимесячного срока для обращения в суд с указанной даты, поскольку момент начала течения срока для взыскания в судебном порядке финансовой санкции со страхователя подлежит определению с установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока представления страхователем сведений по форме СЗВ-М за соответствующий отчетный период с учетом исчисления совокупности сроков осуществления принудительных мер в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что трёхгодичный срок, установленный абзацем 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, по своей правовой природе является сроком давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, а не сроком взыскания финансовой санкции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 16.07.2019 по делу N А34-4882/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-4882/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области межрайонное, ГУ УПФРФ в городе Кургане Курганской области межрайонное
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. КУРГАНЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ, ООО " Светлый бор"
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7990/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7990/19
16.09.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12035/19
16.07.2019 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-4882/19