город Чита |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А19-19391/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Каминского В.Л.,
судей Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пальшиной Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 мая 2019 года по делу N А19-19391/2018 по исковому заявлению Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования (ОГРН 1023802145344, ИНН 3840002898) к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261), федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1107746633521, ИНН 7704761773) о признании обременения отсутствующим,
третье лицо: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340),
(суд первой инстанции: судья Пенюшов Е.С.),
при участии в судебном заседании:
от истца: Феоктистовой С.А. - представителя по доверенности N 4213305 от 11.07.2019; Свиреденко А.Н. - представителя по доверенности N 4213304 от 11.07.2019,
от ответчика: Фалилеевой О.В. - представителя по доверенности N 207/5Д/11 от 04.12.2018;
от третьего лица: не явились, извещены.
установил:
Администрация муниципального района Усольского районного муниципального образования (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, ФГКУ "УЛХИП" Минобороны России) о признании обременения в виде наложения "запретной зоны" военного объекта отсутствующим, изменении границы "запретной зоны" военного объекта в следующих координатах:
Обозначение характерных точек границ |
Измененные (уточненные) координаты, м |
|
X |
Y |
|
1 |
4 |
5 |
|
- |
- |
н1 |
432314.38 |
3281659.96 |
н2 |
432332.30 |
3281659.49 |
н3 |
432522.69 |
3281659.39 |
н4 |
433356.74 |
3281659.94 |
н5 |
433439.84 |
3281660.35 |
н6 |
433580.76 |
3281661.03 |
н7 |
433588.41 |
3281674.81 |
н8 |
433591.08 |
3282402.42 |
н9 |
433589.58 |
3282418.77 |
н10 |
433222.82 |
3282423.42 |
н11 |
433199.30 |
3282894.74 |
н12 |
433166.96 |
3283071.48 |
н13 |
432499.07 |
3283073.50 |
н14 |
432382.22 |
3283234.78 |
|
- |
- |
|
- |
- |
н15 |
444684.07 |
3273075.73 |
н16 |
444574.01 |
3273158.15 |
н17 |
444535.67 |
3273169.48 |
н18 |
44524.35 |
3273093.50 |
н19 |
444530.06 |
3273032.96 |
н20 |
444564.26 |
3272893.99 |
н21 |
444603.17 |
3272880.70 |
|
- |
- |
|
- |
- |
н22 |
444657.43 |
3272731.97 |
н23 |
444613.45 |
3272738.17 |
п24 |
444551.00 |
3272579.97 |
н25 |
444415.71 |
3272616.22 |
н26 |
444322.89 |
3272663.93 |
н27 |
444321.00 |
3272640.09 |
н28 |
444234.73 |
3272190.20 |
н29 |
444190.96 |
3272214.13 |
н30 |
444101.66 |
3272035.17 |
н31 |
444024.82 |
3271854.59 |
н32 |
443884.71 |
3271910.30 |
н33 |
443878.82 |
327191 1.99 |
н34 |
443833.73 |
3271744.41 |
н35 |
443843.30 |
3271738.89 |
н36 |
443920.61 |
3271691.89 |
н37 |
443916.93 |
3271539.19 |
н38 |
443943.29 |
3271520.31 |
н39 |
443946.45 |
3271320.94 |
н40 |
443955.64 |
3271190.65 |
|
- |
- |
|
- |
- |
н41 |
442761.48 |
3275459.84 |
н42 |
442684.22 |
3275387.46 |
н43 |
442746.26 |
3275141.38 |
н44 |
442731.82 |
3274687.08 |
н45 |
442630.72 |
3274756.81 |
н46 |
442538.92 |
3274796.32 |
н47 |
442466.68 |
3274828.77 |
н48 |
442423.57 |
3274858.31 |
н49 |
442373.09 |
3274806.07 |
н50 |
442321.14 |
3274804.69 |
н51 |
442167.74 |
3274913.00 |
н52 |
442204.93 |
3274992.95 |
н53 |
442110.10 |
3275047.34 |
н54 |
442067.10 |
3275051.98 |
н55 |
442027.59 |
3275041.52 |
н56 |
441954.38 |
3275012.47 |
н57 |
441889.30 |
3274972.96 |
н58 |
441830.03 |
3274924.15 |
н59 |
441777.74 |
3274900.91 |
н60 |
441753.34 |
3274899.75 |
н61 |
441680.12 |
3274931.13 |
н62 |
441612.71 |
3274987.57 |
н6З |
441587.15 |
3274465.12 |
н64 |
442493.59 |
3274233.86 |
н65 |
442487.61 |
3273989.09 |
н66 |
442529.15 |
3273617.43 |
н67 |
442760.43 |
3273623.74 |
н68 |
442769.27 |
3273876.62 |
н69 |
443465.06 |
3273443.92 |
н70 |
444223.70 |
3273250.18 |
н71 |
444249.33 |
3273354.66 |
н72 |
444294.53 |
3273525.86 |
н73 |
444323.75 |
3273637.97 |
н74 |
444355.05 |
3273761.17 |
н75 |
444563.76 |
3273714.87 |
н76 |
444762.94 |
3273533.12 |
н77 |
444732.06 |
3273597.05 |
н78 |
444690.45 |
3273652.02 |
н79 |
444645.82 |
3273663.34 |
н80 |
444617.12 |
3273683.50 |
н81 |
444592.81 |
3273706.69 |
|
- |
- |
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 мая 2019 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований, указывает на неполное выяснение обстоятельств и неправильное применение норм материального права.
Истцом представлены возражения на апелляционную жалобу, в котором он, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, просит принятое судом первой инстанции решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 24.07.2019.
Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного участвующего в деле лица.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, выслушав пояснения истца и ответчика, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, администрация на основании части 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" реализует полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории сельского поселения (с. Сосновка), входящего в состав Усольского муниципального района.
Границы населенного пункта с. Сосновка Усольского района Иркутской области поставлены на государственный кадастровый учет в 2013 году на основании Генерального плана Сосновского муниципального образования, утвержденного решением Думы сельского поселения Сосновского муниципального образования от 26.09.2013 N 270, Правил землепользования и застройки сосновского муниципального образования, утвержденных решением Думы сельского поселения сосновского муниципального образования от 26.09.2013 N 269.
Администрацией издано распоряжение о формировании земельных участков с целью предоставления льготной категории граждан и об утверждении перечня земельных участков.
С целью формирования и постановки на кадастровый учет земельных участков администрацией заключен муниципальный контракт на оказание соответствующих услуг.
В период формирования межевого дела сведения об ограничении (обременении) подлежащих формированию земельных участков, а также о государственной регистрации "запретной зоны" в ГКН отсутствовали.
Уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета от 04.10.2017 N 38-0-1-173/3001/2017-1031 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области указало на наличие обременения в виде ограничения прав на образуемый земельный участок, согласно представленным координатам характерных точек границ данный земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования (38.00.2.9) - Запретная зона военного объекта, границы которой внесены в ГКН 15.02.2016.
Истец полагает незаконным, нарушающим законные права и интересы муниципального образования с. Сосновка установление границы запретной зоны военного объекта с наложением на границы земель данного муниципального образования, поскольку Администрация не принимала участие в работе межведомственной комиссии при рассмотрении вопроса об установлении границ запретной зоны, согласование границ запретной зоны с администрацией не проведено.
Истец полагая, что процедура установления запретной зоны военного объекта нарушена ФГКУ "УЛХИП" Минобороны России, обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции признает принятое судом первой инстанции решение подлежащим оставлению без изменения, исходя из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 87 Земельного кодекса РФ в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерноопасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса РФ установлено, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 93 Земельного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405) утверждено положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства.
В силу пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "запретная зона" - это территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с указанным Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; к военным объектам относятся существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135 содержит открытый перечень военных объектов, в отношении которых может быть установлена запретная зона. Следовательно, к военным объектам относятся, в том числе земельные участки, на которых располагаются военные лесничества и прилегающие к ним территории, военные городки и иные военные объекты в пределах границ земель обороны.
Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 целями установления запретных зон являются: обеспечение обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов; безопасность эксплуатации военных объектов и хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения; недопущение разрушающего и иного воздействия на военные объекты, в том числе вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; защита населения при функционировании военных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций на них.
На основании пункта 5.1 статьи 87 Земельного кодекса РФ (действовавшего в спорный период) обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости.
Согласно статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022.
В соответствии с пунктом 16 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 решение о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - межведомственная комиссия) на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее.
В состав межведомственной комиссии входят должностные лица Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства.
Согласно пункту 17 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 межведомственная комиссия в целях реализации своих функций:
а) запрашивает в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций информацию по вопросам, отнесенным к компетенции межведомственной комиссии;
б) заслушивает представителей федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции межведомственной комиссии;
в) разрешает разногласия между федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами) по вопросам, связанным с установлением и изменением границ, а также с упразднением и определением параметров запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.
В силу пункта 21 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 на основании решения межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), в ведении которого находится военный объект, для обеспечения функционирования которого необходимо установление запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, принимает решение об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также в 2-месячный срок обеспечивает составление соответствующей карты (плана) объекта землеустройства с обозначением границ запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
Пунктами 10 - 14 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 определены ограничения использования земельных участков в границах запретной зоны военного объекта, к каковым в том числе относится запрет на проведение строительных, хозяйственных и иных работ, запрет строительства объектов капитального строительства производственного и социально-бытового назначения, необходимость согласования с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, проживания и нахождения физических лиц в границах запретной зоны.
Согласно статье 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 1). В силу пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса РФ к ограничениям прав на землю относятся, в том числе ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 3).
В соответствии с Порядком закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135), закреплению подлежат леса, расположенные на земельных участках, предоставленных для нужд обороны, в отношении которых имеются установленные законодательством документы, удостоверяющие их принадлежность к землям обороны, с целью их постоянного использования для обеспечения нужд обороны. Закрепленные за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны леса исключаются из состава лесного фонда.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решение о необходимости установления запретной зоны на территории Усольского муниципального образования принято 08.10.2015 на заседании межведомственной комиссией, организованной на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, в соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации от 03.07.2015 N 396 "О межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны", а также N 397 "Об утверждении состава межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны". К протоколу заседания межведомственной комиссии приложены графические данные границ запретных зон Шелеховского лесничества Минобороны России.
08.12.2015 издан приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации N 1188дсп "Об установлении запретной зоны военного объекта - Шелеховское лесничество Министерства обороны Российской Федерации".
На основании утвержденной в результате работы межведомственной комиссии карты (плана) объекта землеустройства (запретной зоны) от 17.12.2015 сведения о запретной зоне внесены в ГКН 15.02.2016 с присвоением данному объекту регистрационного номера 38.00.2.9.
Из пояснений ответчика, изложенных в письме от 11.04.2019 N 4/2435, следует, что при установлении запретных зон в отношении лесничеств Минобороны России приняты во внимание материалы лесоустройства и наличие правоустанавливающих документов, выданных в 1940-1960 годах органами государственной власти (распоряжения Совета министров СССР, РСФСР, постановления исполнительных комитетов и др.), являющихся нормативными правовыми актами, на основании которых лесные участки, предоставлялись в пользование для нужд обороны и безопасности.
Отвод земель Минобороны России на территории Усольского района Иркутской области осуществлен на основании распоряжения Совета Министров СССР от 26.12.1947 N 19218-рс.
Согласно пункту 5.3 статьи 87 Земельного кодекса РФ правообладатели земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в течение пятнадцати дней с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении такой зоны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок уведомления правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах зоны, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.2016 N 662 "Об уведомлении правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны".
Исходя из материалов дела судом первой инстанции установлено, что в результате установления границ запретной зоны военного объекта часть земель вошли из состава муниципального образования с. Сосновка Усольского района Иркутской области, границы которого поставлены на государственный кадастровый учет в 2013 году на основании генерального плана Сосновского муниципального образования, утвержденного решением Думы сельского поселения Сосновского муниципального образования от 26.09.2013 N 270, Правил землепользования и застройки Сосновского муниципального образования, утвержденных решением Думы сельского поселения сосновского муниципального образования от 26.09.2013 N 269.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что включение площади земель входящих в состав земель муниципального образования с. Сосновка в границы запретной зоны нарушает права данного муниципального образования в лице администрации, поскольку устанавливает ограничения в части распоряжения и использования землями муниципального образования уполномоченным органом, реализующим соответствующие полномочия.
На основании правил абзаца 12 статьи 12 Гражданского Кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Поскольку доказательств соблюдения процедуры уведомления истца о рассмотрении межведомственной комиссией вопроса об установлении запретной зоны на территории сосновского муниципального образования в части включения в границы такой зоны площади земель муниципального образования с. Сосновка, материалы дела не содержат, суд первой инстанции обоснованно усмотрел нарушение предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 процедуры установления запретной зоны военного объекта в части включения в границы запретной зоны площади земель муниципального образования с. Сосновка.
В рамках настоящего спора истцом к ответчику предъявлено требование о признании обременения отсутствующим.
Согласно пункту 7 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с пунктом 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
Как следует из материалов дела в ходе судебного разбирательства по настоящему спору при участии уполномоченных представителей участвующих в деле лиц с привлечением кадастрового инженера 05.02.2019 проведено натурное обследование местоположения части границ запретной зоны военного объекта - Шелеховское Лесничество Министерства обороны Российской Федерации (учетный номер в ЕГРН 38:00-6.180), о чем составлен и подписан акт от 05.02.2019.
В ходе проведения обследования сторонами установлены следующие обстоятельства:
1. Местоположение границ запретной зоны военного объекта частично перекрывается с фактически используемыми земельными участками СНТ "РАДУЖНОЕ" и CHT "СИБИРЯК", которые используются членами СНТ более 15 лет. На территории перекрытия запретной зоны с земельными участками СНТ лесонасаждений нет. Местоположение указано в приложении N 1.
2. Местоположение границ запретной зоны военного объекта частично перекрывается с фактически используемыми земельными участками СНТ "ЗВЕЗДА" и турбазой "Песчаная". На территории перекрытия запретной зоны с земельными участками СНТ и турбазой "Песчаная" лесонасаждений нет. Местоположение указано в приложении N 2.
3. Местоположение границ запретной зоны военного объекта частично перекрывается с фактически используемыми земельными участками СНТ "БЕРЕЖОК" которые используются членами СНТ более 15 лет. На территории перекрытия запретной зоны с земельными участками СНТ лесонасаждений нет. Местоположение указано в приложении N 2.
4. Местоположение границ запретной зоны военного объекта частично перекрывается с границами населённого пункта с. Сосновка установленных в соответствии с решением Думы сельского поселения Сосновского МО N 270 от 26.09.2013 (с изменениями) "Об утверждении генерального плана". Местоположение указано в приложении N 3.
В приложениях к акту от 05.02.2019 кадастровым инженером определены границы и характерные точки запретной зоны с учетом исключения границ площади земель, входящих в состав земель муниципального образования.
Исследовав и оценив в порядке статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное требования о признании отсутствующими обременения в виде запретной зоны военного объекта в отношении спорных земель, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются записи о государственной регистрации запретной зоны военного объекта - Шелеховского лесничества в границах муниципального образования с. Сосновка Усольского района Иркутской области.
Доводы по существу спора, изложенные в апелляционной жалобе ответчика сводятся к несогласию заявителя с оценкой судом первой инстанции имеющихся в деле доказательств и применения норм материального права. Данные доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую оценку, оснований к несогласию с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что передача земельных участков, занятых лесными насаждениями, в муниципальную собственность или собственность субъекта Российской Федерации осуществляется после включения таких земельных участков в границы населенных пунктов, при наличии утвержденного плана муниципального образования и после передачи Минобороны России таких земельных участков в муниципальную собственность, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку он не опровергает правильные выводы суда первой инстанции, более того предполагает, что такая схема действий применяется в случае законности нахождения земельных участков, занятых лесными насаждениями, в собственности Минобороны России.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 мая 2019 года по делу N А19-19391/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
В.Л. Каминский |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19391/2018
Истец: Администрация муниципального района Усольского районного муниципального образования
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, АС ИО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Шелеховское лесничество Минобороны России-филиал ФГКУ УХиП Минобороны России
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6204/18
31.07.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6204/18
22.05.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-19391/18
13.03.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6204/18
07.11.2018 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6204/18