г. Пермь |
|
17 сентября 2019 г. |
Дело N А50-2073/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Зелениной Т.Л., Крымджановой Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседании
Муравьевой Е.С.,
при участии представителя заявителя, индивидуального предпринимателя Дутуева Руслана Саламуевича, - Лазаревич Е.В., по доверенности от 19.06.2019,
от заинтересованного лица, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Тищенко И.М., представитель по доверенности от 12.04.2018,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Дутуева Руслана Саламуевича,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 16 апреля 2019 года
по делу N А50-2073/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя Дутуева Руслана Саламуевича (ОГРНИП 304591928200084, ИНН 594100002031)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
о признании незаконным решения об отказе в заключении договора аренды лесного участка без проведения торгов,
установил:
Индивидуальный предприниматель Дутуев Руслан Саламуевич (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство, заинтересованное лицо), изложенного в письме от 30.10.2018 N СЭД-30-01-25.4-7851, об отказе в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов; обязании Министерство заключить без проведения торгов на новый срок договор аренды лесного участка площадью 8957 га, расположенного по адресу: Пермский край, Красновишерский муниципальный район, ГКУ "Вайское лесничество", Акчимское участковое лесничество, NN кварталов 75-77, 83-84, 96, 110, 124, 138-140, 152-154, 167, 168, 181, 182.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, предприниматель обжаловал решение суда первой инстанции в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, принять новое решение. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что предприниматель являлся арендатором лесного участка более 10 лет, за весь период аренды заявителем велась не только заготовка древесины, но и ее переработка на производственной базе заявителя, то есть фактически соблюдались условия, предусмотрены ст. 46 ЛК РФ, дающие право на заключение договора аренды на новый срок. В подтверждение данного обстоятельства указывает на имеющийся в материалах дела приказ от 02.12.2004 N 140, согласно которому на предпринимателя возложена обязанность по организации на территории Красновишерского района производства лесопиления с выходом пиломатериалов в объеме не менее 2,0 тыс. кбм. в год. В подтверждение того, что соответствующая деятельность им осуществляется, представил копии договоров поставки древесных отходов, договор безвозмездной передачи отходов производства, договор поставки пиломатериала хвойного с дополнительным соглашением, счет-фактура на поставку пиломатериала, счет-фактура на приобретение пилорамы 2006 года и паспорт станка ленточнопильного.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 18.07.2019.
Рассмотрение дела начато в составе председательствующего судьи Скромовой Ю.В., судей Зелениной Т.Л., Семенова В.В.
Министерство представило отзыв на жалобу, в котором возразило против ее доводов, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением суда апелляционной инстанции от 18.07.2019 рассмотрение дела отложено на 12.08.2019 в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств. Министерству предложено представить суду пояснения относительно того, осуществляется ли заявителем деятельность по переработке древесины и предоставлялся ли для этого участок, а также обосновать позицию о пропуске срока на обращение, установленного п. 1 ч. 2 ст. 74 ЛК РФ, с учетом обращений предпринимателя к министерству 17.08.2018. Также сторонам предложено представить суду проект освоения лесов, подготовленный арендатором в соответствии с условиями договора аренды от 23.10.2008 N 7.
После отложения определением Семнадцатого арбитражного суда от 09.08.2019 произведена замена судьи Скромовой Ю.В. на судью Крымджанову Д.И. После замены судьи в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела начато сначала в составе председательствующего судьи Семенова В.В., судей Зелениной Т.Л., Крымджановой Д.И.
От предпринимателя в апелляционный суд поступили дополнения к апелляционной жалобе с приложением к ним копий договора безвозмездной передачи отходов производства, договора поставки древесных отходов, договоров о предоставлении услуг по утилизации отходов, договоров о переработке опила, счетов-фактур, актов, платежных поручений, журналов отгрузки результатов переработки древесины, учета деклараций на переработанную древесину, договоров поставки пиломатериалов, счетов-фактур, платежных поручений, приходных кассовых ордеров, трудовых договоров, штатного расписания, листов прохождения инструктажей по технике безопасности, представления Прокуратуры Красновишерского района от 14.12.2018 N 2-21-263-18, договоров аренды земельного участка от 17.07.2017 N6223, от 18.03.2009 N4036, акта приема-передачи, свидетельств о регистрации права, паспортов транспортных средств, паспортов на оборудование с гарантийными талонами, журнала учета доходов и расходов, сопроводительных документов на транспортировку древесины, актов сверок взаимных расчетов, декларации по переработанной древесине, сведений о производстве переработанной древесины, приказа Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 18.09.2017 N СЭД-36-01-05-301 "О внесении изменений в некоторые приказа Инспекции".
В судебном заседании предприниматель и его представитель поддержали требования жалобы, заявили ходатайство о приобщении указанных документов.
Представитель Министерства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, против приобщения представленных заявителем документов не возражал, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела заключения N 01-2009/186 экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на "Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду индивидуальному предпринимателю Дутуеву Р.С. для заготовки древесины на территории Вайского лесничества (Вайский лесхоз)".
Предприниматель и его представитель против приобщения данного документа возражали.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2019 судебное разбирательство по делу N А50-2073/2019 отложено, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции на 12.09.2019.
Определением суда от 11.09.2019 произведена замена судьи Семенова В.В. на судью Скромову Ю.В. на основании ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, выражает согласие с выводами суда первой инстанции и просит решение суда оставить без изменения.
В дополнениях к отзыву на жалобу министерство указало, что лесной участок предоставлен исключительно для заготовки древесины, представил проект освоения лесов.
Представитель заявителя поддержал ранее заявленное ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела.
Данное ходатайство рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 23.10.2008 Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и ИП Дутуевым Р.С. (арендатор) в целях приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации ранее заключенного договора, заключен договор N 7 аренды лесного участка.
По условиям договора арендодатель обязуется предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок площадью 8957 га категории - земли лесного фонда, с местоположением: Пермский край, Красновишерский муниципальный район, ГКУ "Вайское лесничество", Акчимское участковое лесничество, N кварталов 75-77, 83, 84, 96, 110, 124, 138-140, 152-154, 167, 168, 181, 182 (п.п.1, 2 договора).
Пунктом 4 договора предусмотрено, что участок передается арендатору для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов: всего 18,6 тыс.м3, в том числе 6,4 тыс.м3 по хвойному хозяйству.
Срок действия договора - с 23.10.2008 по 20.12.2009 (п.29 договора).
Государственная регистрация договора проведена 22.01.2009.
10.11.2010 Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и ИП Дутуевым Р.С. (арендатор) заключено дополнительное соглашение N 2 к указанному договору, в соответствии с которым изменен срок действия договора - с 23.10.2008 по 22.10.2018 (п.2 соглашения). Соглашение зарегистрировано в ЕГРН 27.04.2011 (л.д.62).
В соответствии с Указом губернатора Пермского края от 05.07.2011 N 53 "О внесении изменений в Указ губернатора Пермского края от 29.12.2007 N 121 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края" Агентство по природопользованию Пермского края переименовано в Министерство лесного хозяйства Пермского края. На основании постановления Правительства Пермского края N 756-п от 03.09.2012 "О Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края", Министерство лесного хозяйства Пермского края реорганизовано в форме присоединения к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Таким образом, с 10.09.2012 арендодателем по спорному договору является Министерство.
Заявитель обратился в уполномоченный орган с заявлением о заключении договора аренды указанного лесного участка без проведения торгов (л.д.11-13).
30.10.2018 письмом N СЭД-30-01-25.4-7851 уполномоченный орган сообщил заявителю об отказе в заключении на новый срок договора аренды лесного участка без проведения торгов ввиду отсутствия оснований (л.д.16).
Несогласие заявителя с принятым уполномоченным органом решением послужило основанием для обращения в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из правомерности оспариваемого отказа.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.
Порядок заключения договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 74 ЛК РФ.
Согласно части 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: 1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 данного Кодекса; 2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; 3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 названного Кодекса; 4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
В силу части 4 указанной статьи арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.
В силу части 5 статьи 74 арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого лесного участка в указанных в части 4 настоящей статьи случаях при наличии совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; 2) заключенный ранее договор аренды такого лесного участка не был расторгнут с этим гражданином или с этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 24 настоящего Кодекса; 3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; 4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; 5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка; 6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; 7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В рассматриваемом случае лесной участок предоставлен в аренду без проведения торгов. Доказательства обратного в деле отсутствуют.
Статьи 43 - 46 ЛК РФ регулируют следующие виды использования лесов: - для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; - для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; - для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов; - для переработки древесины и иных лесных ресурсов.
Частью 1 статьи 25 ЛК РФ установлен перечень видов использования лесов, среди которых: заготовка древесины (пункт 1); выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (пункт 11); строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов (пункт 12); строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (пункт 13); переработка древесины и иных лесных ресурсов (пункт 14).
Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 25 ЛК РФ).
Следовательно, заготовка древесины и ее переработка являются разными видами использования лесов.
Согласно части 1 статьи 46 ЛК РФ использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с производством изделий из древесины и иной продукции такой переработки в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.
Договорами аренды от 20.12.2004, от 23.10.2008 лесной участок предоставлен арендатору для заготовки древесины. Иных видов использования леса не предусмотрено.
Между тем в части 3 статьи 74 Кодекса речь идет о лесных участках, предоставленных не для заготовки древесины (вид лесопользования, установленный статьей 29 ЛК РФ), а для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Кодекса, при котором осуществляется в числе прочего заготовка древесины.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном статьей 71 АПК РФ, в том числе договоры аренды от 20.12.2004, от 23.10.2008, учитывая, что лесной участок предоставлен арендатору без проведения торгов для заготовки древесины, а не для ее переработки, установив, что доказательств использования арендованного лесного участка для такого вида использования как переработка древесины, в смысле статьи 46 ЛК РФ, заявителем не представлено (статья 65 АПК РФ), поскольку переработкой древесины заявитель занимается в ином месте, что следует из представленных договоров аренды производственной базы и местом работы, указанном в представленных трудовых договорах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у предпринимателя отсутствует право на заключение нового договора аренды без проведения торгов, поскольку он не соответствует совокупности условий, установленных статьей 74 ЛК РФ.
Представленные в суд апелляционной инстанции документы, иного вывода не влекут, того обстоятельства, что участок предоставлялся для переработки древесины, не доказывают.
Из представленных Министерством дополнительных документов - заключения N 01-2009/186 и проекта освоения лесов (пояснительная записка), также следует, что участок предоставлялся для заготовки древесины, иные виды использования не рассматривались, лесоперерабатывающей инфраструктуры на арендуемом участке нет и нет в ней необходимости.
При таких обстоятельствах, у Министерства не имелось оснований для заключения с предпринимателем нового договора аренды лесного участка без проведения торгов, в связи с чем, суд правомерно отказал в удовлетворении требований предпринимателя.
Довод заявителя жалобы о том, что у него имеется преимущественное право на заключение договора аренды, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку с учетом установленных по делу обстоятельств основан на неверном толковании указанных норм материального права.
Основным видом деятельности предпринимателя на арендованном лесном участке по условиям заключенного договора аренды является заготовка древесины. Переработку древесины арендатор осуществляет на ином участке, поэтому апелляционный суд считает несостоятельным довод предпринимателя о наличии у него права на заключение договора аренды спорных лесных участков на новый срок без проведения торгов, основанный на нормах пункта 3 части 3 статьи 74 и статьи 46 Лесного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы предоставление лесного участка для иной, помимо заготовки, деятельности не подтверждено ни договором аренды, ни проектом освоения лесов. Указание в пункте 1.1 проекта освоения лесов на техническую оснащенность предприятия, наличие кадров, позволяющее обеспечить заготовку и переработку указанного объема ликвидной древесины, ежегодно, не означает, что переработка древесины осуществляется на арендуемом лесном участке. В пункте 3.3 проекта освоения лесов (страница 20) прямо указано, что лесоперерабатывающей инфраструктуры в границах арендуемой территории нет и нет необходимости в ее создании.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм материального или процессуального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
С учетом изложенного, решение арбитражного суда от 16.04.2019 является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 апреля 2019 года по делу N А50-2073/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-2073/2019
Истец: Дутуев Руслан Саламуевич
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ