г. Тула |
|
20 марта 2024 г. |
Дело N А68-2544/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.03.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Волошиной Н.А. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от истца - Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (г. Тула, ОГРН 1047101134475, ИНН 7107084990) - Калужской М.Ю. (доверенность от 09.01.2024), Казанцевой Ю.В. (доверенность от 06.03.2024 N 29/47), от ответчика - муниципального унитарного предприятия "Одоевское жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования Одоевский район (Тульская область, раб. пос. Одоев, ОГРН 1157154012355, ИНН 7131001378) - Лукьянова С.Б. (доверенность от 01.12.2023), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования Одоевский район (Тульская область, раб. пос. Одоев, ОГРН 1027103471680, ИНН 7131000871), муниципального унитарного предприятия "Одоевская водоснабжающая компания" муниципального образования Одоевский район (Тульская область, раб. пос. Одоев, ОГРН 1227100008904, ИНН 7100024008), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Одоевское жилищно-коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда Тульской области от 29.08.2023 по делу N А68-2544/2023 (судья Рыжикова Н.А.),
УСТАНОВИЛ:
Приокское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора, управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Одоевское жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования Одоевский район (далее - МУП "Одоевское ЖКХ", предприятие) о взыскании вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, вследствие загрязнения земельного участка, расположенного вблизи ул. Школьная в с. Говоренки Одоевского района Тульской области, в результате сброса сточных вод из частично разрушенного колодца на рельеф местности, в размере 383 685 руб. 12 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Одоевксий район и муниципальное унитарное предприятие "Одоевская водоснабжающая компания" муниципального образования Одоевский район (далее - МУП "ОВК").
Решением Арбитражного суда Тульской области от 29.08.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, МУП "Одоевское ЖКХ" обжаловало его в апелляционном порядке. Считает, что предприятие не является надлежащим ответчиком по делу. Так, в момент проведения управлением контрольного (надзорного) мероприятия 24.08.2022 МУП "Одоевское ЖКХ" не осуществляло деятельности по эксплуатации канализационной сети в с. Говоренки Одоевского района Тульской области. Постановлением администрации муниципального образования Одоевский район от 30.08.2021 N 462 МУП "Одоевское ЖКХ" реорганизовано путем выделения МУП "ОВК", чьим основным видом деятельности является забор, очистка и распределение воды, а также сбор и обработка сточных вод в муниципальном образовании Одоевский район; реорганизация завершена 07.07.2022, объекты водоснабжения и водоотведения переданы в МУП "ОВК" по передаточному акту 18.08.2022. Отмечает, что общая протяженность канализационной сети с. Говоренки согласно справке администрации составляет 2,4 км, между тем согласно схеме канализационной сети с. Говоренки, размещенной в открытом доступе в сети "Интернет", МУП "Одоевское ЖКХ" до реорганизации обслуживало участок переданной администрацией сети протяженностью 1,3 км вдоль автодороги Одоев-Суворов; другой обособленный участок канализационной сети с. Говоренки, на котором контролирующим органом обнаружен частично разрушенный канализационный колодец, находится на балансе администрации муниципального образования Одоевский район
Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 22.06.2022 в Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора поступила информация от министерства природных ресурсов и экологии Тульской области о нарушении природоохранного законодательства, выразившемся в загрязнении рельефа местности в результате сброса сточных вод в с. Говоренки Одоевского района Тульской области.
Должностным лицом Приокского межрегионального управления Росприроднадзора на основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, утвержденного приказом о проведении выездного обследования от 12.08.2022 N 607-ВОП, 24.08.2022 проведено выездное обследование территории по вышеуказанному адресу.
Управлением в результате осмотра территории вблизи ул. Школьная в с. Говоренки Одоевского района Тульской области обнаружен частично разрушенный канализационный колодец (в месте с координатами: 54.032955, 36.593434), из которого осуществлялся сброс сточных вод с характерным канализационным запахом на рельеф местности. После сброса сточные воды растекаются по рельефу местности. Вблизи колодца зафиксировано скопление сточных вод на рельефе местности длиной 24 м и шириной 0,7 м, общая площадь которых 16,8 кв.м (скопление сточных вод на почве на участке условно обозначено N 1, расположено в месте с координатами: 54.032882, 36.593628), часть которых впоследствии стекает по рельефу местности и образует скопление сточных вод длиной 8,4 м и шириной 5,2 м, общая площадь составляет 43,68 кв.м (скопление сточных вод на почве на участке условно обозначенном N 2, расположено в месте с координатами: 54.032811, 36.593863).
Управлением 24.08.2022 совместно со специалистом филиала "ЦЛАТИ по Тульской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" осуществлен отбор проб почвы в местах ее визуального загрязнения.
В соответствии с протоколом и заключением филиала "ЦЛАТИ по Тульской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 31.08.2022 N 783-58/17-Щ установлено превышение концентрации загрязняющих веществ в отобранных образцах почвы на участке N 1 по следующим веществам.
Концентрация загрязняющего вещества - подвижные соединения фосфора в пробе с загрязненного участка, на который произошел сброс сточных вод из частично разрушенного канализационного колодца в с. Говоренки Одоевского района Тульской области, составляет более 1000 мг/кг. Значение концентрации данного загрязняющего вещества в фоновой пробе составляет 108,3 мг/кг (превышение относительно фоновой пробы более чем в 9 раз).
В протоколе и заключении филиала "ЦЛАТИ по Тульской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 31.08.2022 N 783-58/17-Щ указано, что содержание подвижных соединений фосфора в пробе с загрязненного участка, на который произошел сброс сточных вод из частично разрушенного канализационного колодца в с. Говоренки Одоевского района Тульской области, составляет более 1000 мг/кг, что является верхним пределом границы диапазона ГОСТа Р 54650-2011.
Концентрация загрязняющего вещества - азота аммония в пробе с загрязненного участка, на который произошел сброс сточных вод из частично разрушенного канализационного колодца в с. Говоренки Одоевского района Тульской области, составляет 149,2 мг/кг. Значение концентрации данного загрязняющего вещества в фоновой пробе составляет 6,3 мг/кг (превышение относительно фоновой пробы в 23,7 раз).
Концентрация загрязняющего вещества - нитритного азота в пробе с загрязненного участка, на который произошел сброс сточных вод из частично разрушенного канализационного колодца в с. Говоренки Одоевского района Тульской области, составляет 0,17 мг/кг. Значение концентрации данного загрязняющего вещества в фоновой пробе составляет 0,04 мг/кг (превышение относительно фоновой пробы в 4,3 раза).
В соответствии с протоколом и заключением филиала "ЦЛАТИ по Тульской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 31.08.2022 N 783-58/17-Щ установлено превышение концентрации загрязняющих веществ в отобранных образцах почвы на участке N 2 по следующим веществам.
Концентрация загрязняющего вещества - нитратов в пробе с загрязненного участка, на который произошел сброс сточных вод из частично разрушенного канализационного колодца в с. Говоренки Одоевского района Тульской области, составляет 133,7 мг/кг. Значение предельно допустимой концентрации данного загрязняющего вещества в почве составляет 130 мг/кг (превышение относительно ПДКв 1,03 раз).
Концентрация загрязняющего вещества - подвижные соединения фосфора в пробе с загрязненного участка, на который произошел сброс сточных вод из частично разрушенного канализационного колодца в с. Говоренки Одоевского района Тульской области, составляет более 1000 мг/кг. Значение концентрации данного загрязняющего вещества в фоновой пробе составляет 108,3 мг/кг (превышение относительно фоновой пробы более чем в 9 раз).
В протоколе и заключении филиала "ЦЛАТИ по Тульской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 31.08.2022 N 783-58/17-Щ указано, что содержание подвижных соединений фосфора в пробе с загрязненного участка, на который произошел сброс сточных вод из частично разрушенного канализационного колодца в с. Говоренки Одоевского района Тульской области, составляет более 1000 мг/кг, что является верхним пределом границы диапазона ГОСТа Р 54650-2011.
Концентрация загрязняющего вещества - азота аммония в пробе с загрязненного участка, на который произошел сброс сточных вод из частично разрушенного канализационного колодца в с. Говоренки Одоевского района Тульской области составляет 111,0 мг/кг. Значение концентрации данного загрязняющего вещества в фоновой пробе составляет 6,3 мг/кг (превышение относительно фоновой пробы в 17,6 раз).
Концентрация загрязняющего вещества - нитритного азота в пробе с загрязненного участка, на который произошел сброс сточных вод из частично разрушенного канализационного колодца в с. Говоренки Одоевского района Тульской области составляет 0,19 мг/кг. Значение концентрации данного загрязняющего вещества в фоновой пробе составляет 0,04 мг/кг (превышение относительно фоновой пробы в 4,8 раз).
В соответствии с письмом администрации муниципального образования Одоевский район от 25.07.2022 N 3163 прием сточных вод в с. Говоренки Одоевского района Тульской области осуществляется в канализационную сеть протяженностью 2360 м, собственником которой является администрация муниципального образования Одоевский район. Фактическую эксплуатацию вышеуказанной канализационной сети осуществляет МУП "Одоевское ЖКХ". Канализационные стоки в с. Говоренки Одоевского района Тульской области поступают в септики, входящие в состав вышеуказанной канализационной сети, с последующим выпуском сточных вод на рельеф местности.
На основании постановления администрации от 17.01.2018 N 14 гарантирующей организацией, оказывающей услуги населению по водоотведению в с. Говоренки Одоевского района Тульской области, с 17.01.2018 по 12.09.2022 являлось предприятие МУП "Одоевское ЖКХ". С 13.09.2022 в соответствии с постановлением администрации муниципального образования Одоевский район N 474 статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории МО Одоевский район, наделено МУП "ОВК".
С учетом изложенного управлением сделан вывод о том, что МУП "Одоевское ЖКХ" не осуществляло очистку сточных вод и эксплуатировало сети водоотведения в с. Говоренки Одоевского района Тульской области, из которых осуществлялся сброс сточных вод непосредственно на рельеф местности (в месте с координатами: 54.032955, 36.593434), тем самым загрязняя почву.
Рассчитав в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объектам охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238, размер вреда, который составил 383 685 руб. 12 коп., управление направило в адрес ответчика требование о добровольном возмещении причиненного вреда от 07.12.2022.
Поскольку указанное требование оставлено МУП "Одоевское ЖКХ" без удовлетворения, управление обратилось с иском в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Закона N 7-ФЗ под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Согласно пункту 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В силу пункта 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
На основании пункта 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Факты загрязнения почв в результате сброса сточных вод в с. Говоренки Одоевского района Тульской области подтверждается материалами дела, в том числе протоколом осмотра от 24.08.2022 N 607 с приложением фототаблицы, актом выездного обследования от 24.08.2022, протоколом и заключением филиала "ЦЛАТИ по Тульской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 31.08.2022 N 783-58/17-Щ.
Довод МУП "Одоевское ЖКХ" о том, что предприятие не является надлежащим ответчиком по делу, не принимается апелляционным судом на основании следующего.
Из материалов дела следует, что прием и сброс сточных вод в с. Говоренки Одоевского района Тульской области осуществляется в канализационную сеть протяженностью 2360 м, собственником которой является администрация муниципального образования Одоевский район.
На основании постановления от 17.01.2018 N 14 гарантирующей организацией, оказывающей услуги населению по водоотведению в с. Говоренки Одоевского района Тульской области, с 17.01.2018 по 12.09.2022 являлось предприятие МУП "Одоевское ЖКХ".
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) собственникам и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В силу части 1 статьи 41.1 Закон N 416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом установленных данным Законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии с частью 5 статьи 12 Закона N 416-ФЗ организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект.
В силу пункта 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
Постановлением администрации муниципального образования Одоевский район от 30.08.2021 N 462 МУП "Одоевское ЖКХ" реорганизовано путем выделения МУП "ОВК", реорганизация завершена 07.07.2022, объекты водоснабжения и водоотведения переданы в МУП "ОВК" по передаточному акту 18.08.2022.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования Одоевский район N 474 МУП "ОВК" с 13.09.2022 наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования Одоевский район.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, на момент проведения выездного обследования и отбора проб почвы именно МУП "Одоевское ЖКХ" являлось гарантирующей организацией, оказывающей услуги по водоотведению в с. Говоренки Одоевского района Тульской области.
В письме от 12.07.2022 N 398 МУП "Одоевское ЖКХ" сообщило, что предприятие оказывает услуги по транспортировке сточных вод в с. Говоренки Одоевского района Тульской области на основании утвержденного постановлением комитета по тарифам Тульской области от 05.10.2018 N 34/1 тарифа на транспортировку сточных вод и договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП "Одоевское ЖКХ" от 03.05.2018, при этом очистку сточных вод МУП "Одоевское ЖКХ" не производит.
В соответствии с договором от 03.05.2018 "О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП "Одоевское ЖКХ", заключенным между администрацией муниципального образования Одоевский район и МУП "Одоевское ЖКХ", на балансе МУП "Одоевское ЖКХ" на момент проведения выездного обследования и отбора проб почв числились канализационные сети, техническое состояние которых оценивалось как неудовлетворительное.
По сведениям публичной кадастровой карты установлено, что в месте, где зафиксирован сброс сточных вод из канализационного колодца (в месте с координатами: 54.032955, 36.593434) расположена система канализационных сетей с кадастровым номером недвижимости 71:16:020110:873.
Следовательно, на момент сброса сточных вод из частично разрушенного колодца на рельеф местности (июнь 2022 года) и проведения выездного обследования и отбора проб почв (24.08.2022) единственным лицом, осуществляющим транспортирование сточных вод на территории с. Говоренки Одоевского района Тульской области, являлось МУП "Одоевское ЖКХ", которое не осуществляло очистку сточных вод и эксплуатировало сети водоотведения в с. Говоренки Одоевского района Тульской области, из которых осуществлялся сброс сточных вод непосредственно на рельеф местности (в месте с координатами: 54.032955, 36.593434).
Управлением 28.02.2024 (исх. N КЕ-10-06/2235) в адрес администрации муниципального образования Одоевский район направлен запрос, на который администрация дала следующий ответ: все канализационные сети, расположенные в с. Говоренки Одоевского района, на основании акта о приеме-передаче групп объектов основных средств от 2018 года были переданы из МКП "Северо-Одоевское ЖКХ" муниципального образования Одоевский район в администрацию муниципального образования Одоевский район. Иной документации на данные сети передано не было. В указанном акте протяженность сетей указана 1400 м. С целью недопущения перерыва в предоставлении коммунальных услуг гражданам с. Говоренки канализационная сеть единым объектом была передана в МУП "Одоевское ЖКХ". При проведении кадастровых работ установлено, что протяженность канализационных сетей фактически составляет не 1400 м, а 2360 м. В МУП "Одоевское ЖКХ" передавалась вся канализационная сеть с. Говоренки. Функционирование канализационной сети без эксплуатации участка с расположенным на нем колодца с указанными координатами невозможно. В период июнь-июль 2022 года эксплуатация канализационной сети в с. Говоренки осуществлялась МУП "Одоевское ЖКХ".
Изложенное свидетельствует о том, что в ведении МУП "Одоевское ЖКХ" изначально находилась вся канализационная сеть с. Говоренки, а потому именно данное предприятие является надлежащим ответчиком по делу.
Ссылка ответчика на то, что вследствие реорганизации имущественную ответственность по иску должно нести МУП "ОВК", апелляционным судом отклоняется, поскольку из представленного в дело разделительного баланса не усматривается, что спорная задолженность в размере 383 685 руб. 12 коп. передана МУП "ОВК".
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пунктах 7 и 8 постановления от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49), по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона N 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22 и пункт 2 статьи 34 Закона N 7-ФЗ). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика. По общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона N 7-ФЗ лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Из материалов дела следует, что МУП "Одоевское ЖКХ" допустило загрязнение почвы с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, что привело к ухудшению качества почвы и причинению вреда почве как объекту охраны окружающей среды.
Таким образом, факт причинения вреда объекту окружающей среды установлен и подтверждается материалами дела. Ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ данный факт надлежащими доказательствами не опроверг.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в целях исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Методика N 238).
Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Из пункта 14 Постановления N 49 следует, что утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Методика N 238 предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Размер вреда исчислен управлением по Методике N 238, проверен судом и признан правильным. Доказательств, свидетельствующих о нарушении порядка расчета вреда, предприятием не представлено.
На основании изложенного требования истца о взыскании с ответчика вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в размере 383 685 руб. 12 коп., удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 29.08.2023 по делу N А68-2544/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Н.А. Волошина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-2544/2023
Истец: Приокское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: МУП "Одоевское жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Одоевский район"
Третье лицо: Администрация МО Одоевский район, Администрация муниципального образования Одоевский район, МУП "ОДОЕВСКАЯ ВОДОСНАБЖАЮЩАЯ КОМПАНИЯ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОДОЕВСКИЙ РАЙОН, МУП "Одоевская водоснабщающая компания"