г. Ессентуки |
|
17 сентября 2019 г. |
Дело N А15-5217/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей: Луговой Ю.Б., Егорченко И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Исрепиловой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДагИнтерфуд" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.05.2019 по делу N А15-5217/2018, по иску ООО "ДагИнтерфуд" (ОГРН 1100570003082, ИНН 0570003476) к Министерству здравоохранения Республики Дагестан (ОГРН 1020502624669, ИНН 0562044550) об обязании ответчика исполнить государственный контракт, дополнительное соглашение к нему и принять товары согласно спецификации, в отсутствие лиц участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДагИнтерфуд" (далее - ООО "ДагИнтерфуд") обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к Министерству здравоохранения Республики Дагестан (далее - министерство) об обязании исполнить государственный контракт N 0103200008418000411 от 26.04.2018 и дополнительного соглашения к нему от 28.04.2018, принять товары согласно спецификации (приложение N 1) от 28.04.20128 на сумму 15 277 833 руб. 33 коп.
Решением от 16.05.2019 Арбитражный суд Республики Дагестан отказал в удовлетворении исковых требований. Суд пришел к выводу, что основанием для одностороннего расторжения государственного контракта послужило то обстоятельство, что общество поставило в адрес министерства товар с нарушением предусмотренного контрактом срока поставки товара, и не соответствующего государственному контракту.
Считая указанное решение незаконным, ООО "ДагИнтерфуд" подало апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда, первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ответчиком не соблюдены условия приемки товара, установленные контрактом.
Определением от 06.08.2019 судебное разбирательство откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о времени и месте судебного разбирательства с соответствующим файлом размещена 08.08.2019 на сайте http://arbitr.ru// в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, что Постановлением Правительств Республики Дагестан от 24.12.2014 N 662 утверждена государственная программа Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан на 2015-2020 годы".
26.04.2018 на по результатам аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания для детей до 2-х лет Республики Дагестан на 2018 год и на основании протокола проведения итогов электронного аукциона от 09.04.2018 N 0103200008418000411 между обществом (поставщик) и министерством (покупатель) заключен государственный контракт N 0103200008418000411 (далее - контракт), согласно которому поставщик обязуется осуществить поставку продуктов питания для детей до 2-х лет Республики Дагестан на 2018 год по адресу получателя в порядке и сроки, предусмотренные настоящим контрактом, по наименованию, цене, количеству и характеристикам согласно приложению N 1 к настоящему контракту (спецификации на поставку товара) по адресам получателей в предусмотренном объеме согласно приложению N 2, которые являются неотъемлемой частью настоящего контракта, а также заявки на участие в электронном аукционе, а заказчик обязуется оплатить поставленные товары.
Цена контракта составляет 15 277 833 руб. 33 коп. (пункт 3.1 контракта).
28.04.2018 стороны подписали дополнительное соглашение N 411/1 (далее - соглашение) о внесении изменений в приложение N 1 к контракту, изложив его в новой редакции согласно приложению N 1 к дополнительному соглашению о внесении изменений в приложение N 2 контракту, изложив его в новой редакции согласно приложению N 2 к контракту.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 4.1 контракта поставщик взял на себя обязанность согласовать с получателем точное время и дату поставки товара.
Согласно пункту 4.2 контракта заказчик обязан обеспечить своевременную приемку товара по наименованию, количеству, характеристикам и качеству, оплатить товар по ценам, указанным в спецификации на поставку товара. После оплаты товара составить акт об исполнении контракта, предусмотренный пунктом 3.7 контракта и направит его поставщику для подписания, произвести возврат денежных средств по факту поставки товара надлежащим образом в соответствии с условиями контракта в сроки, установленные пунктом 9.10 контракта.
Пунктом 5.1 контракта предусмотрено, что поставка продуктов питания производится по адресам получателей транспортом поставщика ежемесячно, согласно объемов, указанных в приложении N 2 к настоящему контракту в соответствии с заявками получателей.
Согласно пункту 6.3 контракта качество товара должно соответствовать установленным требованиям государственных стандартов качества в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6.6. контракта остаточный срок годности товара, имеющего срок годности от трех лет и более - не менее 24 месяцев с даты поставки; со сроком годности 2,5 года - не менее 20 месяцев с даты поставки; со сроком годности 2 года - не менее 16 месяцев с даты поставки; со сроком годности 1,5 года - не менее 12 месяцев с даты поставки; со сроком годности 1 год - не менее 10 месяцев с даты поставки от гарантированного производителем срока годности относительно каждой единицы товара. Качество должно быть подтверждено документами, согласно действующему законодательству Российской Федерации на момент поставки. Поставка товара с меньшим сроком годности возможна с согласия заказчика.
Согласно пункту 10.2 контракта вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента направления оператором электронной площадки поставщику настоящего контракта, подписанного электронными цифровыми подписями сторон, и действует до 1.12.2018, если иное не предусмотрено условиями контракта, в том числе обязательства по взаиморасчетам, ответственности, порядку разрешения споров. Обязательства сторон, возникшие в период действия настоящего контракта, но не исполненные до даты истечения срока действия настоящего контракта подлежат исполнению в полном объеме.
Министерство письмом от 10.05.2018 просило общество временно приостановить поставку продуктов питания для детей до 2-х лет Республики Дагестан на 2018 год согласно контракту от 26.04.2018 в связи с тем, что проект постановления Правительства Республики Дагестан "Об утверждении Порядка обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через пункты питания и организации торговли, по заключению врачей" находится на стадии согласования.
13.08.2018 общество направило в адрес министерства письмо, в котором указало об отсутствии заявок от заказчика и просило указать сроки и представить график поставок товара.
18.09.2018 министерство предложило обществу расторгнуть контракт в соответствии с пунктом 8.4 контракта по соглашению сторон, мотивировав тем, что Правительством Республики Дагестан не принято постановление об утверждении Порядка обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через пункты питания и организации торговли, по заключению врачей не утвержден, что является препятствием для обеспечения детей продуктами питания. Службой финансового контроля Республики Дагестан по результатам рассмотрения жалоб истца предложено аннулировать результаты аукционов; а также выдано предписание о возвращении Минздравом Республики Дагестан денежных средств в республиканский бюджет, в настоящее время контракт от 26.04.2018 ни по цене, ни по объему подлежащей ежемесячной поставке продукции не соответствует условиям проведенного аукциона.
21.09.2018 обществом в адрес министерства направлена претензия о принятии мер по исполнению контракта и соглашения к нему, принятию товара получателями в объемах согласно приложениям N N 1, 2 контракта и соглашения к нему. Претензия оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 525 ГК РФ).
В статье 506 ГК РФ установлено, что по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
На основании пункта 1 статьи 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию (пункт 3 статьи 469 Кодекса).
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе" (далее - Закон N 44-ФЗ) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В части 9 указанной статьи Закона N 44-ФЗ определено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 8.4 контракта расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или односторонне его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что основанием для одностороннего расторжения государственного контракта послужило то обстоятельство, что общество поставило в адрес министерства товар с нарушением предусмотренного контрактом срока поставки товара, и не соответствующего государственному контракту.
Суд счел, что истцом в материалы дела не представлено документов, позволяющих прийти к однозначному выводу о том, общество исполнило обязанности, предусмотренные в пункте 4.1 контракта, не допустив нарушение сроков поставки товара. ООО "ДагИнтерфуд" не представлено доказательств, подтверждающих факт поставки товара получателям.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком не соблюдены условия приемки товара, установленные контрактом, подлежит отклонению в связи со следующим.
Из буквального смысла содержания п.4.2 контракта министерство обязано обеспечить своевременную приемку доставленного в адрес получателя товара по наименованию, количеству, характеристикам и качеству.
Однако, истец не представил доказательства, подтверждающие исполнение им обязательств по ежемесячной поставке товара получателям, указанным в приложении N 2 к контракту, а также согласования им с получателями время и дату поставки товара и об их отказе в принятии товара, доставленного в их адрес, т.е. доказательства совершения всех необходимых, предусмотренных контрактом действия для исполнения своих обязанностей по поставке товара.
С учетом вышеизложенного, исследовав и оценив материалы дела с учетом норм статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание, что истец не исполнил надлежащим образом в установленный срок обязательство по поставке оборудования, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований общества.
Таким образом, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Иных доводов, основанных на доказательствах, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.05.2019 по делу N А15-5217/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-5217/2018
Истец: ООО "ДАГИНТЕРФУД"
Ответчик: Министерство здравохранения РД