г. Хабаровск |
|
20 марта 2024 г. |
А73-13476/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мангер Т.Е., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Торговый порт Посьет": представитель не явился;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Ключенка Н.В. представителя по доверенности от 19.12.2023, сроком по 20.06.2026;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 26.12.2023
по делу N А73-13476/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску акционерного общества "Торговый порт Посьет" (ОГРН 1022501193527, ИНН 2531002070)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании 6102312 руб. 60 коп.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Торговый порт Посьет" (далее - истец, АО "Торговый порт Посьет") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД", перевозчик, грузоперевозчик) о взыскании 6102312 руб. 60 коп. пеней за просрочку доставки груза железнодорожным транспортом.
Решением суда от 26.12.2023 иск удовлетворен частично: с ОАО "РЖД" в пользу АО "Торговый порт Посьет" взысканы 4468793 руб. неустойки и 53512 руб. расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ввиду действия моратория в спорный период, в удовлетворении иска по всем заявленным в иске накладным, отказать, в случае отклонения довода о моратории - в удовлетворении исковых требований на сумму 2156006,68 руб., отказать по доводам жалобы, в случае непринятия доводов - применить к взыскиваемой сумме положения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в размере 70%, и уменьшить размер взыскиваемой неустойки.
Заявитель жалобы утверждает следующее: вагоны по спорным отправкам были задержаны на станциях Нерюнгри-Грузовая, Нерюнгри-Пассажирская, Белогорск-2, Хани, Юктали, Беркакит, Скороводино, Тында Дальневосточной железной дороги по причине действия непреодолимой силы - введением на территории Тындинского муниципального округа и территории Амурской области чрезвычайной ситуации; представленные документы в полной мере обосновывают факт задержки, следовательно, срок доставки увеличивается на все время задержки на основании пункта 6.4 Правил, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245, Правила) и статьи 29 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 18-ФЗ, Устав железнодорожного транспорта, УЖТ, УЖТ РФ); судом дана неверная оценка доводам о том, что АО "Торговый порт Посьет" при расчете количества дней просрочки учтена задержка в пути следования по технической и коммерческой неисправностям вагонов по накладным NN ЭЧ408764 (основная ЭЦ862891), ЭЧ760889 (основная ЭЧ535709), ЭЧ160418 (основная ЭЦ814695); на отцепленные от маршрутной отправки вагоны срок доставки груза должен исчисляться, исходя из норм суточного пробега, установленного Правилами N 245, и расстояния от станции отправления до станции отцепки, и от станции отцепки до станции назначения; в рамках настоящего дела просрочка доставки груза по всем заявленным в иске накладным возникла с 10.08.2022 по 17.08.2022, и не подлежала взысканию в полном объеме в связи с действием моратория; относительно взыскиваемой неустойки следует применить ст. 333 ГК РФ по настоящему делу в размере не менее 70%, поскольку в данном деле имеются исключительные случаи, наличие которых является основанием для снижения неустойки.
Представитель истца, извещенного надлежащим образом о времени месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанного выше лица в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, представил для приобщения к материалам дела оригинал платежного поручения об уплате государственной пошлины.
Заслушав представителя лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в августе - сентябре 2022 года ОАО "РЖД" (перевозчик) приняло к перевозке грузы, которые доставлены грузополучателю АО "Торговый порт Посьет" по железнодорожным накладным N N ЭЦ476224, ЭЦ093713, ЭЧ312447, ЭЧ147571, ЭЧ193739, ЭЧ723882, ЭЧ772102, ЭЧ806782, ЭЧ805057, ЭЧ792196, ЭЦ193608, ЭЧ509382, ЭЧ509471, ЭЦ880480, ЭЧ312394, ЭЦ862891, ЭЧ312354, ЭЧ535709, ЭЧ147571, ЭЧ772102, ЭЧ399973, ЭЧ905292, ЭЧ905347, ЭЧ955109, ЭЦ193667, ЭЦ193642, ЭЦ395850, ЭЦ814695, ЭЧ666017, ЭЧ669515, ЭЧ539676, ЭЧ539716, ЭЧ827318, ЭЧ947254, ЭЧ955109 с просрочкой от 1 до 26 суток.
Посчитав, что грузоперевозчиком допущена просрочка в доставке, истец направил в его адрес претензии от 15.10.2022, от 17.10.2022 на уплату пеней за просрочку доставки груза, которые ответчиком оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 793 ГК РФ в случае ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную, в том числе, транспортными уставами и кодексами.
В силу статьи 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков установлены Правилами N 245, где также определены обстоятельства, которые могут служить основанием для увеличения срока доставки.
В соответствии со статьей 33 УЖТ РФ порожний грузовой вагон считается доставленным в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) порожний грузовой вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя в соответствии с настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании пункта 14 Правил N 245 грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения (при наличии договора) или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
ОАО "РЖД" по железнодорожным накладным N N ЭЧ408764 (ЭЦ862891), ЭЧ477011 (ЭЧ312354), ЭЧ477053 (ЭЧ312354), ЭЧ477072 (ЭЧ312354), ЭЧ477098 (ЭЧ312354), ЭЧ477273 (ЭЧ312354), ЭЧ477167 (ЭЧ312354), ЭЧ477189 (ЭЧ312354), ЭЧ477141 (ЭЧ312354), ЭЧ477218 (ЭЧ312354), ЭЧ760889 (ЭЧ535709), ЭЧ477168 (ЭЧ147571), ЭЧ477403 (ЭЧ147571), ЭЧ477331 (ЭЧ147571), ЭЧ477346 (ЭЧ147571), ЭЧ477079 (ЭЧ147571), ЭЧ477310 (ЭЧ147571), ЭЧ918258 (ЭЧ772102), ЭЧ918331 (ЭЧ772102), ЭЧ918377 (ЭЧ772102), ЭЧ918521 (ЭЧ772102), ЭЧ918551 (ЭЧ772102), ЭЧ918580 (ЭЧ772102), ЭЧ918643 (ЭЧ772102), ЭЧ918670 (ЭЧ772102), ЭЧ918721 (ЭЧ772102), ЭЧ918789 (ЭЧ772102), ЭЧ905292, ЭШ073651 (ЭЧ905292), ЭШ073653 (ЭЧ905292), ЭШ073655 (ЭЧ905292), ЭШ073656 (ЭЧ905292), ЭШ073664 (ЭЧ905292), ЭШ073657 (ЭЧ905292), ЭШ073658 (ЭЧ905292), ЭШ073659 (ЭЧ905292), ЭШ073662 (ЭЧ905292), ЭШ073663 (ЭЧ905292), ЭЧ905347, ЭШ073912 (ЭЧ905347), ЭШ073914 (ЭЧ905347), ЭШ073916 (ЭЧ905347), ЭШ073921 (ЭЧ905347), ЭШ073925 (ЭЧ905347), ЭШ073928 (ЭЧ905347), ЭШ073930 (ЭЧ905347), ЭШ073932 (ЭЧ905347), ЭШ073935 (ЭЧ905347), ЭШ073937 (ЭЧ905347), ЭШ073979 (ЭЧ905347), ЭШ073980 (ЭЧ905347), ЭШ073983 (ЭЧ905347), ЭШ073987 (ЭЧ905347), ЭШ073988 (ЭЧ905347), ЭШ073991 (ЭЧ905347), ЭШ178771 (ЭЧ955109), ЭЧ160418 (ЭЦ814695), ЭЧ741626 (ЭЧ666017), ЭЧ749667 (ЭЧ669515), ЭЧ827318, ЭШ002759 (ЭЧ827318), ЭШ002761 (ЭЧ827318), ЭШ002764 (ЭЧ827318), ЭЧ947254, ЭШ225212 (ЭЧ947254), ЭШ225215 (ЭЧ947254), ЭШ225218 (ЭЧ947254), ЭЧ955109, ЭШ178724 (ЭЧ955109), ЭШ178725 (ЭЧ955109), ЭШ178726 (ЭЧ955109), ЭШ178789 (ЭЧ955109), ЭШ178792 (ЭЧ955109), ЭЧ989864 ссылается на продление срока доставки в связи с обстоятельствами непреодолимой силы.
Как указано в пункте 6.4 Правил N 245 сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие обстоятельств, установленных частью первой статьи 29 УЖТ РФ.
Пунктом 7 Правил N 245 установлено, что о причинах задержки груза, порожних вагонов и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акты общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 N 45, и делаются отметки, предусмотренные Правилами заполнения перевозочных документов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 N 39.
Вагоны по спорным накладным были задержаны на промежуточных станциях Нерюнгри-Грузовая, Нерюнгри-Пассажирская, Белогорск-2, Хани, Юктали, Беркакит, Скороводино, Тында, ввиду действия непреодолимой силы на срок от 1 до 7 суток.
При этом ОАО "РЖД" в материалы дела представлены акты общей формы на начало и окончание задержки, а также итоговые акты общей формы, составленные на станциях назначения.
В большей части указанных накладных отсутствуют отметки о составлении актов общей формы, составленных по факту задержки вагонов на промежуточных станциях, что противоречит Правилам N 245.
Также в указанных актах содержатся ссылки на Распоряжение губернатора Амурской области от 07.08.2022 N 167-р "О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области", Распоряжение Администрации Тындинского муниципального округа Амурской области от 06.08.2022 N 456-р "О введении режима функционирования "Чрезвычайной ситуации" на территории Тындинского муниципального округа", Распоряжение Администрации Сковординского района Амурской области от 06.08.2022 N 958-р "О введении режима функционирования "Чрезвычайная ситуация", Постановление Главы муниципального района Могочинский район от 06.07.2022 N 334 "О введении режима функционирования "Чрезвычайная ситуация" на территории муниципального района "Могочинский район".
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 УЖТ РФ вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении; указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Между тем в указанный в актах общей формы в период задержки вагонов не имело место временное прекращение или ограничение погрузки по правилам статьи 29 УЖТ РФ.
Кроме того само по себе введение режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования или субъекта Российской Федерации без соответствующего распоряжения руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, не является основанием для задержки груза в пути следования, так как не подтверждает невозможность или ограниченность действия инфраструктуры в условиях ЧС.
Отсутствуют у суда и документы, подтверждающие факт и правомерность отцепки вагонов для устранения технической и коммерческой неисправностей.
Поскольку материалами дела подтверждается наличие просрочки в доставке груза по спорным накладным, суд верно посчитал требования о взыскания пеней в размере 6102312 руб. 60 коп., обоснованными.
Вместе с тем судом рассмотрено заявленное ответчиком ходатайство о снижении неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ, и с учетом правовой позиции пункта 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 7), Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 Определения от 21.12.2000 N 263-О, верно установлена возможность снижения суммы неустойки, исходя из принципа справедливости (принято во внимание, что ОАО "РЖД" в настоящее время в условиях сложившейся экономической ситуации, вызванной введением ограничительных мер со стороны недружественных стран, осуществляет функции главного в стране грузоперевозчика с долей в 85% от объема всех грузоперевозок без учета трубопроводного транспорта; грузопоток в большей степени переориентирован на восточное направление) по накладным, просрочка по которым составляет менее 9 суток, на 30 %; в отношении просрочки доставки груза по накладным, где просрочка составляет 9 и более суток, на 15 %.
Учитывая характер и продолжительность допущенного нарушения, а также принимая во внимание, что обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд пришел к правильному выводу о том, что соизмеримой с нарушенным интересом и способной в полной мере компенсировать потери истца, является неустойка в сумме 4468793 руб.
В связи с изложенным выше, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, так как решение суда вынесено при полном, всестороннем, объективном исследовании обстоятельств дела, представленных в дело доказательств, нормы материального права применены правильно.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, в том числе о необходимости применения моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022 (нарушение обязательств по перевозке грузов железнодорожным транспортом возникло после введения моратория), не содержат фактов, которые бы повлияли на законность и обоснованность решения суда либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Процессуальных нарушений, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26 декабря 2023 года по делу N А73-13476/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Т.Е. Мангер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13476/2023
Истец: АО "ТОРГОВЫЙ ПОРТ ПОСЬЕТ"
Ответчик: ОАО "РЖД"
Третье лицо: ОАО "РЖД"