город Ростов-на-Дону |
|
17 сентября 2019 г. |
дело N А53-10768/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя: представитель Кичак Е.А. по доверенности от 08.04.2019, паспорт;
от заинтересованного лица: представитель Горбанева Н.С. по доверенности от 09.01.2019, удостоверение;
от третьего лица: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2019 по делу N А53-10768/2019, принятое в составе судьи Андриановой Ю.Ю., по заявлению индивидуального предпринимателя Гайворонского Петра Николаевича (ИНН 611000232736, ОГРНИП 304611031600017) к Азово-Черноморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (ИНН 6164287579, ОГРН 1096164000019), при участии третьего лица: Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (ИНН 6163049444, ОГРН 1026103159378) об оспаривании отказа,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Гайворонский Петр Николаевич (далее - предприниматель, ИП Гайворонский П.Н.) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Азово-Черноморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее - АЧТУ Росрыболовства, управление) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на добычу вылова водных биоресурсов от 28.03.2019 N 3931.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области.
Решением от 05.07.2019 суд признал незаконным отказ Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в выдаче разрешения на добычу вылова водных биоресурсов, оформленный в виде письма от 28.03.2019 N 3931.
Суд обязал Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству повторно рассмотреть обращение индивидуального предпринимателя Гайворонского Петра Николаевича (ИНН 611000232736, ОГРНИП 304611031600017) на получение разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Суд распределил судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, АЧТУ Росрыболовства обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что правомерно отказало в выдаче разрешения на добычу (вылов) биологических ресурсов ИП Гайворонскому П.Н., у которого отсутствовал договор о предоставлении рыболовного участка.
Представитель Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель индивидуального предпринимателя Гайворонского Петра Николаевича в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным по доводам представленного отзыва.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (Министерство) и индивидуальным предпринимателем Гайворонским Петром Николаевичем (пользователь) заключен договор о закреплении квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов (раков) от 20.06.2018 N 61 (далее - договор), согласно которому Министерство предоставляет, а пользователь приобретает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства для осуществления добычи (вылова) раков в реке Сал с притоками в размере: 11,396% (пункт 1 договора). На основании договора пользователь осуществляет промышленное рыболовство во внутренних водных объектах в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 договора).
В силу пункта 7 договора, договор считается заключенным с 01.01.2019 и действует по 31.12.2033.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области от 18.01.2019 N 7 распределены квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов (раков) для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах Ростовской области на 2019 год, в том числе и предпринимателю в размере 11,396%.
Предприниматель обратился к Азово-Черноморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству с заявлением о выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Письмом от 28.03.2019 N 3931 управление отказало предпринимателю в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, указав, что промышленное рыболовство во внутренних водных объектах осуществляется на основании договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов и договора пользования рыболовным участком и поскольку заявителем представлен только один договор, то на основании подпункта "а" пункта 13 Правил оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2008 N 775, надлежит отказать в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Считая незаконным решение от 28.03.2019 N 3931, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 указанного Закона под рыболовством понимается деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Закона N 166-ФЗ под промышленным рыболовством понимается предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2008 N 775 утверждены Правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений (далее - Правила).
Согласно пункту 3 указанных Правил, выдача разрешений производится территориальными органами Федерального агентства по рыболовству на основании заявлений, представленных российскими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, а также иностранными пользователями с учетом требований, правил и ограничений рыболовства, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 13 Правил предусмотрены основания для отказа в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, согласно подпункту "а" которого таким основанием является несоответствие заявления и (или) порядка его подачи требованиям, установленным пунктами 8 - 10 настоящих Правил, а также правилами и ограничениями рыболовства, установленными законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов послужило отсутствие у заявителя договора пользования рыболовным участком.
Согласно пункту 2 статьи 19.1. Закона N 166-ФЗ промышленное рыболовство во внутренних водных объектах осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, на основании договоров, предусмотренных статьей 33.1 настоящего Федерального закона, а в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, - на основании договоров, предусмотренных статьей 33.4 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 3 статьи 19.1. Закона N 166-ФЗ установлено, что в случае утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечня рыболовных участков во внутренних водных объектах в соответствии с частью 5 статьи 18 настоящего Федерального закона в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, промышленное рыболовство во внутренних водных объектах осуществляется на основании договоров, предусмотренных статьями 33.1 и 33.3 настоящего Федерального закона, а в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, - на основании договоров, предусмотренных статьей 33.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2.1. статьи 33.1 Закона N 166-ФЗ для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах и прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов и договора о предоставлении рыбопромыслового участка, за исключением случаев, если осуществление указанных видов рыболовства допускается без предоставления рыбопромыслового участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33.3 Закона N 166-ФЗ по договору о предоставлении рыбопромыслового участка одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке.
При рассмотрении дела суд первой инстанции истребовал у Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области правовой акт, которым утвержден перечень рыболовных участков, выделенных во внутренних водах Российской Федерации (в бассейне реки Сал Ростовской области на 2019 год), доказательства согласования утвержденного перечня в порядке п. 5 ст. 18 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В представленных пояснениях Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области указало, что правовой акт, утверждающих перечень рыболовных участком, выделенных во внутренних водах Российской Федерации, не принимался и не согласовывался.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что поскольку перечень рыболовных участков не утвержден, при рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на 2019 год применению подлежит пункт 2 статьи 19.1 Закона N 166-ФЗ.
Таким образом, предпринимателю Гайворонскому П.Н. неправомерно отказано в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на 2019 год.
Решение Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 28.03.2019 N 3931 об отказе в выдаче разрешения на добычу вылова водных биоресурсов не соответствует требованиям закона и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует освоению закрепленной за ним договором от 20.06.2018 N 61 квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов (раков).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельные доводы управления о том, что оно правомерно отказало в выдаче разрешения на добычу (вылов) биологических ресурсов ИП Гайворонскому П.Н., у которого отсутствовал договор о предоставлении рыболовного участка.
Решение управления является незаконным на основании ст.ст. 198-201 АПК РФ.
АЧТУ Росрыболовства не опровергло возможность и необходимость применения в данном случае положений пункт 2 статьи 19.1 Закона N 166-ФЗ с учетом отсутствия утвержденного в установленном порядке на 2019 год перечня рыболовных участков.
В порядке восстановления нарушенных прав предпринимателя суд обоснованно обязал АЧТУ повторно рассмотреть обращение индивидуального предпринимателя Гайворонского Петра Николаевича (на получение разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
При этом суд учел, что не вправе подменять функции государственного органа.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 05.07.2019 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2019 по делу N А53-10768/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10768/2019
Истец: Гайворонский Петр Николаевич
Ответчик: АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО РЫБОЛОВСТВУ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Правительства Ростовской области