город Ростов-на-Дону |
|
20 марта 2024 г. |
дело N А53-25415/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Новик В.Л., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боровковой Е.С.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2023 по делу N А53-25415/2023
по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ОГРН 1056164000023 ИНН 6168002922)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска (ОГРН 1036150011204 ИНН 6150039880)
при участии третьих лиц: Администрации г. Новочеркасска; Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Новочеркасска
о взыскании задолженности, пени,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 358 923,73 руб., пени за период с 01.01.2021 по 14.12.2023 в сумме 109 738,94 руб., а также пени, начисленные исходя из суммы задолженности за период с 15.12.2023 по день фактической оплаты суммы задолженности (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2023 по делу N А53-25415/2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что надлежащим представителем муниципального образования город Новочеркасск по настоящему делу является администрация.
В отзыве на апелляционную жалобу истец считает решение суда законным и обоснованным, просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Ростовской области и осуществляет поставку электроэнергии, в том числе, потребителям, являющимся собственниками (правообладателями) жилых и нежилых помещений, находящихся в г. Новочеркасске Ростовской области.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" поставляет через присоединенную, сеть электрическую энергию в жилые помещения, по которым имеется неоплаченная задолженность за потребленную электрическую энергию по адресам: Ростовская область, г. Новочеркасск, пер. Заводской, д. 14, кв. 4; пр-кт Парковый, д. 7, кв. 25; пр-кт Парковый, д. 21, кв. 5/4; пр-кт Парковый, д. 21, кв. 7/4; ул. Жореса, д. 9/2, кв. 14; ул. Мацоты С.В., д. 34, кв. 516; ул. Мацоты С.В., д. 36а, кв. 5;
ул. Мацоты С.В., д. 81, кв. 18; ул. Мелиховская, д. 15, кв. 15/5; ул. Николаевой-Терешковой, д. 9, кв. 5/33; ул. Николаевой-Терешковой, д. 9, кв. 16; ул. Полевая, д. 10, кв. 7; ул. Свободы, д. 17, кв. 212; ул. Свободы, д. 17, кв. 220; ул. Свободы, д. 17, кв. 337; ул. Свободы, д. 17, кв. 404; ул. Свободы, д. 9, кв. 2; ул. Свободы, д. 9, кв. 4; ул. Свободы, д. 9, кв. 6; ул. Свободы, д. 9, кв. 19; ул. Свободы, д. 9, кв. 21;
ул. Свободы, д. 9, кв. 22; ул. Свободы, д. 9, кв. 26; ул. Свободы, д. 9, кв. 34;
ул. Свободы, д. 9, кв. 40; ул. Свободы, д. 9, кв. 45; ул. Свободы, д. 9, кв. 47;
ул. Свободы, д. 9, кв. 56; ул. Силикатная, д. 23, кв. 11; ул. Центральная, д. 7, кв. 13; ул. Юности, д. 7/20, кв. 12/2; ул. Юности, д. 7/20, кв. 14/1/3; ул. Юности, д. 7/20, кв. 24; ул. Юности, д. 9, кв. 12/9; ул. Юности, д. 11, кв. 24/3/4; ул. Украинская, д. 5, кв. 10; ул. Силикатная, д. 21, кв. 8; ул. Украинская, д. 5, кв. 6; ул. Мацоты С.В., д. 36а, кв. 6; ул. Атаманская, д. 28/78а, кв. 30; пр-кт Платовский, д. 128, кв. 5.
Задолженность подтверждается лицевыми картами потребителя, расчетами задолженности, выписками из ЕГРН, справками МУП "ЦТИ" г. Новочеркасска, актами проверки приборов учета, а также документами, содержащими информацию о показаниях приборов учета.
Согласно справкам МУП "ЦТИ" г. Новочеркасска и выпискам из ЕГРН вышеуказанные жилые помещения принадлежат на праве собственности КУМИ Администрации г. Новочеркасска.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" направлялись запросы в Управление Росреестра по Ростовской области, МУП "ЦТИ" г. Новочеркасска о собственниках (правообладателях) указанных выше жилых помещений. Согласно полученным ответам собственником жилых помещений является КУМИ Администрации г. Новочеркасска.
Задолженность ответчика перед истцом за период с мая 2020 года по февраль 2023 года составила 456660,99 руб.
С учетом принятых судом уточнений заявленных требований расчет задолженности за спорный период составил 358923,73 руб.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 2226-25/2501 от 22.02.2023 с требованием о погашении задолженности, которая была оставлена без ответа и удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом (потребителем) количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Отсутствие письменного договора энергоснабжения между сторонами не освобождает потребителя ресурса от обязанности оплатить фактически потребленную электрическую энергию.
При этом, отсутствие письменного договора энергоснабжения между сторонами не освобождает потребителя ресурса от обязанности оплатить фактически потребленную электрическую энергию.
Аналогичная правовая позиция относительно возможности взыскания стоимости потребленной энергии в отсутствие письменного договора изложена в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения".
Потребителем электроэнергии признается лицо, приобретающее электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (пункт 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442).
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ответчик несет расходы по содержанию жилых помещений муниципального жилищного фонда до их заселения, то есть пустующих объектов.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", жилой фонд, в силу прямого указания, относится к муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа и организация содержания муниципального жилищного фонда.
В соответствии со статьями 124 и 125 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять, права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно положениям статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В силу пункта 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Учитывая изложенное, КУМИ Администрации г. Новочеркасска обязан нести расходы по оплате электроэнергии по указанным в уточненном расчете адресам в спорный период.
Факт поставки электрической энергии в спорные жилые помещения комитетом не оспаривается.
Исходя из норм действующего законодательства - фактическое заселение квартир подтверждается - договором социального найма, либо ордером, выдаваемым гражданину на основании решения о предоставлении жилого помещения, являвшимся ранее в соответствии с нормами ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшим до 01.03.2005, единственным основанием для вселения в предоставленное жилищное помещение.
Таким образом, в отсутствие надлежащих доказательств передачи жилых помещений по договорам социального найма, бремя содержания собственника имущества лежит на ответчике, как на собственнике муниципального имущества.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации комитетом не представлены доказательства, подтверждающие передачу жилых помещений третьим лицам.
Из материалов дела следует, что указанные в уточненном расчете от 14.12.2023 помещения принадлежат на праве собственности КУМИ Администрации г. Новочеркасска, что подтверждается выписками из ЕГРН, справками МУП "ЦТИ" г. Новочеркасска, согласно которым спорные помещения числятся за ответчиком.
На основании вышеизложенных обстоятельствах, требование о взыскании задолженности за период с мая 2020 года по февраль 2023 в размере 358923,73 руб. подлежит удовлетворению в полном объеме.
В связи с несвоевременной оплатой ответчиком поставленной электроэнергии истец начислил и предъявил к взысканию с ответчика пени за период с 01.01.2021 по 14.12.2023 в размере 109738,94 руб. (уточненные требования), пени по день фактической оплаты задолженности.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Представленный истцом расчет пени судом проверен и признан арифметически и методологически верным. Арифметическая правильность расчета пени комитетом не оспорена (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, что по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Руководствуясь вышеуказанным постановлением, сумма пени, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца, составляет 109738,94 руб., рассчитанная за период с 01.01.2021 по 14.12.2023 с последующим начислением пени от невыплаченной в срок суммы задолженности 358923,73 руб. в соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, начиная с 15.12.2023, по день фактического исполнения обязательства.
Аналогичная правовая позиция изложена по делу N А53-40736/2022.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2023 по делу N А53-25415/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-25415/2023
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВОЧЕРКАССКА
Третье лицо: Администрация г. Новочеркасска, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г.Новочеркасска