г. Владивосток |
|
21 марта 2024 г. |
Дело N А24-2642/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционные производства N 05АП-7632/2023, 05АП-7846/2023
на решение от 07.11.2023
судьи В.М. Тюшняковой
по делу N А24-2642/2023 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 2723020115, ОГРН 1072723005079)
к администрации Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования г. Вилючинска Камчатского края (ИНН 4102002396, ОГРН 1024101224828);
третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), акционерное общество "Оборонэнерго" (ИНН 7704726225, ОГРН 1097746264230) в лице территориального отдела Филиал "Камчатский"
о признании недействительным постановления от 12.04.2023 N 322 в части установления публичного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 41:02:0000000:5.
при участии:
от Минобороны РФ: представитель Полушко М.Л. (при участии онлайн) по доверенности от 06.10.2022, сроком действия до 27.09.2024, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 1165), паспорт;
от ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны РФ: представитель Фирсова С.Ю. по доверенности от 05.04.2023, сроком действия 1 год, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 12054), служебное удостоверение.
от администрации Вилючинского г.о. закрытого административно-территориального образования г. Вилючинска Камчатского края, АО "Оборонэнерго" в лице территориального отдела Филиал "Камчатский": не явились, о извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к администрации Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования г. Вилючинска Камчатского края (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным постановления от 12.04.2023 N 322 в части установления публичного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 41:02:0000000:5.
Определением от 10.07.2023 суд в порядке статьи 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минбороны России), акционерное общество "Оборонэнерго" (ИНН 7704726225, ОГРН 1097746264230) в лице территориального отдела Филиал "Камчатский" (далее - АО "Оборонэнерго" в лице территориального отдела Филиал "Камчатский", Камчатский филиал АО "Оборонэнерго", Общество).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 07.11.2023 в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель и Минобороны России обратились с апелляционными жалобами в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которых просят решение суда от 07.11.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Минобороны России указывает, что поскольку на спорном земельном участке находятся здания, сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженных Сил РФ, то в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) участок является изъятым из оборота. В связи с тем, что спорный земельный участок имеет особый режим использования, определенный земельным законодательством, установление публичного сервитута в отсутствие согласия уполномоченного органа исполнительной власти является незаконным.
ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России по тексту апелляционной жалобы ссылается на то, что спорный земельный участок исходя из фактического использования в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ изъят из оборота. Полагает, что в таком случае установление сервитута в отношении изъятого из оборота земельного участка невозможно. Также выражает несогласие с доводом суда первой инстанции о том, что границы земельного участка с кадастровым номером 41:02:000000:5 фактически совпадают с населенным пунктом г. Вилючинск. Однако, указанный город является закрытым административно-территориальным образованием, специальные условия проживания на котором регламентированы Законом РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".
Определения Пятого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесены 14.12.2023 и 21.12.2023 и размещены в информационной системе "Картотека арбитражных дел" по адресу: http://kad.arbitr.ru в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.
Определениями суда от 29.01.2024 и 29.02.2024 рассмотрение апелляционных жалоб откладывалось.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания администрация Вилючинского г.о. закрытого административно-территориального образования г. Вилючинска Камчатского края, АО "Оборонэнерго" в лице территориального отдела Филиал "Камчатский" явку своих представителей в суд не обеспечили. Жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Представители апеллянтов в судебном заседании доводы своих жалоб поддержали в полном объеме. Решение суда первой инстанции просили отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В представленных в материалы дела письменных возражениях администрация Вилючинского городского округа с доводами апелляционной жалобы не согласилась. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 41:02:0000000:5, общей площадью 9045719 кв.м., расположенный по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, район оз. Ближнего, оз. Дальнего; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для несельскохозяйственного назначения (запись в ЕГРН от 31.01.2018 N 41:02:0000000:5-41/001/2018-2).
Согласно записи ЕГРН от 18.01.2017 N 41:02:0000000:5-41/001/2017-1, собственником (правообладателем) указанного земельного участка является Российская Федерация.
22.02.2023 АО "Оборонэнерго" в лице территориального отдела Филиал "Камчатский" обратилось с письмом N КМЧ/100/448 к Главе Вилючинского городского округа с ходатайством об установлении публичного сервитута для использования земельных участков и земель, в том числе названного выше участка с кадастровым номером 41:02:0000000:5, в целях исполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта "Комплекс многоквартирных домов в жилом районе Приморский города Вилючинск Камчатского края" к электрическим сетям филиала "Камчатский" АО "Оборонэнерго", в рамках исполнения договора от 24.10.2014 N 153-КМЧ-2014, сроком на 1 год, на время строительства.
В приложенном к указанному письму ходатайстве в качестве обоснования необходимости установления публичного сервитута 2023 АО "Оборонэнерго" в лице территориального отдела Филиал "Камчатский" указало следующее: исполнение мероприятий по технологическому присоединению объектов строительства и реконструкции коммунальной инфраструктуры города Вилючинска, Камчатского края, согласно договору от 24.10.2014 N 153.
На основании вышеуказанного ходатайства 12.04.2023 администрацией Вилючинского городского округа в лице ее Главы вынесено постановление N 322, согласно пунктам 1, 1.1 которых установлен публичный сервитут сроком на один год в рамках строительства объектов электросетевого хозяйства, необходимых для организации электроснабжения и теплоснабжения объекта "Комплекс многоквартирных домов в жилом районе Приморский Вилючинска Камчатского края в частности, в отношении, части земельного участка с кадастровым номером 41:02:0000000:5, место положение: Камчатский край, г. Вилючинск, район оз. Ближнего, оз. Дальнего; площадью 1155.38 кв.м; вид разрешенного использования - для несельскохозяйственного назначения; категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Полагая, что публичный сервитут невозможен ввиду изъятия из оборота спорного земельного участка, а также что его установление допущено администрацией с нарушением требований действующего законодательства, без учета предусмотренных законом ограничений в использовании земельных участков Вооруженных Сил Российской Федерации, ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании постановления незаконным, в части спорного земельного участка в порядке главы 24 АПК РФ.
Исследовав и оценив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, возражений на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда, удовлетворения апелляционных жалоб на основании следующего:
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) предусмотрено статьей 274 ГК РФ, согласно пункту 1 которой сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Согласно пункту 1 статьи 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут) (пункт 2 статьи 23 ЗК РФ).
Таким образом, установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 N 680-О-О).
Конституционный Суд Российской Федерации также указывал на то, что статья 274 ГК РФ направлена на поддержание баланса между интересами собственника земельного участка и нуждами других лиц, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 510-О-О, от 24.09.2012 N 1562-О, от 02.07.2013 N 1046-О).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года, указано, что согласно статье 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 года) согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
В силу пункта 3 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается в соответствии с положениями ЗК РФ.
В силу подпункта 8 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 данного Кодекса.
Согласно пункту 18 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.
К нормам главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации относятся положения статей 39.37 - 39.50 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.37 ЗК РФ установлено, что строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 39.39 ЗК РФ).
Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок (пункт 4 статьи 39.39 ЗК РФ).
С ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, осуществляющая строительство, реконструкцию инженерного сооружения, являющегося линейным объектом, капитальный ремонт его участков (частей), реконструкцию, капитальный ремонт его участков (частей) в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства (подпункт 1 статьи 39.40 ЗК РФ, в редакции действовавшей на день вынесения оспариваемого постановления).
Подпунктами 2 и 3 пункта 2 статьи 39.41 ЗК РФ предусмотрено, что в обоснование необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены: реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения, в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства, реконструкции инженерного сооружения, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных инженерного сооружения, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных инженерного сооружения, не требуется разработка документации по планировке территории; реквизиты решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции указанного инженерного сооружения.
В силу пункта 2 статьи 39.42 ЗК РФ, в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, указанных в пунктах 1, 2, 4 и 5 статьи 39.37 настоящего Кодекса, органом, уполномоченным на установление публичного сервитута, обеспечивается выявление правообладателей земельных участков в порядке, предусмотренном пунктами 3 - 8 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 39.43 ЗК РФ, орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении.
Из вышеприведенных норм права и соответствующих разъяснений высших судов следует, что публичный сервитут является специальной процедурой, проводимой в строго определенных целях и для нужд местного населения, то есть в интересах неопределенного круга лиц. Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Общая специфика публичных сервитутов заключается в том, что их установление обусловлено не интересами конкретного собственника земельного участка, а общественными интересами (социальными потребностями) и не связано непосредственно и исключительно с нуждами соседнего земельного участка.
Как следует из материалов дела, в рамках поручений Президента Российской Федерации от 17.04.2013 N Пр-863, от 12.10.2014 N Пр-2403 и пункта 2 Протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 30.09.2013 N ДК-П9-204пр "Об исполнении поручений Президента Российской Федерации от 17.04.2013" Правительству Камчатского рая совместно с администрацией ЗАТО г. Вилючинск поручено обеспечить расселение граждан, утративших связь с Минобороны России, из многоквартирных домов подлежащих сносу для подготовки земельных участков под строительство служебного жилья для военнослужих.
Постановлением администрации Вилючинского городского округа от 11.07.2014 N 874 утверждена документация по планировке территории "Жилого микрорайона "Северный-2" в городе Вилючинске Камчатского края, основаним для подготовки которой явилась долгосрочная целевая программа "Развитие застроенных и освоение новых территорий поселений Камчатского края в целях строительства в 2012-2020 годы", утверждённая постановлением Правительства Камчатского края от 23.07.2012 N 326-п; долгосрочная муниципальная целевая программа "Комплексное благоустройство Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатского края на 2012-2016 годы".
24.10.2014 между ОАО "Оборонэнерго" и администрацией Вилючинского городского округа заключен договор N 153-КМЧ-2014 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по индивидуальному проекту (ТУ N 06/14), согласно условиям которого сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя планируемых к строительству объектов строительства и реконструкции коммунальной инфраструктуры, в том числе, строительство жилого микрорайона "Северный-2" в составе: девять многоквартирных домов, общеобразовательная школа на 600 мест, объекты соцкультбыта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основанием для установления администрацией публичного сервитута в отношении спорного земельного участка послужило ходатайство АО "Оборонэнерго" об установлении публичного сервитута в целях технологического присоединения объекта "Комплекс многоквартирных домов в жилом районе Приморский города Вилючинск Камчатского края" к электрическим сетям. Следовательно, потребность установления публичного сервитута обусловлена необходимостью обеспечения нужд населения города Вилючинска.
При этом с учетом указанных выше норм права, администрация наделена соответствующим правом оформить публичный сервитут на части земельных участков независимо от формы собственности на земельные участки в целях эксплуатации уже существующих объектов и объектов, которые подлежат постройки.
Коллегией установлено и апеллянтами не опровергнуто, что ходатайство общества оформлено в соответствии с требованиями статьи 39.41 ЗК РФ и содержало все сведения и прилагаемые к нему документы, необходимые для установления публичного сервитута.
Таким образом, в рассматриваемом случае основанием для издания оспариваемого постановления об установлении публичного сервитута явилось его соответствие документации по планировке жилого микрорайона "Северный-2" в городе Вилючинске Камчатского края, утвержденной постановлениями администрации Вилючинского городского округа от 11.07.2014 N 874 "Об утверждении документации по планировке территории" и от 12.11.2019 N 1074 "Об утверждении документации по внесению изменений в документацию по планировке территории "Жилого микрорайона "Северный-2" в городе Вилючинске Камчатского края", а также наличие договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по индивидуальному проекту от 24.10.2014 N 153-КМЧ-2014.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что публичный сервитут установлен на спорный земельный участок с кадастровым номером 41:02:0000000:5 в соответствии с главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылки апеллянтов на то, что земельный участок с кадастровым номером 41:02:0000000:5 изъят из оборота, в связи с чем публичный сервитут не может быть установлен, отклоняются коллегией, как основанные не неверном толковании норм права.
В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ к изъятым из оборота отнесены, в частности, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами). Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 2 статьи 27 Кодекса).
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 12.10.2010 N 3199/10 по делу N А57-1017/09-5, от 28.06.2011 N 18260/10 по делу N А60-60572/2009-С10 сформулирована правовая позиция, согласно которой при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности.
Соответственно, если установленный вид разрешенного использования земельного участка не подразумевает использование такого участка исключительно в целях обороны и безопасности (не свидетельствует о размещении на таком участке объектов, указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ), то об ограниченности в обороте (изъятии из оборота) земельного участка может свидетельствовать его фактическое использование в указанных целях (нахождение на нем вышеуказанных объектов).
Из сведений, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, относительно вида разрешенного использования спорного земельного участка не следует, что рассматриваемый в настоящем споре участок предназначен исключительно для обеспечения обороны и безопасности.
Доказательства, свидетельствующие, что установление публичного сервитута в отношении спорного участка может повлечь ограничения в использовании расположенных объектов военной инфраструктуры или создаст угрозу их безопасности, в материалах дела отсутствуют. Также в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующие о нахождении на спорном земельном участке с кадастровым номером 41:02:0000000:5 каких-либо находящихся в федеральной собственности зданий, сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Кроме того, судом установлено, что границы спорного земельного участка фактически совпадают с границами населенного пункта города Вилючинска, что свидетельствует о несостоятельности доводов заявителя об изъятии земельного участка из оборота.
В этой связи данный земельный участок не может быть отнесен к участкам, изъятым из оборота.
По обоснованному выводу суда первой инстанции, действующее земельное законодательство не предусматривает запрет на установление публичного сервитута в отношении земельного участка, переданного в постоянное бессрочное пользование Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, установленный постановлением администрации Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования г. Вилючинска Камчатского края от 12.04.2023 N 322 в части установления публичного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 41:02:0000000:5 не противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление администрации является законным и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, доводы апелляционных жалоб не нашли своего подтверждения, по сути, повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции, ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционным жалобам не рассматривался, поскольку заявители жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 07.11.2023 по делу N А24-2642/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Понуровская |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2642/2023
Истец: федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: администрация Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования г. Вилючинска Камчатского края
Третье лицо: АО "Оборонэнерго" в лице территориального отдела "Филиал Камчатский", Министерство обороны Российской Федерации